Способы изображения образов легендарных героев в балладе А. К. Толстого "Василий Шибанов"
Способы изображения образов легендарных героев в балладе А. К. Толстого "Василий Шибанов"
Цели:
- познакомиться с балладой А. К. Толстого «Василий Шибанов»;
- выявить способы изображения в данной балладе образов легендарных героев;
- выявить особенности нового литературного жанра – баллада;
- развивать умение выразительного чтения произведения;
- развивать связную речь учащихся.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителя
– На прошлом уроке мы познакомились с некоторыми главами «Домостроя» – редкого памятника древнерусской литературы, а дома вы самостоятельно прочитали произведение М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова», в котором отражены особенности исторической эпохи Ивана Грозного и семейного уклада того времени, основанного на нравственных, духовных, религиозных нормах, прописанных в «Домострое».
На сегодняшнем уроке мы также обратимся к этой исторической эпохе, о которой рассказал в своём произведении поэт XIX века – А. К. Толстой.
2. Знакомство со справочными материалами о новом произведении
– Как вы считаете, почему автор в своём творчестве обратился к теме Средневековья? Что же его привлекло в этой эпохе?
Интересовала сильная личность, порождённая условиями сурового времени.
3. Чтение баллады
4. Знакомство с историческими материалами (индивидуальное сообщение ученика об Иване Грозном и Курбском)
5. Работа по содержанию
– Какая история рассказана в произведении?
Мнения учащихся: История о побеге князя Курбского и о верности ему его слуги Василия Шибанова. В конце произведения Василий Шибанов казнён по приказу царя.
– Назовите героев произведения.
– Каким показал царя Ивана Грозного А. К. Толстой? найдите слова и выражения, характеризующие этого героя.
Мнения учащихся: Иван Грозный изображён мрачным, деспотичным тираном: «Был мрачен владыки загадочный взгляд». Люди его боятся…. Он боится измен и заговоров своих подчинённых и даже близких людей. Царь очень подозрителен, в любом высказывании видит тайный смысл. Это также показано и в произведении Лермонтова – примеры.
– Как царь относится к Шибанову?
Мнения учащихся: Его удивляет преданность Шибанова Курбскому, он даже ценит это качество, говоря Шибанову такие слова: «Гонец, ты не раб, а товарищ и друг…» В то же время он осуждает Курбского за пренебрежительное отношение к таким верным слугам. Он говорит, что Курбский продал Шибанова « за бесценок».
– Подведём итоги нашего обсуждения и работы с текстом. Иван Грозный у Толстого – символичное воплощение деспотизма, злой стихии, подобный тип правителя писатель ненавидел.
– Кто ему противопоставлен? (Князь Курбский. )
– Что мы о нём узнаём? (Он бежал в Литву и оттуда пишет царю гневное письмо, полное правды. )
– Как автор относится к Курбскому? (Автор его не оправдывает, его герой – жестокий человек, он хочет сказать Грозному правду, посылая для этого гонца на верную гибель…. У Толстого он изменник, перебежавший на сторону исконного врага Руси. А ещё он гордый и в своей гордыне очень жестокий человек. )
– В каком поступке Курбского это проявляется? (Василий Шибанов спас ему жизнь, а он отправляет его с посланием к Иоанну – на верную гибель. )
– Обратимся к образу третьего героя этого произведения, чьим именем оно и названо. Что о нём можно сказать?
Исследуя текст, дети обратят внимание на такие качества характера Шибанова, как преданность, верность своему господину, терпение. Он вовсе не сочувствует Курбскому (наоборот, упрекает его в измене), но не перечит слову господина и идёт на смерть («А я передам и за муки// Письмо твоё в добрые руки»).
Ученики отметят и стойкость Шибанова: он не бледнеет перед царём, сносит все муки и последние его слова о Грозном, о Руси. Ученики сочувствуют смерти этого героя.
Подводя итог разговору об этом персонаже, следует задать вопрос:
– Можно ли считать Василия Шибанова идеальным героем?
Для учащихся ответ очевиден: да, герой умирает достойно. Но стоит подсказать им: это не идеальный герой, так как слова «герой» и «раб» несовместимы.
– Ещё один персонаж – рассказчик – повествователь. Попросим детей рассказать о его чувствах, подумать, совпадают ли они с их чувствами, настроением.
