Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Публикация статей в журналах ВАК

Уважаемые авторы!

Идет прием статей для бесплатной публикации в журнале из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура.

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены
в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

В мультидисциплинарных журналах возможна бесплатная публикация по всем другим направлениям.

Максимально оперативно отвечаем на все возникающие вопросы. Гарантируем индивидуальный подход к каждому.

Русский стиль как модель обучения школьников методу художественно-композиционного моделирования в дизайне +презентация

Аннотация: Статья рассматривает «русский стиль» как универсальную учебную модель, важнейший практический инструмент в обучении методу художественно-композиционного моделирования в дизайне. Акцентируется необходимость теоретического осмысления понятия «русский стиль» а также обобщения и систематизации существующих методических материалов. Потенциал безграничных дидактических возможностей стиля предлагается видеть в единстве его исторических компонентов, каждый из которых несет совокупность «значений» и «смыслов» и ждет наполнения конкретным профессиональным учебно-предметным, личностно-ценностным содержанием в ходе обучения методу дизайнерского моделирования.

Ключевые слова: русский стиль, учебная модель, художественно-композиционное моделирование в дизайне, дидактические возможности стиля

Скачать презентацию

Модель в дизайне – это художественный образ, эмоциональная коммуникационная структура, транслирующая его инвариантные принципы в пространстве культуры. Пропедевтика дизайна, школа художественно-композиционного моделирования (ХКМ), объясняет суть его метода в смыслообразовании и представляет схемой: ОСОЗНАТЬ – ПРОЧУВСТВОВАТЬ – ВЫРАЗИТЬ.

Свои задачи она видит в разъяснении смыслов моделей Культуры, их отборе и классификации в качестве учебных, для формирования понятий и представлений дизайна, как основы «интеллектуального видения» и интуиции. Известно, что при соответствии стадий обучения этапам генезиса сущностных принципов дизайна оно становится наиболее эффективным.

С этой точки зрения «русский стиль» можно считать универсальной учебной моделью, наглядным воплощением принципов дизайна ─ структурности, целостности, выразительности. Он сфокусировал в себе всю «модель мироздания» и демонстрирует историю наполнения языка дизайна смыслами, пластическую связность мира в его художественной концепции. Дидактические возможности «русского стиля», как важнейшего практического инструмента в обучении методу ХКМ, требуют теоретического осмысления, а отобранный методический материал обобщения и систематизации.

Рассмотрим феномен русского стиля как модель. Но сначала определимся с понятием «стиль» ─ им считают устойчивое единство образной (знаково-символической) системы языка формообразования, характеризующее художественное своеобразие его идеальных моделей, созданных в соответствии с идеальной моделью мира и выражающее ее ценностно-смысловое содержание.

Понятие «русский стиль» появилось в нашей культуре во второй половине 19 века в связи с решением проблемы национального самоопределения. Его «золотым веком» считают два десятилетия со второй половины 1850 гг. Художественные особенности стиля типологически родственны передвижничеству. Наиболее яркими представителями демократического фольклорного направления «русского» стиля были Ропет и Гартман, их архитектура – «хождение в народ». Ее отличали красочность, простодушное восхищение многообразием форм, яркостью цвета, свойственные крестьянскому искусству. Сюжеты их орнаментики – узоры вышивок, народная резьба, плетение рогожек, декор предметов бытового обихода. Петушки, павлины, лапти, топоры. Именно поэтому «русский стиль» к концу 1880-х – 1890 гг. получил название «петушиного стиля», «ропетовщины».

Большинство словарей трактуют его как направление, основанное на использовании традиций русского национального искусства, относят к устойчивым его особенностям, которые в дальнейшем стали предметом эклектического подражания и стилизации. Главным принципом данной модели стиля стал историзм, а выбранный подход – сюжетно-содержательным. Отличительный признак – не только характер декора, но и его количество. Модели демонстрировали свободное комбинирование форм, взятых из различных «наиболее русских» периодов истории. Фактически использовался не стиль, а канон, когда преобладающим является не художественный образ, а символ. Тогда же были названы характерные черты «русского стиля»: каноничность, глубокая традиционность, декоративность, праздничность, высокая эмоциональность, лаконичность, с выраженной ясностью пластики.

