Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Проектная деятельность учащихся в рамках изучения биологии.

Проектная деятельность учащихся в рамках изучения биологии.

Пояснительная записка

В стратегии модернизации содержания общего образования, в качестве основного ориентира изменений содержания общего образования выдвинута необходимость развития у школьников основных компетентностей, характеризующих самостоятельную познавательную и практическую деятельность школьника. Эта компетентность характеризует готовность и способность ученика применять усвоенные знания в рамках изучения курса биологии в школе, полученные учеником способы деятельности и личностное отношение для решения практических задач в своей реальной жизни. Школьник получает образцы и формирует свой опыт в решении личностных задач на основе осмысления собственных результатов и собственного опыта, а также овладение новыми технологиями критического отношения к различной информации. Компетентности в способности учиться познавать, делать, учиться жить и учиться быть соответствуют ориентации на фундаментальность знаний, понимание научной картины мира, воспитание биологической и экологической культуры, развитие деятельностной и творческой способности. Это достигается использованием разнообразных методов обучения, в том числе и практических методов, предполагающих работу с изучаемым объектом на экскурсии, на практических занятиях, в уголке живой природы, внеклассная работа опытном участке. Эти работы предполагают распознавание и определение объектов, проведение наблюдений за природными явлениями и биологическими процессами в жизни организмов. Проектная деятельность – один из практических методов, связанных с проведением наблюдений, опытов, способствует развитию исследовательских умений. Самостоятельная, преимущественно практическая натуралистическая работа под руководством учителя должна быть основой всех практических занятий в школе. Эти задачи решаются, в том числе, через проектную и кружковую деятельность.

Рассмотрим использование метода проектной деятельности при изучении курса биологии в школе, представленного в виде ПАСПОРТА ПРОЕКТА.

Тема: «Видовое разнообразие растений, прорастающих на территории Москвы».

Учебный предмет: Биология.

Контингент участников проекта: учащиеся 6-х классов.

Тип проекта: информационно-поисковый (1 этап деятельности школьников), исследовательский (2 этап).

Цель проводимого исследования в рамках проекта: определение видового разнообразия растений, которые прорастают на территории Москвы (или отдельного микрорайона).

Объект исследования: дикорастущие формы растений, прорастающих на территории Москвы (или отдельного микрорайона).

Предмет исследовательской деятельности: организация поисковой деятельности школьников, обеспечивающего получение качественно новой информации при изучении курса «Биология: растения…».

Задача проекта:

1. выработать у школьника поисково-исследовательские умения;

2. использовать различные источники информации при выполнении исследовательской работы;

3. определять видовое разнообразие растений, прорастающих на территории Москвы (или отдельного микрорайона);

4. проводить оценку состояния окружающей среды;

5. оценивать и определять состояние видового разнообразия на исследуемой территории;

6. проводить разъяснение современных проблем экологии и охраны природы;

7. проектировать с использованием ИКТ свои результаты исследования.

Проект рассчитан на 68 часов по 2 часа в неделю.

Последовательность этапов проектно-исследовательской деятельности школьника:

1. Актуальность принятой для исследовательской деятельности темы.

2. Четкое определение проблемы исследовательской деятельности, его предмет и объект исследования.

3. Пошаговое построение плана деятельности (использование карты исследовательской работы) участника проекта.

4. Тщательный сбор информации об исследуемом объекте.

5. Анализ и обобщение собранной информации.

6. Анализ и обобщение полученных в результате практической исследовательской деятельности фактов.

7. Теоретическое составление и оформление результатов исследовательской деятельности.

8. Перевод полученных и обобщенных фактов в электронный носитель в различной форме (графики, диаграммы, таблицы и т.д.).

9. Защита проекта.

Перечисленные этапы можно объединить в наиболее крупные категории: подготовительный, основной и заключительный этапы.

Название этапа

Содержание этапа

Количество часов

Подготовительный

Определение тем для проектно-исследовательской деятельности учеников.

Формирование групп для проведения исследования по выбранной теме.

Определение сроков и составление плана исследовательской работы (индивидуальных или групповых).

Обучение школьников работе с материалом, способам сбора и поиска информации, способами ее регистрации или перевода в цифровой носитель.

Основной

Консультации участников исследовательской работы (индивидуально участнику проекта или группе).

Поиск и сбор информации.

Выполнение заданий практического, теоретического или исследовательского характера.

