Тема урока: «Потребности человека»
Тема урока: «Потребности человека»
Цели урока: обеспечить усвоение наиболее распространенных подходов к изучению человеческих потребностей, познакомить с классификацией Маслоу, развивать умения работать с дополнительным материалом, помочь развивать интерес к изучаемому курсу.
Понятийный аппарат: потребности, духовность, культурные ценности,
Оборудование: презентация по теме
План урока:
1. Оргмомент
2. Актуализация субъективного опыта учащихся
Что нужно современному человеку?
А)Учитель предлагает ученикам ответить на вопрос: «Что нужно современному человеку в повседневной жизни?»и проранжировать свои ответы по степени значимости. Ответы заслушиваются и записываются на доске в три колонки:
Очень нужно | Нужно | Не очень нужно |
Учитель подводит итог дискуссии и просит учеников дать определение слову «потребности». Мнения заслушиваются, определение «потребности» записывается в тетрадь. (Например: потребности – это все то, в чем нуждается человек и без чего трудно или невозможно жить. )
3. Этап изучения нового материала. Работа с презентацией.
А)Рассматривание понятия «потребность».
В психологии проблема потребностей более внимательно стала изучаться в первой четверти XX века.
Л. Брентано рассматривает потребность как любое негативное чувство, которое индивид старается устранить.
Многие ученые пытались объяснить природу потребностей:
Д. Н. Узнадзе – потребность как нужда;
В. Г. Лежнев – потребность как предмет удовлетворения нужды;
В. С. Магун – потребность как отсутствие блага, как ценность;
Б. Ф. Ломов, Д. А. Леонтьев – потребность как необходимость;
И. А. Джидарьян, П. А. Рудик – потребность как состояние напряжения;
Й. Шванцер – потребность как системная реакция;
Б. Ф. Поршнев – потребность как исходное противоречие между реальным и необходимым, должным и сущным.
Но, несмотря на разнообразие мнений, авторы сходятся в том, что потребности являются источником активности индивида.
– По схемам 1,2 расскажите о функциях потребностей.
Б) Работа по учебнику. Функции потребностей
Целеполагания– обусловлена системой смысловых образований
Побуждения– системой ценностных образований личности
Потребности вызывают у человека стремление действовать, предпринимать меры по устранению негативных состояний дискомфорта. '
Удовлетворение потребности ведет к снятию напряжения, равновесию и самозащите.
Но существуют и ненасыщаемые потребности. К таким потребностям Л. И. Божович относит игру, а А. Маслоу – потребность в развитии, совершенствовании.
3. Виды потребностей и способы их удовлетворения. Анализ схемы.
Учитель обсуждает с учащимися, как можно классифицировать потребности человека. Он информирует о типологии потребностей, принятой в экономической науке, и в виде схемы изображает ее на доске:
Потребности:
Материальные
Духовные
Социальные
Специфические
Функции потребностей:
Физиологическая
Психологическая
Физиологическое и психологическое развитие человека, совершенствование его как личности определяет развитие, видоизменение и его потребностей.
1. Иерархия потребностей ( по А. Маслоу)
1. физиологические ( пища, сон, движение)
2. экзистенциальные ( в безопасности)
3. социальные ( дружба, любовь)
4. престижные ( уважение)
5. духовные ( самореализация)
5. ). Первичное закрепление материала.
• Какие материальные и духовные потребности вам знакомы?
• Как можно определить социальные потребности?
• Что называют специфическими потребностями? Все ли эти потребности обусловлены жизнью человека? Какие из них не являются жизненно важными?
• Учитель предлагает подобрать примеры к каждому виду предложенных потребностей, которые также фиксируются на доске.
6. ) Подведение итога урока.
– Как человек может удовлетворить свои потребности?
7) Домашнее задание:
Т. 6, письменный ответ на вопрос: «Может ли человечество полностью удовлетворить свои потребности?».
С. А. Гребёнкина, БОУ "Кустовская СОШ, Яковлевский район, Белгородская область