А. Платонов. `Солдат и царица` (сказка-быль). Главные герои. Находчивость и смекалка героя
А. Платонов. `Солдат и царица` (сказка-быль). Главные герои. Находчивость и смекалка героя
Цель – познакомить учащихся со сказкой – былью А. Платонова, работать над умением составлять план сказки: цитатный и вопросный; учить умению давать характеристику героям сказа, находить в тексте аргументы для подтверждения ответов на вопросы.
I. Оргмомент.
II. Актуализация опорных знаний. Чтение статьи в учебнике о Платонове самостоятельно.
1) Зачитать вслух фразы, которые показались наиболее важными.
«Каждый человек должен понять, что только он сам может, если захочет, изменить жизнь и свою унылую действительность к лучшему, сделать жизнь умнее, добрее и красивее».
2) Подумайте, нет ли противоречия в определении жанра произведения «Солдат и царица» – сказка – быль. ( Учащиеся предполагают, что это бытовая сказка).
III. Чтение сказки – были учителем.
IV. Вопросы для обсуждения.
1) Чем необычна сказка?
2) Какие похожие истории об обмене ролями вам известны? («Принц и нищий» Марк Твена)
3) Почему автор назвал своё произведение сказка-быль? (Главный герой – солдат. Автор подчёркивает, что рассказчик – свидетель событий, обычный человек). Приведите примеры. (Приводят примеры его высказываний: «Царица совсем оробела, сидит перед ним и трясётся от страха». «Да хвать сапожника по затылку» и т. д. ).
4) Какие приметы народной сказки есть в этом произведении?
5) Перескажите сюжет сказки.
V. Самостоятельная работа (по вариантам)
Задание. Составить цитатный план: 1 вариант – тезисный;
2 вариант – вопросный. (Планы сопоставляются, РТ, стр. 43. )
Индивидуальное задание. Пересказать сюжет сказки.
VI. Работа в группе. (Обсуждаем, предполагаем, делаем вывод).
1) Почему солдат обратился за помощью к дураку?
2) Как ведут себя царица и сапожница, поменявшись местами? Сравните их.
3) Какими словами мы характеризуем царицу, какими сапожницу?
4) Почему сапожница вернулась домой?
5) Почему царица не отменила указ сапожницы?
6) Изменилась ли царица?
Вывод: царица вовсе не изменилась. «Искипело злобой сердце царицы», – говорит рассказчик. В конце же замечает: «Царице веры нету и не будет». Она сдерживает себя и боится снова проснуться в доме сапожника. Нос вой характер царица не поменяла. Наверное, поэтому перед нами не просто сказка, а сказка-быль.
Рефлексия. 1) Грустная это сказка или весёлая?
2)Откуда берется зло в жизни людей.
Домашнее задание. 1. Пересказ сюжета сказки.
Опережающее задание. Читать: В. Г. Губарев «Королевство кривых зеркал» 1-10 главы.
Составить презентацию. Жизнь и творчество В. Г. Губарева. 5-9 слайдов.
Метки: Литература