Элективный курс по астрономии (10–11-й классы) "Астрономический калейдоскоп"
1. Аннотация для учащихся
Предлагаемый элективный курс называется "АСТРОНОМИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП" из-за многообразия затронутых тем из астрономии, обилия источников информации и различных форм обучения.
Астрономия одна из древнейших наук. А вы в начале XXI века, возможно, мало, что знаете о ней или хотите знать больше. Тогда этот элективный курс будет для вас познавательным.
Астрономия изучает небесные тела и их системы, явления и процессы, происходящие во Вселенной. Обо всём этом вы узнаете на занятиях этого элективного курса.
Астрономия - одна из фундаментальных наук о природе, тесно связанная с физикой, математикой, космонавтикой. И вы согласить с этим после занятий этого элективного курса.
Астрономия необходима для развития геодезии, картографии, мореплавании, авиации, исследованиях. И в этом вы убедитесь на занятиях этого элективного курса.
Элективный курс базируется на знаниях, полученных вами при изучении "Окружающего мира" в начальной школе, естествознании, физической географии, химии, физики и преемственно связан с ними.
Предлагаемый элективный курс будет способствовать получению знаний по астрономии, расширению вашего кругозора, формированию представлений о научной картине мира и, наконец, поможет сориентироваться вам с выбором конкретного места профиля обучения и дальнейшей специализации.
2. Пояснительная записка
Профильное обучение в старших классах стало требованием времени, но переход к нему для учащихся достаточно труден. Как выбрать нужный профиль и что поможет старшекласснику сделать более осознанный выбор? Это элективные курсы, проводимые в 10-11-х классах, которые призваны помочь им оценить свои способности к обучению по различным профилям, осуществить свой выбор профиля, соответствующего способностям и интересам.
Так получилось, что при комплектовании в нашей школе старших классов по профилю, в программе базового стандарта не нашлось места для астрономии. А, ведь такой предмет может быть интересен каждому. Помимо просто того факта, что астрономия является частью общечеловеческой культуры, и исключение астрономии из изучаемых предметов обедняет учащихся. Также следует отметить, что Санкт-Петербург является уникальным городом по концентрации астрономических учреждений: Главная астрономическая обсерватория (Пулковская), Институт теоретической астрономии, Институт прикладной астрономии, Астрономический институт С.-Петербургского университета<.>
Астрономия является областью знаний, в которой объединяются все предметы естественнонаучного цикла в применении к исследованию Вселенной. В последние годы астрономия претерпевает настоящую революцию, связанную с новыми методами наблюдений: радиоинтерферометрия, космическая астрономия. Очень много нового принесли такие проекты, как и . Появились новые математические методы обработки наблюдений. Для доступа к информации широко используется компьютерная сеть Internet.
Особый интерес представляет вопрос развития Вселенной как с точки физики и астрономии, так и с философской стороны. Новые наблюдательные данные начинают приоткрывать завесу над этой загадкой, однако, в этом вопросе до сих пор много неясного. Значит, ещё есть профессии, где можно быть первооткрывателем и принести труды свои на пользу всего человечества. Может быть, именно этот элективный курс поможет кому-нибудь в выборе профессии и для кого-то окажется самым важным в жизни, хотя автор подразумевает сделать его ориентационным и просто познавательно-интересным.
Преподавание данного курса связано с хорошим владением учащимися компьютером, поскольку при проведении уроков активно используется компьютерный класс для просмотра изображений на сайтах Интернета, работы с демонстрационными и обучающими программами на мультимедийных дисках ("Открытая астрономия", "Уроки открытого колледжа. Астрономия").
Цели курса
развитие пространственного мышления учащихся; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; воспитание убежденности в возможности познания природы; овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира; расширение знания учащихся по астрономическим вопросам естествознания; получение целостное представление о современной естественнонаучной картине мира; реализация задачи предпрофильной подготовки для ориентации учащихся в выборе профиля обучения.