Анализ и обобщение, сопоставление полученной информации.

Подготовка выходных материалов (рукописных или в электронном виде).

Исправление и корректирование результатов деятельности.

Создание и оформление каталогов, сборников, гербариев и т.п. (индивидуальные или групповые, рукописные или в электронном виде).

Заключительный

Подготовка результатов исследовательской работы.

Представление результатов работы (доклады, презентации, выпуск сборников печатных работ, выпуск тематических газет и т.д).

Подведение итогов исследовательской деятельности.

В ходе проектно-исследовательской деятельности школьника, на каждом его этапе реализуются определенные ценности, определяется деятельность руководителя (учителя) и деятельность участников проекта (школьники).

Способы руководства исследовательской деятельностью участника проекта.

Этапы проекта

Деятельность руководителя проекта

Деятельность участника проекта

Ценностно-ориентированный

Мотивация участников проектной деятельности;

Организация участников по созданию проекта;

Раскрытие значимости проекта;

Стимулирование активности участников, создание элементов успеха в деятельности участников.

Осознание участниками мотива деятельности, значимости предстоящей исследовательской работы.

Конструктивный

Объединение участников проекта в группы;

Консультации участников (индивидуально отдельных участников и группы в целом);

Стимулирование поисковой деятельности участников проекта;

Подготовка карты, памятки, пособия, алгоритмов по организации практической и теоретической деятельности участника проекта;

Оказание практической помощи в реализации проекта.

Включенность в проектно-исследовательскую деятельность индивидуально или в группе;

Составление плана работы;

Первичный поиск источника информации;

Сбор теоретических материалов;

Проведение практических работ, наблюдений, описаний и т.д.;

Выбор формы реализации темы проекта.

Оценочный, рефлексивный

Мотивирование и стимулирование участников проекта;

Консультации по результатам работы.

Самооценка деятельности;

Оформление и представление результатов проекта.

Паспорт проектно-исследовательской деятельности школьника состоит из следующих пунктов.

1. Название проекта.

2. Руководитель проекта.

3. Консультанты проекта (если есть необходимость включения учителей географии, химии и т.д).

4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.

5. Учебные предметы, близкие к теме проекта или включенные в исследовательскую деятельность.

6. Возраст школьников, на которых рассчитан проект.

7. Состав группы (Ф.И. школьника, класс).

8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский и т.д.).

9. Цель проекта.

10. Задачи проекта.

11. Теоретические или практические вопросы проекта, на которые должны ответить в ходе выполнения работы.

12. Предполагаемые результаты проекта.

13. Этапы работы над проектом (форма, продолжительность, содержание работы и т.д.).

14. Предполагаемое распределение задач и ролей в группе.

15. Полученный теоретический и научный результат.

16. Оформление результатов проектной работы (индивидуальные или групповые).

Методические рекомендации.

Четкость формулирования темы.

Посильность для выполнения проекта темы.

Тщательная и пошаговая организация работы каждого участника проектной группы.

Объективность оценивания хода работы каждого участника в ходе выполнения и завершения работы над проектом.

Стимулирование личных достижений каждого участника проекта на протяжение всего времени и хода выполнения работы.

Оказание практической помощи в ходе работы.

Фиксирование собранных результатов.

Отбор первостепенной информации из источников и полученных в ходе наблюдения или исследования.

Оформление, хранение и представление исследовательской работы.

В состав проектной папки входят:

1. паспорт проекта.

2. план выполнения проекта и отдельных этапов работы.

3. промежуточные отчеты группы (теоретическая и практическая часть проекта).

4. собранная информация по теме с указанием источника информации.

5. результаты и анализ собранного теоретического материала или наблюдаемых явлений.

6. описания, эскизы, таблицы, диаграммы и т.д.

7. материалы к презентации.

8. рабочие материалы, черновики участников группы.

9. перевод работы в рукописный или цифровой вариант.

В наполнении проектной папки принимают участие все участники проекта. Записи должны быть четкими, читаемые.

Наработанный материал проекта способствует формированию мировоззрения, расширению и углублению знаний о многообразии жизненных форм, определению общебиологических закономерностей, их причинно-следственные связи, формируются исследовательские, коммуникативные и научно-познавательные навыки у учащихся. В ходе работы реализуются задачи экологического, биологического, трудового, эстетического воспитания.

Г. И. Яндышев, ГБОУ СОШ № 407, г. Москва

Метки: Биология