Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Внеклассное мероприятие по астрономии "Со звездами таинственная связь"

Участники:

  • Ведущий – учитель физики.
  • Игроки – 3 команды по 7–8 человек из числа учащихся.

Данное мероприятие может быть проведено в рамках предметной недели физики, повторительно-обобщающего урока по астрономии или приурочено ко Дню космонавтики.

Время: 2 урока по 40–45 минут.

Конкурс № 1. “В Солнечном царстве космическом государстве”.

Ведущий:

“Красота звездного неба пробуждает в нас высокие и светлые чувства, его тайны призывают разум к размышлению, исследованию Вселенной – огромной области. Планета Земля затерялась в этом мире малой пылинкой. Но нам повезло с нашей родной планетой: ни на одной из ее сестер, обращающихся вокруг Солнца, нет условий для высокоорганизованной жизни. Нам повезло с Солнцем: это спокойная, почти не пульсирующая звезда (а ведь есть звезды – убийцы, опасные для планет)”.

“Я приглашаю вас совершить виртуальное путешествие по Солнечной системе, в котором мы получим общее представление о небесных телах, составляющих нашу планетную систему”.

Приложение 1можно получить у автора статьи.

По окончании просмотра слайд-шоу разыгрываются вопросы по теме 1 конкурса. За верный ответ, команда получает звезду. Победитель определяется в конце игры простым большинством набранных звезд.

Вопросы конкурса № 1 (ответы указаны в скобках):

  1. Назовите планеты Солнечной системы, в последовательности начиная от Солнца. (Меркурий, Венера, земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
  2. Что такое Зодиак? (Зодиаком называется 12 созвездий, через которые проходит Солнце, совершая свой видимый годичный путь).
  3. Через какие созвездия проходит Солнце, совершая свой видимый годичный путь? (Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы).
  4. Самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер).
  5. Назовите самую удаленную планету Солнечной системы. (Плутон).
  6. Назовите самую близкую к Солнцу планету. (Меркурий).
  7. Что такое спутники планет? (Тела Солнечной системы, обращающиеся вокруг планет под действием их взаимного притяжения).
  8. Назовите 4 спутника Юпитера, открытые Г. Галилеем. (Европа, Ганимед, Ио, Калисто).
  9. Планета с кольцами. (Сатурн).
  10. Что такое астероид? (Малая планета).
  11. Естественный спутник Земли. (Луна).
  12. Какие небесные тела можно увидеть на ночном небе? (Звезды, планеты, кометы, астероиды, туманности).
  13. Как называется комета, которая каждые 75 лет появляется около нашей планеты? (комета Галлея).

Конкурс № 2. “Знакомые лица”.

Приложение 2”.

Ведущий: “Мироздание очень сложно. Понять природу наблюдаемых явлений, узнать, как они возникают и развиваются, человек стремился всегда. Сегодня астрономы уже почти не смотрят глазом в свои телескопы. Другие, сверхчувствительные приборы сообщают информацию прямо в компьютеры, которые быстро и эффективно обрабатывают ее. Космические аппараты, чудо 20-го века, предоставили человеку возможность напрямую изучать объекты Солнечной системы, что привело к каскаду поразительных научных открытий. Но и раньше человечество всегда пыталось разгадать тайну мироздания”.

“Вашему вниманию предлагается по фотографии ученого назвать его имя и заслуги в астрономии”.

Слайд № 2. Птолемей Клавдий (ок. 90 – ок. 160)

Древнегреческий ученый, последний крупный астроном античности. Дополнил звездный каталог Гиппарха. Соорудил специальные астрономические инструменты: астролябию, армиллярную сферу, трикветр. Описал положение 1022 звезд. Разработал математическую теорию движения планет вокруг неподвижной Земли (используя представление видимого движения небесных тел при помощи комбинаций круговых движений – эпициклов), позволявшую вычислить их положение на небе.

Слайд № 3. Джордано Бруно.