Задачи курса
научить учащихся пользоваться школьным астрономическим календарём (ШАК) и подвижной картой звёздного неба (ПКЗН); познакомить с природой планет и звёзд, строением Солнечной системы и звёздных систем; учить правильно объяснять многие наблюдаемые астрономические явления; объяснить, как астрономы определяют расстояния до небесных тел, их размеры, массу, температуру, химический состав; помочь понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений и процессов; объяснить, как, опираясь на достижения современной физики, формируется представление об астрономической картине мира; познакомить с некоторыми предположениями и гипотезами, которые связаны с увлекательными, но пока ещё не решенными научными проблемами; увлечь предметом так, чтобы учащимся захотелось обратиться к научно-популярной литературе по астрономии и расширить свои знания в этой области.
Методические требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения программы элективного курса "АСТРОНОМИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП" учащиеся получают возможность
знать, что:
в систему астрономии положены наблюдения, выполняемые с помощью современных наземных и космических радио- и оптических телескопов; созвездие - это участок неба, включающий в себя звёзды и другие постоянно находящиеся в нём астрономические объекты, в пределах строго определённых границ; небесная сфера - это воображаемая сфера, в центре которой находится наблюдатель, на небесной сфере возможны угловые измерения; суточное вращение небесной сферы - следствие вращения Земли вокруг оси; изменение вида неба в течение года - результат обращения земли вокруг Солнца; видимое суточное вращение небесной сферы и годичное движение Солнца по эклиптике убеждают нас в том, что наблюдаемые явления природы надо тщательно изучать, чтобы понять их истинную причину; в основу составления каталогов, построения звёздных карт и атласов положены экваториальные координаты звёзд и ; введение различных систем счёта времени вызвано потребностями жизни и производственной деятельности людей; календарь представляет собой систему счёта для промежутков времени, в настоящее время мы живём по Григорианскому календарю; на протяжении многих веков господствовали геоцентрические системы мира, поддерживающие церковью; в ХVI в. Николай Коперник обосновал гелиоцентрическую систему мира, которая правильно отражает строение Солнечной системы и лежит в основе научного мировоззрения; Меркурий и Венера - нижние планеты, остальные - верхние; законы Кеплера и закон всемирного тяготения - основа небесной механики; по этим же законам происходит движение искусственных небесных тел; астрономическая единица - основная единица расстояний в Солнечной системе (1 а. е. = 149,6 млн. км); по каким именно характеристикам планеты делятся на две основные группы, что представляют собой их атмосферы, что известно об их поверхностях и внутреннем строении, какие сведения о планетах и их спутниках были получены с помощью космической техники; Луна - спутник Земли и ближайшее к Земле небесное тело; астероиды, кометы, метеорные тела и метеориты образуют комплекс малых тел Солнечной системы; какова природа этих небесных тел; Солнце - единственная звезда в Солнечной системе, источник энергии на Земле, это довольно обычная звезда Вселенной, которая не является уникальной по своим физическим характеристикам; Солнце расположено вблизи галактической плоскости на расстоянии 10 кпк от центра Галактики, оборот вокруг которого оно совершает примерно за лет (при скорости 250 км/с); звезды находятся от нас на различных расстояниях и движутся в пространстве, среди них есть сверхгиганты, гиганты и карлики, которых очень много во Вселенной; многие звезды образуют двойные (и кратные) системы; основываясь на знании физических характеристик Солнца и звезд и законах физики, установленных на Земле, можно построить модели внутреннего строения Солнца и звезд; звезды - раскаленные плазменные шары, равновесие обычных звезд обеспечивается равенством сил тяготения и сил внутреннего давления плазмы; в отличие от практически стационарных звезд, сходных с Солнцем, существуют пульсирующие звезды (например, цефеиды) и взрывающиеся (сверхновые); в состав Галактики входят звёзды, звёздные скопления, туманности, в пространстве между звёздами есть очень разреженная диффузная материя (преимущественно водород), магнитные и гравитационные поля, межзвездное пространство пронизывают потоки космических лучей и электромагнитное излучение; в охваченной астрономическими наблюдениями части Вселенной существуют миллиарды галактик; мир галактик чрезвычайно разнообразен: он далеко не исчерпывается спиральными, эллиптическими и неправильными галактиками; самые далёкие объекты Вселенной - квазары, находятся от нас на расстоянии в несколько миллиардов световых лет; Вселенная расширяется, чем дальше от нас внегалактические объекты (галактики, квазары), тем с большей скоростью они удаляются (закон Хаббла); в ХХ в. впервые в истории человеческой цивилизации был достигнут такой уровень развития науки и техники, что появилась возможность с позиции науки подойти к исследованию проблемы жизни и разума во Вселенной, но пока никаких признаков внеземной жизни не обнаружено.
