Информационно-образовательный портал
e-mail: mail@infobraz.ru

Тема "Строение и функции головного мозга". 8-й класс

Тема "Строение и функции головного мозга". 8-й класс

“Мозг – самое совершенное и сложное создание земной природы”.

И. П. Павлов

Цель урока: Изучить строение и функции головного мозга.

Задачи урока:

  1. образовательная: изучить строение отделов головного мозга и их функции, регуляцию сложных рефлексов и всей деятельности человека, выявить специфичность строения этих отделов.
  2. развивающая: продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений, а также практических навыков по самодиагностике на приеме опытов; совершенствование знаний, умений, навыков.
  3. воспитательная: поощрение любознательности; пропаганда здорового образа жизни, любви к музыке; профилактика травматизма, правовое воспитание.

Тип урока: комбинированный, с использованием методики критического мышления.

Оборудование: модели головного мозга (разборные), модели черепа человека и обезьян, На каждом столике перед учениками по две половинке чищенного грецкого ореха, сопроводительные листы.

Ход урока

Организационный момент (1 минута)

Приветствие класса.

Готовность к уроку, настроение.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация знаний учащихся

Вопросы классу:

– Какую систему органов мы сейчас изучаем? (нервную)

– Почему она является самой сложной в изучении? (ей подчиняются все системы органов организма, сложно устроена, недостаточно изучена)

- Как называются клетки нервной системы? (нейроны)

- Каково строение нейронов? (тело, короткие отростки – дендриты, длинные отростки – аксоны)

– Из каких двух отделов состоит центральная нервная система? (спинной и головной мозг)

– Зависит ли наша учеба и настроение от нервной системы? (От работы головного мозга? )

Включаются в контакт. Отвечают на вопросы.

– Перед началом урока мне хотелось бы, чтобы вы отразили своё сегодняшнее “минутное” настроение в сопроводительном листе в виде смайлика. Изображение подскажет, как вы сейчас себя чувствуете.

Учитель знакомит с сопроводительным листком на парте у каждого ученика (беседа, объяснение алгоритма действий) Знакомит обратной стороной в табличке: “что я знаю”, “что узнал”, “что хочу ещё узнать”

Слушают инструкцию по оформлению сопроводительного листа.

Рисуют смайлик.

– Подумайте и сопоставьте два факта: у лягушки с удаленным головным мозгом некоторое время сохраняются спинномозговые рефлексы (на раздражения реагируют согласованно все конечности), а у млекопитающих животных при полном поражении головного мозга наступает смерть.

- Объясните, почему. В каком направлении шла эволюция нервной системы позвоночных животных?

Анализируют факты. Дают им объяснение..

Изучение нового материала

– Как думаете, что мы будем изучать на уроке?

– Какова цель нашего урока?

- Какие задачи нам нужно решить, чтобы добиться цели?

- Зачем нам эти знания?

Формулируют цель и задачи урока. Отвечают на вопрос.

– В сопроводительном листе заполните I и II графы в таблице с информацией: “что я знаю по теме”, “что хочу знать”.

Заполняют, кроме III графы “что узнал(а)”

У советского писателя – фантаста Александра Беляева есть интересное произведение, написанное в прошлом веке, но по мыслям опередившее время. Это произведение может кто–то из вас читал. Называется оно: “Голова профессора Доуэля”. Суть его сводиться к тому, что величайший профессор – нейрохирург Доуэль после своей смерти (физической) остался жить, правда, частично: была сделана операция по отделению головы от туловища, а при помощи трубочек с питательным раствором и кислородом поддерживать не только физиологическое состояние головы, но и наблюдались обычные процессы: бодрствование, сна, эмоции. Возможно ли это сейчас? Почему работающий мозг человека – тайна “за семью печатями»?

– Наверное, из-за того, что мозг – самое малоизученное место.

Конечно, можно знать обо всех его извилинах, бороздах, знать рефлексы, но … как именно работает память, мышление, где зарождаются эмоции, почему возникают особенности психики – всё это еще мало изучено. Кто знает, может среди вас, сейчас сидящих в классе, будут в дальнейшем медики, физиологи, хирурги!

