Внеклассное мероприятие «Физики и лирики» (звездный час). 9-й класс
Цель игры: совместная познавательная работа по освоению астрономических знаний, изучение физики, астрофизики; продолжить формирование интереса к предмету; показать связь физических явлений с жизнью
Задачи:
- Образовательные: проверить усвоение учащимися основных понятий из курса физики; отслеживание практической направленности знаний по физике и астрономии.
- Воспитательные: приучать детей к доброжелательному общению, чувству соперничества, формировать познавательный интерес к астрономии.
- Развивающие: быстроту реакции, учить анализировать условия заданий, развивать элементы творчества, умение применять знания в новой ситуации.
Правила игры: в игре участвуют шесть пар игроков: шесть участников стоят каждый за своим столиком, на котором лежат шесть табличек с номерами от 1 до 6. Шестеро их помощников также сидят за своими столиками и перед ними также шесть табличек с номерами. Если игрок ответил правильно, ему засчитывается 1 балл, но если и помощник ответил правильно, 2 балла. Дополнительно дается Звезда, если правильно ответил на дополнительный вопрос.
Оборудование: портреты ученых: Архимед, Гагарин, Циолковский, Ломоносов, Ньютон, Паскаль;
Сценарий игры
Учитель:
На нашем "Звездном часе"
Все физиками стали,
Серьезные вопросы
Должна я вам задать.
Кто знает - тот ответит,
Кто догадался - скажет,
Хоть физика коварна,
Не унывайте, вы.
Пусть победят всезнайки,
Пытливые ребята,
Кто учится серьезно,
Стремится много знать!
Итак, начинаем игру
(Звучит музыка. Входят участники игры).
1 тур “Астрономия”
Первый ведущий: “Фараон” — исторический роман известного польского писателя Александра Гловацкого (1847—1912), творившего под псевдонимом Болеслав Прус, написанный в 1894—1895. В романе описан Древний Египет. Конфликт между фараоном и жрецами, возникший из-за власти, закончился поражением Фараона Рамсеса XIII.
Вот отрывок из романа:
“Херихор поднял обе руки. Когда же толпа снова стихла, верховный жрец громко воскликнул:
- Боги! Под вашу защиту отдаю святые храмы, против которых выступают изменники и святотатцы. Внезапно где-то над храмом прозвучал голос, который, казалось, не мог принадлежать человеку: Отвращаю лик свой от проклятого народа, и да низойдет на землю тьма! И свершилось что-то ужасное. С каждым словом солнце утрачивало свою яркость... При последнем же стало темно, как ночью. В небе зажглись звезды, а вместо солнца стоял черный диск в кольце огня. Неистовый крик вырвался из многих тысяч грудей. Штурмовавшие ворота бросили бревна, крестьяне пали наземь.
- Настал день суда и смерти! - послышался стонущий голос в конце улицы.
- Боги! Пощадите! Святой муж, отврати от нас беду! - завопила толпа.
- Горе солдатам, исполняющим приказание безбожных начальников!
- Возгласил громкий голос из храма.
В ответ на это весь народ пал ниц, а в двух полках, стоявших перед храмом, возникло замешательство. Ряды расстроились, солдаты бросили оружие и без памяти кинулись к реке. Одни натыкались в темноте на стены домов и разбивали головы, другие падали на мостовую под ноги своих же товарищей. Спустя несколько минут вместо сомкнутых колонн на площади остались лишь брошенные в беспорядке копья и секиры, а у входов в переулки лежали груды раненых и трупов. Ни одно проигранное сражение не кончалось еще такой катастрофой.
- Боги! Боги! - стонал и плакал народ. - Пощадите невинных!
- Осирис! - воскликнул с террасы Херихор. - Яви лик свой несчастному народу.
- В последний раз внемлю я мольбе моих жрецов, ибо я милосерден, - ответил неземной голос из храма. В ту же минуту тьма рассеялась, и солнце обрело прежнюю яркость.