уметь:
пользоваться ПКЗН и по ней узнавать, какие созвездия видны в данный момент времени; определять и звёзд и Солнца, а также по заданным координатам этих светил находить их место на карте; определять по ШАК и ПКЗН какие планеты, и в каких созвездиях видны на небе в данное время; отыскивать на небе созвездия и наиболее яркие звёзды в них; объяснять: а) смену времен года на Земле и других планетах; б) смену фаз Луны; в) почему с Земли видна одна сторона Луны; г) как происходят солнечные и лунные затмения; находить планеты на небе, отличая их от звёзд; работать с таблицами, содержащими важнейшие сведения о Земле, Луне и планетах; на основе анализа многообразия условий на планетах делать вывод о возможности существования жизни в пределах Солнечной системы; опровергать на основе научных данных суеверия, связанные с Луной, затмениями, появлением комет и метеоров; используя материал темы, приводить примеры взаимосвязи явлений природы и познаваемости окружающего нас мира;
обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами.
Основной метод преподавания - лекции, семинары, видеоуроки в компьютерном классе и немного практических занятий. Организуются экскурсии в Пулковскую обсерваторию, в Астрономический институт С.-Петербургского университета и в Планетарий.
Программа элективного курса рассчитана на 35 часов: 10 часов лекционного материала, 3 часа практических занятий, 9 часов семинара, 9 часов на просмотр документального видеоматериала и 4 часа отведено на экскурсии.
Содержание курса состоит из основных трёх разделов: Звёздное небо, Солнечная система, Эволюция Вселенной.
Результатом освоения программы курса является проверочная работа с элементами тестирования на итоговом занятии, а также выступление на тему "В XXI веке астрономы ......." или показ своей презентации в Power Point по любой теме изученного курса.
В процессе изучения данного курса предполагается использование различных методов активизации познавательной деятельности школьников, а также различных форм организации их самостоятельной работы.
Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале.
Данная программа может быть эффективно использована в классах любого профиля, способствует развитию познавательных интересов, логическому мышлению учащихся, расширению их кругозора, и предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.
3. Учебно-тематический план
Предмет Астрономия.
1 1 2 Раздел I. Звёздное небо (10ч).Созвездия.
3 0,5 0,5 1 1 3 Небесная сфера и её координаты. 2 1 1 4 Видимое движение небесных тел их законы. 4 1 1 2 5 Время и календарь. 1 0,5 0,5 6 Раздел II. Солнечная система (18ч).Строение и эволюция солнечной системы.
2
1
1
7 Планеты земной группы. 5 1 2 2 8 Планеты-гиганты. 5 1 2 2 9 Малые тела Солнечной планеты. 2 1 1 10 Наша Звезда - Солнце. 2 1 1 11 Звёзды. 2 1 1 12 Раздел III. Вселенная (4ч).Млечный путь и другие Галактики.
2 0,5 1 0,5 13 Эволюция Вселенной. 2 0,5 1 0,5 14 Итоговое занятие (2ч). 2 2
4. Содержание программы
(1 ч в неделю, всего 34 ч)
Введение (1 ч).
