Урок 15 Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
Урок 15 Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Цель – анализ повести как произведения сентиментализма
1 Повторение и обобщение материала
Произведния классицизма | Произведения сентиментализма |
– культ разума – сфера интересов – общественная жизнь человека – гражданина – литературные нормы и правила (принцип трех единств, понятие литературных стилей) |
– культ чувства – частная жизнь, эмоциональная сфера – нарушение литературных границ и правил в изображении героя, речи персонажей – роль психологизма – пейзаж |
2 Анализ повести
– Повесть опубликована в 1792 г. в «Московском журнале», стала чрезвычайно популярнои имела массу подражаний
– Цель повести – изображение богатого духовного мира русской крестьянки и губительность власти денег
– Символичность названия – сочувственное отношение к Лизе Повествователя, указание на социально-экономический аспект решения проблемы (Лиза бедна) и нравственно-философский (герой – несчастный человек)
– В названии заключен конфликт – любовный (история взаимоотношений Лизы и Эраста, трагическая гибель Лизы) является ведущим, социальное начало конфликта (любов дворянина и крестьянки), связанное с сословными предрассудками и экономическими обстоятельствами (разорение Эраста и необходимость жениться на богатой невесте)
– Как Карамзин показывает развитие чувства между Лизой и Эрастом?
– Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для успевшего вкусить «светских забав» Эраста?
– Когда и почему отношение Эраста к Лизе изменилось?
– Осуждает ли автор Эраста?
– Как автор относится к самоубийству героини?
– Черты сентиментализма
А) поэтизация чувства, изменчивого и противоречивого
Б) пристальное внимание к интимному миру частного человека
В) специфика создания образа – психологический портрет, деталь, жест, речевая характеристика персонажей, характеристика Повествователя и других героев
Г) Макроструктура
– вступление от лица Повествователя с описанием Москвы, Данилова и Симонова монастырей
– основная часть рассказывает об истории Лизы
– заключение, где Повествователь рассказывает о трагической судьбе остальных героев произведения
Д) разговорно-бытовая речь образованной части дворянства
– Черты предромантизма
А) криминальный сюжет и трагический финал
Б) внутренний разлад геров – несоответствие идеала действительности (иза мечтает быть женой и матерью, вынуждена мириться с ролью любовницы), любовь Эраста не только не изличивает его душу, а , напротив, разрушает мир его иллюзий
В) психологизм образов
3 Характеристика образов (беседа по ДЗ)
– система образов – образы Лизы и Эраста, дополненные персонажами их окружения (вдова, приятели Эраста, камердинер, мать Лизы, пастушок, Анюта).
– Обращается к поэтике «говорящего имени» – Лиза (кроткая, тихая) превосходит Эраста по таланту любить, Эраст (любящий).
– Кроме того, имя Лиза связано с любовной темой в комедийно-водевильных произведениях, в которых героиня легкомыслена и далека от невинности и наивности
– «И крестьянки любить умеют»
– Какой мы видим героиню в родительскои доме?
– Какими эпитетами наделяет ее Карамзин?
– Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой?
– образ Повествователя, узнает историю от Эраста
– образ Природы, Природа сопереживает горю Лизы. Она является и местом действия (берег реки, пруд, роща) и эмоциональным фоном произведения. Право на общение с миром природы имеют только Лиза и Повествователь. Эраст далек от понимания языка природы, он «цивилизованный» человек, Лиза – «естественный»
4 ДЗ Подготовка к итоговой контрольной работе по разделу «Русская литература XVIII века»
С. К. Тренкунова, МБОУ СОШ №11 г. Павлово, Нижегородская область
Метки: Литература