Час Мужества
Час Мужества
«Солдат войны не выбирает…»
Об участниках боевых действий в Афганистане и Чечне, о моряках с подводной лодки «Курск»
Цель: сформировать представление о долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.
Ход мероприятия
- Организационный момент
- Вступительное слово учителя
Не раз наша страна стояла на краю гибели, и каждый раз воины, солдаты – все защитники Отечества вставали на его защиту и спасали Россию.
Одна из самых противоречивых страниц нашей истории – война в Афганистане.
- Основное содержание мероприятия.
Представление презентации «Солдат войны не выбирает…»
1. Война в Афганистане
1-й чтец. После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. В 1973 году в Афганистане была свергнута монархия. В результате переворота к власти пришел брат последнего монарха. 27-28 апреля 1978 г. он был свергнут и убит. Этот военный переворот стал прологом к многолетней кровопролитной войне, продолжавшейся в Афганистане целых десять лет.
2-й чтец. И вот 12 декабря 1979 год. На заседании Политбюро ЦК КПСС было единогласно принято решение – ввести советские войска в Афганистан. 25 декабря в 15. 00 начался ввод войск. Первые погибшие появились уже через 2 часа. Так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить! Помнить, чтобы не повторить!
1-й чтец. Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе.
Есть великое право: забывать о себе.
Есть высокое право: пожелать и посметь!
Стала вечною славой мгновенная смерть.
Классный руководитель: В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах. Это отразилось в письмах солдат.
Давайте послушаем отрывки из писем солдат, которые погибли на суровой афганской земле. Письма, которые отражают их чувства, мысли.
2-й чтец. «Нинушка, дорогая! Прости, что сразу не сказал тебе всей правды. Никак язык не поворачивался… Я ведь знаю, какая ты у меня, реветь постоянно будешь. В общем, завтра мы убываем в Афганистан…» (Казаков Анатолий Евгеньевич). Он погиб на 12 день пребывания в Афганистане.
1-й чтец. «…Сейчас стоим в г. Кимише. Ночью службу несем, а днем наш взвод сооружает для себя бассейн. Воды здесь много, только пить ее страшно…Мама, все цветет, трава, как у нас, зеленая, а какие здесь маки! Я пошлю тебе. По ночам вспоминаю свой дом, край свой…» (Бобров Евгений Петрович). Ему оставалось жить чуть больше месяца.
2-й чтец. «Мама, еще раз тебя прошу, не переживай, ничего страшного со мной не случится. Ведь я везучий и попал в хорошее место!» (Гальченко Сергей Васильевич). В Афганистан он прибыл 20 июня 1982 года, 22 июня написал письмо, а уже 28 июня его отправили домой в цинковом гробу.
1-й чтец. Много для солдат значила дружба, друзья и появились такие строки:
На суровой земле афганской
Под чужим неласковым небом
Родилась наша крепкая дружба,
Что в бою выручала не раз.
2-й чтец Трудной была война… Душманы вскоре получили и освоили новейшее вооружение – вплоть до ракетных установок.
Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой,
Человеку было 20 лет.
Над лесным ручьем он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток.
Кто его посмеет обвинить,
Если будет он в бою жесток?
1-й чтец. Мужество – это не мода,
Скорая, быстротечная,
Мужество – суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная.
Если зернышко смелости
С почвой подружится.
Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества.
Классный руководитель: У солдат возникал вопрос: зачем мы здесь? И постоянно приходило понимание того, что этот мир, живущий по особенным законам, нужно оставить его в покое, дать возможность решить все проблемы самостоятельно, не влезая «в чужой монастырь со своим уставом». Это была своеобразная война, и иноземцы оказались в ней явно лишними, сыграв отнюдь не умиротворяющую роль, как это изначально планировалось.
15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…»
2. Война в Чечне
Классный руководитель: Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне.
2-й чтец.
Я только раз видел рукопашный,
Раз наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
1-й чтец. В Чечне шла война против вооруженного народа. Чеченские вооруженные формирования состояли из трех частей: это собственно вооруженные формирования Дудаева. Это армия, хорошо обученная, профессиональная и хорошо вооруженная.
Вторая часть – подразделения народного ополчения. Они также хорошо вооружены и имеют профессиональных командиров. Но солдаты в этих подразделениях в основном крестьяне. Третья часть разрозненные, но многочисленные народные мстители. Это так называемые вольные стрелки.
Классный руководитель: Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. По-разному мы к ней относимся. Но все мы единодушны в утверждении: «Не должны гибнуть там наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал».
К бессмертному подвигу не как на вершину идут, от ступени к ступени, к бессмертью взлетают, подобно пылающим птицам, себя целиком отдавая, а не по частицам.
