Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок-конференция "Развитие представлений о мироздании"

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с существовавшими теориями о строении мира.
  • Раскрыть сущность каждой из теорий.
  • Рассказать о жизни учёных, занимавшихся созданием теорий о строении мира.

Оборудование: видеопроектор, экран, компьютер, программа-презентация “Microsoft PowerPoint”.

ХОД УРОКА

I. Изучение нового материала

Слайд 1

…пора чудес пришла, и нам
Подыскивать приходится причины
Всему, что совершается на свете

Вильям Шекспир

Сегодня мы приступаем к изучению новой главы “Строение Солнечной системы”.

Слайд 2. Содержание темы.

  • Развитие представлений о Солнечной системе.
  • Видимое движение планет.
  • Законы Кеплера, обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера.
  • Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих небесных тел.

Вопросы, которые мы будем рассматривать при изучении этой темы, следующие:

  • Петлеобразное движение планет.
  • Конфигурации планет.
  • Периоды обращения планет.
  • Законы движения планет.
  • Расстояния до тел Солнечной системы и размеры этих небесных тел.
  • Форма, размеры, масса Земли и др.

Изучение первой темы главы III мы проведем в виде конференции. Тема урока: Слайд 3 Запишите тему урока в тетрадь. На конференции мы поведем разговор о том, как складывались и почему менялись представления о Мироздании, как возникло и утверждалось новое учение о мире, и какими же были люди, беззаветно служившие музе астрономии – Урании.

По ходу урока вы самостоятельно фиксируете в тетради необходимый материал (обязательно: представление о Мироздании – схематично).

Звездное небо во все времена занимало воображение людей. Почему зажигаются звезды? Сколько их сияет в ночи? Далеко ли они от нас? Есть ли границы у звездной Вселенной? С глубокой древности человек задумывался над этими и многими другими вопросами, стремился понять и осмыслить устройство того большого мира, в котором мы живем. Прошли века и тысячелетия, прежде чем возникла и получила глубокое обоснование и развитие наука о Вселенной, раскрывшая нам удивительный порядок мироздания. Недаром еще в древней Греции Вселенную называли Космосом, а это слово первоначально означало “порядок” и “красота”.

Системы мира – это представления о расположении в пространстве и движении Земли, Солнца, Луны, планет, звезд и других небесных тел. Запишите в тетрадь.

А теперь я предоставляю слово докладчикам – ученикам 11 класса, подготовившим доклады и демонстрации о том, как развивались представления о Мироздании.

1 докладчик – Шилина Г. “Человек начинает познавать Вселенную”.

Кратко: основой для создания небесной механики как науки послужила наблюдательная астрономия.

Приложение 1

2 докладчик – Попова М. “Философы античности и Мироздание”

Кратко: Фалес Милетский самостоятельно разработал теорию солнечных и лунных затмений, открыл сарос.
Анаксимандр учил о бесчисленном множестве непрерывно рождающихся и гибнущих миров в замкнутой шарообразной Вселенной, центром которой является Земля; ему приписывалось изобретение небесной сферы, некоторых других астрономических инструментов и первых географических карт.
Пифагор поставил в центр мира шарообразную Землю, которая вращалась вокруг невидимой оси. Все небесные тела были прикреплены к хрустальным невидимым сферам, вращающимися с разной скоростью.
Филолай в центре Мироздания поместил Центральный огонь, вокруг которого вращается планета-экран, Земля и другие планеты. Солнце – в стороне от них.
Вероятная система пифагорейцев: 1 – Центральный огонь; 2 – Земля; 3 – Антиземля; 4 – Луна; 5 - Солнце – зеркало; 6 – планеты; 7 – небо.

Приложение 2

3 докладчик – Черкасов А. “Вселенная Аристотеля и Птолемея”

Запишите в тетради:

  • Эпицикл – малый круг, по которому движется планета;
  • Деферент – большой круг, по которому движется центр эпицикла.

Кратко: Аристотель, признавая шарообразность Земли, Луны и небесных тел, был сторонником собственной геоцентрической системы мира. Аристотель поместил в центр Вселенной Землю и сделал ее неподвижной.
Аристарх Самосский задолго до Коперника сделал вывод о вращении Земли вокруг Солнца. Он рассчитал, что Солнце - одна, ближайшая из звезд. Именно Аристарх первым создал гелиоцентрическую систему мира, которая, к сожалению, не была детально разработана.
Клавдий Птолемей попытался создать теорию видимого движения Солнца, Луны и планет. На основе каталога Гиппарха, собственных наблюдений и физики Аристотеля, разработал самую подробную и популярную геоцентрическую систему мира, определявшую космологические представления ученых на протяжении 1500 лет. По теории Птолемея:
1) Земля неподвижна и находится в центре мира;
2) планеты вращаются по строго круговым орбитам;
3) движение планет равномерно.
Для объяснения движения планет Птолемей применил систему эпициклов и деферентов, сделав их гармоническими.

