Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Литература
  • Способы изображения образов легендарных героев в балладе А. К. Толстого "Василий Шибанов"

Способы изображения образов легендарных героев в балладе А. К. Толстого "Василий Шибанов"

Способы изображения образов легендарных героев в балладе А. К. Толстого "Василий Шибанов"

Цели:

  • познакомиться с балладой А. К. Толстого «Василий Шибанов»;
  • выявить способы изображения в данной балладе образов легендарных героев;
  • выявить особенности нового литературного жанра – баллада;
  • развивать умение выразительного чтения произведения;
  • развивать связную речь учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

1. Вступительное слово учителя

– На прошлом уроке мы познакомились с некоторыми главами «Домостроя» – редкого памятника древнерусской литературы, а дома вы самостоятельно прочитали произведение М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова», в котором отражены особенности исторической эпохи Ивана Грозного и семейного уклада того времени, основанного на нравственных, духовных, религиозных нормах, прописанных в «Домострое».

На сегодняшнем уроке мы также обратимся к этой исторической эпохе, о которой рассказал в своём произведении поэт XIX века – А. К. Толстой.

2. Знакомство со справочными материалами о новом произведении

– Как вы считаете, почему автор в своём творчестве обратился к теме Средневековья? Что же его привлекло в этой эпохе?

Интересовала сильная личность, порождённая условиями сурового времени.

3. Чтение баллады

4. Знакомство с историческими материалами (индивидуальное сообщение ученика об Иване Грозном и Курбском)

5. Работа по содержанию

– Какая история рассказана в произведении?

Мнения учащихся: История о побеге князя Курбского и о верности ему его слуги Василия Шибанова. В конце произведения Василий Шибанов казнён по приказу царя.

– Назовите героев произведения.

– Каким показал царя Ивана Грозного А. К. Толстой? найдите слова и выражения, характеризующие этого героя.

Мнения учащихся: Иван Грозный изображён мрачным, деспотичным тираном: «Был мрачен владыки загадочный взгляд». Люди его боятся…. Он боится измен и заговоров своих подчинённых и даже близких людей. Царь очень подозрителен, в любом высказывании видит тайный смысл. Это также показано и в произведении Лермонтова – примеры.

– Как царь относится к Шибанову?

Мнения учащихся: Его удивляет преданность Шибанова Курбскому, он даже ценит это качество, говоря Шибанову такие слова: «Гонец, ты не раб, а товарищ и друг…» В то же время он осуждает Курбского за пренебрежительное отношение к таким верным слугам. Он говорит, что Курбский продал Шибанова « за бесценок».

– Подведём итоги нашего обсуждения и работы с текстом. Иван Грозный у Толстого – символичное воплощение деспотизма, злой стихии, подобный тип правителя писатель ненавидел.

– Кто ему противопоставлен? (Князь Курбский. )

– Что мы о нём узнаём? (Он бежал в Литву и оттуда пишет царю гневное письмо, полное правды. )

– Как автор относится к Курбскому? (Автор его не оправдывает, его герой – жестокий человек, он хочет сказать Грозному правду, посылая для этого гонца на верную гибель…. У Толстого он изменник, перебежавший на сторону исконного врага Руси. А ещё он гордый и в своей гордыне очень жестокий человек. )

– В каком поступке Курбского это проявляется? (Василий Шибанов спас ему жизнь, а он отправляет его с посланием к Иоанну – на верную гибель. )

– Обратимся к образу третьего героя этого произведения, чьим именем оно и названо. Что о нём можно сказать?

Исследуя текст, дети обратят внимание на такие качества характера Шибанова, как преданность, верность своему господину, терпение. Он вовсе не сочувствует Курбскому (наоборот, упрекает его в измене), но не перечит слову господина и идёт на смерть («А я передам и за муки// Письмо твоё в добрые руки»).

Ученики отметят и стойкость Шибанова: он не бледнеет перед царём, сносит все муки и последние его слова о Грозном, о Руси. Ученики сочувствуют смерти этого героя.

Подводя итог разговору об этом персонаже, следует задать вопрос:

– Можно ли считать Василия Шибанова идеальным героем?

Для учащихся ответ очевиден: да, герой умирает достойно. Но стоит подсказать им: это не идеальный герой, так как слова «герой» и «раб» несовместимы.

