Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Защита незаслуженно гонимых амфибий

Защита незаслуженно гонимых амфибий

ЦЕЛЬ УРОКА:

познакомить учащихся с общей характеристикой класса Земноводные, с их многообразием, значением в природе, необходимостью охраны.

ЗАДАЧИ:

образовательная:

*** на примере представителя земноводных лягушке ознакомить учащихся с особенностью животных, впервые вышедших из воды на сушу и положивших начало развитию высокоорганизованных групп наземных позвоночных;

*** сравнить земноводных и рыб и сделать выводы об изменениях земноводных в связи с выходом на сушу

развивающая :

*** продолжить формирование практических умений и навыков в ходе сравнения отдельных классов животных;

*** продолжить формирование умений делать выводы на основе сравнения и решения проблемных вопросов;

*** развивать познавательную активность учащихся

воспитывающая:

*** воспитывать умения работать коллективно;

*** воспитывать у учащихся гуманитарный образ мышления;

*** воспитывать культуру поведения, общения друг с другом в ходе учебной деятельности

Оборудование урока:

-Карточки – тесты для ответов – 18 штук;

-Таблицы : « Внешнее и внутренне строение рыбы на примере речного окуня «,

« Внешнее и внутренне строение земноводного на примере лягушки»;

- таблица «Сравнительная характеристика двух сред обитания»;

- таблица: «Сравнительная характеристика рыбы и амфибии»;

- раздаточный материал «Скелет лягушки «;

- магнитофонная запись кваканья лягушек

- «письмо от лягушек»

Оформление доски:

*** надпись « Защита незаслуженно гонимых амфибий»;

*** сравнительные таблицы вывешиваются по ходу урока;

*** таблицы :« Внешнее и внутренне строение рыбы»,

«Внешнее и внутренне строение лягушки»

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент – 2 мин.

2. Повторение изученного материала:

При изучении темы « Класс Рыбы» мы с вами подробно рассмотрели особенности строения и черты приспособленности класса «Рыбы» к водной среде обитания. Прежде чем приступить к рассмотрению новой темы, давайте вспомним характеристику изученного класса. Проведём тестовый контроль.

Учитель раздаёт каждому ученику карточки-тесты для ответов с вопросами. Выполнение тестового задания: выбрать один правильный ответ из четырёх вариантов – 5 минут

Тестовый контроль по теме « Рыбы «:

  1. Для бесчерепных характерно:

а) отсутствие внутреннего скелета;

б) замещение хорды позвоночником;

в) движение крови по сосудам благодаря сокращению сердца;

г) наличие хорды в течение всей жизни.

  1. Костные рыбы, в отличие от хрящевых, имеют:

а) грудные и брюшные плавники;

б) обтекаемую форму тела;

в) жабры, покрытые жаберными крышками;

г) развитый хвостовой плавник.

  1. Хрящевые рыбы, в отличие от костных, не имеют:

а) брюшных плавников;

б) плавательного пузыря;

в) жаберных щелей;

г) хвостового плавника.

  1. К классу костных рыб относят:

а) карпа;

б) ската;

в) окуня;

г) латимерию.

  1. Число камер в сердце рыб:

а) 2;

б) 3;

в) 1;

г) 4.

6. Жабры закрыты жаберными крышками у:

а) акулы;

б) ската;

в) окуня;

г) химеры.

  1. Лёгочное дыхание характерно для рыб:

а) химеровых;

б) кистепёрых;

в) лососеобразных;

г) акул.

А

Б

В

Г

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

3. Актуализация знаний:

Учитель: Итак, мы начали с вами рассматривать Тип Хордовые или Позвоночные. Вспомним, что такое хорда?

Предполагаемый ответ: прочный осевой стержень, основа внутреннего скелета.

Учитель Верно. На какие подтипы делятся хордовые?

Предполагаемый ответ: На подтипы Бесчерепные и Черепные или Позвоночные.

Учитель Какие классы относят к подтипу Черепных ( Позвоночных)?

Предполагаемый ответ: классы Круглоротые, Хрящевые и Костные Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

Учитель: Да, и мы уже рассмотрели особенности классов Круглоротых и Рыб. Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных – земноводных. Даже ваша реакция на это слово свидетельствует о том, что это необычные животные. У одних они вызывают брезгливость, другие их безжалостно истребляют. Их преследуют и дети, и взрослые. Я беру на себя задачу защитить земноводных, оправдать их в ваших глазах, ибо хочу показать их особенности в связи с выходом из воды на сушу; доказать, что именно земноводные положили начало развитию высокоорганизованных групп наземных позвоночных; познакомить с многообразием представителей этого класса, значением их в природе, необходимостью охраны. Тема нашего урока звучит так: « Защита незаслуженно гонимых амфибий»

Запись темы учащимися в тетрадь.

Звучит магнитофонная запись голосов лягушек. После этого на фоне лягушечьей какофонии звучит текст заявления:

«Заявление амфибий в Комитет охраны природы 7 класса «А» .

Уважаемые семиклассники, любители и почитатели всего живого! Ищем у вас защиты! Нас поражает невежество человека, который считает себя венцом творения! Каких только небылиц не насочинял он про нас! Например: «Прежде чем ввозить хлеб, следует на пороге амбара повесить за заднюю лапку лягушку, чтобы защитить зерно от порчи». Лучше бы строили хорошие хранилища! Или все считают, что жаб нельзя трогать руками – появятся бородавки. А как вам это:»Если увидел жерлянку и она перевернулась на спину – жди в доме несчастья!» А несчастья от этого всего только нам, земноводным!

