Информационно-образовательный портал
e-mail: mail@infobraz.ru

  • Библиотека
  • Биология
  • Урок биологии в 10 классе «Реализация наследственной информации. Генетический код»

Урок биологии в 10 классе «Реализация наследственной информации. Генетический код»

Урок биологии в 10 классе «Реализация наследственной информации. Генетический код»

Цели урока:

Образовательные: учащиеся должны:

усвоить и понимать:

- сущность и механизм реализации наследственной информации;

- сущность генетического кода; характеристики свойств генетического кода.

приводить доказательства единства живой природы.

уметь применять теоретический материал темы для решения цитологических задач.

понимать практическую значимость изучаемого материала.

Развивающие: развитие компетентностных способностей учащихся:

- регулятивных (постановка целей, планирование деятельности);

-информационных ( работа с текстом);

- коммуникативных (монологическая и диалогическая речь);

- учебно-познавательных (анализ, сравнение, выделение главного, обобщение, установление причинно-следственных связей, применение знаний в новой ситуации).

Воспитательная: развитие познавательного интереса к предмету, будущее профессиональное самоопределение.

Междисциплинарные связи: химия

Внутридисциплинарные связи: цитология, генетика

Тип урока: комбинированный

Оборудование: таблица «Генетический код», модель ДНК, технологическая карта для учащихся, информация по теме «Геном человека», презентация к уроку.

Ход урока:

1. Организационный момент.

1.1. Приветствие учителя.

1.2. Проверка готовности учащихся к уроку.

1.3. Мотивация. Толкование смысла слов Л.Н. Толстого «Старайся дать уму как можно больше пищи» (Слайд 2).

2. Целеполагание и планирование деятельности учащихся.

Слово учителя.

У Вас на столах лежат технологические карты (Слайд 3). Заполните в них колонку таблицы «В начале урока…», поставив знак «+» напротив тех вопросов, которые у Вас не вызывают затруднение на данном этапе урока и знак «-« напротив тех вопросов, которые вызывают затруднения.

Учащиеся заполняют вторую колонку таблицы.

Вопросы

В начале урока

В конце урока

1. Я владею материалом по теме «Химический состав клетки»

2. Я могу дать подробную характеристику следующим биополимерам: белкам и нуклеиновым кислотам

3. Я знаю, что такое метаболизм, умею давать характеристики двум сторонам метаболизма

4. Я знаю, каким способом и о чем записана наследственная информация в клетке

5. Я понимаю смысл понятий «генетический код», «триплет»

6. Я могу назвать и дать характеристики свойств генетического кода

7. Я умею решать цитологические задачи на применение материала по теме «Реализация наследственной информации. Генетический код»

8. Я могу пояснить смысл цитаты Мэтта Ридли «Нить ДНК – это письмо, записанное с помощью алфавита химических соединений, называемыми нуклеотидами. Одна буква – 1 нуклеотид. Невероятно просто, даже не верится, что код жизни записан символами, которые мы можем свободно прочитать. Удивительно, как людям удалось постичь алфавит жизни?»

Теперь, сформулируйте задачи урока и план нашей работы (Слайд 4).

3. Актуализация знаний учащихся по теме «Химический состав клетки», «Обмен

веществ и превращение энергии».

Для того, чтобы понять новый материал, установить взаимосвязь и обеспечить целостную картину восприятия всей темы, мы повторим ряд вопросов по теме «Химический состав клетки», «Обмен веществ и превращение энергии».

Задания для учащихся:

1). О каком веществе идет речь в данных цепочках слов?

- биополимер, пептидная, аминокислота, 20, первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры, ферменты, каталаза, гемоглобин;

- двойная спираль, водородная связь, биополимер, нуклеотид, Уотсон и Крик, адениновый, тиминовый, цитозиновый, гуаниновый, дезоксирибоза (Слайд 5).

2) Составьте краткую характеристику этих веществ, извлекая информацию из данных цепочек (Слайд 6).

