Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Устное народное творчество в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Устное народное творчество в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Аннотация Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов. Младший дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладении родным языком. Использование всех доступных жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для применения их в речевом общении, театрализованных, сюжетных, подвижных играх. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, колыбельных, загадок, хороводов, песенок. В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач: – воспитание звуковой культуры речи; – формирование грамматического строя речи;– развитие монологической и диалогической речи;– развитие мелкой моторики. Потешки отлично развивают речевой слух ребёнка: умение слушать, различать звуки близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, её интонацию и выразительность, понижение и повышение голоса, обогащение словаря. Чтение потешек происходит с множества повторов, где произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишие. Всё это способствуют запоминания слов и затем активного их употребления. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируется действие обозначенное словами, тем самым связывают сами слово с действием. Систематическое использование потешек помогает детям овладеть – родным языком;– разными видами деятельности(лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие);– первоначальными навыками самообслуживания и гигиены. Например, при умывании: Водичка, водичка, Умой моё личико,Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели. Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Во время приема пищи:Умница, Катенька, Ешь кашку сладенькую, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую. Бери ложку, бери хлеб,И скорее за обед. Час обеда подошел, Сели деточки за стол. При подъёме: Потягушечки, потягушечки, От носочков до макушечки, Мы потянемся, мы потянемся, Маленькими не останемся. Одеваясь на прогулку: Вот они, сапожки: Этот – с левой ножки, Этот – с правой ножки. Наденем сапожки: Этот – с левой ножки, Этот – с правой ножки. На прогулке, понаблюдайте за окружающим, «поговорите» с солнышком или дождиком (в зависимости от погоды), детям это очень нравиться:Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко. Ждут тебя детки, ждут малолетки! Дождик, дождик полно лить,Малых деточек мочить! Свет-светлячок,Посвяти в кулачок!Посвяти немножко,Дам тебе горошка,Кувшин творога,И кусок пирога! Ребенок старается, похвалите его:Ой, мой маленький, ненаглядненький,Мой хорошенький, мой пригоженький. Кто плачет или шумит. Не плачь, не плачь, Куплю калач. Что ты плачешь, «ы» да «ы», Слезы поскорей утри. Будем мы с тобой игратьПесни петь и танцевать. Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «Уж ты котенька – коток». Уж ты котенька – коток,Котик – серенький лобок, Приди, котик, ночевать, мою деточку качать. Я тебе ли, коту, За работу заплачу:Дам кувшин молокаДа кусок пирога. Уж ты ешь, не кроши,Больше, котик, не проси. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее. Таким образом, через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников необходимо использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ 1. Алексеева М. М. , Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М. : Академия, 2000. . 2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие для учителя. – М. , 1996. 3. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. – М. , 2000.

Метки: Работа с дошкольниками