Тема: Естественный отбор как направляющая движущая сила эволюционного процесса, 11 класс
Тема: Естественный отбор как направляющая движущая сила эволюционного процесса, 11 класс
Цель:
ü изучить естественный отбор и его роль в эволюции;
ü изучить приспособленность организмов к среде обитания, как результат действия естественного отбора.
Задачи:
1. Формировать умение сравнивать разные формы естественного отбора и правильно определять их по сущностным характеристикам;
2. Выявить многообразие и особенности форм приспособленности у животных и растений;
3. Закрепить умения классифицировать организмы;
4. Выявить относительный характер приспособленности у животных и растений;
5. Закрепить умения пользоваться различными источниками информации, в том числе сетью Интернет;
6. Развивать творческие способности, умение анализировать полученную информацию и навыки работы с программами Microsoft Office
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, CD-диск «Кирилл и Мефодий».
Ход урока:
I. Актуализация знаний.
Великая заслуга Ч. Дарвина состоит в открытии принципа естественного отбора как важнейшего фактора эволюционного процесса. Ч. Дарвин пришел к выводу о том, что с большей вероятностью выживают и эффективнее размножаются организмы, обладающие набором свойств, обеспечивающих их наибольшую приспособленность к условиям обитания. В этом и заключается основной принцип естественного отбора. Таким образом, естественный отбор – результат борьбы за существование. Дарвиновские представления о естественном отборе в настоящее время существенно расширены. Хорошо изучены формы естественного отбора.
Изучение нового материала.
1. Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая и дизруптивная.
a. Работа с интерактивными моделями CD- диска «Кирилл и Мефодий» и буклетом «Формы естественного отбора» (Приложение 1). Можно предложить два варианта работы:
- прослушав текст автора сделать запись в тетради, дополнив информацией из буклета;
- наблюдать за происходящим на экране и объяснить суть каждой формы отбора, сравнить и дополнить информацией из буклета)
b. Рефлексия: выполнение задания на интерактивной доске (Приложение 2)
2. Приспособленность как результат действия естественного отбора. Приспособленность организмов или адаптации – совокупность тех особенностей их строения, физиологических процессов и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях окружающей среды.
Как вы считаете, какое значение приспособленность имеет для организмов?
Значение: приспособленность к условиям среды повышает шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства.
a. Виды приспособленности. Представление мультимедиа презентации о приспособленности организмов.
b. Представление результатов индивидуальных исследовательских заданий:
ü Мимикрия как форма приспособленности животных к окружающей среде
ü Расчленяющая окраска как форма приспособленности животных к окружающей среде
ü Предупреждающая окраска как форма приспособленности животных к окружающей среде
ü Приспособления к опылению у растений
3. Представление Web-сайта по теме урока (Приложение 3)
II. Итог урока.
1. Основные выводы и опорные точки:
a. естественный отбор представляет собой единственный фактор, направленно изменяющий частоту генов в популяциях;
b. при изменении условий существования движущая форма естественного отбора вызывает дивергенцию, которая может привести к появлению новых видов;
c. вся реакция любого вида живых организмов является приспособительной к тем условиям, в которых он обитает;
d. приспособления организмов к среде обитания проявляются на всех уровнях организации;
e. любые приспособления относительны и целесообразны только в конкретных условиях существования.
III. Домашнее задание.
§ 58, индивидуальное задание для каждого учащегося в публикации (Приложение 4).
И. А. Палий, МАОУ СОШ № 2, пгт Серышево, Амурская область
Метки: Биология