Тема: Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания.
Тема: Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания.
Цель урока: сформировать знания об общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания;
Задачи урока:
– формирование у учащихся общие знания о животных, относящихся к надклассу рыбы;
– развитие навыков критического мышления;
– развитие монологической речи; навыков работы в группе;
– развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи,
– продолжить формирование умений работать с учебником
– воспитание осознанного, бережного отношения к природе.
Форма урока: Комбинированный урок с элементами технологии критического мышления.
Формы организации учебного процесса: Индивидуальные задания, работа в группах.
Методы обучения: развивающие, проблемно-поисковые, репродуктивные, творческие.
Оборудование:
- справочная литература;
- муляжи рыб;
-таблицы.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент | Приветствует учащихся, создает доброжелательную атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика | Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу. |
Актуализация, целеполагание, мотивация
(Вызов) |
Обращает внимание учащихся на тему урока и предлагает ребятам вспомнить, что известно о рыбах. Составляют кластер. | Вспоминают материал о рыбах. Работают в группах. |
Начинает на доске заполнять таблицу ЗХУ, графу «знаю» (см.Приложение 1). Предлагает учащимся обсудить вопросы и ответить на них: чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать. |
Работают в своей тетради, заполняют таблицу ЗХУ, графу «знаю».
Формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ. |
|
Продолжает заполнять таблицу на доске, графу «хочу знать» (см.Приложение 1). | Делают записи в тетради. | |
Изучение нового материала и его закрепление (Осмысление) | 1. Признаки классификации рыб. 2.Лабораторная работа №6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыб» - работа с муляжами.
Отвечают на вопросы: -какое значение имеет форма тела рыб? -почему различна окраска брюшка и спины рыб?
-как расположена чешуя, какое это имеет значение?
-определите возраст рыбы? -найдите отделы тела и объясните значение плавных переходов частей тела для жизни в воде? -найдите органы чувств и объясните их значение?
-рассмотрите плавники, определите, какие парные, какие –нет. В чем значение плавников?
-найдите боковую линию. Каково ее значение? |
Читают текст, отвечают на вопрос.
Работают в группе с муляжами. Отвечают на вопросы и формулируют выводы: -позволяет легко скользить в плотной водной среде; -защитная окраска-сверху, снизу светлая- плохо видно снизу на свет; -черепицеобразная, создает форму тела, придает обтекаемость; -посчитать количество валиков на чешуе; - голова, туловище, хвост; позволяет двигаться быстро; -глаза- зрение, ноздри-обоняние, внутреннее ухо-слух, органы равновесия; -грудные, брюшные-парные, спинной, хвостовой, анальный-непарные-повороты, движение вверх, вниз, в стороны; -воспринимают колебания воды, могут определить размеры объекта;
|
Предлагает учащимся сравнить свои суждения с научной информацией (см. Приложение 3, абз.1). | Читают информацию «Внешнее строение рыб» (см.Приложение 3, абз.1). Корректируют свои высказывания. |
|
Используя приемы «чтение с остановками», организует самостоятельную работу с текстом (см.Приложение 3, абз.2,3) | Читают абзац 2 (см.Приложение 3), высказывают свои предположения о дальнейшем развитии текста. Читают абзац 3 и сравнивают свои суждения с научной информацией, корректируют свои высказывания. | |
Организуют самостоятельную работу с текстом дальше (см.Приложение 4, абз.4-9)
|
Читают абзац4-9,формулируют вопросы, выдвигают версии, сравнивают свои рассуждения с текстом и таблицей. | |
|
Предлагает заполнить таблицу 2. Задает вопросы по ходу заполнения таблицы Организует фронтальную проверку содержания записей в таблице. |
Заполняют таблицу в тетради, используя ранее полученные знания.
