Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития аналитических умений у студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный. Автор статьи отмечает тот факт, что в настоящее время профессиональное становление студента-медика невозможно без наличия у него развитых аналитических умений, которые и составляют основу всякой деятельности, в том числе и врачебной. Для достижения эффективного результата по развитию данных умений, необходимо выявить все составляющие их элементы, которые не функционируют в отдельности, а находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и образуют содержание понятия «аналитические умения». Такими составляющими элементами являются: синтез, сравнение, абстракция, обобщение, классификация, структурирование, умозаключение, формулирование аналитического суждения, которые в совокупности являются своеобразным стержнем профессиональной культуры специалиста.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, развитие аналитических умений, студенты-медики, мыслительная деятельность.

На сегодняшний день проблема формирования и развития аналитических умений становится одной из важнейших задач профессионального обучения. И в первую очередь, это относится к студентам-медикам, так как «для осуществления профессиональной деятельности специалисту-медику необходимо постоянно ана­лизировать не только свои действия, но и результаты наблюдений; он должен владеть приемами логического клинического мышления: сравнением, сопоставлением и противопоставлением медицинских данных, анализом и синтезом предлагаемой информации, установлением причинно-следственных взаимосвязей, то есть аналитические умения являются приоритетными для решения профессионально значимых задач специалистов данной сферы» [1, с. 29].

Развивать аналитические умения у студентов-медиков можно в процессе освоения как дисциплин медицинского профиля, так и гуманитарного, в том числе при изучении иностранного языка, при котором происходит совершенствование мыслительных операций в процессе анализа языковых форм, работы над текстом на иностранном языке. Нахождение причинно-следственных связей при образовании новых языковых форм, сравнение лексико-грамматических явлений родного и изучаемых языков, оценка собственного уровня овладения иностранным языком также предполагают развитие у студентов аналитических умений.

Мы предлагаем развивать данные умения у студентов-медиков средствами иностранного языка, а именно – при изучении русского языка как иностранного (далее – РКИ).

Для того чтобы понять, как осуществляется процесс развития столь необходимых для студента-медика умений, нужно выявить все составляющие данных умений, а также выяснить, что входит в содержание понятия «аналитические умения».

Термин «анализ» – это общенаучный термин, который применяется в философии, психологии и педагогике, математике и других науках.

В философии анализ рассматривается как метод познания. Изучением анализа занимались многие отечественные исследователи (Е. М. Бабосов, А. Н. Елсуков, В. С. Степин, П. В. Копнин и др.). В широком смысле слова в философии под анализом понимается процесс осмысления фактов, объектов исследования [2, с. 118].

В педагогических изысканиях анализ является ведущим методом исследования и тесно связан с аналитической деятельностью (Л. С. Медведева, Е. И. Пассов, В. А. Сластенин, Н. А. Тарасюк и др.)

В психологии анализ понимается как одна из операций мышления (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Ф. Ломов, Р. С. Немов, К. К. Пла­тонов и др.).

Опираясь на концепцию С. Л. Ру­бинштейна о мыслительной деятельности, в соответствии с которой основными операциями мыслительного процесса являются анализ, синтез, сравнение, абстракция и обобщение [3, с. 298], мы определяем понятие «аналитические умения» как комплексные умения, состоящие из системы элементов (действий) различной степени сложности и организованности, таких, как синтез, сравнение, абстракция, обобщение, классификация, структурирование, умозаключение, формулирование ана­литического суждения, целенаправленно используемые для решения профессионально значимых задач специалиста-медика.

Синтез (от греч. synthesis – сочетание, составление) – соединение элементов, свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое (систему). Синтез является одной из основных мыслительных операций, он включается в творческую деятельность мышления и воображения по созданию нового образа (идеи) [4, с. 259]. Умение синтезировать крайне необходимо на самой ранней стадии изучения языка, например, при обучении чтению. Без этого умения процесс составления слов из буквенного ряда так и останется не освоенным. Обычно, это не вызывает затруднений при изучении родного языка, однако могут возникнуть трудности, если речь идет об иностранном языке, и особенно при изучении второго иностранного языка, как в случае освоения русского языка на английском, где английский язык не родной язык обучающихся.

Следующая мыслительная операция – это сравнение, которое рассматривается некоторыми учеными как основа понимания любого предмета или объекта. При обучении операции сравнения студентов-медиков конечной целью будет самостоятельное проведение сравнения учащимися на различном материале в процессе обучения и использование операции сравнения в будущей профессиональной деятельности. На занятиях по русскому языку иностранные студенты часто получают задания на сравнение. Например, после изучения темы «Россия», студенты должны составить рассказ, где они должны сравнить политическое устройство (географическое положение, климат, природу и т. д.) России и своей родной страны.

Некоторые сложности возникают при обучении студентов логической операции абстракции. Абстракция – это выделение, вычленение и извлечение какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных. Например, изучая с иностранными студентами род имен существительных, преподаватель сталкивается с рядом проблем. Грамматические упражнения студенты выполняют правильно, знают окончания и правила, но в новой речевой ситуации делают много ошибок. Это связано с тем, что в их родном языке может вообще отсутствовать категория рода, или там действуют другие грамматические правила. Например, студенты, для которых арабский язык родной, уверены, что слово «ухо» женского рода, так как слова, обозначающие парные органы тела в арабском языке женского рода. Это происходит потому, что они не могут абстрагироваться от правил родного языка.

