Метод проектов на уроках естествознания
Наша школа, как и многие другие, столкнулась с неразрешимою проблемой: почему при переходе из 4 в 5 класс у детей пропадает желание учиться, почему в 7 классе (в начале изучения физики) очень сложно мотивировать учащихся на самостоятельную творческую деятельность?
Мы попытались ответить на данный вопрос в рамках работы окружной экспериментальной площадки “Отработка механизма внедрения исследовательской деятельности в общеобразовательной школе в области астрономии и космонавтики. Развитие личностно-ориентированного подхода в образовании на основе исследовательской и проектной деятельности”. Основное решение проблемы мы видим в создании в школе творческой среды, куда бы был вовлечен каждый учащийся. Для эксперимента была выбрана параллель 5-х классов. Основной концепцией стала Московская открытая образовательная программа “Эксперимент в космосе”. Понятно, что для 5-классников, никогда не проводивших самостоятельных исследований, участие в данной программе невозможно. Но с помощью сотрудников отдела астрономии и космонавтики МГДД(Ю)Т, которые оказали поддержку окружной экспериментальной площадке, выход был найден. Педагогическим коллективом совместно с МГДД(Ю)Т была разработана программа курса естествознания для 5 класса в рамках программы “Здравствуй, Галактика!”. Мы решили, что пятиклассники должны получить начальные астрономические знания. Курс состоит из двух частей: первое полугодие – “Наш дом – планета Земля”, второе полугодие – “Через тернии – к звездам!”. Целью данного курса стало знакомство учащихся с планетами Солнечной системы в исследовательском режиме. При изучении планеты Земля школьники выполнили проект “Геологические эпохи Земли”, изучив строение различных оболочек планеты, их отличительные особенности, внешний вид Земли в различную геологическую эпоху. На уроках естествознания пятиклассники учились ориентироваться по звездам, “прокладывать” космические маршруты, определять координаты звезд по подвижной карте звездного неба.
Для мотивации пятиклассников проводилась игра “Космическое путешествие”. Класс был разбит на 6 экипажей космических кораблей, которые совершают космическое путешествие к планетам Солнечной системы. Чтобы путешествие было интересным, проводилась игра “Звездные войны”, в которой проверялось умение ориентироваться по звездным картам. В конце учебного года, после “возвращения” из путешествия, состоялась пресс-конференция, на которой каждый экипаж представил бортовой журнал, видео и фотоматериалы путешествия, а также макет космической станции, построенной на орбите выбранной планеты (с обоснованием постройки).
В рамках Московской открытой образовательной программы “Эксперимент в космосе” пятиклассникам было предложено принять участие в образовательном эксперименте по проращиванию семян салата совместно с голландскими школьниками и экипажем МКС. Школьники собирали контейнеры для проращивания семян <Рисунок 1>, делали контрольный и экспериментальный образец, вели дневник наблюдения <Рисунок2>, за ростом салата. Все полученные данные полностью соответствовали ожидаемым результатам эксперимента. Однако пятиклассники не остановились на проращивании семян, а решили получить всходы и вырастить салат, который с удовольствием был ими съеден на последнем уроке естествознания.
Вся работа строилась в тесном сотрудничестве с отделом астрономии и космонавтики МГДД(Ю)Т. Сотрудники отдела организовали цикл лекций для пятиклассников в планетарии Московского дворца творчества: “Легенды и мифы звездного неба”, “Планета Земля”, “Планеты Солнечной системы”, “Как ориентироваться по звездному небу”, “Малые тела Солнечной системы”, “Полет во Вселенной”. Для пятиклассников были организованы экскурсии в Центр управления космическим полетом (г. Королев), в Институт медико-биологических исследований, в демонстрационный зал кафедры разработки и конструирования космических аппаратов МАИ. Школьники принимали активное участие в работе отдела астрономии и космонавтики МГДД(Ю)Т: посетили памятные мероприятия, посвященные первому космонавту Ю.А. Гагарину, приняли участие в установочной конференции программы “Эксперимент в космосе”.
В течение учебного года учащиеся получали консультации по вопросам строения планет Солнечной системы и выступления на пресс-конференции. Лучшие работы (экспедиция на Марс и экспедиция на Венеру) были представлены на конкурсе “Космический патруль-2004”, где были отмечены памятными дипломами.
Работы учащихся
Самойлов Юрий, Акимов Кирилл, Сахаров Александр, Павлов Артем
Дипломанты конкурса “Космический патруль-2004”
Мы, команда “Альтаир”, состоящая из четырёх человек, построили на Марсе базу, которую назвали “Дюна-2004”. <Рисунок 3> Она состоит из научного центра, энергосберегающего блока, солнечной батареи, лаборатории и здания, где живут наши колонисты. Недалеко от базы работают роботы, берущие образцы грунта для исследований. Эти роботы называются “Пеликан-II”. Собирают их на специальном заводе.
На них установлена мощная радиоантенна, которая помогает поддерживать связь с базой. Рядом со сборочным цехом находится компьютерный отсек. Компьютеры следят за состоянием приборов. Также оттуда можно выйти на связь с Землёй.
Под верхним слоем грунта, робот “Пеликан-3” проложил кабель, через который управляются все системы. Также через него подаётся энергия к системам снабжения.
На научном центре есть стартовая площадка, на которую сел наш зонд – “Звёздный пилигрим”.
Скоро мы планируем вернуться на Красную планету, и построить постоянный город.
27.01.2006