Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок биологии в 11 классе «Развитие жизни на Земле. Эволюция человека»

Урок биологии в 11 классе «Развитие жизни на Земле. Эволюция человека»

Образовательные задачи:

Создать условия для обобщения и закрепления знаний учащихся о развитии жизни на Земле.

Развивающие задачи:

Развивать познавательную активность учащихся через умение анализировать, обобщать, делать логические выводы, сравнивать, .

Воспитательные задачи:

Воспитывать стремление к знаниям, совершенствовать навыки работы в группе, умение осуществлять взаимоконтроль.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Организация деятельности учащихся: групповая работа

Оборудование: презентация к уроку

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Биологическая эволюция продолжается на Земле более 3 миллиардов лет. С момента возникновения первых клеточных организмов, благодаря естественному отбору, появилось бесчисленное множество живых организмов. Изучая тему «Развитие жизни на Земле» мы познакомились с подразделением истории нашей планеты на эры и периоды; узнали, когда и как возникли те или иные группы животных и растений, человек.

Эпиграфом к нашему уроку мне хотелось бы взять слова Конфуция «Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу — разве это не прекрасно!»

(Слайд №2).

3.Целеполагание. Планирование деятельности.

Перед Вами на столах лежат «Карты самоконтроля»:

Задания

Выполнить смогу (+),

не смогу (-): (оценка своих возможностей)

Выполнение работы

1.Понятия: эволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, атавизмы, рудименты, антропология, раса, геохронология, автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты.

2. Геохронологическая таблица.

3. Основные ароморфозы архея.

4. Основные ароморфозы протерозоя.

5. Как происходило развитие жизни на Земле в палеозое?

6. Какие особенности строения псилофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте.

7. Какие ароморфозы позволили древним земноводным освоить сушу?

8.Главные события мезозоя.

9. Какие ароморфозы позволили древним рептилиям занять господствующее положение на Земле в мезозое?

10.Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно-воздушной среде обитания? Укажите не менее трех признаков.

11.Какие ароморфозы позволили млекопитающим широко распространиться в наземно-воздушной среде обитания? Укажите не менее трех признаков.

12.Какие ароморфозы позволили голосеменным занять господствующее положение на Земле в палеозое?

13.Какие ароморфозы позволили цветковым широко распространиться и занять господствующее положение на Земле.

14.Направления эволюции растительного царства

15.Направления эволюции животного царства

16.Систематическое положение человека

17.Чем доказывается принадлежность человека к классу млекопитающих?

18.Приведите не менее трех прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции

19.Этапы эволюции человека

20.Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду

Прочитайте задания, которые вам сегодня необходимо выполнить. Во второй колонке отметьте знаками задания, которые вы сможете выполнить и задания, которые у Вас вызывают затруднения.

Итак, давайте сформулируем задачи сегодняшнего урока (учащиеся высказываются, записывают число и тему урока)

3. Обобщение и систематизация материала.

3.1. Начнем с разминки: «Дайте определения понятиям». Фронтальный устный

Опрос (проверка усвоения фактуальных знаний).

В это время 2 ученика получают задания:

- расположить эры и периоды в порядке, начиная с древнейшей;

- заполнить схему «Место человека в системе органического мира».

ТЗ закрытого типа (Слайд №3)

1. Процесс исторического развития живых организмов с момента их появления на

Земле и по настоящее время…..

2. Крупные эволюционные изменения морфо-физиологической структуры,

позволяющие организмам осваивать новые среды обитания….

3. Мелкие (частные) приспособления живых организмов к конкретным

(специфическим) условиям среды….

4. Упрощение организации живого организма…..

5. Проявление у организма предковых признаков

6. Нефункционирующие органы….

7. Наука о происхождении и эволюции человека

8. Подразделение внутри вида Человек Разумный…..

9. Наука, изучающая

10. Организмы, способные создавать органическое вещество называются………..