Слайд № 4. Галилей (Galilei) Галилео (1564–1642)

Первые известия об изобретении в Голландии подзорной трубы дошли до Венеции уже в 1609 году. Заинтересовавшись этим открытием, Галилей значительно усовершенствовал прибор. 7 января 1610 года произошло знаменательное событие: направив построенный телескоп (примерно с 30-ти кратным увеличением) на небо, Галилей заметил возле планеты Юпитер три светлые точки, это были спутники Юпитера (позже Галилей обнаружил и четвертый). Повторяя наблюдения через определенные интервалы времени, он убедился, что спутники обращаются вокруг Юпитера. Это послужило наглядной моделью кеплеровской системы, убежденным сторонником которой сделали Галилея размышления и опыт. Изобретение телескопа позволило обнаружить фазы Венеры и убедиться, что Млечный Путь состоит из огромного числа звезд. Открыв солнечные пятна и наблюдая их перемещение, Галилей совершенно правильно объяснил это вращением Солнца. Изучение поверхности Луны показало, что она покрыта горами и изрыта кратерами.

Слайд № 5. Гюйгенс (Huygens) Христиан (1629–95)

Усовершенствовал телескоп; сконструировал окуляр, названный его именем. Открыл кольцо у Сатурна и спутник Сатурна Титан.

Слайд № 6. Коперник (Kopernik, Copernicus) Николай (1473–1543)

Создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении “О вращениях небесных сфер” (1543).

Слайд № 7. Кеплер (Kepler) Иоганн (1571–1630)

Предположил, что природа планет родственна земной. Кеплер был сторонником идей Коперника о том, что планеты обращаются вокруг Солнца. На основе многолетних наблюдений, выполненных Тихо Браге, он открыл законы движения планет (законы Кеплера – 1609, 1602, 1618 года) и составил эфемериды. Заложил основы теории затмений. Изобрел телескоп, в котором объектив и окуляр – двояковыпуклые линзы. Выведенные из наблюдений законы Кеплера были использованы впоследствии Ньютоном для обоснования закона всемирного тяготения.

Слайд № 8. Ломоносов Михаил Васильевич (19.XI.1711–15.IV.1765)

Открыл атмосферу на Венере.

Слайд № 9. Ньютон (Newton) Исаак (1643–1727)

Открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики. Построил первый зеркальный телескоп. Исаак Ньютон был торжественно похоронен в Вестминстерском аббатстве. Над его могилой высится памятник с бюстом и эпитафией “Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, дворянин, который почти божественным разумом первый доказал с факелом математики движение планет, пути комет и приливы океанов. Он исследовал различие световых лучей и проявляющиеся при этом различные свойства цветов... Пусть смертные радуются, что существует такое украшение рода человеческого”.

Слайд № 10. Лебедев Петр Николаевич (24.II.1866–1.III.1912)

В 1909 Лебедеву удалось решить труднейшую экспериментальную задачу – установить и измерить давление света на газы. Исследовал также роль вращения Земли в возникновении земного магнетизма. Лебедев создал первую в России физическую школу, его именем назван Физический институт АН СССР.

Слайд № 11. Циолковский Константин Эдуардович (1857–1935)

Российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики. Труды в области аэро – и ракетодинамики, теории самолета и дирижабля. В детстве почти полностью потерял слух и с 14 лет учился самостоятельно; в 1879 году экстерном сдал экзамен на звание учителя, всю жизнь преподавал физику и математику (с 1892 в Калуге). Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения, нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя. Технические идеи Циолковского находят применение при создании ракетно-космической техники. В философско-художественном эссе Циолковский развивал “космическую философию”, которая опирается на идею “атома” – бессмертного одушевленного элементарного существа, курсирующего от организма к организму во Вселенной. Космическая утопия Циолковского предполагает расселение человечества в Солнечной системе и других звездных мирах, а в будущем полную биохимическую перестройку обитателей Земли и превращение их в разумные “животно-растения”, непосредственно перерабатывающие солнечную энергию. Идеи Циолковского легли в основу т. н. русского космизма.

