Урок-конференция "Освоение космоса"
Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея формирования познавательных интересов учащихся.
Только в этом случае можно достигнуть эффекта сопереживания, пробуждающего определенные нравственные чувства и суждения детей.
Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качеству знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности вызывает повышение эффективности процесса обучения.
Наибольший интерес у учащихся вызывают уроки, в которых они принимают активное участие. В качестве таких уроков можно предложить уроки-конференции.
Уроки-конференции можно разделить на три вида:
1. Тематические конференции.
Цель таких конференций обобщить, систематизировать и расширить знания.
В уроке участвует большое количество школьников докладчиков, их заранее подготовленные оппоненты, экспериментаторы, оформители докладов, создатели презентаций
В классе остаются еще 15 20 учащихся, и с целью повышения активности восприятия докладов следует предложить им по ходу урока или заполнить определенную таблицу, или заранее дается вопросник, по которому затем нужно будет составить отчет. Это заставит их внимательнее слушать докладчиков, активнее мыслить. Результаты заполнения таблицы или отчет дают возможность оценить работу каждого ученика.
Тематические конференции можно организовать в виде диспута. В этом случае выбирается небольшая, конкретная тема, по ней читаются 2 3 доклада, которые обсуждаются и дополняются слушателями. Свободный обмен мнениями позволяет осветить изучаемые вопросы глубже и шире. На конференцию интересно пригласить родителей учеников специалистов, которые могут стать арбитрами.
3. Конференции с целью профориентации.
Проведению таких уроков предшествует большая работа по организации экскурсий учащихся на предприятия и в учебные учреждения.
3. Конференции, проводимые с целью изучения нового материала
Такие конференции целесообразно проводить в старших классах. Основанием для этого является не только лучшая теоретическая подготовка старшеклассников, но и их уже часто сформировавшиеся интересы к определенному виду деятельности. В таком случае учитель физики имеет возможность развивать интерес к своему предмету за счет уже сложившихся интересов учащихся. Он может стать на таких конференциях равноправным ее участником, выступая с докладом по самым трудным вопросам урока.
План конференции следует составлять так, чтобы в нем нашлось место для выступления любителей физики (теоретиков и экспериментаторов), но и для тех, кто увлекается историей, биологией, медициной, живописью, музыкой, информатикой и так далее...
Привожу пример урока-конференции Освоение космоса”.
Доклады этого урока идут на фоне презентации, сделанной ученицей нашей школы Насти Венковой. Единственно, что у нее не получилось вставить в презентацию, это музыкальное сопровождение. Музыка включается отдельно с помощью плеера, она может быть любая, но лучше в электронной обработке, космические нотки звучат тогда явственнее.
Использованы стихи Твардовского и ученицы нашей школы Нади Мелеховой.
В конце конференции демонстрируется фильм, снятый одним из командиров МКС американцем Майклом Лопесом Аллегрия. Фильм подарен нам его друзьями-москвичами.
Итак начинается конференция....
1. “Космическая музыка”
2. Стихи А.Т.Твардовского Полночь”
Полночь в мое городское окно
Входит с ночными дарами:
Позднее небо полным-полно
Скученных звезд мирами.
Мне еще в детстве, бывало, в ночном,
Где-нибудь в дедовском поле
Скопища эти холодным огнем
Точно бы в темя кололи.
Сладкой бессонницей юность мою
Звездное небо томило;
Где бы я ни был, казалось стою
В центре вселенского мира....
3. Слово учителя: Космонавтику всегда двигало вперед желание людей найти разумных существ во Вселенной. Об этом мечтали еще в 16-ом веке Галилео Галилей (изобрел телескоп, обнаружил спутники Юпитера, пятна на Солнце,то, что Млечный путь состоит из множества звезд) и Джордано Бруно. В те времена они за это жестоко пострадали: первый отрекся и скончался, находясь под домашним арестом, а второй был сожжен на костре.
В России о жизни на других планетах думал и писал Михайло Ломоносов (кстати, он обнаружил атмосферу у Венеры).
Романтиков было много и потом, но мы считаем, что эру космонавтики открыл мечтатель из города Калуги КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ ЦИОЛКОВСКИЙ.