3. Трагедия на АПЛ «Курск»
Классный руководитель: 12 августа 2000 г. всех нас потрясло сообщение: «Атомная подлодка «Курск» залегла на дно Баренцева моря, и всплыть самостоятельно не может».
Крейсер «Курск» спущен на воду в 1994 г. , в строю с 20 января 1995 года.
Вооружение: 24 крылатых ракеты комплекса «Гранит», всего 28 торпед. Два атомных реактора. 10 отсеков. Построен в Северодвинске. На борту находилось 118 человек.
…И если пенные объятья
Назад не пустят ни на час
И ты в конверте за печатью
Получишь весточку о нас –
Не плачь, мы жили смело,
Умели храбро умирать
Ты на штабной бумаге белой
Об этом можешь прочитать.
Переживи внезапный холод,
Полгода. Замуж не спеши,
А я останусь вечно молод
Там, в тайниках твоей души.
А если сын родится вскоре
Ему одна стезя и цель,
Ему одна дорога – море,
Моя могила и купель.
1-й чтец. Хроника гибели АПЛ «Курск»
День первый. 12 августа 2000г.
Почти 30 кораблей и подводных лодок Северного флота находились на учениях в Баренцевом море, в их числе «Курск». Он обнаруживает в районе патрулирования учебную цель и ложится на боевой курс, чтобы атаковать ее. После доклада командира подлодки руководителю учений о готовности к атаке, связь с подлодкой оборвалась. На гидроакустиках кораблей был зафиксирован шум взрыва, его приняли за пуск торпед.
2-й чтец.
День второй. 13 августа 2000г.
Связи с «Курском» по-прежнему нет. На поиски направляется группа кораблей во главе с командующим. Учения, задуманные как парадный рапорт президенту о готовности флота возродить боевое патрулирование в Средиземном море, завершились аварией на подводной лодке.
1-й чтец
День третий. 14 августа 2000 г.
Кораблям, прибывшим в район бедствия, поступает приказ перейти на режим полного молчания – только по звукам со дна моря удалось установить, где находится подлодка. От иностранной помощи руководство отказывается.
2-й чтец.
День четвертый. 15 августа 2000 г.
Первая попытка спасательного глубоководного аппарата состыковаться с АПЛ «Курск» закончилась неудачей из-за сильного шторма в районе аварии.
Возникают аварийные ситуации и угроза жизней спасателей. Но работы по спасению ни на минуту не прерываются. Оставшиеся в живых члены экипажа дают о себе знать, перестукиваясь в отсеках. В Мурманск со всей страны начинают прибывать родственники матросов и офицеров. Наконец-то российское руководство принимает предложения других стран о помощи.
Классный руководитель: О сколько подвигов на свете.
Они уже в преданья отошли.
Из уст в уста их повторяют дети
На всех материках большой земли.
И будут повторять из уст в уста,
И в каждом это подвиге незрима
Своя и глубина, и высота,
И красота своя неповторима,
Но из всего того, о чем мы слышим,
И из того, что мы вершим пока,
Солдатский подвиг я считаю высшим
И самым бескорыстным на века.
1-й чтец
День пятый. 16 августа 2000 г.
Спасательная операция продолжается. Погодные условия остаются сложными. Подлодка «Курск» признаков жизни уже не проявляет.
2-й чтец
День шестой. 17 августа 2000 г.
Для участия в спасательных работах Норвегия направляет глубоководных водолазов. Точной информации о том, кто находится на подводной лодке и списков военных до сих пор нет.
1-й чтец
День седьмой. 18 августа 2000 г.
Впервые официально сообщают, что на АПЛ «Курск» могут быть жертвы. Большая часть экипажа находилась в зоне аварии. Система регенерации кислорода на подлодке сейчас уже не работает. Опубликованы списки членов экипажа.
1-й чтец
День восьмой. 19 августа 2000 г.
Начальник штаба от имени Северного флота делает заявление: на борту лодки в живых не осталось никого.
Слово учителя: Нигде нет такого равенства перед судьбой, как на подводной лодке. Либо все побеждают, либо все умирают.
Странно! От чего это небо синее?
Странно!
Почему солнце вниз не валится?
Улицы бегут – яркие, красивые, -
Жизнь продолжается…
Жизнь!
Но только там волны плещут серые.
Жизнь!
Ее там нет – списки дали полные.
Все лежит на дне – молодые, смелые,
Вольные, вольные.
А на берегу – лица побелелые,
А на берегу – души разрываются,
А на берегу – жизнь осиротелая.
Мается, мается.
Рана стометровая,
Мука стопудовая –
Баренцево море.
Господи всемилостный!
Как же это вынести?
Нету края горю!
Служение Отечеству – самое благородное дело. Профессия воина, защитника всегда считалась почетной на Руси.
Метки: Внеклассная работа