Конкурс № 3. “Уходят в космос корабли. Летящие среди звезд”.

Приложение 3”.

Ведущий: “Человечество с незапамятных времен стремилось преодолеть земное притяжение и вырваться за пределы нашей планеты. В середине 20-го  века удалось осуществить эту мечту. И кажется что вот-вот космические путешествия к планетам, ближайшим галактикам станут реальными – космические туристы отправляются в космос наравне с подготовленными космонавтами”.

Вопросы по конкурсу 3 с учетом презентации. Далее указаны вопросы, а ответы на соответствующие вопросы даны в скобках:

  1. Когда был запущен первый искусственный спутник Земли? (4 октября 1957 г.)
  2. Кто был главным конструктором первого космического корабля? (Сергей Павлович Королев).
  3. Кто побывал в космосе до человека? Как звали первых посланцев? (Собаки: Лайка, Белка, Стрелка, Пчелка, Мушка, Звездочка, Чернушка, Уголек, Ветерок).
  4. Назовите космодром, расположенный на территории бывшего СССР. (Байконур).
  5. Что является сердцем космической ракеты? (Реактивный двигатель).
  6. Название первого самоходного аппарата, побывавшего на Луне. (“Луноход-1”).
  7. Какие американские космические пилотируемые и непилотируемые летательные аппараты вы знаете? (“Рейнджер” – серия американских межпланетных автоматических станций для съемки Луны; “Сервейер” – серия американских космических летательных аппаратов для исследования Луны; “Лунар Орбитер” – серия американских искусственных спутников Луны для поиска районов посадки космических кораблей “Аполлон”; “Аполлон” – серия американских космических кораблей; “Колумбия”, “Челленджер”, “Дискавери”, “Атлантис” – американские многоразовые пилотируемые транспортные корабли).
  8. Назовите серии космических кораблей в СССР. (“Восток” – серия советских одноместных космических кораблей для полетов по околоземной орбите; “Восход” и “Союз” – серии советских многоместных космических кораблей для полетов по околоземной орбите; “Салют” – серия советских орбитальных станций для полетов по околоземной орбите; “Мир” – советская орбитальная станция для полета по околоземной орбите; “Прогресс” – советские транспортные космические аппараты для доставки грузов на орбитальные станции “Салют” и “Мир”).
  9. Где родился Юрий Гагарин? (село Клушино, Смоленской области).
  10. Как назывался корабль Ю. Гагарина? (“Восток – 1”).
  11. Назовите фамилию первой женщины-космонавта. (Валентина Терешкова).
  12. Космонавт, первым вышедшим в открытый космос. (Алексей Леонов).
  13. Женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос. (Светлана Савицкая).

Конкурс № 4. “На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы”.

Приложение 4можно получить у автора статьи.

Ведущий: “Наступила очередь очередного космического путешествия по нашей Галактике. Здесь находятся мириады звезд, их более сотни миллиардов. Одна из них – наше Солнце, вокруг которого вращаются планеты. Существуют звезды горячие и холодные, одиночные и скопления звезд. Есть и другие космические образования – диффузные и планетарные туманности, остатки вспышек сверхновых звезд. Но существует и внегалактическая вселенная. Там имеются сотни миллиардов галактик, некоторые похожи на нашу, а некоторые значительно отличаются от нее. Из ближних галактик, Составляющих местную группу, мы перенесемся к границам вселенной. Мощные телескопы в состоянии продемонстрировать нам скопления галактик и загадочные галактические ядра”.

“Еще в 1584 году, Джордано Бруно в своей книге “О бесконечности, Вселенной и мирах” писал: Существуют … бесчисленные Солнца, бесчисленные Земли, которые кружатся вокруг своих Солнц подобно тому, как наши планеты кружатся вокруг нашего Солнца. Между бесчисленными звездами существует множество других Лун, множество других миров … И быть может на пыльных дорожках далеких планет останутся наши следы”.

