Семинар по теме «Эволюционное учение», 11 класс
Семинар по теме «Эволюционное учение», 11 класс
Цель: проверить и обобщить знания основных положений учений К.Линнея, Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина; умение учащихся объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения, вклад эволюционной теории Ч. Дарвина в создание современной естественнонаучной системы мира.
Задачи:
Ø выделять основные положения учений К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина;
Ø давать характеристику взглядам ученых-эволюционистов;
Ø знать ключевые термины и понятия механизмов эволюционного процесса;
Ø формулировать свою точку зрения;
Ø находить причинно-следственные связи;
Ø применять знания для решения эвристических и практических задач.
Оборудование:
Портреты К.Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина; компьютер, проектор, презентации; гербарии для лабораторной работы, инструктивные карточки; чучело утки, цветущая герань, кактус, гербарии повилики, росянки, коллекции майского жука, бабочек.
Ход урока:
Большой вклад в изучение организмов, их развитие в природе внесли такие ученые древности, как Аристотель, Гален, Леонардо да Винчи, Андреас Везалий, Уильям Гарвей. Однако эволюционное учение в современном понимании этого слова сформировалось лишь в 17 веке и главную роль в этом сыграли такие ученые, как К. Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин. Чтобы вспомнить основные положения теорий этих ученых, посмотрим презентации.
Презентация о К. Линнее
Вопрос: Одна из величайших заслуг К. Линнея –созданная им классификация живых организмов. Почему современные ученые называют ее искусственной?
( К.Линней объединял в одну систематическую категорию по сходству во внешнем строении, по одному-двум признакам, но не учитывал их происхождение, так как считал, что все виды созданы Творцом.)
Учитель: За единицу классификации Линней принял вид, то есть совокупность особей сходных по внешнему строению. Какой это критерий вида?
Сейчас мы проведем небольшую лабораторную работу для определения морфологического критерия вида гербарных растений. У вас на столах инструктивные карточки с описанием работы и гербарный материал.
Выполнение лабораторной работы «Изучение морфологического критерия на гербарном материале.»
Вопросы: Какие критерии, кроме морфологического, используют в современной классификации? Какую роль играет исторический критерий?
( Для определения вида в современной классификации кроме морфологического используют критерии: физиологический, генетический, биохимический, географический, экологический, этологический, исторический. Исторический критерий рассматривает историю возникновения и развития вида, общность предков.)
Презентация о Ламарке
Вопрос: Почему теорию Ламарка не признают достаточно обоснованной?
( Теория Ламарка не подтверждается фактами.)
Вопрос: Что является основной движущей силой эволюции по Ламарку?
( Внутреннее стремление организмов к сомоусовершенствованию, изначальная способность целесообразно реагировать на внешние условия, упражнение или не упражнение органов под влиянием среды, передача по наследству приобретенных признаков.)
Вопрос: Эволюционное учение часто называют словом «дарвинизм», кто может объяснить, с чем это связано?
(Построение наиболее фундаментальной эволюционной концепции связано с именем гениального английского ученого Чарльза Дарвина. Поэтому эволюционное учение часто называют словом «дарвинизм».)
Презентация о Ч. Дарвине.
Вопрос: Книга «Происхождение видов путем естественного отбора» была опубликована Ч. Дарвином более чем через 20 лет после его возвращения из путешествия на корабле «Бигль». Чем можно объяснить этот факт?
(Вероятно Ч.Дарвин стремился с максимальной степенью убедительности обосновать сформулированные им положения эволюционного учения, привести наибольшее число фактов, подтверждающих правильность излагаемой позиции, проверить истинность своих взглядов.)
Предлагаю вам решить математическую задачу с биологическим содержанием:
Одно растение одуванчика занимает на земле площадь 10 кв.см. и дает в год 100 летучих семян.
Сколько квадратных километров площади покроет все потомство одной особи одуванчика через 10 лет при условии, если он размножается беспрепятственно по геометрической прогрессии?
Хватит ли этим растениям места на поверхности суши земного шара?