Из реальной, не фантастической жизни известны случаи, когда человек, у которого парализован спинной мозг и не двигаются конечности, продолжают жить и заниматься умственным трудом.

Слушают, анализируют, выдвигают свои гипотезы.

– Как вы думаете, почему в такой ситуации сохраняется сознание, мышление, работоспособность? (Так как остаётся работать головной мозг)

Отвечают на вопрос.

На сегодняшнем уроке мы только прикоснемся к одной из величайших загадок нашего организма – к мозгу человека. Итак, слово специалисту – физиологу, нашему эксперту в области “головной мозг в цифрах” (Имя ученика) (выступление эксперта в приложении №1 к уроку)

Слушают сообщение

Давайте посмотрим на модель мозга человека.

- Что составляет большую его часть? Как вы думаете, почему? (большие полушария, наделены многочисленными функциями)

- На какие три пузыря делится головной мозг у позвоночных в процессе эмбрионального развития? (передний, средний и задний).

Головной мозг состоит из 5 главных отделов, его можно представить следующим образом.

Слайд (схема), демонстрация модели мозга человека.

Слайд (рисунок)

Наблюдают за демонстрацией и отвечают на вопросы. Называют отделы мозга.

Несмотря на наличие защитных оболочек, мозг может сильно повредиться. Первое место среди черепно-мозговых травм занимает сотрясение, второе ушиб головного мозга. Ткань мозга поражается в области непосредственного воздействия травмирующего фактора. Может возникнуть такая тяжелая степень повреждения, как размозжение мозговой ткани.

- Какие практические выводы можно сделать из этих фактов?

Подростки стремятся к экстремальным видам спорта, для большинства которых требуется асфальтовое покрытие. Скейтборд, ролики, вело– и мотоспорт, все они чреваты падением и тяжёлыми травмами.

- Нужно ли беречь голову от ударов и травм? Как? (нужны шлем или шапка, средства защиты на руки и ноги).

- Купаетесь ли вы в местах, запрещенных для купания? Что может произойти при прыжках в воду?

Увы, статистика свидетельствует, что только один удар головой о твердый предмет на дне способен прекратить работу продолговатого мозга, где концентрируется два главных действия: сокращение сердца и работа дыхательной системы. Вдумайтесь в эту фразу: “маленький участок мозга в основании черепа и две главные функции жизнеобеспечения!”.

Слушают и отвечают на вопросы в ходе беседы. Делают вывод о том, что нужно беречь голову от травм и ушибов.

- Прежде, чем начать изучение строения и функций отделов головного мозга, давайте посмотрим каким веществом они образованы на примере больших полушарий? (белое и серое)

- Из чего состоит серое вещество? (тела и дендриты нейронов) Белое? (аксоны нейронов).

Отвечают на вопросы

Итак, давайте работать и изучать головной мозг по – порядку. Первый – продолговатый мозг. Он является продолжением спинного мозга, длина его всего 3 см. Морфологически он похож по строению на спинной мозг: серое вещество лежит внутри белого, но располагается отдельными ядрами. Там имеются жизненно важные центры: дыхания, работы сердца, пищеварения, глотания.

Задание 1. Докажите, что глотательный рефлекс (безусловный рефлекс продолговатого мозга) не может осуществляться без раздражения корня языка, который является рефлексогенной зоной этого рефлекса.

Подводит итог и предлагает провести опыт (проводится фронтально).

Опыт. Учащиеся по команде делают в быстром темпе несколько глотательных движений. При отсутствии слюны (раздражителя) сделать глотательное движение невозможно. При раздражении рецепторов корня языка акт глотания происходит непроизвольно, и часто можно проглотить несъедобный предмет. Вот почему маленьким детям для игры нельзя давать мелкие предметы (винтики, гайки, пуговицы, шарики).

Предлагают свои доказательства.

Проводят эксперимент. Определяют одну из функций продолговатого мозга. Делают записи в сопроводительном листе.

