Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Генетические опыты Г. Менделя

Генетические опыты Г. Менделя

Тип урока: Изучение нового материала

Вид урока: Комбинированный

Цель: Ознакомить учащихся с генетическими опытами Г. Менделя, понятием гибриды, чистые линии, моногибридное скрещивание .

Образовательные задачи: сформировать понятие о моногибридном скрещивании, законе единообразия гибридов первого поколения, законе расщепления.

Развивающие задачи: формировать познавательный интерес к изучаемому материалу; развивать у учащихся мышление, память, воображение.

Воспитательные задачи: формировать научное мировоззрение.

Оборудование:

- вспомогательное оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация; .

-изобразительные пособия: таблица «Двойное оплодотворение», «Моно- и Дигибридное скрещивание

- натуральные объекты: муляж строения цветка гороха.

Методы и методические приёмы:

-словесные: беседа, описание, рассказ.

-наглядные: таблица, демонстрация слайдов, .

- практические: самостоятельная работа.

Литература:

Учебник:

- Пономарёва И.Н. Биология: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/И. Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой.-4-е изд., исправ.-М.: Вентана-Граф, 2010.-240 с.:ил.

-Пособие по биологии для поступающих в ВУЗ Пименов А.В., Гончаров О.В.

Интернет-ресурсы:

1. http://900igr.net/kartinki/biologija/Urok-Genetika/Urok-Genetika.html

2. http://festival.1september.ru/articles/584973/

Структура урока

I. Орг. момент (1-2 мин)

II. Самостоятельная работа (15 мин) карточки прилагаются

III. Изучение нового материала (25 – 30 мин)

1. Генетические опыты Г. Менделя

2. Первый закон Менделя

3. Второй закон Менделя

IV. Закрепление изученного материала (5-7мин)

V.Итог урока. (2 мин)

VI. Д/з (1-2 мин).

§19 вопросы 1-4.

Ход урока

I. Орг.момент (2 мин)

Приветствие, проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих.

II. Самостоятельная работа (15 мин)

2 варианта. Учащиеся работают по карточкам на местах.

III. Изучение нового материала (25 – 30 мин)

После написания самостоятельной работы учитель собирает тетради и переходит к объяснению нового материала. Ребята запишите тему сегодняшнего урока «Генетические опыты Г. Менделя» (сл.1)

Ещё в глубокой древности человек стал подмечать, что потомство похоже на родителей. Уже тогда люди старались получать, например, телят от самой удойной коровы, сеять семена растений, давших самый высокий урожай. Люди понимали, что в потомстве сочетаются признаки предков. Это нашло отражение даже в пословицах: “От худого семени не жди доброго племени”. Но закономерности, по которым те или иные признаки передаются потомкам оставались “тайной за семью печатями”. Среди учёных в середине XIX в. прочно утвердилось мнение: “Закон наследственности заключается в том, что никакого закона наследственности нет”.

И лишь в19в. В чешском городе Брно учёный Грегор Мендель решил выяснить законы (закономерности), по которым передаются признаки по наследству.

Мендель заинтересовался процессом гибридизации у растений и в, частности, разными типами гибридных потомков и их статистическими соотношениями. Эти проблемы и явились предметом научных исследований Менделя, которые он начал летом 1856 г.

В качестве объекта исследования Г. Мендель выбрал горох.

Почему Г. Мендель выбрал объект для опытов - горох?

Почему Г. Мендель, не будучи биологом, и работая в одиночку, открыл законы наследственности, хотя до него это пытались сделать многие талантливые учёные?

Особенности гороха: (сл.2)

- Легко выращивать, имеет короткий период развития – в условиях Чехии можно получить несколько поколений за один год.

- Имеет многочисленное потомство.

- Много сортов, чётко различающихся по ряду признаков. Сорта гороха отличаются друг от друга хорошо выраженными наследственными признаками.

- Самоопыляющееся растение – растение происходит внутри одного цветка. Его репродуктивные органы защищены от проникновения пыльцы с цветков другого растения.

- Возможно искусственное скрещивание сортов. Горох – строгий самоопылитель, но возможно удаление тычинок и перенос пыльцы от растений другого сорта с целью получения гибридных семян. Гибриды плодовиты, что позволяет следить за ходом наследования признаков в поколениях.

