Урок-презентация "Солнечная система. Развитие представлений о Солнечной системе"

Цель урока:

Познакомить учащихся с существовавшими теориями о строении мира.
Раскрыть сущность каждой из теорий.
Рассказать о жизни учёных, занимавшихся созданием теорий о строении мира.

Оборудование: видеопроектор, экран, компьютер, программа-презентация “Microsoft PowerPoint” с подготовленным файлом.

Ход урока

Изучение нового материала:

Слайд 1. (рис. 1) Название темы главы.

Рисунок 1

Учитель. Сегодня у нас с вами урок-презентация по теме “Солнечная система”.

Слайд 2. Содержание темы.

Видимое движение планет.

Развитие представлений о Солнечной системе.

Законы Кеплера.

Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера.

Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров этих небесных тел.

Слайд 3 (рис. 2) Видимое движение планет.

Рисунок 2

Учитель. Вопросы, которые мы будем рассматривать при изучении этой темы, следующие:

Петлеобразное движение планет.

Конфигурации планет.

Периоды обращения планет.

Какие вопросы пытался объяснить ученый при построении своей модели мира?.. (по слайду).

Наблюдая за планетой, человек замечает, что она, двигаясь с запада на восток относительно звезд, через некоторое время возвращается назад, совершая попятное движение. Затем движение опять продолжается вперед. Если наблюдатель с Земли отодвинется на некоторое расстояние, то траектория планеты будет примерно такой, какой представлена на рисунке (петлеобразной).

Конфигурация планеты – взаимное расположение Солнца, Земли и планеты. Наблюдались фазы Венеры.

Также были известны периоды обращения планет.

Слайд 4. Развитие представлений о Солнечной системе.

Учитель.А темой сегодняшнего урока будет разговор о развитии представлений о Солнечной системе. Запишите тему урока в тетрадь. Цель нашего урока: знакомство с этапами развития теории о строении мира. По ходу урока вы самостоятельно фиксируйте эти моменты.

Чтец. Рассказывают, что Фалес – первый европейский астроном, наблюдая звезды и глядя наверх, упал в колодец, а какая-то фракиянка – хорошенькая и остроумная служанка подняла его на смех: он, мол, желает знать то, что на небе, а того, что под ногами и перед ним, не замечает. Она не знала, что сама-то войдет в историю, благодаря Фалесу. Большую пользу астрономии Фалес принес как математик. Он первым пришел к мысли, что все наблюдения нужно доказывать математически, что “не знающий математики да не входит в храм астрономии”.

Слайд 5 (рис. 3) Астрономия в древности (бог Гелиос).

Рисунок 3

Учитель. В этом храме хранится множество тайн и загадок. Одним из древнейших представлений о мире была мысль, что…(по слайду).

Чтец.

Старше всех вещей – Бог, ибо он не рожден.
Прекраснее всего – Космос, ибо он не творение Бога.
Быстрее всего – Мысль, ибо она бежит без остановки.
Больше всего – Пространство, ибо оно вмещает все.
Мудрее всего – Время, ибо оно обнаруживает все.
Ищи одну Мудрость. Выбирай одно Благо.

Слайд 6 (рис. 4) Астрономия в древности (Пифагор).

Рисунок 4

Чтец. Как наши глаза устремлены к течению светил, так уши к движению стройных созвучий. Музыка и астрономия – словно родные сестры. Так утверждают пифагорейцы, и мы с вами, думаю, согласимся с ними. Ведь нет ничего более возвышенного, таинственного и загадочного, чем небо и музыка. Все ранние теории о неподвижности Земли принадлежат именно пифагорейцам. И это не удивительно. Понятие относительности движения известно всякому, кто хоть раз плавал на лодке. Но применить этот принцип к небу и Земле могли только те, кто считал ее шарообразной.

Учитель. Последователи Пифагора поставили в центр мира шарообразную Землю, которая вращалась вокруг невидимой оси. Все небесные тела были прикреплены к хрустальным невидимым сферам, вращающимися с разной скоростью. На внешней все звезды, на ближайшей к Земле – Луна, остальные планеты и Солнце на промежуточных сферах. В эти времена шло бурное развитие науки и выдвигалось много разных гипотез.

Слайд 7 (рис. 5, рис. 6) Гелиоцентрические системы мира (Аристотель).

Рисунок 5

Рисунок 6

Чтец. “Человек, остановивший Землю”- так называли великого древнегреческого ученого – энциклопедиста Аристотеля. Сначала он обосновал идею о том, что во Вселенной есть особая точка – центр, к которому в силу своей природы стремились тяжелые элементы, земля и вода. Ведь, если бы такого центра не было, то падение предметов продолжалось бы вечно, без остановки. Из-за стремления элементов к центру мира Земля получила форму шара.