Зачитывают, корректируют свои записи. |
Подведение итогов урока (Рефлексия) | Предлагает проанализировать записи в тетради и сделать вывод: что нового мы узнали о внешнем строении и приспособленности рыб к среде обитания? Заканчивает заполнение таблицы ЗХУ (графа «узнал») на доске (см.Приложение 1). | Формулируют выводы, заканчивают заполнение таблицы ЗХУ в тетради (графа «узнал») |
Домашнее задание | Прочитать содержание учебника§31учебник Константинова В.М., проработать записи в тетради и выполнить одно из заданий: 1. Решить задачу: 1497 году поймана щука весом 8 пудов 30 фунтов и 8 аршин в длину.Найдите массу щуки в кг и длину щуки в см (пуд- 16 кг 380 г, фунт – 410 г, аршин – 71 см) 2. Написать мини-сочинение от имени рыбы «Царь-рыба». |
Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя. |
В итоге размышление – рефлексия
- анализ записи в тетради – чему научились?
- анализ приемов: как учились?
Приложение 1
Таблица 1
Записи в ученической тетради и на доске (образец)
Знаю | Хочу знать | Узнал |
Рыбы-обитатели водной среды | Какие отличия водной среды и наземно-воздушной? | Большая плотность, прозрачность, способность растворять вещества, текучесть, высокое давление в глубине, сильное поглощение солнечных лучей. |
Надо иметь приспособления к жизни в воде.
|
Какие есть приспособления у рыб к среде обитания? | Форма тела может меняться от глубины, слизь, черепицеобразное расположение чешуи, плавники, окраска, органы чувств, боковая линия -особый орган, глубоководные рыбы отличаются от известных нам рыб |
Приложение 2.
Инструктивная карточка.
Лабораторная работа. “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”
Цель. Изучить (на примере костистой рыбы) особенности внешнего строения и способы передвижения рыбы.
Оборудование: модель рыбы, таблицы.
Ход работы.
- Рассмотрите муляж рыбы, определите форму ее тела. Объясните, какое значение она имеет для жизни рыбы в воде?
- Рассмотрите расположение чешуи. Какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни в воде?
- Рассмотрите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то объясните это различие.
- Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище, хвост. Установите их границы. Объясните, какое значение имеют плавные переходы отделов для жизни рыбы в воде.
- Найдите у рыбы ноздри, глаза, боковую линию. Какое значение имеют эти органы в жизни рыбы? Определите, в чем особенность строения глаз.
- Рассмотрите у рыбы плавники. Определите, какие из них парные, а какие непарные. Понаблюдайте за работой плавников при движении рыбы в воде.
- Исходя из собственных наблюдений и текста учебника (§ 31) заполните таблицу 2.
- * Отметьте, как факторы водной среды влияют на внешнее строение рыб. Для этого стрелочками покажите взаимосвязь фактора среды (4 колонка) и внешнего строения рыбы.
- Сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде.
Таблица 2.
Признаки | Характеристика | Значение | *Факторы водной среды |
Форма тела | Обтекаемая, сжатая с боков. | Снижение трения воды | Большая плотность воды. |
Покровы: | Кожа, чешуя, слизь | Защита, снижение трения воды | |
Окраска | Спинка темная (сливается с дном), брюшко светлое (незаметно на фоне светлого неба) | Защитная, маскировка. | Прозрачность. |
Отделы тела: | Голова плавно переходит в туловище и хвост. | Снижение трения воды | |
Органы чувств | |||
Зрения | Глаза | Хорошо видят на близком расстоянии | Прозрачность. |
Обоняния | Ноздри | Восприятие запахов растворенных в воде | Способность растворять различные вещества. |
Боковой линии | Каналы лежащие под чешуей | Позволяет чувствовать потоки воды, различать предметы, воспринимать электромагнитные поля. | Текучесть. |
Слуха | Внутреннее ухо | Восприятие звуковых волн | |
Равновесия | Ощущение положения своего тела. | ||
Органы передвижения: | Не парные плавники: Спинной, анальный |
Устойчивость при движении | |
Хвостовой | Движение вперед | ||
Парные: Грудные |