Площадь всей поверхности земного шара, включая мировой океан- 510 млн. кв. км., а только суши -148 млн.кв.км.
Ответ:1х10 в 12 степени кв. км.; нет потребовалась бы планета в несколько раз больше Земли.
Вопрос: Почему этого не происходит в действительности?
(Происходит гибель особей в следствии борьбы за существование.)
Учитель: Я перечислю ряд причин, которые приводят к гибели одуванчиков и не дают этому виду заселить весь земной шар. Распределите эти признаки в три группы по форме борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая и борьба с неблагоприятными условиями неживой природы. Двое учащихся будут выполнять задание на оценку с обратной стороны крыльев доски, остальные в тетрадях.
1. плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;
2. плодами питаются многие птицы;
3. всходами питаются травоядные животные;
4. топчут люди, автомашины, тракторы;
5. мешают другие более высокие растения (пырей, крапива, кустарники);
6. сами одуванчики вытесняют друг друга;
7. семена погибают в пустыне, Антарктиде, на скалах;
8. семена погибают и в средней полосе, если они упадут на неблагоприятные для прорастания условия;
9. растения гибнут от сильных морозов и засухи;
10. растения гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов.
Межвидовая борьба за существование | Внутривидовая борьба за существование | Борьба с неблагоприятными условиями среды |
1,2,3,4,5,10 | 6 | 7.8,9 |
Вопрос: Как появилась длинная шея у жирафа? На этот вопрос по -разному отвечали К.Линней, Ж.Б.Ламарк и Ч.Дарвин, предлагаю вам сформулировать ответ с позиций этих ученых.
( Линней считал, что жираф имел длинную шею изначально, таким его создал Творец;
По мнению Ламарка длинная шея возникла в результате способности организма реагировать на изменения в окружающей среде и упражнениям жирафа, его внутреннему стремлению к совершенству, приобретенные признаки передавались следующему поколению;
Согласно теории Ч.Дарвина длинная шея жирафа возникла в результате наследственной изменчивости, борьбы за существование и естественного отбора.)
Вопрос: Какая форма отбора здесь произошла?
(В данном случае произошла движущая форма отбора.)
Вопрос: В регионе стабильно понижается среднегодовая температура воздуха. Какая из форм естественного отбора преобладает в этих условиях? Как должны измениться внешний облик и жизнедеятельность обитающих здесь зайцев через несколько лет?
(Здесь также будет преобладать движущая форма естественного отбора, которая может сопровождаться увеличением массы и размеров тела обитающих здесь зайцев, относительным уменьшением размеров ушей (что приведет к экономии тепла организмом), шерстяной покров животных стане более длинным и густым, увеличится толщина слоя подкожной жировой клетчатки, более активно будут протекать процессы питания и пищеварения.)
Задание: У вас на столах тексты, в некоторых предложениях которого допущены ошибки. Вам необходимо найти номера предложений с ошибками и записать эти предложения в тетрадь в исправленном виде.
Отгадайте загадку:
В эволюции скачок,
Словно воздуха глоток –
Новый способ размножения –
Внутреннее оплодотворение.
Прогресс будет? Не вопрос,
Ведь это же… (ароморфоз.)
Ароморфоз –это одно из направлений эволюции. Дайте ему определение.
Перечертите в тетрадь таблицу и заполните ее:
Ароморфоз | Таксоны | Значение |
Возникновение легочного дыхания | ||
Появление в яйце защитных оболочек и запаса питательных веществ | ||
Появление покровной, механической, проводящей тканей | ||
Возникновение семян |
Вопрос: Почти вся Европа Кембрийского периода была морским дном. В морях господствовали зеленые и бурые водоросли, прикрепленные ко дну. В толщах вод плавали диатомовые. Золотистые, эвгленовые водоросли. Какие эволюционные изменения привели к появлению всех этих форм? (Идиоадаптации)
У предложенных организмов найдите и назовите известные вам идиоадаптации, дегенерации. (Чучело утки, цветущий цветок, кактус, гербарии повелики, росянки, насекомое и др.)