Другой существенной стороной мыслительной деятельности, необходимой при изучении иностранных языков, являются обобщения. Обобщение – одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид обобщения, выполненный в плане непосредственного восприятия, позволяет человеку отображать свойства и отношения предметов независимо от частных и случайных условий их наблюдения. Наряду с этим человеку присущи два типа опосредствованного обобщения, в процессе которого особую роль играют сравнения, анализ и синтез, включающие применение средств языка [5]. Использование приема обобщения на занятиях по РКИ позволяет соблюсти строгую последовательность и логическое соединение разрозненных мыслей, изложить взаимосвязано и компактно содержание какого-либо материала учащимся. Для обучения обобщению на уроках РКИ могут использоваться такие упражнения как, например: «посмотрите на таблицу» (обобщающую определенный раздел грамматики), «сформулируйте правило» (сделать вывод) и др.

С целью проведения классификации, необходимо, во-первых, определить цель классифицирования, затем определить различные свойства объектов, подлежащих классификации. На занятиях по РКИ можно давать следующие упражнения на классификацию: распределение предметов по классам и категориям, учитывая наиболее существенные признаки, присущие данным предметам и отличающие их от других. Например, при изучении рода и числа: распределите слова на три колонки: дождь, день, окно, учитель, санаторий, кофе, море, сестра, больница, госпиталь, процедура, кабинет, кушетка; или волосы, мышцы, сердце, почки, халат, кости, кожа, ножницы, нож, инструмент, операция, очки.

Вдумчивое восприятие новой учебной информации, весьма важно для студентов-медиков. Понимание структуры нового учебного материала связано с осмысливанием ос­новных понятий и умением устанавливать связи между фактами, собственными суждениями и научными данными. Для этого необходимо обучать структурированию. Умение структурировать учебный материал – «это свойство личности познающего, характеризующее его способность совершать интеллектуальную деятельность, в процессе которой изу­чаемый учебный материал он представляет в виде некоторой целостной структуры на основе выбранного им признака» [6, с. 55–56]. Примером структурирования на занятии по РКИ может быть банальный пересказ текста, но при этом исходный текст не воспроизводится, а создается свой – новый текст, отражающий основное содержание исходного и прошедший чувственное восприятие и аналитическую переработку учащегося.

Освоив логическую мыслительную операцию структурирования, можно приступать к обучению делать умозаключение – вывод на основе воспринятого материала. Можно сказать, что умозаключение является одной из важнейших составляющих аналитического умения. Построение умозаключения является заключительным этапом при выполнении любого типа упражнений на занятиях по РКИ.

Как отмечает Н. Е. Кузовлева, умозаключение может строиться на основе анализа чего-либо, ряда аргументов, выбора, схемы, нескольких суждений, группировки, конструирования, ряда вопросов, сравнения, данных эксперимента, а также на основе характеристики нескольких объектов и др. [7, с. 126].

Для успешного развития аналитических умений учащихся необходимо не только учить их строить умозаключение, но и корректно, с точки зрения лексико-грамматических и фонетических правил, излагать его на иностранном языке. Для достижения этой цели нужно обучать студентов формулированию, которое может выполняться с использованием различных образцов и моделей. Начинать обучение формулированию можно с простых правил и понятий, а в дальнейшем переходить к более сложным вопросам и суждениям. Особенно важным в процессе изучения РКИ для студентов-медиков является формулирование вопросов, так как в ходе расспроса больного, врачу нужно задать множество различных вопросов, касающихся его паспортных данных, истории жизни и болезни. Оттого насколько правильно и грамотно будут заданы вопросы, во многом обусловлено проведение субъективного исследования больного, а, следовательно, поставлен правильный диагноз на основании анализа ответов пациента и данных объективного иссле­дования.

Таким образом, учебная дисциплина «Русский язык как иностранный» обладает прекрасными возможностями для формирования и развития у студентов-медиков аналитических умений, крайне необходимых им в процессе изучения новой учебной информации, решении различных задач в процессе ­обучения, а также в дальнейшем для квали­фицированного осуществления своей врачебной деятельности. Развитие аналитических умений студентов-медиков, изучающих русский язык как иностранный, требует разработки особой модели, где были бы представлены условия и методы развития каждой составляющей данных умений. В процессе развития выделенных элементов необходимо осознавать, что каждый, отдельно взятый компонент аналитических умений находится в тесной взаимосвязи с другими и его следует рассматривать как часть целой неразрывной системы. Целенаправленная работа по развитию аналитических умений поможет сделать процесс подготовки будущих специалистов-медиков к профессиональной деятельности более действенным, рациональным и эффективным.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Чиркова В. М. Развитие аналитических умений у студентов-медиков в процессе изучения русского языка как иностранного при подготовке к клинической практике : дис. … канд. пед. наук. – Курск, 2011. – 233 с.
  2. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. – М. : Политическая литература, 1996. – 589 с.
  3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб. : Питер, 2000. – 594 с.
  4. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М. : Большая российская энциклопедия, 2008. – 528 с.
  5. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.koob.ru.
  6. Гайдамак Е. С. Развитие информационно-аналитической компетентности будущего магистра физико-математического образования (в условиях реализации магистерской программы 540204 «Информатика в образовании») : дис. … канд. пед. наук. – Омск, 2006. – 190 с.
  7. Кузовлева Н. Е. Развитие методического мышления в процессе профессиональной подготовки будущего учителя : дис. … канд. пед. наук. – Липецк, 1995. – 210 с.

Метки: Гуманитарные исследования