Новый крик, новые Вопли, новые молитвы прозвучали в толпе. Опьяненные радостью люди приветствовали воскресшее солнце. Незнакомые падали друг другу в объятия. И все на коленях ползли к храму приложиться к его благословенным стенам.
Над воротами стоял достойнейший Херихор, устремив взор к небесам; двое жрецов поддерживали его святые руки, которыми он разогнал тьму и спас народ от гибели.
Учитель: Какое физическое явление Верховный жрец Египта - Херихор умело использовал?
(Игроки и их помощники поднимают карточки с соответствующими номерами.) Звезду получит тот, кто даст верный ответ.
(Ответ: знания о затмении Солнца и о том, когда точно оно произойдёт).
Второй ведущий:
Болеслав Прус пишет: “... В небе зажглись звезды, а вместо солнца стоял черный диск в кольце огня”. Кольцо огня - это и есть солнечная корона. Есть в романе “Фараон” такие строки: “Сумрак быстро сгущался. Лошади азиатов проявляли беспокойство, стаи птиц спускались вниз и с громкими криками облепили все деревья сада”.
Учитель: Почему вдруг наступила ночь?
(Ответ: произошло затмение Солнца).
Первый ведущий: Можно ли сегодня наблюдать где-нибудь на Земле лунное или солнечное затмение?
(Игроки и их помощники поднимают карточки с соответствующими номерами.)
(Ответ: Необходимо определиться в какой фазе сегодня находится Луна. В силу того, что солнечное затмение происходит в период новолуния, а лунное в период полнолуния, поэтому если данных фаз сегодня не наблюдается, то значит и на Земле не будет этих видов затмений.).
Второй ведущий:
Объясните, почему Титан — спутник Сатурна, смог сохранить свою атмосферу, а Меркурий — нет?
(Ответ: Титан и Меркурий имеют сходную массу и размеры, но Меркурий находится значительно ближе к Солнцу и получает от него намного больше тепла. В разогретой атмосфере частицы имеют большие скорости и легче уходят от планеты. Поэтому Меркурий не удержал атмосферу. Холодная атмосфера Титана значительно более устойчива).
2 тур “Великие люди”
Этот конкурс посвящен великим физикам, с открытиями которых вы знакомы с уроков.
Задание №1.
Философ Гегель шутил: три яблока сгубили мир: яблоко Адама, яблоко Париса, и его яблоко. О ком идет речь? (Ньютон)
Задание №2.
“Юноша, страстно влюбленный в небо”, он конструировал и строил планеры и сам летал на них, а в 1957 году он вывел на орбиту первый искусственный спутник Земли. (Королев)
Задание №3.
Великий русский ученый, известный как поэт, химик, физик, географ, геолог, астроном, стекловар. Ученый, которого А.С.Пушкин назвал “первым русским университетом”? (Ломоносов )
Задание №4.
Этот ученый открыл закон, купаясь в ванне. (Архимед )
3 тур “Составь слово”
Сейчас перед вами на экране появятся буквы, из них вам нужно составить как можно больше слов (любых). Вы будете по очереди называть слова, повторяться командам нельзя. Времени у вас 4 минуты. За недостающую букву можно использовать звезду. Вперед!
Буквы К, Т, А, Б, Н, В, Л, И, Е, Ж, З, О составить самое длинное слово.
Зрители так же не сидят без дела и составляют слова приз достанется тому, кто придумает самое длинное слово
Финал
- Из букв слова “Астрономия” составить как можно больше слов.
Итак, подошла к концу наша игра. Я благодарю всех участников за хорошие знания. Победителю вручается символ мудрости — СОВА.
Ответная “звездная” речь победителя.
А сейчас я попрошу каждого из вас взять звездочку с тем выражением, которое соответствует вашему настроению после игры и приклеить ее на наш мини небосвод.
Интернет-ресурсы:
- Материалы сайта urok.1sept.ru
- http://nstur.narod.ru
- http://r.foto.radikal.ru
- http://old.fotokrift.ru
27.10.2014