Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок контроля знаний по теме «Кровь и кровообращение»

Урок контроля знаний по теме «Кровь и кровообращение»

Цели урока: закрепить терминологию по теме, процесс движения крови по кругам кровообращения, сердечный цикл, процессы образования тромба и формирование иммунитета.

Учащиеся должны знать:

1. терминологию по теме

2. названия элементов крови

3. сердечный цикл

Иметь представление:

1) о заболеваниях сердечно-сосудистой системы и их профилактике;

2) о вреде алкоголя, никотина и наркотиков на органы и системы органов;

3) о необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы.

Учащиеся должны уметь:

1. Оказывать первую медицинскую помощь при всех видах кровотечений .

2. Уметь подсчитывать пульс.

Оборудование: -таблицы

-муляж сердца

-видеофрагмет фильма

-лабораторное оборудование.

Ход урока.

Учитель: Добрый день. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением (показываю солнце). А какое у вас настроение? (Солнце, солнце за тучей, туча).

У нас прекрасное настроение, но говорить нам придется о серьезных, значимых вещах для нашего здоровья. Ребята, мы закончили изучение темы «Кровь и кровообращение» и сегодня у нас урок контроля знаний по данной теме. А урок мы проведем в игровой форме по плану:

1.Разминка.

2.Кабинет «Функциональной диагностики».

3. «Если хочешь быть здоров…»

4.Кабинет «911»

5..Аптека

6.Кабинет «Криминалиста»

7.Кабинет «Тестирования».

8.Подведение итогов.

Работу организуем следующим образом : класс делим на 4 группы. У каждой группы на столе имеется « Зачетный лист», куда будут заноситься баллы за выполненные задания (каждое задание оценивается).

Задания

Ф.И. обучающегося

Баллы

Общий балл

Итак, начинаем наш урок. Разминка – знание терминов (за правильный ответ-1 балл заносится в Зачетный лист)

1. Движение крови по кровеносным сосудам. ( Кровообращение.)

2. Самый крупный сосуд. ( Аорта.)

3. Красные кровяные клетки. ( Эритроциты.)

4. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. ( Фагоцитоз.)

5. Кровь, насыщенная углекислым газом. ( Венозная.)

6. Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертывания крови. ( Гемофилия.)

7. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия. ( Большой круг кровообращения.)

8. Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. ( Вакцина.)

9. Белые кровяные клетки. ( Лейкоциты.)

10. Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. ( Иммунитет.)

11. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. ( Вены.)

12. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. ( Донор.)

13. Вещество, входящее в состав эритроцитов. ( Гемоглобин.)

14. Жидкая часть крови. ( Плазма.)

15. Группа крови универсального донора. ( I или 00.)

16. Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм. ( Антитело.)

17. Кровь, насыщенная кислородом. ( Артериальная.)

18. Колебания стенок сосудов, вызванное изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. ( Пульс.)

19. Путь крови от правого желудочка до левого предсердия. ( Малый круг кровообращения.)

20. Сосуды, несущие кровь от сердца. ( Артерии.)

Давайте переместимся в кабинет «Функциональной диагностики», посмотрим видеофрагмент о строении сердца и его работе (просмотр видео)

Учитель: На 18 день после зачатия в крохотном, не больше горошине комочке клеток, человеческом зародыше начинает биться и уже не останавливаться наше сердце до самой смерти.

Что такое сердце?

Камень твёрдый?

Яблоко с багрово – красной кожей?

Может быть, меж рёбер и аортой

Бьётся шар, на шар земной похожий?

Так или иначе всё земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

До всего есть дело!

Это пожалуй единственный орган, который даже у отъявленных лентяев не увиливает от работы и трудится в хорошем темпе. За 100 лет человеческой жизни сердце успевает сделать 5 миллиардов сокращений. Известно, что чем больше подвижность, активность жизненных процессов, тем чаще сердцебиение.

Учитель: Приведу несколько примеров. У птиц в минуту сердце сокращается 1 тыс. раз, у курицы-400, у коровы-80, тигра-60, верблюда-40, у слона-28 раз. Почти 2,5 лет назад лучшему воину скороходу было поручено сообщить жителям Афин о победе греков над персами в Марафонской долине. Гонец пробежал около 40 км. За 3 часа. Появившись на площади, он крикнул: «Мы победили!»- и и упал мёртвым. Произошла внезапная остановка сердца от чрезмерного напряжения. Сейчас нам понятно, что спортсмен погиб от сильной нагрузки на сердце.

Давайте посмотрим как работает наше сердце в разных условиях. А для этого выполним лабораторную работу.

Выполнение лабораторной работы - « Подсчет пульса в разных условиях» (1-5 баллов).

Инструктивная карточка №1 :

Для работы нужен секундомер. Порядок работы:

1. Подсчитайте число ударов пульса за одну минуту в положении сидя.

2. Сделайте такой же подсчет в положении стоя.

3. Подсчитайте пульс после 10 приседаний.

4. Полученные цифры запишите в таблицу:

Число пульсовых ударов в минуту

При покое

После 10 приседаний

В положении сидя

В положении стоя

Сравните и объясните результаты наблюдений.

5.Вычислите работу своего сердца по формуле Р=МхДхС, где

М – масса крови = 0,07;

Д - давление крови в аорте = 2

С - число пульсовых ударов за одну минуту ( каждый берет из таблицы свои данные)

Р - работа сердца в джоулях.

6. Сделайте вывод о работе сердца в разных условиях.

Учитель подводит итог: после физической работы число сердечных сокращений, а значит и пульсовых ударов увеличивается.