Действительно, успехи, достигнутые Менделем, частично обусловлены удачным выбором объекта для экспериментов – гороха огородного. Другие учёные работали с ястребинкой, а этому растению свойственны отклонения от нормального полового процесса, о чём ботаники XIX в. не знали. Мендель избежал этой западни. Он потратил несколько лет, чтобы выбрать организм, с которым ему предстояло работать, и решить какие признаки этого организма следует изучать.

Назовите вегетативные органы растений (корень, лист, побег)

Органы полового размножения ( цветок)(сл.3)

Как называются мужские репродуктивные органы цветка? (тычинки). Из чего они состоят? ( тычиночная нить, пыльцевой мешок)

Как называются женские репродуктивные органы цветка? (пестик)

Какие половые клетки находятся в пыльце? (спермии)

В завязи пестика? (зародышевый мешок, яйцеклетки).

Таким образом цветок является гермофродитом –женские и мужские клетки образуются в одном организме.

Скажите, если горох сам опыляется, то можно проследить, как наследуется генетический материал?(нет)

Поэтому Мендель получил чистую линию по цвету семян гороха. Он потратил два года, чтобы найти чистые сорта с различными наследственными признаками.

Что же такое чистые линии? (сл.4)

Для получения чистых линий Г. Мендель взял з. и ж. горох и самоопылил. Из зелёного гороха он получил зелёный, из жёлтого – жёлтый.

Для чего он это сделал?

Чтобы убедиться, что в потомстве у растения с жёлтым горохом только жёлтый горох, а у растения с зелёным горохом только зелёный горох.

Чтобы получить чистые линии у одного растения в цветке он удалил тычинки -женское растение (горох зелёного цвета), у другого растения в цветке удалил пестик - мужское растение (горох жёлтого цвета).(сл.5)

Высадил семена, вырастил горох, получил цветки, снова удалил пестики и тычинки. С помощью кисточки Мендель перенёс пыльцу с цветков зелёного гороха на рыльце пестика цветка с жёлтым горохом.

И получил гибриды первого поколения, т.е. он применил метод гибридизации. Это новое поколение назвал гибридным, т.е. потомство, полученное при скрещивании.

Кроме такого признака как окраска семян, он исследовал и другие признаки, которые представлены в учебнике на стр.67.Какие это признаки, назовите.

Для опытов Мендель брал контрастные признаки или альтернативные, т.е. признаки, которые чётко отличались друг от друга, например, горох ярко зелёного цвета и горох жёлтого цвета, а не светло-жёлтый и светло-зелёный.

Ставя опыты, учёный придерживался ряда правил (сл.7)

Так как Г. Мендель изучал математику и теорию вероятности, то он понимал, что при оценки результатов скрещивания необходимо оперировать большими числами, что позволит установить количественные закономерности в передачи изученных признаков.

Учёный начал исследование с цвета семян. Скрещивание, при котором родительские формы отличаются друг от друга по одной паре контрастных признаков называется моногибридным. (сл.8)

Все гибриды первого поколения имели жёлтую окраску, тогда Менделя заинтересовал вопрос, куда же делась зелёная окраска?

Он провёл скрещивание несколько раз. Результаты были такие же.

После исследований был выведен закон

После таких исследований Мендель решает выяснить, куда же делась зелёная окраска. И что он делает? Он самоопыляет гибридов первого поколения. (сл.11)

Что, можно сказать о таких результатах? (произошло расщепление)

На основе данных результатов был сформулирован Второй закон Менделя (сл.12)

IV. Закрепление изученного материала (5-7 мин)

V.Итог урока. (2 мин)

VI. Д/з (1-2 мин).

§19 вопросы 1-4 письменно

Окончание урока. Прощание с классом.

Карточки

прилагаются

Учитель объясняет новый материал

Ученики записывают информацию со слайда.

.

Учитель проводит беседу с учащимися

Учитель объясняет понятие чистая линия.

Учащиеся записывают определение себе в тетрадь.

Учитель рассказывает об опытах Менделя.

Учащиеся работают с учебником.

Записывают признаки себе в тетрадь.

Учитель объясняет правила, которых придерживался Мендель.

Ученики записывают информацию со слайда.

Учитель объясняет процесс моногибридного скрещивания. Учащиеся записывают определение и зарисовывают схему скрещивания.

Учащиеся записывают формулировку Первого закона Менделя.

Учитель объясняет Второй закон Менделя. Учащиеся зарисовывают схему скрещивания.

Учащиеся записывают формулировку Второго закона Менделя.

Учащиеся выполняют задание указанное на слайде

О. А. Еремеева, МБОУ "СОШ №2 г. Калининска Саратовской области"

Метки: Биология