1. Предмет Астрономии (1 ч).
Цели и задачи элективного курса. Вопросы, рассматриваемые в курсе и его структура. Знакомство с литературой. Требования, предъявляемые к участникам курса.
Что изучает Астрономия. История астрономии. Этапы развития астрономии.
Роль наблюдений в астрономии. Астрономические обсерватории. Современные телескопы.
Разделы современной астрономии: астрометрия, теоретическая астрономия, небесная механика, астрофизика, космогония, космология, внегалактическая астрономия.
Значение астрономии. Связь астрономии с другими науками: физика, география, геофизика, геометрия, биология, химия, медицина, космонавтика, философия.
Астрономические учреждения Санкт-Петербурга.
Формы проведения: лекция.
Методы обучения: объяснение, показ видеофрагментов.
Формы контроля: тест (нулевой замер).
Учебное оборудование:
демонстрационная карта звездного неба; презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из мультимедийного диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия": "Расстояние до звёзд".
РАЗДЕЛ 1. ЗВЁЗДНОЕ НЕБО (10 ч)
1. Созвездия (3 ч).
Звездное небо над нами. Звёздные карты - азбука астрономии. Весеннее, летнее, осеннее и зимнее небо в средних широтах. Что такое созвездие? Границы на небе: деление неба на созвездия.
88 созвездий. Деление их на три группы:
а) созвездия, которые носят имена древнегреческих мифов;
б) созвездия, носящие названия животных;
в) созвездия, носящие названия неодушевлённых предметов.
Знакомство с некоторыми из них: Гидра - самое большое по размеру созвездие; Южный Крест - самое маленькое по размеру созвездие; Большая Медведица - самое большое созвездие по размеру из видимых в северном полушарии, служит хорошим помощником для запоминания ярчайших звезд Северного полушария; Орион - созвездие содержит самое большое число звезд ярче второй звездной величины; Андромеда, Возничий, Волопас, Волосы Вероники, Геркулес, Гончие Псы, Дельфин, Дракон, Жираф, Кассиопея, Лебедь, Лира, Малая Медведица, Персей, Северная Корона, Треугольник, Цефей - созвездия северного полушария.
Знакомство с созвездиями осуществляется по схеме: латинское название; координаты для поиска; занимаемая площадь (в квадратных градусах); ярчайшие звёзды и их собственные названия; интересные в нём объекты; происхождения названия.
Пояс из 12 зодиакальных созвездий: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Знаки зодиака. Астрология.
Формы проведения: беседа, практикум, семинар, экскурсия в Планетарий.
Методы обучения: показ видеофрагментов, практическая и исследовательская работа со звёздными картами.
Формы контроля: сообщение на тему "Моё зодиакальное созвездие".
Учебное оборудование:
демонстрационная и ученическая подвижная карта звездного неба (ПКЗН); глобус и атлас звездного неба; школьный астрономический календарь (ШАК); демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий.
2. Небесная сфера и её координаты (2 ч).
Небесная сфера. Вращение Земли. Полярная звезда. Ось мира. Полюса мира. Платонический год.
Важные круги небесной сферы: математический горизонт, небесный экватор, эклиптика, небесный меридиан.
Горизонтальная система координат. Отвесная линия, зенит, надир. Истинный горизонт. Горизонтальные координаты: высота и азимут. Угловое расстояние: радиан, градус, час.
Кульминация светил. Высота светила в кульминации.
Экваториальная система небесных координат. Экваториальные координаты: склонение и восхождение. Точки летнего и зимнего солнцестояния. Точки весеннего и осеннего равноденствия.
Годичное движение Солнца и вид звёздного неба.
Географические координаты: широта и долгота. Точки севера, юга, востока и запада.
Суточное движение звёзд на разных широтах.
Формы проведения: лекция, практикум.
Методы обучения: объяснение, показ видеофрагментов, практическая работа с рисунками и схемами небесной сферы, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: взаимопроверка выполненных практических заданий.
