Внеклассное мероприятие по астрономии "Со звездами таинственная связь"
Участники:
- Ведущий – учитель физики.
- Игроки – 3 команды по 7–8 человек из числа учащихся.
Данное мероприятие может быть проведено в рамках предметной недели физики, повторительно-обобщающего урока по астрономии или приурочено ко Дню космонавтики.
Время: 2 урока по 40–45 минут.
Конкурс № 1. “В Солнечном царстве космическом государстве”.
Ведущий:
“Красота звездного неба пробуждает в нас высокие и светлые чувства, его тайны призывают разум к размышлению, исследованию Вселенной – огромной области. Планета Земля затерялась в этом мире малой пылинкой. Но нам повезло с нашей родной планетой: ни на одной из ее сестер, обращающихся вокруг Солнца, нет условий для высокоорганизованной жизни. Нам повезло с Солнцем: это спокойная, почти не пульсирующая звезда (а ведь есть звезды – убийцы, опасные для планет)”.
“Я приглашаю вас совершить виртуальное путешествие по Солнечной системе, в котором мы получим общее представление о небесных телах, составляющих нашу планетную систему”.
“Приложение 1” можно получить у автора статьи.
По окончании просмотра слайд-шоу разыгрываются вопросы по теме 1 конкурса. За верный ответ, команда получает звезду. Победитель определяется в конце игры простым большинством набранных звезд.
Вопросы конкурса № 1 (ответы указаны в скобках):
- Назовите планеты Солнечной системы, в последовательности начиная от Солнца. (Меркурий, Венера, земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
- Что такое Зодиак? (Зодиаком называется 12 созвездий, через которые проходит Солнце, совершая свой видимый годичный путь).
- Через какие созвездия проходит Солнце, совершая свой видимый годичный путь? (Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы).
- Самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер).
- Назовите самую удаленную планету Солнечной системы. (Плутон).
- Назовите самую близкую к Солнцу планету. (Меркурий).
- Что такое спутники планет? (Тела Солнечной системы, обращающиеся вокруг планет под действием их взаимного притяжения).
- Назовите 4 спутника Юпитера, открытые Г. Галилеем. (Европа, Ганимед, Ио, Калисто).
- Планета с кольцами. (Сатурн).
- Что такое астероид? (Малая планета).
- Естественный спутник Земли. (Луна).
- Какие небесные тела можно увидеть на ночном небе? (Звезды, планеты, кометы, астероиды, туманности).
- Как называется комета, которая каждые 75 лет появляется около нашей планеты? (комета Галлея).
Конкурс № 2. “Знакомые лица”.
“Приложение 2”.
Ведущий: “Мироздание очень сложно. Понять природу наблюдаемых явлений, узнать, как они возникают и развиваются, человек стремился всегда. Сегодня астрономы уже почти не смотрят глазом в свои телескопы. Другие, сверхчувствительные приборы сообщают информацию прямо в компьютеры, которые быстро и эффективно обрабатывают ее. Космические аппараты, чудо 20-го века, предоставили человеку возможность напрямую изучать объекты Солнечной системы, что привело к каскаду поразительных научных открытий. Но и раньше человечество всегда пыталось разгадать тайну мироздания”.
“Вашему вниманию предлагается по фотографии ученого назвать его имя и заслуги в астрономии”.
Слайд № 2. Птолемей Клавдий (ок. 90 – ок. 160)
Древнегреческий ученый, последний крупный астроном античности. Дополнил звездный каталог Гиппарха. Соорудил специальные астрономические инструменты: астролябию, армиллярную сферу, трикветр. Описал положение 1022 звезд. Разработал математическую теорию движения планет вокруг неподвижной Земли (используя представление видимого движения небесных тел при помощи комбинаций круговых движений – эпициклов), позволявшую вычислить их положение на небе.
Слайд № 3. Джордано Бруно.