Учитель: Какие из заболеваний занимают 1 место? Да, это заболевания ССС. Назовите, известные вам заболевания (гипертония, анемия, порок сердца, инфаркт миокарда, инсульт…). Для того, чтобы уберечь себя от этих заболеваний, мы должны знать причины их вызывающие и меры по предупреждению этих заболеваний. Следующий конкурс:

«Если хочешь быть здоров…». Продолжите фразу и обоснуйте ответ.(1-3 балла)

1 группа.

1.Если у вас дурная привычка курить…..

2.Возрастная гипертония возникает в результате…

2 группа.

1.Если нетренированный человек пробежит марафон…

2.Если развивается малокровие…

3 группа.

1.Если происходит закупорка сосуда, снабжающего кровью сердце….

2.Если сильно загрязнена рана…

4 группа.

1.Если нерационально, неправильно питаться и вести малоподвижный образ жизни…

2.Если никогда не делать прививки….

Мы с вами познакомились с видами кровотечений у человека. Эти знания необходимы каждому для того, чтобы не смалодушничать и вовремя оказать помощь человеку, попавшему в беду. Если это сделать вовремя – значит спасти жизнь человеку , а это важно. Поэтому мы сейчас в кабинете «911»

Кабинет «911».(1-5 баллов)

На столе лежат бинты, палочки для закрутки, резиновые трубки …

Каждая группа учащихся показывает и рассказывает приемы первой помощи при кровотечениях. (10 минут)

Примерные вопросы.

1 группа

1 .При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны кровь сначала бьет фонтаном, а затем идет пульсирующей струей ярко-алого цвета. Какой сосуд поврежден, какую помощь надо оказать пострадавшему?

2 . Остановите условное артериальное кровотечение из сосудов предплечья у одноклассника

2 группа

1 Повреждена рука. Из раны несильно идет кровь темно-вишневого цвета. Определите, какой сосуд поврежден и какую помощь надо оказать пострадавшему?

2. Остановите условное венозное кровотечение из сосудов предплечья у одноклассника

3 группа.

1.Повреждена рука в области тыльной стороны ладони – кровь сочится. Определите, какой сосуд поврежден и какую помощь надо оказать пострадавшему.

2. Остановите условно капиллярное кровотечение у одноклассника

4 группа.

1.У пострадавшего бледный цвет лица, холодный липкий пот, поверхностное дыхание, частый слабый пульс. Определите тип кровотечения.

2. Какую помощь необходимо оказать пострадавшему?.

Учитель: Борьба с ССЗ – одна из основных проблем современного поколения людей. Поэтому , наряду с лекарственными препаратами, человек использует лекарственные растения. (Презентация обучающегося).

Конкурс «Аптека».

Сообщение обучающейся в форме презентации о лекарственных растениях, произрастающих в нашем регионе, и используемых в народной медицине для лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. (5 баллов).

Кабинет «Криминалиста» (1-5 баллов)

В группе на партах стоят микроскопы, даны образцы крови под №1 и №2 (№1-кровь человека, №2-кровь лягушки).

Учащимся необходимо решить задачу: криминалисту надо выяснить, какой образец крови (№1 или №2) принадлежит человеку, и доказать почему? (10 минут) .

Учитель: Наш урок подходит к концу, и в заключение всегда подводят итоги. Мы тоже не будем отходить от традиции – и проверим себя: как мы усвоили материал о ССС в кабинете «Тестирования».

(Предлагается решить тест из 11 вопросов, выбрав 1 правильный ответ).

Проверка теста в парах. (без ошибок-3балла, 1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки-1 балл)

Кабинет « Тестирования»

Внутренней средой организма являются:

А) кровь и лимфа;

б) кровь и тканевая жидкость;

В) кровь, тканевая жидкость и лимфа.

1. Плазма крови от общего объема составляет:

А) 40%;

Б) 60%;

В) 92%.

3. Продолжительность жизни эритроцитов:

А) 10-20 дней

Б) 30 суток

В) 100-120 суток.

4.Функция эритроцитов состоит в переносе:

А) только кислорода;

Б) только углекислого газа;

В) кислорода и углекислого газа.

5.Содержание воды в плазме:

А)75%

Б)90-92%

В)95%.

6.Количество эритроцитов в 1 мм3 составляет в норме:

А)4-5 млн;

Б)4-5 тыс;

В)6 млн.

7.Эритроциты в основном образуются:

А) в плоских костях;

Б) в трубчатых костях;

В) в печени.

8. Лейкоциты и лимфоциты образуются:

А) только в красном костном мозге;

Б) только в селезенке и лимфатических узлах;

В) в красном костном мозге, селезенке, лимфатических узлах.

9. Свертываемость крови заключается:

А) в склеивании эритроцитов и лейкоцитов;

Б) в переходе растворимого фибриногена в нерастворимый фибрин;

В) в разрушении тромбоцитов в месте травмы.

10. Естественный иммунитет вырабатывается в результате:

А) перенесенной болезни;

Б) введения в организм готовых антител;

В) введения лечебной сыворотки.

11.Вакцина – это:

А) жидкая часть плазмы после склеивания клеток крови;

Б) культура ослабленных микробов;

В) антитела, выделенные лимфоцитами.

Ответы: 1-в; 2-б; 3-в; 4-в; 5-б; 6-а; 7-а; 8-в; 9-б; 10-а; 11-б.

Подведение итогов урока.

Сегодня медики утверждают: здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5% от работы медиков, остальные 85% в руках самого человека. Значит наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению. Помните об этом.

Физкультминутка «Ап –чхи».

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!!!

Домашнее задание : написать небольшое сочинение на тему «О чем думает мое сердце?»

20 - 23б - «5»

16 - 19б - «4»

12 - 15б - «3»

Т. А. Завалкина, МОУ АСОШ №1, г. Андреаполь, Тверская область

Метки: Биология