3) Выберите в цепочке слов только те, которые характеризуют ДНК, а затем РНК.

(ядро, митохондрии, хлоропласты, рибосомы, цитоплазма, нуклеотид, А, Г, Ц, Т, У, дезоксирибоза, рибоза, двойная спираль, репликация; хранение и передача наследственной информации, транспорт аминокислот, входят в состав рибосом, передача информации с ядра на рибосому) (Слайд 7).

4) Какая связь существует между перечисленными понятиями?

- ассимиляция

- ферменты

- пластический обмен

- энергетический обмен

- диссимиляция

- метаболизм

Выразите связь между этими понятиями в виде опорной схемы и составьте по ней краткий рассказ (Слайд 8).

Изучение нового материала.

Объяснение учителя с элементами эвристической беседы.

В клетках непрерывно идут процессы метаболизма. С помощью ферментов из простых низкомолекулярных веществ образуются сложные высокомолекулярные соединения: из аминокислот – белки; из моносахаридов – углеводы; из азотистых оснований и сахаров – нуклеотиды, а из них нуклеиновые кислоты. Сложные вещества распадаются до простых веществ, с освобождением энергии.

Чем клетка (организм) обеспечивается благодаря реакциям метаболизма? (ответ учащихся)

Все процессы обмена веществ и превращения энергии в клетке и целом организме протекают под контролем наследственного аппарата.

Из икринки карася развивается карась. Значит, уже в самой икринке предопределены особенности строения будущего организма, который разовьется из нее в данных условиях.

Какой у Вас может возникнуть вопрос? (Предполагаемый ответ: «Каким способом, фигурально выражаясь, «какими буквами», записана в зародышевой клетке информация о будущем организме?»)

Но сначала нам нужно ответить на еще более фундаментальный вопрос: «О чем именно эта наследственная информация? О цвете глаз, форме носа?»

В 17 веке многие серьезные ученые - биологи полагали, будто в яйцеклетке, либо в спермии человека «запрятан» малюсенький человечек – прообраз будущего ребенка. В ходе зародышевого развития происходит лишь простой рост (увеличение размеров) всех частей тела миниатюрного человечка.

Давно уже установлено, что все признаки развиваются постепенно. Одни части организма образуются позже других (Слайд 9).

Давайте сначала уточним, какие именно сведения наследственная информация включает в себя? (Предполагаемый ответ: о цвете глаз, строении органов, какими будут размеры, форма и т.д.).

То есть содержится информация не о том, каким будет организм, а как он будет формироваться в ходе онтогенеза. Если я Вас спрошу: «Что такое пирожное «безе»?». Вам будет проще ответить, не описав его, а рассказав о рецепте его приготовления.

В конечном итоге все определяется тем, где, какое вещество, в каком количестве образуется.

Например, такой признак, как карий цвет глаз формируется следующим образом:

- признак-карий цвет глаз;

- цвет определяется пигментом, а это по природе химическое вещество;

- все химические вещества образуются в ходе химических реакций;

- все химические реакции идут под контролем ферментов;

- все ферменты по природе белки (Не все белки – ферменты, но все ферменты – белки) (Слайд 10).

Вывод: наследственная информация – это информация о первичной структуре белка-фермента (запись вывода в технологическую карту).

Чтобы описать строение белка, надо назвать последовательность аминокислот в нем, то есть указать какая аминокислота является 1 мономером, вторым, третьим и т.д. Последовательность мономеров в аминокислотах определяет свойства и функции белка. При нарушении определенной последовательности изменяются свойства и функции белка (Слайд 11).

Как называется органоид, на котором происходит сборка белковой молекулы? (Ответ – рибосома). Что необходимо, чтобы на рибосоме был синтезирован специфический белок? (Слайд 12).