Слайд № 4. Галилей (Galilei) Галилео (1564–1642)
Первые известия об изобретении в Голландии подзорной трубы дошли до Венеции уже в 1609 году. Заинтересовавшись этим открытием, Галилей значительно усовершенствовал прибор. 7 января 1610 года произошло знаменательное событие: направив построенный телескоп (примерно с 30-ти кратным увеличением) на небо, Галилей заметил возле планеты Юпитер три светлые точки, это были спутники Юпитера (позже Галилей обнаружил и четвертый). Повторяя наблюдения через определенные интервалы времени, он убедился, что спутники обращаются вокруг Юпитера. Это послужило наглядной моделью кеплеровской системы, убежденным сторонником которой сделали Галилея размышления и опыт. Изобретение телескопа позволило обнаружить фазы Венеры и убедиться, что Млечный Путь состоит из огромного числа звезд. Открыв солнечные пятна и наблюдая их перемещение, Галилей совершенно правильно объяснил это вращением Солнца. Изучение поверхности Луны показало, что она покрыта горами и изрыта кратерами.
Слайд № 5. Гюйгенс (Huygens) Христиан (1629–95)
Усовершенствовал телескоп; сконструировал окуляр, названный его именем. Открыл кольцо у Сатурна и спутник Сатурна Титан.
Слайд № 6. Коперник (Kopernik, Copernicus) Николай (1473–1543)
Создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении “О вращениях небесных сфер” (1543).
Слайд № 7. Кеплер (Kepler) Иоганн (1571–1630)
Предположил, что природа планет родственна земной. Кеплер был сторонником идей Коперника о том, что планеты обращаются вокруг Солнца. На основе многолетних наблюдений, выполненных Тихо Браге, он открыл законы движения планет (законы Кеплера – 1609, 1602, 1618 года) и составил эфемериды. Заложил основы теории затмений. Изобрел телескоп, в котором объектив и окуляр – двояковыпуклые линзы. Выведенные из наблюдений законы Кеплера были использованы впоследствии Ньютоном для обоснования закона всемирного тяготения.
Слайд № 8. Ломоносов Михаил Васильевич (19.XI.1711–15.IV.1765)
Открыл атмосферу на Венере.
Слайд № 9. Ньютон (Newton) Исаак (1643–1727)
Открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики. Построил первый зеркальный телескоп. Исаак Ньютон был торжественно похоронен в Вестминстерском аббатстве. Над его могилой высится памятник с бюстом и эпитафией “Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, дворянин, который почти божественным разумом первый доказал с факелом математики движение планет, пути комет и приливы океанов. Он исследовал различие световых лучей и проявляющиеся при этом различные свойства цветов... Пусть смертные радуются, что существует такое украшение рода человеческого”.
Слайд № 10. Лебедев Петр Николаевич (24.II.1866–1.III.1912)
В 1909 Лебедеву удалось решить труднейшую экспериментальную задачу – установить и измерить давление света на газы. Исследовал также роль вращения Земли в возникновении земного магнетизма. Лебедев создал первую в России физическую школу, его именем назван Физический институт АН СССР.
Слайд № 11. Циолковский Константин Эдуардович (1857–1935)
Российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики. Труды в области аэро – и ракетодинамики, теории самолета и дирижабля. В детстве почти полностью потерял слух и с 14 лет учился самостоятельно; в 1879 году экстерном сдал экзамен на звание учителя, всю жизнь преподавал физику и математику (с 1892 в Калуге). Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения, нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя. Технические идеи Циолковского находят применение при создании ракетно-космической техники. В философско-художественном эссе Циолковский развивал “космическую философию”, которая опирается на идею “атома” – бессмертного одушевленного элементарного существа, курсирующего от организма к организму во Вселенной. Космическая утопия Циолковского предполагает расселение человечества в Солнечной системе и других звездных мирах, а в будущем полную биохимическую перестройку обитателей Земли и превращение их в разумные “животно-растения”, непосредственно перерабатывающие солнечную энергию. Идеи Циолковского легли в основу т. н. русского космизма.