По окончании просмотра слайд-шоу ведущий задает вопросы (в скобках указаны ответы):

  1. Что такое галактика? (Галактика – гигантская звездная система).
  2. Как называется наша галактика? (Млечный Путь).
  3. Сколько звезд в нашей галактике? (Около 150 миллиардов).
  4. Ближайшие к нам галактики? (Туманность Андромеды, Магеллановы Облака).
  5. В каком созвездии находится Полярная звезда? (Малая Медведица).
  6. Рабочее место астронома. (Обсерватория).

Конкурс № 5. “Наш дом – планета Земля.

Лунная мозаика”.

“Приложение 5” можно получить у автора статьи.

Ведущий: “История Земли, так же как и Солнечной системы в целом, насчитывает примерно 4,5 миллиарда лет. Наша планета прошла в своей эволюции длинный и сложный путь. Вначале из-за очень высокой температуры Земля пребывала в расплавленном состоянии. Именно этим объясняется тот факт, что вещества с высокой плотностью – железо, никель – находятся на глубине и ближе к центру планеты, в то время как более легкие элементы, например силикаты различных металлов, остались на поверхности. Затем температура планеты понизилась, и она начала твердеть. Если рассматривать нашу планету из космоса, можно сделать вывод, что голубой цвет – цвет океанов – превалирует. Ведь известно, что 2/3 поверхности покрыто водой и ее роль в происхождении жизни на Земле доминирует. Также можно рассмотреть затемнения и сушу, выступающую над поверхностью воды. Наша планета, как и другие планеты Солнечной системы, совершает 2 основных движения: вокруг собственной оси и вокруг Солнца. И, наконец, наша планета имеет естественный спутник – Луну, которая чем-то обиделась на нас и ни за какие сокровища не покажет нам другую сторону. Ее холодный вид всегда вызывал у людей неоднозначные чувства. Фазы Луны и в настоящее время оказывают большее влияние на жизнь человечества”.

Вопросы по конкурсу 5 с учетом презентации, (ответы на соответствующие вопросы указаны в скобках):

  1. С какой скоростью вращается Земля вокруг Солнца? (30 км/с или 107 000 км/ч).
  2. Как называется воздушная оболочка Земли? (Атмосфера).
  3. Какое космическое тело находится ближе всего к нашей планете? (Луна).
  4. Они бывают слоистые, перистые, кучевые, дождевые. Что это такое? (Облака).
  5. Как называется необычное красочное явление в северных широтах? (Полярное сияние).
  6. Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода Солнца? (Заря).
  7. Во сколько раз масса Луны меньше массы Земли? (В 81,3 раза).
  8. Что значит “Селена”? (Селена в греческой мифологии богиня Луны).
  9. Как называется явление, при котором Луна находится между Солнцем и Землей на одной линии? (Солнечное затмение).
  10. Сколько океанов на Луне? (Один – океан Бурь).
  11. Почему на Луне нельзя петь? (Нет атмосферы).
  12. Какая температура бывает на Луне днем? (до +1300 С).
  13. Какая температура бывает на Луне ночью? (до –1700 С).
  14. Излучает ли Луна свет? (Нет. Луна светит отраженным светом).

Конкурс № 6. “Земля в опасности!? Возможно ли это?”.

Ведущий:

“Каждую безоблачную ночь открываются нашему взору множество далеких звезд. Эти небесные тела таят в себе многие загадки Вселенной. Порой мы наблюдаем на небе необычные явления: появляется косматая небесная странница, среди дня вдруг “гаснет” Солнце, ночью Луна утопает в красно-багровом океане, темной ночью начинается “звездный дождь”, стремительно пролетает по небосклону яркий огненный шар и на землю падает “небесный камень”. И все – таки наша планета в опасности? Возможно ли это?”

“Приложение 6” можно получить у автора статьи.

Далее просмотр слайд-шоу.

Конкурс № 7. “Астрономическая статистика”.

Приложение 7”.