Учитель. Аристотель поместил в центр мира Землю и сделал ее неподвижной. Вокруг нее по своим сферам вращались Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, затем звезды. Поскольку Аристотель пользовался уважением и авторитетом, к его теории ученые стали прислушиваться.

Слайд 8 (рис. 7, рис. 8) Гелиоцентрические системы мира (Птолемей).

Рисунок 7

Чтец. Клавдия Птолемея называют создателем теории неба. Этот человек жил в пригороде Александрии, целиком посвятив себя занятиям наукой. Точные годы его жизни не известны, зато точно известны даты (и даже часы) его астрономических наблюдений.

Учитель. В отличие от Аристотеля Птолемей утверждал, что планеты, двигаясь по своим орбитам, совершали еще движение вокруг некоторой точки. Таким образом, ему удалось объяснить петлеобразное движение планет. В центре Вселенной находится Земля, все движется вокруг нее. Поэтому такую систему назвали Геоцентрической (Земля в центре). Сделайте рисунок в тетради. Эта теория в большей степени объясняла наблюдения, и церковь приняла это учение.

Чтец. “Пусть никто, глядя на несовершенство наших человеческих изобретений, не считает предложенные здесь гипотезы искусственными. Мы не должны сравнивать человеческое с божественным… Небесные явления нельзя рассматривать с точки зрения того, что мы называем простым и сложным. Ведь у нас все произвольно и переменно, а у небесных существ все строго и неизменно”. Этими словами последний из выдающихся греческих ученых Клавдий Птолемей завершает свой астрономический трактат. Эти слова как бы подводят итог античной науки. Полтора тысячелетия они будут звучать в стенах средневековых университетов и повторяться в трудах ученых.

Учитель. В течение 1500 лет в науке будет длиться застой. Теория К. Птолемея будет нерушимой, и только Н. Копернику удастся это изменить.

Слайд 9 (рис. 9, рис. 10) Гелиоцентрическая система мира.

Рисунок 9

Чтец. На пьедестале памятника Николаю Копернику в Варшаве высечены слова: “Остановивший Солнце, сдвинувший Землю”. В них вся суть открытия Коперника. Ему удалось убедить людей, что они живут не в надежном и неподвижном центре мира, а обитают на одной из планет, обращающихся вокруг Солнца. Нужно было обладать титаническим разумом и великой свободой мысли, чтобы сделать этот шаг – упразднить различие между земным и небесным.

Учитель. Н. Коперник проводил наблюдения и, анализируя опыт своих предшественников, пришёл к выводу, что в центре мира находится Солнце, а Земля так же, как и другие планеты – Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, обращается по круговым орбитам вокруг Солнца. Звёзды прикреплены к внешней сфере. Таким образом, Земля была поставлена в разряд обычных небесных тел. Такая система мира получила название Гелиоцентрической.

Слайд 10 (рис. 11, рис. 12) Смешанная система мира (Т. Браге).

Рисунок 11

Рисунок 12

Чтец. Великого астронома-наблюдателя, организатора науки и конструктора астрономических инструментов Тихо Браге называют “создателем небесного замка”. Он создал первый в Европе астрономический центр, где за 20 лет его существования был выполнен огромный объём точных наблюдений светил. Тихо Браге был старшим сыном в благородной, но невежественной датской семье. В то время единственными занятиями для аристократов были охота и война, занятия наукой считались бесполезными, сродни колдовству. Тихо, вероятно, воспитали бы в соответствующем духе, если бы его не усыновил дядя, человек образованный и прогрессивный. Дядя дал Тихо хорошее образование. В 13 лет он поступил в университет, чтобы изучать философию и право. Там внезапно заинтересовался астрономией. Произошло это случайно. Астрономы предсказали затмение Солнца. Когда оно действительно произошло в указанное время, Тихо был поражён и восхищён наукой, которая способна совершать такие чудеса – делать столь точные предсказания. Он продолжал изучать право, но сердце уже было отдано астрономии. На свои деньги он покупает астрономические таблицы, труды Птолемея, чтобы серьёзно заниматься изучением астрономии. Ему было всего 16 лет, но он понял то, что до него не удалось понять профессиональным астрономам Европы – для утверждения любой астрономической теории, прежде всего, необходимы точные длительные наблюдения. А для этого нужны точные приборы. Всю дальнейшую жизнь Тихо Браге посвятил выполнению этой задачи.

