Интегрированный урок МХК, литературы и английского языка в 10 классе «И погружен мечтой в былое, вижу вновь я Величье рыцарства и блеск Средневековья». (Западноевропейская художественная культура Средневековья)
Интегрированный урок МХК, литературы и английского языка в 10 классе «И погружен мечтой в былое, вижу вновь я Величье рыцарства и блеск Средневековья». (Западноевропейская художественная культура Средневековья)
Цели и задачи: исследовать произведения западноевропейской художественной культуры с целью выявить справедливость оценки Средневековья, данной писателями гуманистами XV– XVI вв. ; установить взаимосвязь между архитектурой и литературой Англии, выяснить причины распространения рыцарства в Западной Европе, особенности письменной английской литературы этого периода, ее влияния на художественную культуру страны.
Содержание
1. Вступительное слово учителя МХК.
Наш урок я хочу начать с упоминания имени патриарха Всея Руси Алексия Второго, с которым недавно простился весь мир. Мы стали свидетелями того как едины были верующие разных стран и народов в проявлении уважения к человеку, посвятившему себя служению идеалам веры, добра, милосердия, терпения. Этот факт наглядно убеждает в том, что, несмотря на существующие различия в церковной и соответственно культурной практике, исходные ценности христианской религии всегда были едины. На предыдущем уроке мы говорили о художественной культуре православной традиции, а сегодня, продолжая знакомство с эпохой Средневековья, обратимся к западноевропейской художественной культуре средневекового искусства католической традиции, сформировавшей основу национальных художественных культур многих современных европейских государств, в частности Англии, поэтому мы проводим интегрированный урок МХК и английского языка. Запишем тему урока в тетради.
– Французский поэт XIX века Т. Готье писал:
В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю средневековым.
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,
Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах.
Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывает мне…
И погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск Средневековья.
Перевод А. Эфрон
Однако писатели – гуманисты XV-XVI вв. называли Средние века «темной ночью», «эпохой умственного застоя». Цель нашего урока – выяснить, справедливо ли это мнение, или все-таки прав Т. Готье отметив в стихотворении «величье рыцарства и блеск Средневековья».
Предполагаемый ответ: правы писатели-гуманисты либо они ошибаются и тогда прав Т. Готье. (Гипотеза исследования).
– В Средние века архитектура становится главным видом искусства, подчиняющим себе другие виды. В ней традиционно выделяют два стиля: романский (X-XII вв. ) и готический (XIII-XV вв. ). Откроем учебник на странице 149, прочитаем материал о романском искусстве ( предпоследний и последний абзацы) и ответим на вопрос: какой христианский идеал существовал в романском искусстве?
– Архитектурный облик Средневековья трудно представить без феодального замка, являющегося неотъемлемой частью средневекового образа жизни. Послушаем сообщение о замке феодала и подумаем: каково же предназначение этого сооружения?
2. Сообщение ученика о замке феодала.
В это время в архитектуре получил распространение романский стиль. Романские сооружения разбросаны по всей Европе, символом этого стиля можно считать укрепленный замок феодала, который служил убежищем в период нескончаемых войн. Замок обычно возводился на вершине скалистого холма или горы, над рекой или у моря. Он окружался рвом, через который перекидывали подъемный мост, ведущий к воротам. Монолитные стены крепости увенчивались зубцами, башнями и бойницами. В центре замкового комплекса была самая крупная башня– донжон– убежище феодала.
Замок феодала – это не только жилище феодала, оборонительное сооружение, но и своеобразный центр культуры. В замке проходили рыцарские турниры, устраивались состязания певцов и музыкантов, выступали бродячие актеры.
– Каково же предназначение этого сооружения? Ответить на этот вопрос поможет и материал учебника на странице 150.
3. Учитель МХК.
В XI-XII веках у разных народов Европы сложилась письменная литература на родном языке.
Средневековый эпос разнообразен. У французов огромной популярностью пользовались поэмы, рассказывающие о событиях времен Карла Великого, в Германии результатом поэтической переработки старинных героических песен стала эпопея «Песнь о нибелунгах», среди кельтских сказаний выделяется поэма о рыцаре Парцифале (Парсифале), отправившегося на поиски Святого Грааля – чаши с кровью распятого Спасителя, в Англии – баллады о Робин Гуде.
Кто же такой Робин Гуд? Слово учителю английского языка.
4. Учитель английского языка.
Сообщение о Робин Гуде на англ. языке.
5. Учитель МКХ.
Какие черты характера Робина определили его исключительность и позволили ему стать лидером?
6. Учитель англ. яз.
Прочитаем балладу «Робин Гуд и король».
7. Учитель МКХ.
Каким предстает перед нами Робин Гуд как герой народной баллады?
При всей непохожести сюжетов в европейском эпосе разных народов много общего. В нем превозносились смелость, преданность долгу, бескорыстное служение родине и сюзерену, способность отдать жизнь во имя идеи. Причудливо переплетаются реальные исторические события, картины рыцарского и придворного быта, фантастические образы, почерпнутые из народных преданий.