11. Организмы, питающиеся органическим веществом в готовом виде, называются…

12. Организмы, живущие в кислородосодержащей среде, называются……

13. Организмы, способные жить в среде без кислорода называются………..

14. Организмы, клетка которых не имеет ядра называются………….

15. Организмы, клетка которых содержит ядро, называются…….

2.2.Проверка индивидуального задания.

2.3. Задание 1 группе: какая эра изображена на слайде (Слайд №4). Назовите

основные ароморфозы данной эры (архейская)

Задание 2 группе: какая эра изображена на слайде. Назовите основные

ароморфозы данной эры (протерозойская) (Слайд №4).

3.4. Задание 1 группе (Слайд №5): Какие особенности строения псилофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте.

Задание 2 группе (Слайд №5): Какие ароморфозы позволили древним земноводным освоить сушу?

3.5. Задание для всех (Слайд №6): установите соответствие между живым объектом и его характеристиками.

3.6. Задания для 1 группы: выберите ароморфозы, благодаря которым появились голосеменные (Слайд 7).

Задания 2 группы: выберите ароморфозы, благодаря которым появились покрытосеменные (Слайд №7).

3.7. Задание для всех (Слайд №8): события какой эры изображены на данном слайде. Пишите главные события этой эры.

3.8. Задания для всех (Слайд №9): по данному перечню ароморфных черт, определите, о какой группе животных идет речь. Когда она появилась на Земле?

1. Четырехкамерное сердце.

2. Теплокровность.

3. Длительное вынашивание детенышей в теле матери, питание эмбрионов через плаценту.

4. Более развитый головной мозг, большая активность.

5. Конечности под туловищем.

6. Совершенные легкие.

7. Наружное ухо.

8. Потовые железы.

9. Дифференцированные зубы.

10. Диафрагма.

11. Выкармливание детенышей молоком.

12. Волосяной покров.

3.9. Задание 1 группе: установить последовательность главных этапов эволюции растительного мира.

Задание 2 группе: установить последовательность главных этапов эволюции животного мира (Слайд № 10).

Подтвердите научными данными слова Фирдоуси:

В цепи человек стал последним звеном,

И лучшее все воплощается в нем.

Как только вознесся он гордой главой

Умом одаренный и речью благой …»

3.10. Дополните предложения:

1. «Человек результат творения бога” утверждает учение – ...

2. «Человек посланец других космических цивилизаций” утверждает – ...

3. «Человек результат длительного, естественного исторического развития” утверждает – (Слайд № 11) .

3.12. От кого человек унаследовал следующие черты строения (устный опрос) (Слайд № 12)

3.13. Установите соответствие между чертой строения человека и его отличительными особенностями (Слайд № 13).

3.14. Работа с текстом: «Какая стадия эволюции человека описана в данном тексте»

Дополнительный вопрос: «Под действием каких движущих сил антропогенеза сформировался человек?».

Текст № 1. Австралопитеки (Слайд №14,15).

Останки этих существ были найдены на территории южной Африки. Они жили на открытых лесостепных пространствах около 5,5 млн. лет назад, передвигались на задних конечностях, имели хорошо развитый большой палец кисти. Эти существа не имели таких естественных органов защиты, как большая физическая сила, мощные челюсти, острые когти, не обладали преимуществом быстрого бега. Использование природных предметов (камней, длинных костей крупных животных) в качестве орудий, заменявших органы защиты и нападения, позволяло им преодолевать свою беззащитность в условиях, где было трудно спрятаться от врагов.

Текст № 2. Древнейшие люди (Слайд № 16, 17)

Считают, что данная группа людей возникла около 1 млн. лет назад. Жили в жарком тропическом климате. Ходили на задних конечностях, возможно, опирались на дубинку. Имели рост около 170 см. Строение черепа: мозговая часть маленькая, объём мозга до 1100 см3; массивная нижняя челюсть со скошенным подбородком; на лбу имеется надглазничный валик. Изготовляли примитивные каменные орудия (скребки, рубила). Наряду с добыванием растительной пищи, большую роль играет охота. Пользовались огнём. Общались жестами и звуками, вели стадный образ жизни.