Это воплощение модели «русского стиля», как и его понятие, отвечали лишь целям данного конкретного времени и имели структуру, отражающую его идеи.

Большой энциклопедический и современный толковый словари заменяют понятие «русский» на «псевдорусский», характеризующийся тенденцией к возрождению образов древнерусской архитектуры и декоративного искусства в культуре 19-20 вв. Отсутствие системного подхода в трактовке данного понятия, аналитической модели стиля, в обобщении принципов многочисленных воплощений инвариантного смысла «русского стиля» можно констатировать и сегодня.

Генетически инновационный дизайн склоняется к уходу от стереотипов и строгого соблюдения канонов, и, если довериться смыслу понятия рассмотренной выше модели «русского стиля», она не может представлять интерес в становлении мышления, способного к борьбе со стереотипами, штампами, стоящими на пути к созданию истинно нового. Поэтому мы считаем актуальным и востребованным акцентирование ее значимости в пропедевтике и предлагаем познакомиться с опытом извлечения ее «смыслов» в нашей школе.

Итак, решить кажущееся противоречие в образовательной практике позволяет обращение к целям использования модели вообще. Модель считается адекватной, если цели ее создания осознаны, и она выполняет возложенные на нее функции. Моделирование в дизайне может происходить двумя путями ─ репродуктивным и продуктивным. В первом случае художественный принцип канона, содержательный и морфологический анализ модели «русского стиля» будет способствовать обретению опыта культуры в создаваемых интерпретациях его культурных форм и прототипов.

Но, говоря о феномене и универсальности «русского стиля», мы имеем ввиду, что он существовал задолго до появления понятия и наполнялся смыслами в течение почти тысячелетней истории древнерусского искусства, стал неиссякаемым генофондом огромного количества идеальных моделей русской культуры, от истоков: слова, понятия, мифа до их материальных воплощений. И только самостоятельное исследование этого арсенала, максимальное извлечение их смыслов, может привести к появлению действительно новых образов. Предшествующего опыта для этого процесса не существует. Здесь востребован принцип ассоциативного преобразования, «игры воображения», метод метафоры, переводящие изображение исходного прототипа в совершенно новый формальный жанр, что мы и называем продуктивным моделированием.

Анализируя культурный феномен, школьники должны создать его содержательную модель, включающую наиболее важные его характеристики, мотивирующие возникновение той или иной его субъективной модификации.

Уровень сложности моделирования зависит от визуальной культуры, уровня владения средствами художественной выразительности, умения выделять главное, особенное. Тогда каждая новая модель «в русском стиле», выступая средством его познания, должна содержать в себе узнаваемые характеристики структуры модели-оригинала. В этом случае можно говорить об удачном результате обучения ХКМ, отражении свойств идеального аналога в реальной модели, степени их адекватности. Использование модели стиля позволяет прогнозировать последствия различных вариантов целенаправленного воздействия на вновь создаваемую модель, сравнивая эти воздействия с целевыми, желательными.

Итак, обучение ХКМ с использованием модели «русский стиль» заключается в прояснении смыслов данного понятия дизайна, изыскании в нем художественных принципов дизайна, но, самое главное, в собственной чувственной практике моделирования, высвобождаю­щей творческие силы, художественные способности к композиции, воспи­тывающей веру в интуицию, развивающей образность и эмоциональность. Результатами обучения становятся эмоциональные образы-модели, которые выступают средством осмысления реальных связей и закономерностей.

Мы можем выделить три варианта моделей (по характеру их описания): морфологическую, феноменологическую и символическую. Морфологическая − сосредотачивается на объективных способах измерения модели (ее форм); символическая − предполагает включенность вновь создаваемого образа в контекст культуры; феноменологическая – возникает при условии сосредоточения на интимном переживании объекта моделирования. [1, С.40] Обычно возникают смешанные модели.

Смысловые структуры стиля связаны с функциональностью ее отдельных элементов, совокупностью начальных смыслов, феноменологией. В основе построения каждой модели лежит теория отображаемого объекта, определяющая структуру ее памяти [2].