– Ещё один персонаж – рассказчик – повествователь. Попросим детей рассказать о его чувствах, подумать, совпадают ли они с их чувствами, настроением.

6. Работа над определением жанра этого произведения

Учащиеся отвечают на вопрос 8 учебника: Как ты думаешь, А. К. Толстой написал художественное произведение? Присутствует ли в нём вымысел? Если да, то докажи свою версию, обращаясь за примерами из текста.

Далее учащиеся отмечают в тетрадях особенности этого произведения . Он укажут, что это произведение об историческом прошлом России, оно имеет сюжет, но это не эпическое произведение, так как здесь есть и чувства рассказчика, его отношение к событиям.

После этого с помощью наводящих вопросов учителя ученики выявляют ещё некоторые особенности: действие сосредоточено на одном эпизоде, в основе конфликт (столкновение), есть диалог, в котором раскрываются характеры героев.

Учитель сообщает, что данное произведение является балладой, просит ещё раз назвать характерные особенности, затем учащиеся обращаются к определению, помещённому в словаре учебника.

В заключение учитель обратит внимание учащихся на главное отличие баллады от эпоса: оно заключается в способах изображения человека.

Как показаны герои этого произведения? Типична ли их судьба? Каков масштаб изображаемого – частная судьба или событие общероссийского масштаба? Можно ли героев представить в другом сюжете?

Учащиеся приходят к выводу, что автор баллады обращается к частной, индивидуальной судьбе, герой баллады не может быть оторван от сюжета

III. Рефлексия: Что нового узнали на уроке?

IV. Итоги урока.

V. Домашнее задание: выразительное чтение произведения.

Урок внеклассного чтения (литература, 9-й класс). Тема: "Талант человечности" (по повести А. Алексина "Безумная Евдокия")

Ход урока

I. Оформление доски.

1. Рисунки учащихся (шляпа с обвислыми полями, портрет Евдокии Савельевны)

2. Кроссворд (проверка знания текста, составляли дети) (Приложение)

Вопросы:

  1. Где работали родители?
  2. Как Оля называла свою подругу?
  3. Какая фамилия была у Люси?
  4. Какая фамилия была у Бори?
  5. Кого считала святым “безумная Евдокия”?
  6. Какая фамилия была у Мити?
  7. Что Оля успела набросать в блокноте?
  8. Какое слово постоянно повторял Митя Калягин?
  9. С чем пришла Оля?
  10. Как долго был доктором дядя Мити?
  11. Какая профессия была у дяди Мити Калягина?
  12. Какое отчество было у мамы Оли?

3. Рекомендуемая литература:

  1. Ю. Поляков “Работа над ошибками”
  2. Ю. Бондарев “Простите нас!”
  3. А. Кузнецова “Земной поклон”

II. 1. Вступительное слово учителя

Анатолий Георгиевич Алексин – замечательный советский писатель, автор многих интересных книг для детей, юношества и взрослых. Произведения писателя учат добру и справедливости, повести, рассказы, публицистика исследуют процесс становления личности молодого человека.

А. Алексин обладает талантом видеть мир глазами юности. Юный человек всегда на рубеже. Куда шагнуть? Бывает много и неверных шагов. Нужно учиться делать выбор, нравственный выбор. Алексин ставит своих героев в такие ситуации.

Юный человек с его вечно неутолимой жаждой сейчас и немедленно разобраться в самом главном в жизни, получить честные, исчерпывающие ответы на вопросы, которые разрешаются порой лишь поколениями, и художник, чей талант самой своей сутью направлен на нравственное усовершенствование человека, – они неизбежно идут навстречу друг другу.

2. Если позволяет время, можно выслушать сообщение учащихся о писателе.

III. Беседа по вопросам к повести:

– С каких слов начинается повесть “Безумная Евдокия”?

– Какова композиция произведения? (“Я должен восстановить разрозненные детали” – чередуются воспоминания с событиями, происходящими в реальности)

– Перечислите главных героев (Оленька, её мама, папа, Люся Катунина, Боря Антохин, Евдокия Савельевна)

– К какому герою всё время притягивается наше внимание? (Оленька)

– Как вы думаете, какой герой более интересен самому автору? (обратите внимание на название повести)

– Расскажите, кто такая Оленька. Какая она?

– Когда Евдокия Савельевна, Люся и Боря сообщают о том, что Оля потерялась, папа Оли кричит: “Оля просто не вынесла. Всему есть предел!” О чём это он?