Текст №3. Древние люди (Слайд № 18, 19)

Они появились около 150 тыс. лет назад. Жили в суровых условиях подвергшейся оледенению Европы. Рост достигал у них 156 см. Строение черепа: низкий скошенный лоб, сплошной надглазничный валик, слабо развитый подбородочный выступ; объём головного мозга составлял до 1400 см3. Общались жестами и звуками; происходило развитие зачаточной речи (демонстрация черепа).

Умели добывать и поддерживать огонь, делали орудия труда из дерева и камня. С помощью изготовленных орудий охотились, сдирали с животных шкуры, разделывали туши (демонстрация муляжей орудий труда).

Селились в пещерах по 50 - 100 человек, которые им часто приходилось отвоёвывать у пещерных медведей, гиен. Пещера, в которой пылал огонь, надёжно защищала от холода и от нападений хищных зверей.

У них отмечается возникновение элементарных социальных взаимоотношений, которые выражались в заботе о тех, кто из–за ран или болезней не мог самостоятельно добывать пищу, впервые встречаются захоронения. Коллективные действия уже в первобытном стаде играли решающую роль

Текст №4. Первые современные люди - кроманьонцы (Слайд № 20, 21)

Эти люди были высокого роста - до 180 см, с высоким лбом, объёмом мозга 1600 см3. Над глазами отсутствовал сплошной валик; на нижней челюсти хорошо развит подбородочный выступ, что свидетельствует о развитии членораздельной речи. Обладали всем комплексом основных физических особенностей, которые имеются и у наших современников. Кремневые орудия становились более разнообразными и совершенными, стали использовать трудно обрабатываемые материалы: кость, рог. Они умели сверлить, шлифовать, знали гончарное дело, приручали животных, начинали развивать земледелие, сшивали шкуры животных и изготовляли из них одежду и жильё. Все это делало человека менее зависимым от климатических условий. Именно поэтому люди стали осваивать ранее недоступные районы земного шара. Живут родовыми общинами в построенных жилищах. На этом этапе произошло ещё одно крупное событие в жизни людей – возникло искусство. Рисунки первых художников, обнаруженные на стенах пещер, каменные и костяные скульптуры, выполненные с удивительным для того времени мастерством.

3.15. Расположите этапы эволюции человека, в порядке их появления на Земле (Слайд №.22)

1). С детских лет вы помните историю Маугли, который жил в джунглях с животными, был наделен большим умом и превосходил всех животных сообразительностью. Назовите наиболее убедительные на ваш взгляд доводы, подтверждающие или отрицающие возможность развития полноценного ребенка в обществе животных.

Человек разумный возник в процессе эволюции в результате действия биологических и социальных факторов. Но все-таки человека создал труд. Человек обладает сознанием, мышлением, речью и может стать человеком только в обществе людей. А о будущем человека хотелось бы думать так, что развитие человека пойдет по пути развития интеллекта и человек будет помнить всегда, что основная его задача, это сохранить жизнь на планете Земля.

3. Рефлексия.

Групповая рефлексия.

1. Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?

– делало её более эффективной

– тормозило выполнение задания

– не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе

2. На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

– обмен информацией

– взаимодействие

– взаимопонимание

– были равномерно задействованы все уровни

3. Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

– недостаток информации

– недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)

– трудности в общении

4. Какой стиль общения преобладал в работе?

– ориентированный на человека

– ориентированный на выполнение задания

5. Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

– в группе сохранилось единство и партнерские отношения

– единство группы в ходе работы было нарушено

6. Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

– лидер, выдвинувшийся в ходе работы

– нежелание наладить контакт большинства участников группы

– непонимание задачи, поставленной для совместной работы

– сама задача оказалась неинтересной, трудной

4. Домашнее задание: составить синквейн по теме (на выбор): эволюция; антропогенез, раса

Г. В. Ефимова, МКОУ СОШ № 16, Бирюсинск, Иркутская область

Метки: Биология