На первых порах художественно-образное восприятие модели стиля основано на образах быта, окружающей среды, культурных традициях. Погружение в культуру, изучение истории искусства способствует формированию профессионального отноше­ния к видимому как к «тексту», обладающему рядом значений. Ведь окружающий русского человека мир содержал в себе «десять тысяч вещей», многообразных по форме, логичных и красивых, чья символическая содержательность складывалась веками, а художественное начало было связано с целесообразностью и выразительностью формы. Неотъемлемое чувство декоративного в них является выражением национального самосознания, народного понимания красоты. «Методика художественного конструирования» трактует данную функцию вещи как интегративную, с точки зрения которой, вещь — всегда лишь фрагмент и образ целого. Она — знак, фокусирующий смыслы, традиции, ценности, материалы и формы мира [3, С. 46].

Выявление особенностей форм русского стиля, их связи с природными формами начинается уже при создании морфологической декоративной модели. Смысл здесь возникает через самые простые ассоциации, которые возникают в воображении ребенка – ассоциации с видимыми предметами и явлениями мира по простому визуальному сходству. Затем по мере взросления ассоциации усложняются, связываются с физическими ощущениями, эмоциональными состояниями. И, наконец, в старшем возрасте становятся возможными ассоциации, возникающие от общения со сложными социально-культурными явлениями, которые включают в себя и зрительные образы, и отвлеченные идеи. Ассоциации позволяют сравнивать свойства данного объекта с аналогичными свойствами других объектов и явлений, социальных организмов и осваивать эстетические свойства найденных ассоциативных моделей-аналогов, придавая создаваемым художественным образам их выразительность и символический смысл.

Теоретики говорят об изоморфности начального периода обучения дизайн-творчеству и мифопоэтического времени детства Культуры. Поэтому востребованными становятся идеальные модели исторически связанные с началом зарождения смыслов стиля: знак, слово, символ, миф. Происходит знакомство с художественными принципами: мимесисом, каноном, игрой.

Обращение к словесным идеальным моделям расширяет базу «житейских» понятий, привлекает в практическую деятельность наглядно-образный опыт, формирует высшие интеллектуальные способности моделирования.

Одно из существенных свойств канона – его целостный охват природного и социокультурного мира. Язык канона являлся формой эстетического и практического отношения ремесленника к ми­розданию. Все, что существовало вне этого языка, наделялось отрицательным значением и определялось как хаос – противоположность гармонии и красоте, которые концентрировались, как реализация высшего, сакрального смысла.

Итак, стиль –– знаково-символическая система художественного языка формооб­разования, организующая предметно-пространственную среду в соответствии с идеальной системной моделью мира. Славянская модель мироздания отражена в преданиях древних славян, содержащихся в «Голубиной книге», «Книге Коляды». Наиболее часто встречающиеся мифические модели мироздания — многоэтажная вселенная (с мировым деревом), зооморфная модель (рыба, птица). Это - начало процесса наполнения языка «русского стиля» социо - культурными смыслами.

Использование мифа, как системы словесных символов, в пропедевтической практике ХКМ направлено на развитие способности обучающихся генерировать новые оригинальные образы и выявление художественного потенциала, а также формирование их готовности к интуитивному целостному восприятию действительности в процессе «погружения» в профессию, используя житейский наглядно-образный опыт.

Зарождение самобытной художественной культуры Руси восходит к языческому периоду, это значительный этап наполнения смыслами объектов протодизайна. Языческая культура – «обожествление стихий». В процессе поиска художественных образов на основе мифологии ребята анализируют информацию, зафиксированную в письменных источниках, выделяют ключевые фразы, выстраивают их по степени важности. Происходит обучение создавать «умозрительные» образы, постигая суть дизайна – выражать сущность проектируемой вещи, ее культурного смысла. При этом ХКМ несет ответственность не только за целесообразность и конструктивную логику, но и за эмоциональность, выразительность, эстетическую осмысленность зрительного языка формы.

Мифы — понятные всем словесные символы, переносящие акцент творчества с логики на эмоционально-образное начало. Они демонстрируют роль метафоры в космологическом преобразовании предметного мира из хаоса в гармоническую целостность, отражают историю наполнения языка дизайна смыслами, его многозначность. [4] К формализованным знаниям, сущностным основаниям и принципам русского стиля можно отнести также общекультурные понятия, природные и пространственные образы-символы: Вода, Дерево, Гора, Стена, Врата, Горизонталь, Вертикаль, Вход, Мост. А также архетипы: Окно, Лестница, Дом, Храм, и др.