Учебное оборудование:
демонстрационная и ученическая подвижная карта звездного неба (ПКЗН); схемы небесной сферы; географический глобус; глобус звездного неба; школьный астрономический календарь (ШАК); презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из мультимедийного диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия": "Способы определения географической широты"; демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий.
3. Видимое движение небесных тел их законы (4 ч).
Видимое движение Солнца по небесной сфере. Смена времен года. Дни весеннего и осеннего равноденствия. Дни летнего и зимнего солнцестояния.
Солнечные затмения: полные, кольцеобразные, частные. Фаза затмения. Причины солнечных затмений. Лунный путь.
Видимое движение Луны.Фазы Луны: новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. Сидерический и синодический месяц.
Лунные затмения. Фаза затмения. Полутеневые затмения. Узлы лунной орбиты. Предсказание затмений. Драконический месяц и год. Период повторяемости затмений - сарос.
Оптические явления на небе: мираж, радуга, гало, паргелии, венец, полярное сияние.
Видимое движение планет. Петлеобразное движение планет. Перигелий, афелий, большая полуось. Три закона Кеплера - законы движения небесных тел. Обобщение Ньютоном законов Кеплера.
Формы проведения: лекция, семинар, экскурсия в Пулковскую Обсерваторию.
Методы обучения: объяснение, показ видеофрагментов.
Формы контроля: краткое сообщение "Это интересно" по содержанию темы № 4.
Учебное оборудование:
презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из мультимедийного диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия": "Видимое движение планет", "Изменение вида неба в течение суток и года", "Законы Кеплера - законы движения небесных тел"; презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из диска "Мультимедиа-библиотека по астрономии": "Редкие явления на небе"; демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий.
4. Время и календарь (1 ч).
Время. Измерение времени: день, месяц, год, час, минута, секунда. Звёздные и солнечные сутки. Местное, поясное, часовое, гринвичское, декретное и летнее время. Международная линия смены дат. Часовые пояса.
Календарь. Тропический год. Типы календарей: солнечный, лунный, лунно-солнечный. Високосный год. Юлианский и Григорианский календари.
Формы проведения: лекция, практикум.
Методы обучения: объяснение, показ видеофрагментов, решение задач.
Формы контроля: взаимопроверка выполненных практических заданий.
Учебное оборудование:
презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из мультимедийного диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия": "Основы измерения времени"; демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий.
РАЗДЕЛ II. СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА (18 ч)
1. Строение и эволюция солнечной системы (2 ч).
Большая солнечная семья, состоящая из Солнца, планет и их спутников, комет, астероидов, большого количества пыли, газа и мелких частиц.
Развитие представлений об образовании Солнечной системы: геоцентрическая система Птолемея, гелиоцентрическая система Коперника. Научные открытия других учёных.
Вращение Солнечной системы. Современная космогония.
Планеты и их спутники. Планеты нижние: Меркурий и Венера и планеты верхние. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Планеты гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.
Формы проведения: лекция, видеоурок.
Методы обучения: объяснение, показ видеофрагментов и видеофильма.
Формы контроля: контрольный опрос "Что нового я узнал сегодня".
Учебное оборудование:
презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из мультимедийного диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия": "Определение расстояний до тел Солнечной системы"; презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из диска "Мультимедиа-библиотека по астрономии": "Основные сведения о Солнечной системе"; показ видеофильмов на DVD диске "Другие миры" - коллекционное издание BBC, документальный сериал; демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий.
2. Планеты земной группы (5 ч)
Общая характеристика планет земной группы: имеют небольшие размеры и массы, наличие литосферы, средняя плотность планет в несколько раз превосходит плотность воды, они медленно вращаются вокруг своих осей.
Меркурий - Вторая Луна. Самая ближайшая планета к Солнцу. Изучение Меркурия. Физические характеристики. Поверхность планеты. Калорис - самый крупный бассейн. Эскарп - необычная деталь рельефа. Внутреннее строение. Атмосфера.