информация (и-РНК) р

ДНК и

(ядро) б

о СПЕЦИФИЧЕСКИЙ БЕЛОК

АТФ с

митохондрия о

м

т-РНК а

аминокислота

Какая проблема отражена в данной схеме? (предполагаемый ответ: «Информация находится в ядре, а сборка белка происходит на рибосоме»)

Значит, между этими полимерами существует связь. Для ее установления заполним таблицу «Сравнительная характеристика ДНК и белка» (Слайд 13) в технологической карте.

Признаки

ДНК

Белок

1. Биополимер

2.Мономер

3.Количество видов мономеров

4.Свойство

Видимо самокопирование ДНК помогает как-то копироваться белкам и между ними есть определенная взаимосвязь.

Работа с текстом «Эксперименты на вирусах» (Приложение №3), (Слайд14). Выполнение задания в технологической карте.

Цель эксперимента: установить взаимосвязь между белком и ДНК

Ход эксперимента:

Результат эксперимента:

Теперь остается только разобраться, каким образом в нуклеиновых кислотах зафиксирован план белка и как он реализуется?

Давайте установим аналогию.

Каким образом в телеграфии передавали текст сообщения?

С помощью азбуки Морзе по проводам посредством электрических сигналов – импульсов («-«, «+»)

Букв 33 Сигналов 2

(Учащиеся рассчитывают комбинацию: 21-2 варианта, 22-4 варианта, 23-8 вариантов, 24- 16 вариантов, 25-32 варианта. Хватает для всех 32 букв.

Примеры:

А +----

Б--++-

В-++-+ (Слайд 15)

Это называется кодированием.

Кодирование – это отображение информации об одном объекте посредством другого.

Не встречается ли подобная аналогия в живой природе? Оказывается, встречается. Попробуйте сами определить, комбинацией из скольких нуклеотидов зашифрована информация об одной аминокислоте.

Число нуклеотидов ДНК – 4. Число аминокислот – 20.

Учащиеся делают расчет комбинаций по аналогии с азбукой Морзе в технологической карте.

Три нуклеотида, кодирующие информацию об одной аминокислоте, называется триплетом (кодоном (запись вывода в технологическую карту).

Генетический код – отображение наследственной информации о последовательности расположения аминокислот в белке триплетом (тройкой нуклеотидов) ДНК (Слайд 16) (запись вывода в технологическую карту).

Ген - участок ДНК, несущий информацию о первичной структуре белка – фермента (Слайд 17) (запись вывода в технологическую карту) .

В настоящее время генетический код полностью расшифрован. Обратить внимание учащихся на таблицу генетического кода в учебнике.

Генетический код обладает рядом свойств:

1). Код триплетен

2) Код однозначен

3) Код вырожден

4) Код универсален

5) Внутри гена нет «знаков препинания»

6) Между генами есть «знаки препинания»

Выполните задание в карте «Установите соответствие между свойством кода и его определением» (Слайд 18).

Свойства кода:

1). Код триплетен

2) Код однозначен

3) Код избыточен

4) Код универсален

Характеристики свойств:

А. Каждая аминокислота может определяться более чем одним триплетом

Б. Три нуклеотида несут информацию об одной аминокислоте.

В. У животных, растений, грибов, бактерий и вирусов генетический код одинаков.

Г. Один и тот же триплет несет информацию только об одной аминокислоте.

Объяснить технологию работы к таблицей генетического кода.

Расшифровка генетического кода имеет большое практическое значение для человечества (сообщение учащихся по теме «Геном человека»; Биология для школьников, 2003 №2).

4. Первичное закрепление изученного материала (задания из КИМов ЕГЭ).

5.1. Определите, о каких аминокислотах несет информацию следующий триплет: ТТА, ААГ, ААА, ГГЦ, АТТ, АТЦ (Слайд 19).

5.2 Решение задач по цитологии.

Справочный материал для решения задач.

