Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Формирование оценочной самостоятельности младшего школьника в условиях отметочной системы обучения

Формирование оценочной самостоятельности младшего школьника в условиях отметочной системы обучения

Концепция модернизации российского образования выдвигает, прежде всего, новые социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Для того чтобы современная школа смогла достичь поставленной перед нею цели, она должна последовательно решать свои задачи на всех ступенях образования. Остановимся в этой статье на ключевой задаче начального этапа школьного образования – формировании оценочной самостоятельности младшего школьника. Главные вопросы в оценочной деятельности как оценивать, что оценивать, с какой целью оценивать работу ученика на уроке. Попытаемся изложить нашу позицию на все поставленные вопросы. Назовем некоторые принципы, которыми следует руководствоваться учителю при осуществлении оценочной деятельности:üОценивание является постоянным процессом. üОценивание может быть только критериальным. üОцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат. üСистема оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. üВ оценочной деятельности реализуется заложенный в Стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности. üоценивание на уроке должно быть полностью лишено какого-либо момента сравнения одного ученика с другим. Что же конкретно следует на наш взгляд оценивать? Можно оценивать успехи детей, можно неудачи, можно и то и другое вместе. Можно деятельность детей по добыванию знаний. Можно конечный результат учебной деятельности. На наш взгляд, следует оценивать всякую деятельность детей, направленную на добывание знаний и прежде всего успехи. При этом мы разводим оценку на конкретном, текущем уроке и оценку итоговую по отдельной теме, за четверть, триместр, полугодие и т. п. Оценивать может учитель, ученик ученика, ученик сам себя. Оцениванию учителя всегда предшествует самооценка ученика. Это наиважнейшая задача на современном уроке – учить ребенка самооценке. Со второго полугодия второго класса для детей наступает очень важный момент, теперь устная оценка деятельности учащихся измеряется накопительным баллом и выставляется в виде отметки (цифровой бал по 5ти бальной шкале) в учебный журнал. Ученик должен четко разграничивать понятия «оценка» и «отметка». Оценка −это словесная характеристика результатов действий («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…»). Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т. д. Отметка −это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы). Может ли ученик адекватно оценивать свои результаты? Для адекватного оценивания ученикдолжен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки. Освоив алгоритм самооценивания, ученик ведет постоянный контроль своей деятельности по следующим критериям: Ø осознанность цели выполняемой работы;Ø удовлетворенность результатом деятельности;Ø безошибочное выполнение работы;Ø самостоятельность выполнение работы. На начальном этапе освоения алгоритма самооценивания ученику предлагается использовать «Оценочный лист ученика», в котором он отмечает от 0 до 2 баллов по каждому критерию. (см. рис. 1)Оценочный лист ученикаФ______________ И _____________ № Критерии оценки Балл 1. Мне понятна была цель задания (0, 1 б) 2. Я получил желаемый результат (0, 1б. ) 3. Я правильно выполнил задание (0, 1, 2 б. ) 4. Я самостоятельно выполнил задание (0, 1 б. ) 5. Моя отметка (до 5 б. ) Рис. 1По данному алгоритму учащиеся могут оценить сформированность какого-либо умения на любом уроке, где требуется быстрая самопроверка или взаимопроверка. При этом перед началом выполнения работы учитель выясняет с ученикамичто они будут оценивать и с какой целью, затем оговаривают «критерий правильности» выполнения работы, который они впоследствии оценят максимально до 2 баллов. Рассмотрим работу алгоритма самооценивания на примере фрагмента урока по русскому языку по теме «Изменение имен прилагательных по родам». Ученикам предлагается задание: От данных существительных образуй имена прилагательные мужского и женского рода: круг, свет, вечер, луг, лиса. Перед началом выполнения задания ученики определяют цель работы: научиться образовывать имена прилагательные мужского и женского рода от имен существительных. В ходе беседы ученики приходят к выводу, что результатом их работы будет сформированность: 1) умения отличать имя существительное от имени прилагательного по существенным признакам; 2) умения образовывать имя прилагательное мужского и женского рода, зная их окончания; 3) умения подбирать однокоренные слова; 4) умения работать самостоятельно. После обсуждения ученики приступают к выполнению работы, затем сверяют результат своей деятельности с эталоном правильно выполненной работой и оценивают его по алгоритму. Учитель выясняет у детей, какие отметки они себе поставили, после чего аргументированно соглашается и при необходимости корректирует их. После оценивания ученики, допустившие ошибки при выполнении задания могут высказать свое мнение о том, какое умение ему дается с трудом, и какое правило ему следует учесть в дальнейшем для выполнения подобных заданий. Таким образом, ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки», становясь при этом активными участниками всего образовательного процесса, а это значит, у них идет успешное формирование оценочной деятельности в условиях отметочной системы обучения. Список литературы1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756-р от 29. 12. 2001 г. 2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 [М. Ю. Демидова]. – М. Просвещение, 2009 г. 3. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова и др. ]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009 г. 4. Русский язык 2 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / А. В. Полякова. – 5-е изд. . – М. : Просвещение, 2009, с. 465. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» ст. Д. Д. Данилов6. Шишов С. Е. , Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 320 с. Громова Т. А. ,МОУ «Головчинская СОШ С УИОП»,с. Головчино,Белгородская обл.

Метки: Работа с дошкольниками