Приоритетными стали темы, воспевающие высоту духовного подвига и нравственные идеалы, отвечающие христианским заповедям. Не случайно именно в этот период и появились рыцари. А как возникло рыцарство, например, в Англии?
8. Учитель англ. яз.
Историческая справка об английских рыцарях (синхронный перевод).
9. Учитель МКХ.
Рыцарь, закованный в латы, тяжелым ударом разящий врага, стал героем письменной литературы. Английский писатель Средневековья Томас Мелори обратился именно к рыцарской теме не случайно. Познакомимся с его творчеством.
10. Сообщение на русском языке о Томасе Мелори.
11. Слово учителю англ. яз. , проводится аудирование.
12. Учитель МКХ.
Царицей словесности стала поэзия, в которой рыцари были далеко не единственными ее героями. Прекрасной Даме, которой поклонялся рыцарь, он посвящал свои стихи и песни, воспевал красоту и добродетели своей избранницы (обычно знатной дамы или даже королевы). Ради возлюбленной рыцарь совершал свои подвиги, с ее именем на устах сражался он на военных турнирах. Предлагаем вашему вниманию фрагмент фильма, в котором воссоздана атмосфера рыцарского турнира. Это современное видение рыцарского поединка, колорит эпохи передан и благодаря воспроизведению места действия, одежды рыцарей, их снаряжения и экипировки.
Послушаем сообщение о любовной рыцарской поэзии, в учебнике этот материал вы найдете на страницах158-159.
13. Сообщение о любовной рыцарской поэзии.
С ростом городов и развитием светской замковой культуры все большее значение приобретает любовная рыцарская поэзия, получившая название куртуазной (что означает придворной). В ней воспевалась Прекрасная Дама, которой поклонялся рыцарь.
Поразительно, что изысканная куртуазная поэзия зародилась в среде рыцарей, еще совсем недавно невежественных вояк, круг интересов которых не выходил за пределы быта, оружия, крестовых походов. Превращению грубых крестоносцев в придворных аристократов способствовала новая система воспитания: молодых людей стали обучать не только военному делу, но и красивой и правильной речи, стихотворному искусству, танцам, игре на музыкальных инструментах, обходительным манерам и правилам хорошего тона. Все это и составило куртуазность, сложившуюся в XI веке.
14. Учитель МХК.
Итак, любовная рыцарская поэзия, героиней которой стала Прекрасная Дама, привлекала к себе поэтов и в более поздние века. Так, например, Альфред лорд Теннисон, английский поэт, живший в 19 веке, использовал этот средневековый образ в своем творчестве. Слово учителю английского языка.
15. Презентация о Теннисоне на русском языке, рассказ на английском языке.
16. Учитель англ. яз.
Представляем вашему вниманию стихотворение Теннисона о леди Вивьен.
17. Чтение стихотворения «Леди Вивьен».
18. Учитель МХК.
Что вы можете сказать о героине этого стихотворения?
19. Предполагаемый ответ ученицы.
Понятно, что героиня названа в заглавии стихотворения, однако, наряду с этим мы можем сказать, что подлинной героиней является куртуазная любовь – трепетное обожание, возвышенное, тайное и лишенное взаимности чувство. В любовном томлении по недосягаемому идеалу поэт находит особую прелесть, очарование, умножающее полноту жизни и дарующую вдохновение.
Подведение итогов.
1. Учитель МХК.
Наряду с художественной культурой православной Руси, в католическом православном мире набирала силу вторая ветвь христианской традиции. Мы познакомились с светским искусством европейского Средневековья, в результате мы должны сейчас согласиться с определением или опровергнуть мнение писателей– гуманистов, назвавших Средние века «эпохой умственного застоя», «темной ночью» или выразить свою солидарность с точкой зрения Т. Готье о «о величье рыцарства и блеске Средневековья».
Предполагаемый ответ.
Нет, произведения искусства, к которым мы сегодня обратились, убедили нас в том, что средневековая культура внесла свой вклад в развитие мировой художественной культуры и заняла в ней почетное место. Художественная культура Средних веков в большей степени подчеркивала духовную сущность человека, его суровый аскетический облик, это важнейший этап художественного развития человечества, заложивший фундамент современной цивилизации.
2. Учитель англ. яз.
Сегодняшнее обращение к английскому Средневековью углубило и расширило наше представление о стране, о литературе и в целом о культуре Англии. Причем звучала хорошая, правильная речь не только на русском языке, но и на языке оригинала. Думаю, что все ученики, принявшие участие в уроке заслуживают только высоких оценок.
Домашнее задание.
Предлагаем творческое задание: попробовать свои силы в качестве переводчика стихотворения Альфреда Теннисона «Леди Вивьен», а также ответить на вопрос: почему поэт 19 века обратился в своем творчестве к эпохе Средневековья.
Р. И. Субоч, МАОУ "СОШ №27 с углублённым изучением отдельных предметов", г. Балаково, Саратовская область
Метки: Искусствоведение