Учитель. Этим ученым было создано много измерительных приборов: квадрант 5,7 м (для измерения положения небесных тел), астролябия (определение небесных координат небесных светил), прибор для определения горизонтальных координат. Он изготовил небесный глобус, составил множество астрономических таблиц. Он был создателем смешанной системы мира. Учёный считал, что если проводить наблюдения сначала одним глазом, потом другим, можно заметить смещение предмета на фоне других предметов. Так же и звёзды должны сдвигаться при движении Земли вокруг Солнца. Поэтому в центре звёзд и Солнца – Земля, а другие планеты обращаются вокруг Солнца. Но это предположение не было принято в дальнейшем. Самой прочной и долговечной в объяснении оказалась теория Н. Коперника. Поэтому у учёного было много последователей.

Слайд 11(рис. 13) Д. Бруно.

Рисунок 13

Учитель. Д. Бруно выдвинул гипотезу, что не только Земля является обычной планетой, но и Солнце – обычной звездой, но очень близкой. И около других звёзд должна быть разумная жизнь.

Слайд 12 (рис. 14) Галилео Галилей.

Рисунок 14

Учитель. Галилео Галилей, узнав, что существует прибор, приближающий предметы, изготовил свой телескоп, названный впоследствии театральным биноклем. С его помощью открыл 4 спутника Юпитера, измерил высоту гор на Луне, определил по движению пятен, что Солнце вращается вокруг оси.

Чтец. Эпоха Джордано Бруно и Галилео Галилея была прекрасной эпохой Возрождения. Наш разум не может сравняться с божественным, человек во всём может и должен положиться на свой разум – такова была вера великой эпохи. Но это была страшная эпоха, эпоха царствования священной инквизиции. Эпоха, когда за свои идеи, мысли и убеждения люди горели на костре. Священная коллегия Римской инквизиции сделала в 1616 году заключение, что учение о движении Земли “ложно и нелепо, формально еретично и противно Священному Писанию”. Учение Коперника было запрещено, все те, кто пытался остаться верным этому учению, подвергались гонениям. Джордано Бруно не был астрономом: он не вёл наблюдений небесных светил, но он создал новую, поразительную систему мироздания. За это его объявили еретиком, долгие годы он провёл в тюрьме инквизиции. От него требовали отречения от “еретического учения”. На следствии он держался с редким мужеством и достоинством, открыто отстаивая свои взгляды. У него был выбор: отказаться от собственных убеждений или идти на смерть. Он выбрал смерть. Когда суд инквизиции вынес смертный приговор, Бруно гордо сказал: “Вероятно, вы с большим страхом выносите мне приговор, чем я выслушиваю его. Сжечь – не значит отвергнуть”.

Я умираю – ибо так хочу.
Развей, палач, развей мой прах презренный!
Привет Вселенной, Солнцу! Палачу!
Он мысли все развеет по Вселенной!

Бруно по обычаю инквизиции был заживо сожжён на костре в Риме, на Площади Цветов. А Галилея Священная инквизиция привлекла к суду, когда он уже был 70-летним стариком. Он был тяжело болен, но просьбу об отсрочке суда отклонили. На процессе Галилей выбрал тактику отговорок и увёрток, избегал ясных высказываний. Но утомительные допросы, угрозы пыток сломили его. Галилея признали виновным и приговорили к пожизненному тюремному заключению. После объявления приговора он, стоя на коленях, произнёс отречение от своей теории. Папа Римский заменил тюремное заключение ссылкой на загородную виллу без права выезда. Бедный старик умер в нищете, презрении и одиночестве. Но он понимал, что, несмотря на все гонения, истина восторжествует. Легенда об этом великом учёном гласит, что его последними словами были: “А всё-таки она вертится!” Долго пришлось ждать победы разума. Только в 20 веке, в 1992 году, спустя три столетия, католическая церковь признала преследования Галилея несправедливыми и оправдала учёного. Истина восторжествовала!

Слайд 13 (рис. 15) Иоганн Кеплер.

Рисунок 15

Чтец. “Законодателем неба” называют Иоганна Кеплера. Законы движения планет, выведенные Кеплером, сокрушили тысячелетние догмы о кругах и сферах и открыли дорогу физическому пониманию небесных явлений.

Учитель. Иоганн Кеплер, соглашаясь с теорией Коперника и используя расчёты Тихо Браге, открыл три закона, объясняющие движения небесных тел.

Слайд 14 (рис. 16) И. Ньютон.

Рисунок 16

Учитель. Исаак Ньютон уточнил закон Кеплера и открыл закон всемирного тяготения.

Слайд 15 (рис. 17) М. Ломоносов.

Рисунок 17

Учитель. Русская наука не осталась в стороне от великих открытий. М.В. Ломоносов смог объяснить природу полярных сияний и кометных хвостов, открыл атмосферу на планете Венера.

Чтец. Михаилу Васильевичу Ломоносову – великому русскому учёному принадлежат слова, которые идут, кажется, из глубины души каждого из нас, поднявших глаза на звёздное небо:

Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна…

Слайд 16. Домашнее задание. Итоги урока.

15.10.2003