Конкурс № 3. “Уходят в космос корабли. Летящие среди звезд”.
“Приложение 3”.
Ведущий: “Человечество с незапамятных времен стремилось преодолеть земное притяжение и вырваться за пределы нашей планеты. В середине 20-го века удалось осуществить эту мечту. И кажется что вот-вот космические путешествия к планетам, ближайшим галактикам станут реальными – космические туристы отправляются в космос наравне с подготовленными космонавтами”.
Вопросы по конкурсу 3 с учетом презентации. Далее указаны вопросы, а ответы на соответствующие вопросы даны в скобках:
- Когда был запущен первый искусственный спутник Земли? (4 октября 1957 г.)
- Кто был главным конструктором первого космического корабля? (Сергей Павлович Королев).
- Кто побывал в космосе до человека? Как звали первых посланцев? (Собаки: Лайка, Белка, Стрелка, Пчелка, Мушка, Звездочка, Чернушка, Уголек, Ветерок).
- Назовите космодром, расположенный на территории бывшего СССР. (Байконур).
- Что является сердцем космической ракеты? (Реактивный двигатель).
- Название первого самоходного аппарата, побывавшего на Луне. (“Луноход-1”).
- Какие американские космические пилотируемые и непилотируемые летательные аппараты вы знаете? (“Рейнджер” – серия американских межпланетных автоматических станций для съемки Луны; “Сервейер” – серия американских космических летательных аппаратов для исследования Луны; “Лунар Орбитер” – серия американских искусственных спутников Луны для поиска районов посадки космических кораблей “Аполлон”; “Аполлон” – серия американских космических кораблей; “Колумбия”, “Челленджер”, “Дискавери”, “Атлантис” – американские многоразовые пилотируемые транспортные корабли).
- Назовите серии космических кораблей в СССР. (“Восток” – серия советских одноместных космических кораблей для полетов по околоземной орбите; “Восход” и “Союз” – серии советских многоместных космических кораблей для полетов по околоземной орбите; “Салют” – серия советских орбитальных станций для полетов по околоземной орбите; “Мир” – советская орбитальная станция для полета по околоземной орбите; “Прогресс” – советские транспортные космические аппараты для доставки грузов на орбитальные станции “Салют” и “Мир”).
- Где родился Юрий Гагарин? (село Клушино, Смоленской области).
- Как назывался корабль Ю. Гагарина? (“Восток – 1”).
- Назовите фамилию первой женщины-космонавта. (Валентина Терешкова).
- Космонавт, первым вышедшим в открытый космос. (Алексей Леонов).
- Женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос. (Светлана Савицкая).
Конкурс № 4. “На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы”.
“Приложение 4” можно получить у автора статьи.
Ведущий: “Наступила очередь очередного космического путешествия по нашей Галактике. Здесь находятся мириады звезд, их более сотни миллиардов. Одна из них – наше Солнце, вокруг которого вращаются планеты. Существуют звезды горячие и холодные, одиночные и скопления звезд. Есть и другие космические образования – диффузные и планетарные туманности, остатки вспышек сверхновых звезд. Но существует и внегалактическая вселенная. Там имеются сотни миллиардов галактик, некоторые похожи на нашу, а некоторые значительно отличаются от нее. Из ближних галактик, Составляющих местную группу, мы перенесемся к границам вселенной. Мощные телескопы в состоянии продемонстрировать нам скопления галактик и загадочные галактические ядра”.
“Еще в 1584 году, Джордано Бруно в своей книге “О бесконечности, Вселенной и мирах” писал: Существуют … бесчисленные Солнца, бесчисленные Земли, которые кружатся вокруг своих Солнц подобно тому, как наши планеты кружатся вокруг нашего Солнца. Между бесчисленными звездами существует множество других Лун, множество других миров … И быть может на пыльных дорожках далеких планет останутся наши следы”.