( Идиоадаптации: у утки- широкий клюв, усаженный по краю роговыми пластинками, плавательные перепонки на ногах; у кактуса – видоизмененные листья, у росянки -наличие на листьях волосков, выделяющих клейкую жидкость. Дегенерация: отсутствие корневой системы и хлорофилла у повелики.)
Вопрос: Все ли эти направления эволюции ведут к биологическому прогрессу? В чем он заключается?
(Биологический прогресс заключается в увеличении численности организмов, расширении ареала, образовании новых популяций и формировании новых видов. Все направления эволюции ведут к биологическому прогрессу так как способствуют повышению выживаемости, процветанию вида.)
Вопрос: Как вы считаете, в настоящее время эволюция продолжается или нет?
Чем это можно доказать?
(О том что эволюция продолжается свидетельствует то, что организмы обладают наследственной изменчивостью, происходит борьба за существование и выживают наиболее приспособленные организмы, то есть происходит естественный отбор.)
Вопрос: Испытывает ли человек действие естественного отбора в наше время?
(Гибель людей от наследственных и инфекционных болезней указывает на то , что в человеческом обществе продолжает действовать естественный отбор, правда его действие ослаблено из-за наличия медицины, а также искусственно созданных человеком условий.)
Приложение 1
Рекомендации по составлению презентаций учащимися:
Продолжительность 2-3 минуты,
План:
Ø краткие биографические данные;
Ø основные заслуги перед биологической наукой;
Ø главные печатные труды.
Приложение 2
Инструктивная карточка
Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия на гербарном материале.»
Цель: материализовать в ходе лабораторной работы по определению морфологических признаков определенных видов растений понятие о морфологическом критерии.
Оборудование: лупы, линейки, тетрадь для записей.
Ход работы:
1.Рассмотрите растения двух –трех видов одного рода.
2.Проведите сравнение видов по плану:
Ø жизненная форма (деревья, кустарники, травы);
Ø окраска побегов;
Ø форма листьев, длина и ширина листовой пластинки, расположение их на побеге;
Ø форма цветка, окраска венчика, тип соцветия;
Ø форма и размеры плодов.
3.Сформулируйте вывод.
4. Можно ли определить принадлежность особи к определенному виду по одному критерию?
Приложение 3
Найдите, в каких предложениях допущены ошибки. Запишите в тетрадь исправленные предложения:
1 вариант
1.Процесс, образования из видов новых родов, из родов- новых семейств и так далее называют микроэволюцией.
2.Основные типы эволюционных изменений –параллелизм, конвергенция, дивергенция.
3.Развитие приспособлений для полета (наличие крыльев у птиц и бабочек)- пример дивергентной эволюции.
4.Адаптация организмов к местным условиям среды, ведущая к расхождению признаков у исходного предка называется дивергенция.
2 вариант
1.Эволюционные изменения, протекающие на популяционном, внутривидовом уровне, называют макроэволюцией.
2.Переходные формы между древнейшими и современными группами организмов – примеры сравнительно- анатомических доказательств эволюции.
3.Закладка жаберных дуг в эмбриональном развитии всех позвоночных животных –эмбриологическое доказательство эволюции.
4.Клеточное строение организмов, осуществление генетического кодирования по единому механизму для всего живого на Земле – свидетельство общности происхождения всех организмов.
Приложение 4
Ответы на задание по заполнению таблицы:
Ароморфоз | Таксоны | Значение |
Возникновение легочного дыхания | Земноводные | Жизнь вышла на сушу |
Появление в яйце защитных оболочек и запаса питательных веществ | Пресмыкающиеся | Независимость размножен от воды. |
Появление покровной, механической, проводящей тканей | Псилофиты, затем мхи | Выход растений на сушу |
Возникновение семян | Семенные папоротники, голосеменные | Независимость размножения от воды. Защита зародыша. |
Л. А. Гусева, Михайловская СОШ №1, г. Михайлов, Рязанская область
Метки: Биология