Приложение 3

4 докладчик – Несмеянова С. “Построение научной картины мира”

Кратко: Николай Коперник стал одним из создателей новой астрономии и научного мировоззрения. В своем труде "О вращении небесных сфер" он изложил гелиоцентрическую теорию. Теория Коперника вскрыла важнейший принцип устройства Вселенной – подвижность, планетарность Земли, устраняла вековое представление об уникальности центра вращения Вселенной. На памятнике Н. Копернику в Варшаве высечена надпись: "Он остановил Солнце и сдвинул Землю".
Тихо Браге – великий датский астроном, последний из "титанов" дотелескопической эпохи. Главным делом жизни считал повышение точности астрономических наблюдений. В 1584 году на подаренном королем острове Гвен у берегов Швеции он построил две обсерватории - Ураниенборг и Стьертенборг, в которых 21 год вел астрономические наблюдения при помощи созданных им металлических угломерных инструментов, повысив точность измерений положений небесных светил в 100 раз. Составил каталог 777 звезд.
Создал свою, компромиссную систему мира: вокруг неподвижной Земли в центре Вселенной вращалось Солнце, вокруг которого вращались планеты.

Приложение 4

5 докладчик – Гречишникова Н. “Астрономия эпохи Возрождения”

Кратко: Джордано Бруно создал свою естественно-философскую картину бесконечной изотропной Вселенной с множеством обитаемых планетных миров. Бруно высказал догадки, что и Солнце, и звезды вращаются вокруг своих осей, а в Солнечной системе, кроме известных уже планет существуют и другие, пока еще не открытые. Джордано Бруно активно боролся с католической церковью. На месте его сожжения в Риме на памятнике высечена надпись "От столетия, которое он предвидел".
Изобретение телескопа Галилео Галилеем в 1610 году открыло новую эру в астрономии: эру телескопических наблюдений и астрофизических исследований. Г. Галилей открыл горы, моря и кратеры на Луне, 4 наиболее крупных спутника Юпитера, наблюдал пятна на Солнце, фазы Венеры, кольца Сатурна, множество звезд во Млечном пути и даже Нептун. За свою активную научную деятельность, пропаганду гелиоцентрической теории Коперника Галилей подвергался преследованиям со стороны церкви, вынудившей его под страхом смерти отречься от своих воззрений.

Приложение 5

6 докладчик – Мишакова С. “Небесная механика”

Кратко: Иоганн Кеплер, ученик Тихо Браге, первым открыл законы движения небесных тел. Он был горячим сторонником гелиоцентрической теории Н.Коперника.
И. Ньютон разработал стройную систему основных понятий механики и сформулировал основные законы динамики. В основе механики Ньютона лежит закон Всемирного тяготения.
Применение оптических устройств в комбинации с угломерными инструментами привело к открытию собственного движения звезд Э. Галлеем. Он доказал, что кометы - такие же члены Солнечной системы, спутники Солнца, как и планеты.
М.В. Ломоносов смог объяснить природу полярных сияний и кометных хвостов, открыл атмосферу на планете Венера.

Приложение 6

II. Проверка усвоения материала (Слайд 4.)

Вариант 1

  1. Как называется система, в которой центральное положение во Вселенной занимает Земля?
  2. Астроном, который обобщил достижения античной астрономии во II веке н.э.?
  3. Основатель гелиоцентрической системы мира.
  4. Какие наблюдаемые на небе движения совершают планеты?
  5. Греческое название Солнца.
  6. Светлая полоса, видимая на безлунном, безоблачном небе ночью?
  7. Как Птолемей назвал малый круг, по которому движется планета?

Вариант 2

  1. Какой знаменитый древнегреческий учёный считал, что Земля неподвижна?
  2. Гея в переводе с греческого.
  3. Как Птолемей назвал большой круг, по которому движется центр малого круга движения самой планеты?
  4. Кто обнаружил, что Млечный путь состоит из множества слабых звёзд?
  5. Как называется система мира, предложенная Н.Коперником?
  6. Ученый, открывший закон всемирного тяготения.
  7. Ученый, открывший законы движения планет.

Проверка и самооценка. (Слайд 5)

1 вариант

  1. Геоцентрическая
  2. К.Птолемей
  3. Н.Коперник
  4. Петлеобразные
  5. Гелиос
  6. Млечный путь
  7. Эпицикл

2 вариант

  1. Аристотель
  2. Земля
  3. Деферент
  4. Г.Галилей
  5. Гелиоцентрическая
  6. И.Ньютон
  7. И.Кеплер

7 верных ответов – “5”; 6 или 5 верных ответов – “4”; 4 или 3 верных ответа – “3”; меньше 3 верных ответов – “2”.

III. Подведение итогов

Итоги нашей конференции можно отразить следующей схемой (желательно перенести ее в тетрадь) – слайд 6

Оценки выступающим.

IV. Домашнее задание: (слайд 7) § 10.

Литература:

  1. Вселенная. Малая Детская Энциклопедия/М: Русское Энциклопедическое товарищество, 2001 г.
  2. Материалы Интернет-ресурсов: www.astronet.ruwww.college.ruwww.center.fio.ruwww.uraniya.ruwww.astrolab.ruwww.cosmoportal.org.ua

14.03.2005