По окончании просмотра слайд-шоу ведущий задает вопросы (в скобках указаны ответы):
- Что такое галактика? (Галактика – гигантская звездная система).
- Как называется наша галактика? (Млечный Путь).
- Сколько звезд в нашей галактике? (Около 150 миллиардов).
- Ближайшие к нам галактики? (Туманность Андромеды, Магеллановы Облака).
- В каком созвездии находится Полярная звезда? (Малая Медведица).
- Рабочее место астронома. (Обсерватория).
Конкурс № 5. “Наш дом – планета Земля.
Лунная мозаика”.
“Приложение 5” можно получить у автора статьи.
Ведущий: “История Земли, так же как и Солнечной системы в целом, насчитывает примерно 4,5 миллиарда лет. Наша планета прошла в своей эволюции длинный и сложный путь. Вначале из-за очень высокой температуры Земля пребывала в расплавленном состоянии. Именно этим объясняется тот факт, что вещества с высокой плотностью – железо, никель – находятся на глубине и ближе к центру планеты, в то время как более легкие элементы, например силикаты различных металлов, остались на поверхности. Затем температура планеты понизилась, и она начала твердеть. Если рассматривать нашу планету из космоса, можно сделать вывод, что голубой цвет – цвет океанов – превалирует. Ведь известно, что 2/3 поверхности покрыто водой и ее роль в происхождении жизни на Земле доминирует. Также можно рассмотреть затемнения и сушу, выступающую над поверхностью воды. Наша планета, как и другие планеты Солнечной системы, совершает 2 основных движения: вокруг собственной оси и вокруг Солнца. И, наконец, наша планета имеет естественный спутник – Луну, которая чем-то обиделась на нас и ни за какие сокровища не покажет нам другую сторону. Ее холодный вид всегда вызывал у людей неоднозначные чувства. Фазы Луны и в настоящее время оказывают большее влияние на жизнь человечества”.
Вопросы по конкурсу 5 с учетом презентации, (ответы на соответствующие вопросы указаны в скобках):
- С какой скоростью вращается Земля вокруг Солнца? (30 км/с или 107 000 км/ч).
- Как называется воздушная оболочка Земли? (Атмосфера).
- Какое космическое тело находится ближе всего к нашей планете? (Луна).
- Они бывают слоистые, перистые, кучевые, дождевые. Что это такое? (Облака).
- Как называется необычное красочное явление в северных широтах? (Полярное сияние).
- Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода Солнца? (Заря).
- Во сколько раз масса Луны меньше массы Земли? (В 81,3 раза).
- Что значит “Селена”? (Селена в греческой мифологии богиня Луны).
- Как называется явление, при котором Луна находится между Солнцем и Землей на одной линии? (Солнечное затмение).
- Сколько океанов на Луне? (Один – океан Бурь).
- Почему на Луне нельзя петь? (Нет атмосферы).
- Какая температура бывает на Луне днем? (до +1300 С).
- Какая температура бывает на Луне ночью? (до –1700 С).
- Излучает ли Луна свет? (Нет. Луна светит отраженным светом).
Конкурс № 6. “Земля в опасности!? Возможно ли это?”.
Ведущий:
“Каждую безоблачную ночь открываются нашему взору множество далеких звезд. Эти небесные тела таят в себе многие загадки Вселенной. Порой мы наблюдаем на небе необычные явления: появляется косматая небесная странница, среди дня вдруг “гаснет” Солнце, ночью Луна утопает в красно-багровом океане, темной ночью начинается “звездный дождь”, стремительно пролетает по небосклону яркий огненный шар и на землю падает “небесный камень”. И все – таки наша планета в опасности? Возможно ли это?”
“Приложение 6” можно получить у автора статьи.
Далее просмотр слайд-шоу.
Конкурс № 7. “Астрономическая статистика”.
“Приложение 7”.
После просмотра презентации вопросы, (ответы указаны в скобках):
- С какой скоростью распространяется свет в вакууме? (300 000 км/с).