4. Стихи Звездные дали”
О глубокие звездные дали!
Звезд скопления, галактик узоры.
Вы пленили нас и сковали!
Грандиозностью маните взоры.
Блеск созвездий на небосводе..
Мы молились о ясной погоде!
Мы встречали светила с закатом
Проводили ночь с телескопом!
Узнавали о звездных порядках,
И о космических загадках,
Что таит в себе Вселенная
Бескрайняя и великолепная.
5. Доклад о К.Э.Циолковском.
6. Учитель: Циолковский мечтал, писал фантастические рассказы о других планетах и научные статьи о устройстве космических кораблей, но практически воплотил его мысли в жизнь разработчики космических аппаратов под руководством СЕРГЕЯ ПАВЛОВИЧА КОРОЛЕВА.
7. Музыка (можно песню Космодром”
8. Доклад о С.П.Королеве.
9. Доклад основные этапы освоения космоса.
1933г. | Первая настоящая жидкостная ракета | СССР, Моск обл. пос. Нахабино |
1953г. | Начало официальных космических исследований | СССР, США |
1957г. | Искусственный спутник Земли | СССР. Спутник-1 |
1960г. | Животные в космосе. | СССР. Собаки Белка и Стрелка. |
1961г. | Человек в космосе. | СССР. Ю.Гагарин на Востоке-1 |
1965г. | Человек в открытом космосе. | СССР. А.Леонов. Восход-2. |
1969г. | Человек на Луне. | США. Н.Армстронг. Аполлон-11. |
1971г. | Первая орбитальная станция. | СССР. Салют-1. |
1981г. | Первый корабль многоразового использования. | США. Космический челнок Колумбия” |
1998г. | Международная космическая станция МКС” | Россия (Роскосмос), США (НАСА) |
2002г. | Первый космический турист. | Американец Д.Тито на МКС на российском Союзе” |
2004г. | Корабль в межзвездном пространстве | США, Вояджер-1, запущен в 1977г. |
10.Учитель: Потом прекратилось политическое соревнование двух систем США и СССР, а также появилась космогоническая теория ОТТО ЮЛЬЕВИЧА ШМИДТА , который доказывал, что возникновение планет у звезд редчайшее событие.
Появилось мнение, что пилотируемая космонавтика не нужна вообще, слишком дорога. Были закрыты очень интересные, но дорогостоящие программы, такие как Буран” (наш российский челнок) и Фридом”.
11.Музыка.
12.Стихи Одинокая планета”
В тьме и холоде безбрежном,
Словно в море бесконечном,
Без звезды плывет планета,
Встречи ждет с светилом где-то.
Одинока и печальна,
Одна осталась не случайно.
Как в мире сказочных людей
Закрылась перед нею дверь.
13.Доклад Космонавтика сегодня”
(Оживление деятельности,вклад информационных технологий, обнаружение 215 планет, Пионер-10,и Вояджер-1 и Вояджер-2, аппараты Кассини”, Гюйгенс”, Новые горизонты”, зонды Стардаст” и Розетта”, марсоходы и т.д...
14.Учитель: В основном идут беспилотные полеты, так как расходы на пилотируемую космонавтику не сопоставимы с расходами на беспилотную. Люди же сейчас работают на орбите, на Международной космической станции, которую построили Россия и США при участии европейских агентств.
Хотя планируются полеты на Луну и Марс, но это еще очень не скоро.
А теперь фильм о жизни на МКС.
15.Фильм о жизни на МКС.
16.Музыка и под нее домашнее задание: 1.Отчет Что запомнилось? 2. Реферат Методы астрофизических исследований”.
Литература:
1. Энциклопедия Космонавтика”. Издательство
Советская энциклопедия”.1985.
2. И.Афанасьев, Ю.Батурин Мировая пилотируемая
космонавтика. История. Техника. Люди”. Москва,
Издательство РТС Софт”. 2005.
3. Шикман.А.П. Деятели отечественной истории.
Биографический справочник” Москва. 1997.
4. Сайт Сергея Александрова H113M (http://n1l3m.narod.ru/galaktika/index.html).
5. Твардовский А.Т. Собрание сочинений в 6 томах”.
Издательство Художественная литература” 1976.
2.01.2011