Мост тоже состоит из серого и белого вещества. Серое вещество представлено отдельными ядрами. Давайте посмотрим в разные стороны, не поворачивая головы. Двигаются глазные яблоки, цен в этих ядрах, а также центры, связанные с мимикой. Нервные пути, составляющие основную массу белого вещества моста, связывают полушария мозжечка и спинной мозг с другими отделами головного мозга. Через мост проходят в кору слуховые пути.

Выполняют задание. Заносят сведения о мосте в сопроводительный лист.

Следующий по нашему плану изучения головного мозга – мозжечок. Он располагается позади продолговатого мозга и моста, имеет два полушария и множество складок. Его главная функция – координация движений.

Задание 2. Пронаблюдайте координацию работы мышц, осуществляемую мозжечком, при выполнении пальценосовой мозжечковой пробы.

Опыт (проводится фронтально)

По команде учащиеся закрывают глаза, протягивают вперед руку с вытянутым указательным пальцем и его кончиком дотрагиваются до кончика носа. Попали? Молодцы! В этом простом опыте задействовано было более 30 мышц, а координировал, т.е. “руководил” работой мозжечок. Мозжечок вносит в каждый момент двигательного акта необходимые поправки, обеспечивая точность, ловкость и координированность движений.

Задание 3. Пронаблюдайте, как устраняются движения, возникающие в силу инерции, благодаря функциям мозжечка.

Опыт. Учитель захватывает руку испытуемого, согнутую в локте, за предплечье и предлагает тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Тогда когда ученик будет выполнять это действие с достаточным усилием, учитель неожиданно отпускает руку, с тем чтобы она двигалась по инерции. Но этого движения не происходит. Ученик делает небольшое рывок и останавливается: благодаря функции мозжечка движение, возникшее по инерции, затормаживается.

Слушают, участвуют в экспериментах. Определяют функции мозжечка. Делают записи в сопроводительном листе.

Многие из вас легко изобразят (как это не печально) походку пьяного человека. Опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, вынужденно делает по инерции несколько шагов в том же направлении.

- Почему это происходит? (рефлексы, осуществляемые с участием мозжечка, нарушены под действием алкоголя, и затормозить движения по инерции, он не в состоянии).

– Почему во всех странах садиться за руль машины, самолёта нетрезвому человеку категорически запрещается? (Начавшиеся движения не могут закончиться вовремя, они продолжаются в силу инерции, в результате – излишне резкие повороты, резкие нажатия на тормозную педаль, можно совершить ДТП)

Анализируя опыт, отвечают на вопросы.

Задание 4. Пронаблюдайте рефлексы среднего мозга:

а. рефлексы, поддерживающие равновесие тела (сохраняющие устойчивость)

б. ориентировочный рефлекс.

Опыт. Испытуемый принимает позу Ромберга: одна ступня касается носком пятки другой ступни, расположенной впереди (ступни должны быть на одной прямой – одна спереди, другая сзади). Руки сложены в замок, локти сближены. Предупреждение: при потере равновесия переставлять ноги нельзя.

Рефлекторная реакция вызывается любым отклонением, а конечный эффект может быть достигнут совершенно разными движениями.

Задание 5. Доказать, что ориентировочный рефлекс возникает на любой новый раздражитель и проявляется в движениях к этому раздражителю.

Опыт. Учитель предлагает прочитать небольшой текст. Как только все приступили к чтению, он неожиданно и достаточно сильно стучит по столу карандашом. В этот момент большинство учеников прекратят чтение и непроизвольно повернут голову к источнику звука.

Ориентировочный рефлекс может быть вызван любым раздражителем – слуховым, зрительным, тактильным. Важно только, чтобы раздражитель был новый. Рефлекторный ответ заключается в настораживании, повороте головы, глаз по направлению к новому объекту, прислушивании.

– Почему ориентировочный рефлекс имеет большое приспособительное значение? (он позволяет быстро заметить и оценить изменения, происходящие во внешней среде.)

Наблюдают рефлексы среднего мозга, определяя его функции.

Вместе доказываем наличие ориентировочных рефлексов как факт приспособления к изменениям окружающей среды. Делают записи в сопроводительном листе.

Отвечают на вопрос

– Каким образом изучают работу головного мозга?