Повороты в воде, движение вверх вниз и в стороны | ||
Брюшные | Удерживает в равновесии в вертикальном положении |
Абзац 1.Тело рыб большей частью покрыто твердыми и плотными чешуями, которые сидят в складках кожи (как у нас ногти), а свободными концами налегают друг на друга, точно черепица на крыше. Чешуйки разрастаются вместе с ростом рыбы, и на просвете мы можем увидеть концентрические линии, напоминающие годичные кольца на срезах дерева. По наростам концентрических полос можно определить возраст чешуи, а вместе с тем и возраст самой рыбы. Дополнительно чешуя покрыта слизью. та слизистая пленка способствует уменьшению трения при плавании, и благодаря своим бактерицидным свойствам, препятствует проникновению в кожу бактерий, т.к. кожа рыб проницаема для воды и некоторых растворенных в ней веществ (гормон страха, половые гормоны)
Абзац 2.Окраска тела. У рыб спинка темная, а брюшко светлое. Темная окраска спины делает их мало заметными на фоне дна при рассматривании сверху, блестящая серебристая окраска боков и брюшка делает рыбу незаметной на фоне светлого неба или солнечного блика при рассмотрении снизу. Придонные рыбы и рыбы травянистых и коралловых зарослей часто имеют яркую пятнистую окраску или полосатую (так называемую “расчленяющую” расцветку маскирующую контуры головы). Рыбы могут менять свою окраску в зависимости от цвета субстрата.
Окраска делает рыбу малозаметной на фоне места обитания.
Абзац 3.Голова у рыбы сразу переходит в туловище, а за тем в хвост. Шеи у рыбы нет. С гибкой вихляющей шеей тело животного перестало бы быть цельным и крепким клином, который должен легко пробивать себе дорогу в толще воды.
Абзац 4. Глаза. Рыбы могут видеть только на расстоянии до 1 м, хотя некоторые представители могут видеть на расстоянии 10 – 12 м. Зрение рыб зависит от освещенности и от прозрачности воды.Век у рыб нет. Зрение играет важную роль при поисках пищи, уходе от опасности и при внутривидовом общении (контакте в стае, поиск партнера, поведение между молодью и родителями). У живущих в условиях плохой освещенности глаза либо очень крупные (как телескопы), либо наоборот, очень малы или вообще скрыты под кожей. Положение глаз также изменчиво. Цветное зрение у костных рыб.
Абзац 5. Ноздри - органы обоняния. Каждая ноздря поделена складочкой кожи на два отверстия: через одно вода входит, через другое – выходит. Рыба воспринимает запахи веществ, растворенных в воде. Очень хорошо обоняние развито у акул достаточно несколько капель крови, что бы привлечь хищника за несколько сот метров.
Абзац 6.Орган слуха – внутреннее ухо. Звуковые волны в воде рыба воспринимает всей поверхностью тела, что вызывает раздражение слухового нерва, возбуждение передается по слуховым нервам к внутреннему уху. Рядом с внутренним ухом находится орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела.
Абзац 7. Боковая линия. С помощью нее рыбы ориентируются в потоках воды, воспринимают приближение и удаление добычи, хищника или партнера по стае, избегают столкновений с подводными препятствиями.
Абзац 8. Органы движения – плавники. Парные (грудные, брюшные) непарные (спинной, анальный=подхвостовой, хвостовой).Для продвижения вперед рыба отталкивается от воды, волнообразно изгибаясь всем телом и одновременно работая плавниками, которые являются регуляторами и стабилизаторами необходимыми для управления движения и балансировки.
Абзац 9. Большая плотность воды – обеспечивает обтекаемую форму тела.
Прозрачность - защитную окраску тела и возможность зрения.
Способность растворять различные вещества - обоняние.
Текучесть – органы боковой линии.
Приспособленность рыбы к жизни в воде проявляется в обтекаемой форме тела, покровительственной окраске, плавно переходящих органах тела, особенностях покровов (чешуя, слизь), органов чувств (органы боковой линии), органов передвижения (плавников).
А. П. Бухтиярова, МКОУ Верх-Красноярская СОШ, Новосибирская область
Метки: Биология