Процесс обучения ХКМ можно считать своеобразным культурным актом, который опирается на закономерности и механизмы усвоения содержания в виде значений и смыслов путем перевода их обучающимися на уровень личностных культурных смыслов. Мы убеждены, что потенциал целостной модели русской культуры, ее стиля, в единстве ее компонентов, каждый из которых несет совокупность «значений» и «смыслов», далеко не исчерпан, они ждут наполнения конкретным профессиональным учебно-предметным, личностно-ценностным содержанием.

Удачными в этом смысле в нашей практике являются следующие темы, познавательные и эмоциональные: «Русские праздники и герои русских преданий», «Духи леса», «Модели мироздания - у истоков языка архитектуры и дизайна», «Архетип Дома как источник архитектурных фантазий», «Эстетический феномен окна в архитектурных и дизайнерских фантазиях», «Врата», «Игрушка как модель обучения профессии дизайнера» (См. табл.1).

В прототипах русской культуры, ее идеальных моделях запечатлеваются развивающиеся представления об их синтетических образах. Включение их в современный контекст, переориентирование и корректное видоизменение, сохранение коренных символических связей, содействует связи времен, традиции и новаторства, формированию «внутреннего» русского имиджа.

Список использованных источников:

  1. Пропедевтика. Художественно-композиционное моделирование в дизайне: Учебное пособие для студентов направления подготовки 54.03.01 «Дизайн» / М.А. Мереняшева. – Пенза: ПГУАС, 2017. – 80 с., 32 ил.
  2. Шубенков М. В. Структурные закономерности архитектурного формообразования. — М.: Архитектура – С, 2006, 320 с.
  3. Розенсон И. А. Основы теории дизайна. – С.- П. – Питер, 2003.
  4. Мереняшева М.А. Миф как смыслообразующая модель дизайн-знания. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. -№ 11-2 (61). С. 141-145.

Таблица 1. Работы школьников по художественно-композиционному моделированию в дизайне, выполненные с использованием «русского стиля». Преподаватель: Мереняшева М. А.

 Рис.1. Морфологическая декоративная модель. Морфологическая декоративная модель

Морфологическая декоративная модель

Тема: «Древняя Русь. Обереги», 10 лет

Древняя Русь. Обереги

Древняя Русь. Обереги

Насекомые в русском стиле, 11 лет

Насекомые в русском стиле

Гусеница-гармонь,13 лет

Гусеница-гармонь

Рис.2. Символическая модель.
Тема: «Архетип Дома как источник архитектурных фантазий»

Русская изба и мельница, 15 лет

Русская изба и мельница

Мировое дерево и башня.
Русское оборонное зодчество, 16 лет

Русское оборонное зодчество

Рис.3. Феноменологическая и символическая модель.
Темы: «Герои русских преданий и русские праздники»,
«Модели мироздания», 15-16 лет

Анчутка банный

Анчутка банный

Анчутка полевой

Анчутка полевой

Леший

Леший

Луговик

Луговик

Яблочный Спас

Яблочный Спас

Баенник

Баенник

Славянская модель мироздания

Славянская модель мироздания

Масленица

Масленица

Пасха

Пасха

Рис.4. Феноменологические и символические модели.
Темы: «Павильоны»; «Животное. Архитектурная стилизация».
«Игрушка как модель обучения профессии дизайнера»;
«Природные формы как источник стиле образования в архитектуре»; «Архетип Дома как источник архитектурных фантазий»

Выставочный павильон «По Щучьему велению», 14 лет

Выставочный павильон «По Щучьему велению»

Манул, 13 лет 

Манул

Юла как модель мира

Юла как модель мира

Русские фракталы, 13 лет

Русские фракталы

Парковый павильон «В русском стиле», 16 лет

Парковый павильон «В русском стиле»

Снаружи всех измерений - Дом-мир, 16 лет

Снаружи всех измерений

 Мереняшева М. А.,
Преподаватель архитектуры и дизайна
МАУ ДО ДШИ «Гармония» г. Пензы

Метки: Дополнительное образование, Мастер класс