– Верно, при помощи приборов, которые называют энцефералографом. (Специальные приборы-датчики на голове человека

Теперь мы переходим к изучению главной части головного мозга - переднего мозга. Передний мозг состоит из двух частей: промежуточного и коры больших полушарий. В промежуточном мозге располагаются зрительные бугры, центры голода и насыщения, жажды. А большие полушария отвечают за высшую нервную деятельность человека: помять, мышление, речь, коммуникативность. У взрослого человека масса больших полушарий примерно 80% всего мозга, это – “приобретение” человека в процессе эволюции.

Слушают информацию.

Фиксируют в сопроводительных листах.

– Перед вами на столах в чашках лежат очищенные грецкие орехи. Как вы думаете, почему именно они? ( Потому что они похожи на полушария большого мозга. Потому что они полезны и вкусны).

Рассматривают орехи, выдвигают предположения почему именно они.

– Да, действительно это так. Вы увидели сходства, а можно эти продукты еще, и съесть, кстати, весьма полезно для работы головного мозга, так как содержат много жиров, масел, витаминов и незаменимых аминокислот. Угощайтесь на здоровье!

Угощаются орехами.

Большие полушария делятся на две части: правое (художественное) и левое (аналитическое). Попробуем установить у кого какое полушарие является ведущим. Проделаем несколько опытов, результаты записывайте в виде букв п и л, в зависимости от того, какое полушарие было ведущим.

Опыты: скрещивание пальцев двух рук, поза «Наполеона», хлопанье в ладоши, перекидывание ноги на ногу.

Слушают, выполняют эксперименты, делают вывод о ведущем полушарии индивидуально.

– Наш урок близится к завершению. В заключении я хотела бы привести интересный факт из жизни величайшего, гениального композитора Людвига Бетховена. Он очень сильно болел, затем оглох, но музыку писал, воспринимая колебания через предметы: трость, стул. Давайте послушаем его произведение “Лунная соната”. А пока звучит музыка, заполните графу “что я узнал (а) на уроке” в сопроводительном листе.

Ученики заполняют листок и графу “что я узнал (а) на уроке” под музыку.

Закрепление материала и рефлексия

– Что мы узнали на сегодняшнем уроке?

– Что стало для вас самым интересным?

– Достигли мы цели?

– Какой же главный вывод с нашего сегодняшнего урока?

Учитель помогает, “корректирует” мысли учеников

Ответы учеников самые разные Ответы: мозг человека очень сложен, функции его отделов разнообразны. Кора больших полушарий – самая сложная часть головного мозга.

– Действительно, все условные и безусловные рефлексы лежат в основе сложного поведения и психики человека. Это улучшает приспособленности к меняющимся условиям окружающей среды.

– Почему большие полушария головного мозга “самые молодые” с точки зрения эволюции? (полушария сформировались последними в эволюции головного мозга)

– Почему древние греки говорили: “хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть умным – бегай”?

Ученики отвечают на вопросы

– Может ли мозг человека за жизнь устать? Почему? (Нет, не может. Ведь даже старые люди остаются умными, мудрыми)

Действительно, мозг человека за жизнь не устает, наоборот, мы ленимся, не нагружаем его по полной программе. Я желаю вам всем быть умными, талантливыми, хорошо учиться по всем предметам, не только по биологии.

Отвечают на вопрос

А теперь поиграем в игру «Светофор». Я высказываю какое-то положение, вы – если согласны, поднимаете зелёный круг, если нет – красный, не знаете – жёлтый.

  1. Спинной и головной мозг не относятся к ЦНС.
  2. Мозжечок выполняет функцию координации движения.
  3. Серое вещество – это аксоны нейронов.
  4. Центры регуляции глотания расположены в продолговатом мозге.
  5. Для коры больших полушарий характерно появление борозд и извилин.
Объявляет оценки за урок

Дети рисуют, пишут, сдают работы учителю

– Комментарий по домашнему заданию

Записывают Д/з с доски: §45

О. И. Парамонова, МОУ Синьковская СОШ №1, п. Новосиньково, Дмитровский район, Московская область

Метки: Биология