6. Работа над определением жанра этого произведения
Учащиеся отвечают на вопрос 8 учебника: Как ты думаешь, А. К. Толстой написал художественное произведение? Присутствует ли в нём вымысел? Если да, то докажи свою версию, обращаясь за примерами из текста.
Далее учащиеся отмечают в тетрадях особенности этого произведения . Он укажут, что это произведение об историческом прошлом России, оно имеет сюжет, но это не эпическое произведение, так как здесь есть и чувства рассказчика, его отношение к событиям.
После этого с помощью наводящих вопросов учителя ученики выявляют ещё некоторые особенности: действие сосредоточено на одном эпизоде, в основе конфликт (столкновение), есть диалог, в котором раскрываются характеры героев.
Учитель сообщает, что данное произведение является балладой, просит ещё раз назвать характерные особенности, затем учащиеся обращаются к определению, помещённому в словаре учебника.
В заключение учитель обратит внимание учащихся на главное отличие баллады от эпоса: оно заключается в способах изображения человека.
Как показаны герои этого произведения? Типична ли их судьба? Каков масштаб изображаемого – частная судьба или событие общероссийского масштаба? Можно ли героев представить в другом сюжете?
Учащиеся приходят к выводу, что автор баллады обращается к частной, индивидуальной судьбе, герой баллады не может быть оторван от сюжета
III. Рефлексия: Что нового узнали на уроке?
IV. Итоги урока.
V. Домашнее задание: выразительное чтение произведения.
Урок внеклассного чтения (литература, 9-й класс). Тема: "Талант человечности" (по повести А. Алексина "Безумная Евдокия")
Ход урока
I. Оформление доски.
1. Рисунки учащихся (шляпа с обвислыми полями, портрет Евдокии Савельевны)
2. Кроссворд (проверка знания текста, составляли дети) (Приложение)
Вопросы:
- Где работали родители?
- Как Оля называла свою подругу?
- Какая фамилия была у Люси?
- Какая фамилия была у Бори?
- Кого считала святым “безумная Евдокия”?
- Какая фамилия была у Мити?
- Что Оля успела набросать в блокноте?
- Какое слово постоянно повторял Митя Калягин?
- С чем пришла Оля?
- Как долго был доктором дядя Мити?
- Какая профессия была у дяди Мити Калягина?
- Какое отчество было у мамы Оли?
3. Рекомендуемая литература:
- Ю. Поляков “Работа над ошибками”
- Ю. Бондарев “Простите нас!”
- А. Кузнецова “Земной поклон”
II. 1. Вступительное слово учителя
Анатолий Георгиевич Алексин – замечательный советский писатель, автор многих интересных книг для детей, юношества и взрослых. Произведения писателя учат добру и справедливости, повести, рассказы, публицистика исследуют процесс становления личности молодого человека.
А. Алексин обладает талантом видеть мир глазами юности. Юный человек всегда на рубеже. Куда шагнуть? Бывает много и неверных шагов. Нужно учиться делать выбор, нравственный выбор. Алексин ставит своих героев в такие ситуации.
Юный человек с его вечно неутолимой жаждой сейчас и немедленно разобраться в самом главном в жизни, получить честные, исчерпывающие ответы на вопросы, которые разрешаются порой лишь поколениями, и художник, чей талант самой своей сутью направлен на нравственное усовершенствование человека, – они неизбежно идут навстречу друг другу.
2. Если позволяет время, можно выслушать сообщение учащихся о писателе.
III. Беседа по вопросам к повести:
– С каких слов начинается повесть “Безумная Евдокия”?
– Какова композиция произведения? (“Я должен восстановить разрозненные детали” – чередуются воспоминания с событиями, происходящими в реальности)
– Перечислите главных героев (Оленька, её мама, папа, Люся Катунина, Боря Антохин, Евдокия Савельевна)
– К какому герою всё время притягивается наше внимание? (Оленька)
– Как вы думаете, какой герой более интересен самому автору? (обратите внимание на название повести)
– Расскажите, кто такая Оленька. Какая она?
– Когда Евдокия Савельевна, Люся и Боря сообщают о том, что Оля потерялась, папа Оли кричит: “Оля просто не вынесла. Всему есть предел!” О чём это он?
– Вы согласны с ним?