Венера - Утренняя звезда. Самая прекрасная и близкая к Земле планета. Изучение Венеры. Физические характеристики. Поверхность планеты. Два венерианских континента - Земля Иштар и Земля Афродиты. Внутреннее строение. Атмосфера.
Земля - Колыбель человечества. Физические характеристики. Недра Земли. Строение атмосферы. Поверхность планеты. Эволюция Земли и гипотеза дрейфа континентов. Луна - единственный спутник. Изучение Луны. Физические характеристики Луны. Поверхность Луны. Лунные моря и кратеры. Внутреннее строение Луны. Атмосфера Луны. Нейл Армстронг - первый человек на Луне.
Марс - Красная планета. Самая загадочная планета, порождающая фантазии человека. Изучение Марса. Физические характеристики. Поверхность планеты. Внутреннее строение. Атмосфера. Марсианские загадки: Олимп - крупнейшая гора Солнечной системы; Долина Маринера - грандиозная система каньонов; Меандровые долины; Пылевые бури; Загадочный сфинкс. Спутники - Фобос и Деймос.
Заполнение таблиц физических и динамических характеристик планет земной группы, наличие спутников. Выводы о различии и сходстве планет земной группы между собой.
Формы проведения: лекция-беседа, семинар, видеоурок.
Методы обучения: объяснение, показ видеофрагментов и видеофильмов.
Формы контроля: краткое сообщение "Планета земной группы", используя энциклопедии по астрономии или сайты Интернета.
Учебное оборудование:
презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из мультимедийного диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия": "Планеты земной группы", "Система Земля - Луна"; показ видеофильмов на DVD диске "Другие миры", "Твёрдая земля", "Луна" - коллекционное издание BBC, документальный сериал; демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий; снимки с наземного телескопа и с космических аппаратов "МАРИНЕР 9-10", "ЛУНА", "ВЕНЕРА 13-16", "ВИКИНГ-2" и "ВОЯДЖЕР", снимки с радара "МАГЕЛЛАН".
3. Планеты - гиганты. Плутон (5 ч)
Общая характеристика планет-гигантов группы: далеко находятся от Солнца, на них всегда господствуют низкие температуры, нет времён года, имеют большие размеры и массы, очень быстро вращаются вокруг своих осей, у них большое количество спутников.
Юпитер - Владыка неба. Самая большая планета. Изучение Юпитера. Физические характеристики. Внутреннее строение. Атмосфера. Большое Красное пятно. 28 спутников. Вулканы Ио. Океан на Европе. Ганимед - самый большой спутник Солнечной системы. Ледяная Каллисто - третий по величине спутник. Тройное кольцо Юпитера.
Сатурн - Планета бурь. Самая красивая планета. Изучение Сатурна. Физические характеристики. Внутреннее строение. Атмосфера. 30 спутников. Титан - самый крупный спутник. Кольца.
Уран - Голубой шар. Самая голубая планета. Изучение Урана. Физические характеристики. Внутреннее строение. Атмосфера. 31 спутник. Кольца.
Нептун - Планета ураганов. Открытие Нептуна на кончике пера. Изучение Нептуна. Физические характеристики. Внутреннее строение. Атмосфера. Большое тёмное пятно. 8 спутников. Тритон - самый большой по массе спутник. Кольца - арки.
Плутон - Двойная планета. Самая холодная планета. Изучение Нептуна. Физические характеристики. Атмосфера. Харон - единственный спутник.
Заполнение таблиц физических и динамических характеристик планет-гигантов. Перечисление их спутников и наличие колец. Выводы о различии и сходстве планет-гигантов между собой.
Формы проведения: лекция-беседа, семинар, видеоурок.
Методы обучения: объяснение, показ видеофрагментов и видеофильмов.
Формы контроля: краткое сообщение "Планеты-гиганты", используя энциклопедии по астрономии или сайты Интернета.