– Вы согласны с ним?

– Как воспитывала Евдокия Савельевна свой 9 Б?

– Правильно ли поступала Евдокия Савельевна , когда заставляла всех быть вместе?

– Зачем Евдокия Савельевна устраивала встречи со своими бывшими учениками?

– Почему Евдокия Савельевна выделяла незаметных (привести примеры) и не замечала способности Оленьки?

– Как выглядела Евдокия Савельевна?

– Куда и зачем отправились ребята, когда Оленька потерялась?

– Можно ли Люсю и Бориса считать настоящими друзьями Оленьки?

– Почему Оля стала дружить с Люсей? (“Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки. Какая женщина устоит перед таким обожанием? Оленька стала дружить с Люси. Хотя времени на дружбу у неё было мало”.

– А у Люси было много времени?

– Почему Люся не разрешила Оле защитить её на собрании? (Отец влюбился в другую женщину. “Обыкновенная история”, – сказала Оля. Равнодушие. А каково Люсе? Девочка сумела быть чуткой и по отношению к матери, и по отношению к отцу).

– Почему у Бори столько фотографий Оленьки?

– Отец Оли произносит фразу: “Я понял, что наша дочь впервые столкнулась с предательством”. Кто кого предал?

– Подумайте, почему мы всё время на стороне Оленьки?

От чьего имени ведётся повествование? Кто рассказчик?

Автор мастерски владеет данным приёмом: поручает повествование какому-нибудь герою. Мы принимаем точку зрения данного героя как должное, идём за ним, соглашаемся с ним. И довольно долго не замечаем тех деталей повествования, за которыми стоит авторская позиция.

Например, попробуйте ответить на вопрос:

– Волнуется ли Евдокия Савельевна, когда разыскивает Олю по телефону? (“Только пальцы, когда она крутила диск, не вполне были ей послушны. Она не туда попадала, извинялась и вновь набирала номер”)

– А что думает по этому поводу рассказчик? (“Я слышал Евдокию Савельевну. Меня раздражало, что организаторский талант её оставался прежним, а голос нарочито спокойным и ровным, как бы старавшимся заглушить совесть”)

– Может быть, есть ещё подобные детали? (Евдокия Савельевна засмущалась, когда Митя Калягин сказал, что лучшего ожидает приз. Мы не понимаем, почему Евдокия Савельевна не даёт Мите говорить. А призом-то оказалась фотография, свидетельство того, что Евдокия Савельевна в войну спасла 2-х солдат)

– Расскажите о родителях Оленьки. Поразмышляйте об их способах воспитания дочери. (“…иметь дочь стало нашим главным желанием”, “спасибо ей” за то, что родилась. А жизнью-то рисковала мама. Папа не заметил, как мама перестала петь и как он сам перестал писать рассказы в журналы. Всё – для Оли. Точка зрения Оли всегда правильная. “Только не рифмуй”)

– О чём сейчас, когда разыскивают и ждут Олю, думает Надя? (“Это я уговорила её”. Опять берет вину на себя)

– Где же была Оленька? Почему она пошла одна? (Желание любой ценой быть первой)

– Какой приз достался Оленьке? Почему Евдокия Савельевна не рассказывала о своём подвиге во время войны?

– Какой вывод делает отец? (“Он прошел этот путь, чтобы спасти людей. А ты, чтобы погубить… самого близкого тебе человека…”)

– Почему повесть называется “Безумная Евдокия”? (“Судьба отомстила нам за это глупое прозвище… Безумие пришло в наш дом”)

– О чём беспокоится Евдокия Савельевна, когда все возвращаются из больницы? (“Оля может принять всю вину на себя, эта ноша окажется для неё непосильной!”)

– Так какая же всё-таки Оленька? (талантливая, но эгоистка)

– А какая Евдокия Савельевна? (талант человечности)

– Какие фразы автора мы можем выписать в качестве уроков, которые можно вынести из этой повести?

“Жить только собой – это полбеды… Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы”

“Если нет времени разобраться, лучше и не берись. А не пытайся небрежно, одной рукой разводить чужую беду!”

Д/з: написать сочинение-рассуждение: “Жить только собой – это полбеды”, “Талант человечности”, “Был ли в моей жизни некрасивый поступок, из которого я уже сумел извлечь урок»

Метки: Литература