– Как воспитывала Евдокия Савельевна свой 9 Б?
– Правильно ли поступала Евдокия Савельевна , когда заставляла всех быть вместе?
– Зачем Евдокия Савельевна устраивала встречи со своими бывшими учениками?
– Почему Евдокия Савельевна выделяла незаметных (привести примеры) и не замечала способности Оленьки?
– Как выглядела Евдокия Савельевна?
– Куда и зачем отправились ребята, когда Оленька потерялась?
– Можно ли Люсю и Бориса считать настоящими друзьями Оленьки?
– Почему Оля стала дружить с Люсей? (“Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки. Какая женщина устоит перед таким обожанием? Оленька стала дружить с Люси. Хотя времени на дружбу у неё было мало”.
– А у Люси было много времени?
– Почему Люся не разрешила Оле защитить её на собрании? (Отец влюбился в другую женщину. “Обыкновенная история”, – сказала Оля. Равнодушие. А каково Люсе? Девочка сумела быть чуткой и по отношению к матери, и по отношению к отцу).
– Почему у Бори столько фотографий Оленьки?
– Отец Оли произносит фразу: “Я понял, что наша дочь впервые столкнулась с предательством”. Кто кого предал?
– Подумайте, почему мы всё время на стороне Оленьки?
От чьего имени ведётся повествование? Кто рассказчик?
Автор мастерски владеет данным приёмом: поручает повествование какому-нибудь герою. Мы принимаем точку зрения данного героя как должное, идём за ним, соглашаемся с ним. И довольно долго не замечаем тех деталей повествования, за которыми стоит авторская позиция.
Например, попробуйте ответить на вопрос:
– Волнуется ли Евдокия Савельевна, когда разыскивает Олю по телефону? (“Только пальцы, когда она крутила диск, не вполне были ей послушны. Она не туда попадала, извинялась и вновь набирала номер”)
– А что думает по этому поводу рассказчик? (“Я слышал Евдокию Савельевну. Меня раздражало, что организаторский талант её оставался прежним, а голос нарочито спокойным и ровным, как бы старавшимся заглушить совесть”)
– Может быть, есть ещё подобные детали? (Евдокия Савельевна засмущалась, когда Митя Калягин сказал, что лучшего ожидает приз. Мы не понимаем, почему Евдокия Савельевна не даёт Мите говорить. А призом-то оказалась фотография, свидетельство того, что Евдокия Савельевна в войну спасла 2-х солдат)
– Расскажите о родителях Оленьки. Поразмышляйте об их способах воспитания дочери. (“…иметь дочь стало нашим главным желанием”, “спасибо ей” за то, что родилась. А жизнью-то рисковала мама. Папа не заметил, как мама перестала петь и как он сам перестал писать рассказы в журналы. Всё – для Оли. Точка зрения Оли всегда правильная. “Только не рифмуй”)
– О чём сейчас, когда разыскивают и ждут Олю, думает Надя? (“Это я уговорила её”. Опять берет вину на себя)
– Где же была Оленька? Почему она пошла одна? (Желание любой ценой быть первой)
– Какой приз достался Оленьке? Почему Евдокия Савельевна не рассказывала о своём подвиге во время войны?
– Какой вывод делает отец? (“Он прошел этот путь, чтобы спасти людей. А ты, чтобы погубить… самого близкого тебе человека…”)
– Почему повесть называется “Безумная Евдокия”? (“Судьба отомстила нам за это глупое прозвище… Безумие пришло в наш дом”)
– О чём беспокоится Евдокия Савельевна, когда все возвращаются из больницы? (“Оля может принять всю вину на себя, эта ноша окажется для неё непосильной!”)
– Так какая же всё-таки Оленька? (талантливая, но эгоистка)
– А какая Евдокия Савельевна? (талант человечности)
– Какие фразы автора мы можем выписать в качестве уроков, которые можно вынести из этой повести?
“Жить только собой – это полбеды… Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы”
“Если нет времени разобраться, лучше и не берись. А не пытайся небрежно, одной рукой разводить чужую беду!”
Д/з: написать сочинение-рассуждение: “Жить только собой – это полбеды”, “Талант человечности”, “Был ли в моей жизни некрасивый поступок, из которого я уже сумел извлечь урок»
Метки: Литература