• Библиотека
  • Астрономия

Деятельностный подход на уроке астрономии на тему: "Связь физических характеристик звезд"

Я считаю предмет астрономии очень важным для изучения в средней школе. Древнейшая наука непостижимым образом связывает воедино все естественнонаучные дисциплины, формирует именно воззрения на мир, на его образование и развитие, дает глобальные знания.Ребята с интересом изучают астрономию, им нравится работать с подвижной картой звездного неба, нравится находить на небе известные созвездия, у них появляется желание наблюдать небо.

Остается только сожалеть, что этому мировоззренческому предмету в настоящее время уделяется так мало внимания.

В своей педагогической работе я стараюсь формировать интерес к предмету через мотивацию и деятельностный подход к преподаванию, использую на уроках компьютер и мультимедийный проектор.

Предлагаю Вашему вниманию разработанный мною урок по астрономии “Связь физических характеристик звезд”.

Цели урока:

Образовательные:

• повторить физические характеристики звезд;
  • обнаружить связь между физическими характеристиками звезд;
  • построить на практике диаграмму Герцшпрунга-Рассела и изучить ее;
  • формировать умение решать качественные и количественные задачи.

Развивающие:

• развивать интерес к астрономии;
  • формировать неформальные знания;
  • формировать научное мировоззрение.

Воспитательные:

• формировать навыки работы в малых группах;
  • способствовать формированию умения самостоятельно приобретать и осмысливать знания.

Средства обучения: компьютерная презентация урока; раздаточный материал в виде индивидуальных карточек с данными о звездах и вопросами; набор звездочек разного цвета и размера на каждой парте; таблица с развернутыми данными о звездах на стенде.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Фронтальный опрос (подготавка к самостоятельной работе)

• Перечислите физические характеристики звезд.
  • Как определить температуру звезды по спектральному классу?
  • Что такое видимая звездная величина и абсолютная звездная величина?
  • Какие силы удерживают звезду в равновесии?
  • От каких величин зависит светимость звезды? Запишите формулу.
  • Решим задачу: во сколько раз красный гигант больше красного карлика, если их светимости отличаются в 108 раз?

III. Работа в парах по карточкам

Для примера привожу вариант разработанного мною задания (вопросы одни и те же, а таблица с характеристиками звезд для каждой пары своя).

Ответьте на вопросы:

1. Какая из звезд самая горячая?
  2. Самая холодная?
  3. Выглядит самой слабой?
  4. Кажется самой яркой?
  5. Обладает наибольшей светимостью?
  6. Обладает наименьшей светимостью?
  7. Самая далекая?
  8. Самая близкая?
  9. Во сколько раз самая яркая блестит сильнее самой слабой?
  10. Во сколько раз звезда с наибольшей светимостью дает света больше, чем Солнце?
  11. Перечислите звезды, которые находятся ближе 10 пк.
  12. Укажите приблизительную температуру поверхности самой горячей и самой холодной звезд.
  13. Определите расстояние до самой далекой звезды в парсеках и в световых годах.

Звезда

2,1

1,6

А3

0,077

IV. После выполнения задания в беседе с классом обсуждается вопрос о систематизации в огромном и разнообразном мире звезд, об их классификации.
Ставится задача: постараться обнаружить связь между характеристиками звезд.
С этой целью ученик у доски выражает светимость звезд Спика и Лаланд в светимостях Солнца и, с помощью учителя, размещает картонные звезды нужного цвета на заранее подготовленном графике в осях “Спектральный класс – Светимость”.
Эти же действия проводят все ребята с выделенными звездами своей карточки, Они выбирают из набора представленных на парте звезду нужного цвета в соответствии с ее классом и размещают свои звезды в нужной точке на доске, громко называя звезду, ее размеры, цвет и светимость. Так как звезды в карточках были подобраны в широком диапазоне, то при правильном размещении на доске получается линия диаграммы и отдельные группы звезд.

id16044

После того, как все звезды размещены, при помощи таблицы, компьютера или мультимедиа я показываю ученикам диаграмму Герцшпрунга – Рассела, мы сравниваем ее с построенной нами, делаем вывод об их соответствии. Ребята всегда радуются и гордятся своей сопричастностью к этому открытию, они чувствуют себя соавторами.

id16044

V. Рассказ учителя

Я рассказываю о важности, о значении и использовании в исследованиях этой диаграммы, для примера привожу эволюцию нашего Солнца. Этот прием некоторого опережения формирует познавательный интерес. А еще поясняю, что больше узнать о заинтересовавшей их звезде можно из таблиц и плакатов, и некоторые ученики проявляют серьезный интерес.

VI. В заключение предлагаю самим ребятам подвести итог урока: сформулировать, какими, по их мнению, были цели урока и были ли они достигнуты. Обычно ученики активно и эмоционально высказываются. Описанный метод работы для способных и стремящихся к знаниям детей оказывается точкой опоры перед шагом на следующий, более высокий уровень.

Если остается время, ученики перерисовывают диаграмму и размещают на ней все 4 звезды своей карточки (это задание можно предложить в качестве домашнего).

VII. Домашнее задание

Изучить § 25, ответить на вопросы № 2-6.

ЗАМЕЧАНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. По звездам, приведенным в таблице учебника, построить диаграмму не удастся, т. к. в нее входят только наиболее яркие звезды. В Приложении предложены звезды, по характеристикам которых можно построить диаграмму, а карточки может составить сам учитель, используя таблицу.
  2. Если класс не очень сильный, то в целях экономии времени лучше не проводить расчеты светимости, а добавить еще одну ось M в диаграмму.

21.12.2006