1. Длина 1 нуклеотида = 3,4 Ао

2. Размер 1 гена = длина 1 нуклеотида × n (кол-во нуклеотидов)

3. Кол-во нуклеотидов = кол-во аминокислот × 3

4. Масса 1 гена = кол-во нуклеотидов × массу 1 нуклеотида

5. Молекулярная масса 1 нуклеотида =300

6. Молекулярная масса 1 аминокислоты = 110

7. Соотношение нуклеотидов в молекуле ДНК, согласно правилу Чаргаффа =А+Г / Т+Ц=1

1). Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ГГАТЦТАААЦАТ. Определите последовательность нуклеотидов на второй цепи ДНК и последовательность аминокислот фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода учебника.

2). Дан фрагмент молекулы белка: лизин – треонин - аргинин-лейцин-лизин. Определите, какими триплетами ДНК зашифрована информация о данных аминокислотах. Используйте таблицу генетического кода (Слайд 20).

5. Рефлексия.

Заполните третью колонку таблицы «В конце урока…» (Слайд 3)

Вопросы

В начале урока

В конце урока

1. Я владею материалом по теме «Химический состав клетки»

2. Я могу дать подробную характеристику следующим биополимерам: белкам и нуклеиновым кислотам

3. Я знаю, что такое метаболизм, умею давать характеристики двум сторонам метаболизма

4. Я знаю, каким способом и о чем записана наследственная информация в клетке

5. Я понимаю смысл понятия «генетический код», «триплет»

6. Я могу назвать и дать характеристики свойств генетического кода

7. Я умею решать цитологические задачи на применение материала по теме «Реализация наследственной информации. Генетический код»

8. Я могу пояснить смысл цитаты Мэтта Ридли «Нить ДНК – это письмо, записанное с помощью алфавита химических соединений, называемыми нуклеотидами. Одна буква – 1 нуклеотид. Невероятно просто, даже не верится, что код жизни записан символами, которые мы можем свободно прочитать. Удивительно, как людям удалось постичь алфавит жизни?»

6. Вывод урока: «Объясните смысл высказывания М. Ридли» (п. 8 таблицы) (Слайд 21).

8.Домашнее задание: глава 2.10. (стр. 73-75), задачи в

технологической карте

Приложения к уроку:

Приложение № 1 Презентация к уроку

Приложение № 2 «Технологическая карта для учащихся к уроку»

Приложение № 3 Текст «Вирусы»

Приложение №2

1. Заполните колонку таблицы «В начале урока…», поставив знак «+», напротив того вопроса, который не вызывает у Вас, на данный момент урока, никаких затруднений.

Вопросы

В начале урока

В конце урока

1. Я владею материалом по теме «Химический состав клетки»

2. Я могу дать подробную характеристику следующим биополимерам: белкам и нуклеиновым кислотам

3. Я знаю, что такое метаболизм, умею давать характеристики двум сторонам метаболизма

4. Я знаю, каким способом и о чем записана наследственная информация в клетке

5. Я понимаю смысл понятия «генетический код», «триплет»

6. Я могу назвать и дать характеристики свойств генетического кода

7. Я умею решать цитологические задачи на применение материала по теме.

8. Я могу пояснить смысл цитаты Мэтта Ридли «Нить ДНК – это письмо, записанное с помощью алфавита химических соединений, называемыми нуклеотидами. Одна буква – 1 нуклеотид. Невероятно просто, даже не верится, что код жизни записан символами, которые мы можем свободно прочитать. Удивительно, как людям удалось постичь алфавит жизни?»

2. Выполните следующие задания:

1). О каких веществах идет речь в данных цепочках слов?»

- биополимер, пептидная, аминокислота, 20, первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры, ферменты, каталаза, гемоглобин;

- двойная спираль, водородная связь, биополимер, нуклеотид, Уотсон и Крик, адениновый, тиминовый, цитозиновый, гуаниновый, дезоксирибоза;

2). Составьте краткую характеристику этих веществ, извлекая информацию из данных цепочек.

3) Выберите в цепочке слов только те, которые характеризуют ДНК, а затем РНК.