После просмотра презентации вопросы, (ответы указаны в скобках):

  1. С какой скоростью распространяется свет в вакууме? (300 000 км/с).
  2. Средняя продолжительность цикла Солнечной активности. (11 лет).
  3. Каков средний радиус Земли? (6 400 км).
  4. Каково ускорение свободного падения на поверхности Луны? (1,62 м/с2).
  5. Что такое 1 астрономическая единица? (Расстояние от Солнца до Земли. 150 млн. км.)
  6. Сколько спутников у Марса? (2: Деймос и Фобос).

Конкурс № 8. “Фильм. Фильм. Фильм. Фильм!”.

Приложение 8”.

  1. Слайд № 1. Название конкурса.
    Ведущий: “Нам известно много художественных и мультипликационных фильмов, в которых сценаристы и режиссеры показывают необычайную красоту космического пространства. Иногда вымысел людей, создающих очередной мировой бестселлер, выходит за рамки того, что заложено природой. Однако эти шедевры мирового кино нравятся нам, привлекают наше внимание и заставляют переживать нас вместе с героями. Проверим, насколько вы знаете, фильмы, содержание которых связано с астрономией.
  2. Слайд № 2. “Глядя на звезды, не веришь своим глазам! Так и у героя этой комедии, поехавшим отдыхать на юг и встретившем там свою любовь. А дома, в деревне, у него жена, дети, веселые соседи и самая главная страсть – голуби”. Назовите комедию.
  3. Слайд № 3. (без комментариев). “Любовь и голуби”.
  4. Слайд № 4. “Американский школьник Лео, увлекаясь астрономическими наблюдениями, обнаружил в бездне космического пространства не что особое. Журналист Джени Лернер, довольно быстро разгадала, что скрывается за секретной правительственной программой “Элли”. Обнаруженной комете грозит неизбежное столкновение с землей. У человечества всего лишь год, чтобы предотвратить надвигающуюся гибель”. Назовите фильм.
  5. Слайд № 5 (без комментариев). “Столкновение с бездной”.
  6. Слайд № 6. “Космическое путешествие героев начинается в далеком будущем. Их путь к системе Медуза лежит через планету “Двух капитанов” – Кима и Бурана, планету Шелезяка, на которой полезных ископаемых нет, воды нет, растительности нет, населена роботами”.
  7. Слайд № 7. “На своем космическом корабле “Пегас”, инженер “Зеленый”, профессор Селезнев и его дочь Алиса повстречают много фантастических животных и необычных растений, самое главное – обретут новых друзей”. Назовите мультфильм. “Тайна третьей планеты”.
  8. Слайд № 8. “Тень гигантского астероида размером с американский штат Техас, легла на Землю. До рокового столкновения остаются считанные дни. Наступает трагический финал мировой истории”. Назовите фильм.
  9. Слайд № 9. (без комментариев). “Армагеддон”.
  10. Слайд № 10. “В этом фильме путешествие от Земли до Юпитера длится всего лишь несколько секунд”.
  11. Слайд № 11. “В новом тысячелетии над человечеством нависла смертельная опасность. Нечто особое с планеты Клендат угрожают всему живому во Вселенной. Главные герои элитного подразделения на космическом военном корабле отправляются в зловещие глубины космоса, чтобы в последний решающей схватке решить судьбу Земли. В их руках – современнейшей оружие и будущее людской расы. Великолепные спецэффекты и непредсказуемая фантазия создателей фильма заставляют верить нас в происходящее”. Назовите фильм.
  12. Слайд № 12 (без комментариев). “Звездный десант”.
  13. Слайд № 13. “Этот фильм из разряда фэнтези. Фильм, в котором решается судьба Среднеземья. Многое пришлось испытать и пережить главному герою. Во мраке темных пещер помогал ему свет Иарендили – любимой звезды эльфийской колдуньи”. Назовите фильм.
  14. Слайд № 14 (без комментариев). “Властелин колец”.
  15. Слайд № 15 (без комментариев). “Звездные войны”.

Итоги. Ведущий подводит итоги, команда, набравшая наибольшее количество звезд, становится победителем.

При подготовке презентаций, использован материал с сайта http://www.astrophoto.com

17.12.2009