Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Формирование экологического сознания как ключевой этап экологического воспитания современного человека

Формирование экологического сознания как ключевой этап экологического воспитания современного человека

Эта статья не является научной. Эта статья – размышление. Любому научному эксперименту предшествует длительный глубокий мыслительный процесс, я назвала его размышлениями. Экология, экологические проблемы, экологическое воспитание – эти понятия вошли в нашу жизнь относительно недавно. Зачем они появились? Откуда взялись экологические проблемы? Почему вдруг в образовательном процессе возникла необходимость экологического воспитания? Современный мир, такой огромный, многообразный, заболел. Болезни этой нет названия, но она угрожающе прогрессирует, разъедает то, что мы, люди, считали незыблемым, вечным. Высокие скорости, непрекращающийся интенсивный поток информации, технические прогресс – неужели это плохо? Магазины, заполненные товарами, доступ в любую точку мира, появление богатых людей – не это ли свидетельство нашего реального движения к так долго ожидаемому светлому будущему? Неужели все это неправильно? Неужели от всего этого мир может погибнуть? А как же наше учение, наши старания, наши надежды, наши мечты? Разобьются? Исчезнут? Испарятся? Включаем телевизор, раскрываем газету. Огромное нефтяное пятно в океане, авария на атомной станции, пожары, птичий грипп… Конечно, все это не случается в одночасье, но, следует признать, вошло прочно в наш ежедневный «рацион». Взрыв в метро, падение самолета, убийство человека – это привычным не станет никогда, но мы уже не удивляемся!? Все вместе – это проявления той страшной болезни, которой еще пока нет названия. Любой учитель, работающий в современной школе, не может не замечать, что из обихода наших учеников стремительно исчезают такие понятия, как сострадание, сочувствие, милосердие. Патриотизм, гражданская ответственность уступают место потребительству, хамству, вседозволенности. «Так разве это экологические проблемы?» -скажете вы. Разве это находится рядом с загрязнением окружающей среды? Разве от этого идут химические дожди? На первый взгляд нет. Только все то, что сегодня угрожает нашей природе, что окутывает черным дымом наши города, что приводит к исчезновению редких видов животных – это все продукт деятельности человека, причем безразличной, бездушной, безграмотной деятельности. В основе любой деятельности изначально стоит образование. Высокий профессионализм человека (неважно в какой сфере деятельности) говорит, прежде всего, о его добротном, качественном образовании, о его постоянной потребности узнавать, изучать, анализировать и доводить продукт своей деятельности до совершенства (будь то книга, деталь, танец или операция на сердце). И хорошо, если человек при этом чувствует себя приложением к огромному окружающему его миру, чувствует себя маленьким, но нужным винтиком во многофункциональном,постоянно развивающемся механизме! Но, как только человек начинает представлять Вселенную с позиции «я – центр мира», слова «я», «мое», «для меня» становятся определяющими для него в его деятельности. Потому что «мое» можно увидеть, пощупать, «мое» стоит конкретных денег. А слова «наше», «общее», «для страны» находятся за пределами его сознания, а значит, не являются основополагающими в его деятельности. Все это так, скажете вы. Но где же здесь место экологии? А дело в том, что большинство людей привыкли определять экологию как науку об отношениях растительных и животных организмов, о влиянии на эти отношения человека и технического прогресса. (Так она и определялась с 1869 года до середины ХХ века). И только в 70-х годах ХХ века начала складываться экология человека, или социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны. Экология человека включает в себя разные аспекты – философский, социологический, экономический, географический, этический и др. Именно в 70-х годах ХХ века заговорили об «экологизации» современной науки. Образование – это научный систематический процесс приобретения знаний и навыков, требующихся обществу, находящемуся в конкретной стадии своего развития, имеющему определенный технический и культурный уровень. И вот тут резонно встает вопрос о соответствии культурного и образовательного уровня граждан общества техническому и культурному уровню самого общества. На мой взгляд, в настоящее время это соответствие недопустимо нарушено. Пробелы в образовании, хаос и неразбериха в сознании, отсутствие внутренней культуры у человека не только не способствуют развитию общества (страны), но напрямую ведут его (ее) к дисбалансу, дестабилизации и разрушению. Этот процесс уже идет, и остановить его можно, но какие же мощные, титанические усилия для этого нужно приложить! Ни для кого не секрет, что уже не одно поколение российских молодых людей потерялось во времени, не видит смысла своего существования. Образование для большей части молодежи – никчемное нудное занятие, слово «интерес» к чему либо потеряло для этих молодых людей здоровый смысл. И вот тут перед учителем встает назревший вопрос: как воспитать для общества Человека с большой внутренней культурой, Человека грамотного, Человека – творца, экологически здорового Человека? На сцене появляется такое странное, на первый взгляд, понятие как «экологическое сознание». Экологическое воспитание, я думаю, является сложным, многогранным процессом. Нельзя утверждать, что если мы ввели в школе предмет «Экология», то мы осуществляем экологическое образование (воспитание). Я считаю, экологическое воспитание не имеет отношения только к школе (и к другим образовательным институтам), так как это процесс тонкого, глубокого духовного развития личности, это процесс формирования экологического сознания на клеточном (мозговом) уровне. Экологическое сознание ребенка должно формироваться с самого рождения. Выработка привычек: чистить зубы, умываться, следить за гигиеной своего тела, убирать за собой игрушки, выносить мусор, делать уборку комнаты – уже является началом формирования