классный час "Спешите делать добро!"
классный час "Спешите делать добро!"
Классный час «Спешите делать добро!»
Цель: формирование у учащихся нравственных категорий: доброта, милосердие, благотворительность.
Задачи:
² формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;
² вспомнить историю благотворительности на Руси;
² рассмотреть случаи благотворительности в жизни каждого.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация.
Ход классного часа:
Учитель: Время, в которое мы живём, многие называют бездушным, жестоким. Достаточно включить телевизор, как на зрителя с экрана потоком хлынут волны негативных сообщений: в новостях освещаются, в основном, различные происшествия и трагедии. Фильмы (боевики, «ужастики», триллеры) приучают к мысли о том, как легко можно лишить человека жизни. Передачи, в которых бы главные герои отличались отзывчивостью и благородством, практически исчезли с экрана телевизора. Интернет – ещё более худший помощник в воспитании милосердия. Невольно посещает мысль: действительно, наше время и люди, живущие сейчас, бессердечны.
Сегодня мы порассуждаем, так ли это? У нас не просто классный час, а урок благотворительности. Как вы думаете, какова этимология данного слова?
Ученики: благо – добро, творить – делать, т. е. благотворительность – «делание добра».
Учитель: Приведите однокоренные слова.
Ученики: благодарность, благодетель, благодеяние, благополучие.
Учитель: По Владимиру Ивановичу Далю "благотворительный, о человеке – склонный к благотворению; обычно разумеют: готовый делать добро, помогать бедным; об учреждении, заведении: устроенный для призрения дряхлых, увечных, хворых и неимущих, или ради попечения об них"; и еще "благотворец, благотворитель, м. б. благотворница, благотворительница – ж. – благодетель, благоподатель; творящий, делающий добро другим".
Учитель: давайте послушаем одну из моих любимых музыкальных притчей в исполнении Светланы Копыловой: «Морские звёзды». (Слушают песню)
Любил один философ размышлять,
Гуляя в предрассветный час у моря,
О смысле жизни, радости и горе,
О том, зачем нам жить и умирать.
Однажды ночью был большой прилив –
На пляже он хозяйничал без меры -
Но наступил отлив, и вдруг весь берег
Усыпан стал плеядой звёзд морских.
И звёзды, оказавшись без воды,
Под солнцем обречённо высыхали,
Прощаясь с жизнью, горестно вздыхали
И ждали неминуемой беды.
Философ думал: так и наша жизнь
В одно мгновенье может оборваться.
Наверное, не стоит и пытаться
Разгадывать по звёздам высший смысл.
Вдруг видит он: какой-то мальчуган
Бросает в море гибнущие звёзды,
И на глазах у мальчугана слёзы…
Вот так придумал – звёздам помогать!
– Глупыш, ведь ты не сможешь всех спасти!
Тут высказал своё философ мненье, -
Твои попытки – что они изменят?
Здесь миллионы этих звёзд морских!
Спасатель обернулся на ходу,
Задумавшись лишь на одно мгновенье:
- Для этой – очень многое изменят, -
И бросил в море новую звезду.
- Вот для чего наверно стоит жить, -
Подумал вдруг растроганный философ.
Быть может, создал Бог морские звёзды,
В ребёнке чтобы жалость пробудить.
Учитель: Что побуждало юношу бросать в воду морских звезд? Согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем все равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся»?
Ученики: высказывают мнения.
Учитель: Проведем т. н. «Мозговой штурм»: Какие действия человека можно отнести к благотворительным? (Приведите конкретные примеры)
Ученики: помощь пожилым людям, сиротам, инвалидам; сбор денежных средств для детского дома, организация концерта для детей детского сада; помощь бездомным животным, зоопарку; сбор донорской крови, спонсорство и т. д.
Учитель: сколько существует мир, столько же существует и добро. Вспомните из истории Российского государства какие благие дела совершались на Руси издревле до наших дней.
Ученики:
·-– – бесплатные обеды, которые устраивал князь Владимир после крещения Руси;
– – с незапамятных времён благотворительностью занимались монахи: в монастырях раздавалась бесплатная еда, оказывалась медицинская помощь;
– -в бытность Петра I строились богадельни для стариков, инвалидов и детей-сирот;
– – в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г. г. – многочисленные примеры благотворительности (воспитание чужих детей-сирот, делились последним, милость к пленным и т. д. ).
Учитель: известные благотворители на Руси: (демонстрирует слайды с портретами)
Учитель: Примеры благотворительных дел русских предпринимателей: (демонстрирует слайды)
Учитель: ребята, а кто из вас сами получали ту или иную благотворительную помощь?
Ученики:
– – К. И. в составе делегации и Жигулёвска участвовал в Вахте Памяти, посвящённой Бородинскому сражению, а парадную форму ребятам помог приобрести один из спонсоров;
– – С. М. на протяжении нескольких лет получает стипендию от Благотворительного Фонда «Созидание»;
– – ещё в 3-м классе один из родителей устроил для всего класса бесплатную поездку в «Аквапарк».
Учитель: Согласитесь: не менее приятно, чем получать какую-то помощь, оказывать её самим. Можете ли вы сказать, что и вам удавалось выступать в роли благотворителей?
Ученики:
– – например, П. С. участвовал в спортивных соревнованиях, сборы от которых шли на благотворительные цели;
– – ежегодно ребята из нашего класса участвуют в акции «Маленький принц» по уборке мусора с территории Самарской Луки;
– – вспомнили, как собирали игрушки для ребят из детского дома и книги для больных хосписа.
Учитель: послушайте индийскую сказку «Награда».
Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:
– Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.
Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выскочил наружу и говорит:
– Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!
Страшно стало путнику.
– Ох, тигр, – сказал он, – неужели это и есть награда, которой ты хотел от благодарить меня за добро?
– Она и есть, – ответил тигр.
– Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник.
– Давай спросим кого-нибудь – награда это или нет?
Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:
– Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?
– Злом! - ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет пора уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят мне злом за мое гостеприимство.
– Ну, теперь-то я тебя съем! - обрадовался тигр.
– Давай еще кого-нибудь спросим! взмолился путник. Прошли они еще немного. Видят: на пустоши пасется корова.
– Эй, корова! – окликнули они ее. - Скажи, чем платят за добро?
– Злом! - отвечает корова. – Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!
Выслушал ее тигр и сказал путнику:
– Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя! – Подожди немного! – попросил человек. – Давай спросим еще кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тогда, нечего делать, ешь меня. . .
Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее:
– Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?
– Добром! – ответила птица. – Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.
Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.
Учитель: Сколько бы зла не было вокруг нас, надо видеть хорошее и самим стараться приумножить добро. Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать добрые поступки.
В течение классного часа вы создавали плакат, отражающий тему нашего разговора. Пришло время посмотреть на ваше творение.
Ученики: рассматривают плакат, обсуждают, вывешивают в классный уголок.
Автор: Омшина Елена Витальевна, учитель математики ГБОУ СОШ №6 г. Жигулевска Самарской области
Метки: Методический кабинет