Учебное оборудование:
презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из мультимедийного диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия": "Планеты-гиганты"; показ видеофильмов на DVD диске "Гиганты" - коллекционное издание BBC, документальный сериал; демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий; снимки с телескопа им. Хаббла и с АМС "ВОЯДЖЕР" и с АМС "КАССИНИ".
4. Малые тела Солнечной планеты (2 ч)
Астероиды (звёздоподобные) - малые планеты между орбитами Марса и Юпитера, их размеры, масса, отсутствие атмосферы. Пояс астероидов. Церера, Веста, Юнона, Паллада, Фаэтон, Икар, Хирон, Ида, Дионис. Орбиты астероидов. Группы астероидов: Греки, Троянцы. Ближайшие к Земле семейства астероидов: Амур, Аполлон, Атон.
Пояс Койпера и облако Оорта.
Небесные странницы - кометы (хвостатые звёзды). Их природа, вид, строение, орбита. Комета Галлея. Комета Хейла-Боппа. Комета Шумейкеров-Леви-9.
Метеоры (падающие звёзды) - явление вспышки метеорного тела, вторгшегося в земную поверхность; высота возгорания.
Метеорные потоки. Их характеристики и названия. Радиант.
Болиды. Их характеристики.
Метеориты, их виды и химический состав. Тунгусский метеорит.
Межпланетная пыль. Зодиакалный свет. Что нужно делать, если нашёл метеорит.
Формы проведения: лекция-беседа, видеоурок.
Методы обучения: объяснение (в т.ч. что нужно делать, если нашёл метеорит или увидел болид), показ видеофрагментов.
Формы контроля: тест "Найди меня" (на столе разложены иллюстрации по теме № 3 и отдельно написаны их названия, нужно правильно их соединить).
Учебное оборудование:
презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из мультимедийного диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия": "Астероид и метеорит", "Кометы"; демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий.
5. Наша Звезда - Солнце (2 ч).
Общие сведения. Физическая характеристика. Солнечный спектр. Солнце - мощный источник радиоизлучения. Положение Солнца в Галактике.
Внутреннее строение. Термоядерные реакции на Солнце. Химический состав.
Атмосфера. Фотосфера. Хромосфера. Солнечная корона.
Солнечная активность. Вспышки и протуберанцы. Солнечные пятна. Солнечный ветер.
Формы проведения: лекция, видеоурок.
Методы обучения: объяснение, показ видеофрагментов и видеофильмов.
Формы контроля: Заполнить предложенную таблицу о Солнце, используя учебники и дополнительную литературу.
Учебное оборудование:
презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из мультимедийного диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия": "Общие сведения о Солнце", "Строение атмосферы Солнца", "Источники энергии и внутреннее строение Солнца"; показ видеофильмов на DVD диске "Звезда" - коллекционное издание BBC, документальный сериал; демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий.
6. Звезды (2 ч).
Жизненный путь рядовой звезды. Звездные величины. Блеск, светимость звезды. Яркие звёзды.
Расстояние до звезд и способы его определения. Пространственные скорости звёзд: тангенциальная и лучевая.
Характеристики звезд. Спектры, температура, цвет звёзд. Диаграмма Герцшпрунга - Рассела. Размеры звезд. Сверхгиганты, красные гиганты, белые карлики. Масса звезд. Плотность звезд.
Классификация звезд. Эволюция звезды на диаграмме спектр-светимость. Диаграмма масса-светимость.
Виды звёзд. Двойные звезды. Переменные звезды. Цефеиды. Новые звёзды. Сверхновые звёзды. Нейтронные звезды. Пульсары. Черные дыры.
Формы проведения: лекция, видеоурок.
Методы обучения: объяснение, показ видеофрагментов.
Учебное оборудование:
презентация фотографий и иллюстраций астрономических объектов из мультимедийного диска "Уроки Открытого Колледжа. Астрономия": "Расстояние до звёзд", "Физическая природа звёзд", "Двойные звёзды", "Новые и сверхновыезвёзды"; демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий.