у ребенка экологического сознания. Эту роль на начальном этапе должна сыграть семья. Я глубоко убеждена, что именно в семье должен начинаться процесс формирования экологического сознания. Дальше школа. Школа должна умело подхватить нить воспитательного процесса и укрепить ее, сохранив при этом то, что вошло в привычки, в сознание ребенка. Что же должна делать школа? Я не предлагаю какие-либо программы экологического воспитания, не даю каких-либо рекомендаций. Тем более, что некоторые программы уже созданы и начали работать. В 2010-2011 гг. я стала участником ГЭП «Формирование ключевых образовательных компетентностей учащихся средствами экологического образования в интересах устойчивого развития». Я – учитель математики, вроде бы далекой от экологии науки, но это только на первый взгляд. Я работаю над методической темой: «Экологическая составляющая на уроках математики в 5-х классах». Выбрана тема не случайно. В последние годы я работала в 7-8-9-10-11-х классах и часто сталкивалась с необъяснимыми для меня проявлениями равнодушия, безразличия (а подчас и жестокости) учащихся к тому, что их окружает, к тому, что происходит вокруг, и в конечном итоге к самим себе, к своему будущему, к будущему общества, страны. В этом году я работаю, помимо 10-го, в трех 5-х классах. И я решила попробовать в своих 5-х классах ввести, если можно так выразиться, небольшую дозу «экологической инъекции». Прямо на уроках математики я решила начать работу, способствующую, на мой взгляд, формированию у детей экологического сознания. На сегодняшний день мою работу в данном направлении можно определить как небольшой научный эксперимент. Мною были поставлены определенные цели: 1. Показать ученикам небольшими фрагментами окружающий их мир с точки зрения «хорошо – плохо», «вредно – полезно» и т. д. 2. Попытаться научить учащихся определять проблему в ходе заданной дискуссии. 3. Дать возможность учащимся самим предложить пути решения этой проблемы. 4. Получить элементарный «экономический» результат в завершении обсуждения. Для этого я провожу один раз в неделю в конце урока так называемые «экологические пятиминутки». Название символическое, потому что обычно экологический фрагмент урока занимает 10-15 минут. Тематика таких пятиминуток очень разнообразна. Наибольший интерес моих учеников вызвали такие темы, как «Проблема бездомных животных», «Чистая вода», «Мусорные свалки крупных городов», «Парки и скверы Москвы», «Заповедники», «Экологически чистые продукты» и др. Тем можно придумать море! Главное, что я увидела при проведении первых пятиминуток – неподдельный интерес детей, их горящие глаза, лес рук при обсуждении. Честно говоря, я не ожидала такой реакции детей. А сколько комментариев, идей я услышала! И все это несмотря на еще незрелый возраст моих воспитанников! Самое радостное, что я почувствовала, это то, что я на верном пути, что я нащупала те струны душ моих пятиклашек, которые начали играть мною сочиненную мелодию! По «моим нотам» должны были пробиться и зазвучать сочувствие, сострадание, милосердие, чувство сопричастности к природе, к животным, к судьбам других людей, к своему городу, к своей стране. И они потихоньку пробиваются! Все, кто понимает и прочувствовал, что такое творческое удовлетворение, меня поймут. Как же это происходит практически? Начинаю я любую пятиминутку с вопроса, на который тут же получаю ответ «да» или «нет». Затем задаю вопрос из категории «хорошо-плохо», «полезно-вредно». Например, при обсуждении темы «Бездомные животные» вопросы звучат так: «Видели ли вы на улице собак и кошек без хозяина?», «Как вы думаете, это хорошо или плохо?», после этого начинается дискуссия, которая постепенно сводится к экологической проблематике. Учащиеся стараются доказать свою позицию, подтвердить ее случаями из своей жизни. Наблюдать за таким спором очень интересно! Далее формулируется конкретная проблема (конечно, мною, но иногда, с моей подачи, детьми). Например, что можно сделать с бездомными животными? Далее следует предложение идей по решению проблемы. Совместно выделяется одна из предложенных идей (например, создание приютов для бездомных животных). В завершении дискуссии я предлагаю детям небольшой экономический расчет в виде задачи (например, рассчитать, сколько денег требуется в месяц на содержание такого приюта). Числовые данные для условий задач придумываю сама, беру в Интернете, в специальной литературе. Схема экологической пятиминутки выглядит так: вопрос – проблема – пути решения проблемы – выбор варианта – экономический расчет – вывод Дети любят зрелищность, наглядность, поэтому вместо вопроса было бы более эффектно показать видеосюжет, презентацию как обозначение проблемы. И вообще данная форма работы дает возможность широкому применению ИКТ. О результатах говорить пока еще рано. На сегодня я не могу сказать, какими они будут конкретно, но меня поражает то, что дети подхватывают любое мое предложение! С таким энтузиазмом включаются в работу! В ближайшей перспективе у нас фотовыставка «Я – частица природы» (фотоматериал уже собран), «издание» экологического журнала в картинках и числах (материал готовят сами дети), конкурс электронных эколого-математических кроссвордов – творческих работ учащихся, приготовленных в дни зимних каникул. Но это так называемые видимые перспективы и результаты. Для меня важнее то, что происходит внутри ребенка, в его душе, в его сознании. Я надеюсь, что мои ученики станут человечнее, добрее, красивее. Я надеюсь, что они не бросят камень в пробегающую по улице кошку, не бросят фантик от конфеты мимо урны, не будут равнодушны к живущим рядом людям. Наверное, это и является главной целью моей работы, моим вкладом в процесс формирования экологического сознания у детей. Я уверена, что проблемы, затронутые в статье, волнуют многих, и очень многие мои коллеги размышляют о том, какой он будет – человек будущего, а сегодня наш ученик? По окончании моего научного эксперимента думаю рассказать о результатах и предложить коллегам разработки «экологических пятиминуток» для уроков.

Метки: Педагогическая инноватика