- Средняя продолжительность цикла Солнечной активности. (11 лет).
- Каков средний радиус Земли? (6 400 км).
- Каково ускорение свободного падения на поверхности Луны? (1,62 м/с2).
- Что такое 1 астрономическая единица? (Расстояние от Солнца до Земли. 150 млн. км.)
- Сколько спутников у Марса? (2: Деймос и Фобос).
Конкурс № 8. “Фильм. Фильм. Фильм. Фильм!”.
“Приложение 8”.
- Слайд № 1. Название конкурса.
Ведущий: “Нам известно много художественных и мультипликационных фильмов, в которых сценаристы и режиссеры показывают необычайную красоту космического пространства. Иногда вымысел людей, создающих очередной мировой бестселлер, выходит за рамки того, что заложено природой. Однако эти шедевры мирового кино нравятся нам, привлекают наше внимание и заставляют переживать нас вместе с героями. Проверим, насколько вы знаете, фильмы, содержание которых связано с астрономией. - Слайд № 2. “Глядя на звезды, не веришь своим глазам! Так и у героя этой комедии, поехавшим отдыхать на юг и встретившем там свою любовь. А дома, в деревне, у него жена, дети, веселые соседи и самая главная страсть – голуби”. Назовите комедию.
- Слайд № 3. (без комментариев). “Любовь и голуби”.
- Слайд № 4. “Американский школьник Лео, увлекаясь астрономическими наблюдениями, обнаружил в бездне космического пространства не что особое. Журналист Джени Лернер, довольно быстро разгадала, что скрывается за секретной правительственной программой “Элли”. Обнаруженной комете грозит неизбежное столкновение с землей. У человечества всего лишь год, чтобы предотвратить надвигающуюся гибель”. Назовите фильм.
- Слайд № 5 (без комментариев). “Столкновение с бездной”.
- Слайд № 6. “Космическое путешествие героев начинается в далеком будущем. Их путь к системе Медуза лежит через планету “Двух капитанов” – Кима и Бурана, планету Шелезяка, на которой полезных ископаемых нет, воды нет, растительности нет, населена роботами”.
- Слайд № 7. “На своем космическом корабле “Пегас”, инженер “Зеленый”, профессор Селезнев и его дочь Алиса повстречают много фантастических животных и необычных растений, самое главное – обретут новых друзей”. Назовите мультфильм. “Тайна третьей планеты”.
- Слайд № 8. “Тень гигантского астероида размером с американский штат Техас, легла на Землю. До рокового столкновения остаются считанные дни. Наступает трагический финал мировой истории”. Назовите фильм.
- Слайд № 9. (без комментариев). “Армагеддон”.
- Слайд № 10. “В этом фильме путешествие от Земли до Юпитера длится всего лишь несколько секунд”.
- Слайд № 11. “В новом тысячелетии над человечеством нависла смертельная опасность. Нечто особое с планеты Клендат угрожают всему живому во Вселенной. Главные герои элитного подразделения на космическом военном корабле отправляются в зловещие глубины космоса, чтобы в последний решающей схватке решить судьбу Земли. В их руках – современнейшей оружие и будущее людской расы. Великолепные спецэффекты и непредсказуемая фантазия создателей фильма заставляют верить нас в происходящее”. Назовите фильм.
- Слайд № 12 (без комментариев). “Звездный десант”.
- Слайд № 13. “Этот фильм из разряда фэнтези. Фильм, в котором решается судьба Среднеземья. Многое пришлось испытать и пережить главному герою. Во мраке темных пещер помогал ему свет Иарендили – любимой звезды эльфийской колдуньи”. Назовите фильм.
- Слайд № 14 (без комментариев). “Властелин колец”.
- Слайд № 15 (без комментариев). “Звездные войны”.
Итоги. Ведущий подводит итоги, команда, набравшая наибольшее количество звезд, становится победителем.
При подготовке презентаций, использован материал с сайта http://www.astrophoto.com
17.12.2009