РАЗДЕЛ III. ВСЕЛЕННАЯ (4 ч)
1. Млечный Путь и другие Галактики (2 ч).
Млечный Путь - наш галактический дом. Состав Галактики: одиночные звёзды, двойные и кратные звёзды, звездные скопления, межзвёздный газ и межзвёздная пыль, туманности, космические лучи.
Самые известные звездные скопления: шаровое скопление в созвездии Геркулеса и рассеянное звездное скопление Плеяды в созвездии Тельца.
Межзвездное вещество. По температуре и плотности межзвездные облака делят на четыре разных типа: диффузное, молекулярное, тёмное, глобула.
Межзвёздная пыль. Источники пыли в Галактике: красные гиганты, взрывы новых, взрывы сверхновых, протозвезды, планетарные туманности звезды. Диффузная туманность в созвездии Ориона и крабовидная в созвездии Тельца.
Строение Галактики. Ядро, спиральные рукава.
Материя нашей Галактики. Вещество: плазма, из которой состоят звёзды, межзвёздный газ, космические лучи и твёрдая фаза, из которой состоит большинство планет и межзвёздная пыль. Поля: электромагнитные и гравитационные.
Вращение Галактики и движение звёзд в ней. Центр Галактики в созвездии Стрельца. Гравитационные линзы. Кресты и кольца Эйнштейна.
Другие галактики. Звездные Острова. Многообразие Галактик. Классификация Галактик по Хабблу. Спиральная галактика - Туманность Андромеды. Эллиптическая галактика в созвездии Девы. Неправильная галактика - Большое и Малое Магеллановы Облака в созвездиях Золотой Рыбы и Тукана. Пересеченная спиральная галактика. Морфологические типы галактик. Линзовидная галактика. Галактический каннибализм. Взаимодействующая Галактика Колесо. Квинтет Стефана - пять близко расположенных взаимодействующих галактик.
Активные Галактики. Квазары.
Формы проведения: лекция, видеоурок, экскурсия в Институт Астрономии.
Методы обучения: показ видеофрагментов,
Учебное оборудование:
демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий.
2. Эволюция Вселенной (2 ч).
Эволюция Вселенной. Метагалактика. Состав: Галактики всех типов и Квазары. Свойства: эволюционирующее и нестационарное.
Масштабы Вселенной. Единицы измерения расстояния: парсек, световой год.
Расширяющаяся Вселенная. Большой взрыв. Скопления галактик. Скопление в созвездии Девы. Сверхскопление галактик в созвездии Геркулеса. Закон Хаббла.
Современная космология. Жизнь и разум во Вселенной. Проблемы поиска внеземных цивилизаций. Межзвездные полеты.
Учения и открытия астрономов.
Формы проведения: лекция, видеоурок, семинар.
Методы обучения: показ видеофрагментов и видеофильма.
Формы контроля: сообщение об ученом астрономе.
Учебное оборудование:
показ видеофильмов на DVD диске "Жизнь" - коллекционное издание BBC, документальный сериал; демонстрация иллюстраций с компьютерного диска "Открытая Астрономия" по содержанию занятий.
Итоговое занятие (2 ч)
Проверочная работа в форме тестирования (итоговый замер), который был на 1 занятии. Подведение итогов изучения элективного курса.
Выступление на тему "В XXI веке астрономы ......." или показ своей презентации в Power Point по любой теме изученного курса.
Формы проведения: круглый стол.
5. Литература для учителя
Агекян Т.А. "Звёзды, галактики, Метагалактики". - М.: Наука, 1982. Александрович Н. "Основы астрономии": Учебный курс на базе основ физики и математики. - М.: Просвещение, 1990. Амбарцумян В.А. "Загадки Вселенной". - М.: Педагогика, 1987. Астронет
6. Литература для учащихся
Астронет
16.08.2009