(ядро, митохондрии, хлоропласты, рибосомы, цитоплазма, нуклеотид, А, Г, Ц, Т, У, дезоксирибоза, рибоза, двойная спираль, репликация; хранение и передача наследственной информации, транспорт аминокислот, входят в состав рибосом, передача информации с ядра на рибосому).

4). Какая связь существует между перечисленными понятиями?

- ассимиляция

- ферменты

- пластический обмен

- энергетический обмен

- диссимиляция

- метаболизм

Выразите связь между этими понятиями в виде опорной схемы и составьте краткий рассказ.

3.Наследственная информация – это информация___________________

4. Установите связь между ДНК и белком заполнив таблицу:

Признаки

ДНК

Белок

1. Биополимер

2.Мономер

3.Количество видов мономеров

4.Свойство

5. Работа с текстом «Вирусы»

Цель эксперимента_________________________________________

Ход эксперимента__________________________________________

Результат эксперимента_____________________________________

Вывод________________________________________________________

6. Определите, каким образом информация об одной аминокислоте зашифрована в нуклеотидах (расчет комбинаций).

7. Триплет (кодон)____________________________________________

Генетический код_____________________________________________

Ген__________________________________________________________

8. Выполните задание: «Установите соответствие между свойством кода и его определением

Свойства кода

1). Код триплетен

2) Код однозначен

3) Код избыточен

4) Код универсален

Определения:

А. Каждая аминокислота может определяться более чем одним триплетом

Б. Три нуклеотида несут информацию об одной аминокислоте.

В. У животных, растений, грибов, бактерий и вирусов генетический код одинаков.

Г. Один и тот же триплет несет информацию только об одной аминокислоте.

1

2

3

4

9.О каких аминокислотах несет информацию следующий триплет:

ТТА_____________________

ААГ______________________

ААА______________________

ГГЦ______________________

АТТ_______________________

АТЦ________________________

10. Справочные данные, необходимые для решения задач:

Длина 1 нуклеотида = 3,4 Ао

Размер 1 гена = длина 1 нуклеотида × n (кол-во нуклеотидов)

Кол-во нуклеотидов = кол-во аминокислот × 3

Масса 1 гена = кол-во нуклеотидов × массу 1 нуклеотида

Молекулярная масса 1 нуклеотида =300

Молекулярная масса 1 аминокислоты = 110

Соотношение нуклеотидов в молекуле ДНК, согласно правилу Чаргаффа =А+Г / Т+Ц=1

11. Решите задачи (ЕГЭ)

1). Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ГГАТЦТАААЦАТ. Определите последовательность нуклеотидов на второй цепи ДНК и последовательность аминокислот фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода.

2). Фрагмент молекулы белка: лизин-треонин-аргинин-лейцин-лизин. Определите, какими триплетами зашифрована информация о данных аминокислотах. Используйте таблицу генетического кода.

Приложение № 3

Чтобы еще яснее убедиться в определяющей роли нуклеиновой кислоты при синтезе белка, ученые проделали ряд опытов. Действуя определенным образом на вирусы табачной мозаики, удается разделить каждую вирусную частицу на ее белковую и нуклеиновую части, т. е. как бы извлечь молекулы нуклеиновой кислоты из их белковых оболочек и отделить эти части вируса друг от друга.

Теперь можно заражать клетки либо только белковыми, либо только нуклеиновыми частями вируса. «Какое действие производит такое заражение в том и другом случае? Может ли вызвать хоть одна из частей вируса такой же процесс, как и вирус в целом?» Одни только белковые части вируса никакого действия на клетки не производят, а одни только нуклеиновые кислоты, проникнув в клетку, вызывают в ней такой же процесс образования в них новых вирусных частиц, как и неповрежденный вирус. И самое главное: при этом после разрушения клетки из нее выходят вновь образовавшиеся вирусные частицы с нормальной для данного вируса белковой оболочкой.

Г. В. Ефимова, МКОУ СОШ № 16, Бирюсинск, Иркутская область

Метки: Биология