Справедливы слова Альфреда Брема:» Издревле и до наших дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, как семейство лягушек и жаб… И всё же нельзя отрицать: в презрении к жабе, в ненависти, с какой её преследуют и убивают, вполне сходятся так называемые образованные люди… Но никто из тех, кто дурно отзывался о жабах и лягушках, не наблюдал их жизни, не прочёл ни одной их естественной истории…» Кто же сможет защитить нас? По справедливости – прежде чем обвинять, надо по крайней мере узнать, кого обвиняешь».

С уважением, мученики невежества.

Учитель Как вы считаете, за что же люди не любят лягушек и им подобных?

Предполагаемые ответы: учащиеся могут перечислить, что они скользкие, холодные, неприятные на вид, неожиданно прыгают из-под ног…

По ходу ответов учитель демонстрирует изображения наиболее красивых земноводных – квакши, филломедузы красивейшей и т.п. Задача учителя – убедить учащихся, что названные причины нелюбви к земноводным необоснованны! Ведь даже поверхность стекла обладает названными признаками, но отвращения не вызывает!!!

Учитель: Что, по-вашему, означают слова земноводные и амфибии, являются ли они синонимами?

Заслушивание предположений учащихся

Учитель Слово «амфибия» имеет греческое происхождение и означает «двоякоживущие». Русское название «земноводные» содержит в себе названия сред, где обитает животное.

4. Изучение нового материала:

Учитель: Амфибии появились на Земле более 350 млн. лет назад. Путь на сушу им проложили кистепёрые рыбы, однако земноводные были пионерами во всём, что касается жизни в воздушной среде. А приспосабливаться им пришлось ко многому: условия жизни в водной и воздушной среде отличаются очень сильно. Судите сами. Учителем вывешивается схема, на которой представлены сравнительные характеристики двух сред обитания.

Таблица 1: «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОДНОЙ И ВОЗДУШНОЙ СРЕД»

Характеристика среды обитания

ВОДА

СУША

Плотность среды ( сопротивление движению)

Высокая

Невысокая

Доступность кислорода

Количество кислорода, растворённого в воде, относительно невелико и может существенно меняться в зависимости от внешних условий

Кислород – составная часть воздуха, его количество постоянно, а доступность неограниченна.

Вес тела в среде

Сила тяжести уравновешивается архимедовой силой

Вес тела в полной мере определяется силой тяжести

Испарение с поверхности

Испарения нет, избыток влаги

Существенное испарение, особенно при высокой температуре.

Температурный режим

Колебания температуры в ограниченных режимах

Существенные колебания температуры как в течение суток, так и в разные сезоны года

Прозрачность среды ( видимость )

Небольшая

Большая

Учитель Кстати, что вы понимаете под средой обитания? А что такое приспособленность?

Предполагаемые ответы: Среда обитания – совокупность условий, влияющих на их жизнедеятельность. Приспособленность – совокупность тех особенностей строения организма, которые обеспечивают ему возможность жизни в этих условиях.

Учитель В качестве доказательства вспомним особенности строения рыб, связанные с обитанием их в водной среде.

Учителем вывешивается таблица «Сравнительная характеристика классов Рыб и Земноводных». все ячейки таблицы закрыты. Они открываются по мере ответов учащихся.

Таблица 2: «Сравнительная характеристика классов Рыб и Земноводных»

Признаки

Рыбы

Земноводные

Кожа

Большое количество одноклеточных желёз, выделяющих слизь, покрыта костными чешуями

Тонкая, голая с большим количеством многоклеточных желёз, выделяющих слизь.

Дыхание

Жаберное

Кожное и лёгочное

Сердце

Двухкамерное (предсердие и желудочек), кровь в сердце венозная

Трёхкамерное (2 предсердия и 1 желудочек), кровь в сердце смешанная

Оплодотворение

Наружное, в воде

Наружное, в воде

Развитие

Со стадии личинки

Со стадии личинки ( у хвостатых наз.головастиком)

Приспособления к передвижению

Обтекаемая форма тела, боковая линия, плавники, плавательный пузырь

Прыгательные конечности, лапы с перепонками для плавания

Учитель Какие особенности строения, на ваш взгляд, необходимы животным для жизни и в воде и на суше?

Выслушивание ответов.

Учитель обобщает ответы учащихся, демонстрируя таблицы и скелет лягушки. Одновременно с объяснением происходит открытие второй части таблицы, связанной с земноводными:

При освоении новой среды обитания амфибиям пришлось очень сильно изменить строение организма, характерное для рыб. И если бы животным выдавались патенты, то земноводные получили бы их за такие достижения:

  1. Они первыми из позвоночных научились дышать с помощью лёгких и вдохнули полной грудью живительный воздух нашей планеты ( в дыхании участвует также кожа ).
  2. Для более эффективного использования нового органа дыхания земноводные обзавелись вторым кругом кровообращения, а в сердце появилась дополнительная перегородка – оно стало трёхкамерным. Четырёхкамерное сердце земноводным и не нужно – ведь кровь, поступающая из подкожных сосудов, также богат кислородом. Но при этом кровообращение лягушки устроено так, что самый важный орган тела-головной мозг- снабжается почти чистой артериальной кровью.
  3. Амфибии первыми встали на ноги. Ноги земноводных имеют суставы и закреплены в теле с помощью поясов конечностей.
  4. Земноводные научились поворачивать голову – у них есть шейный отдел позвоночника, правда, состоящий из одного позвонка.
  5. амфибии первыми научились мигать- чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания. У них появляются подвижные веки. ( предположения можно спросить у учащихся ).
  6. Лягушки – первые «слюнтяи» планеты. Чтобы на суше можно было легко глотать сухую добычу, потребовалась смазка – слюна. Однако она не содержит пищеварительных ферментов.
  7. Чтобы лучше слышать в воздушной среде, у амфибий появляется новый орган – среднее ухо, закрытое гибкой мембраной – барабанной перепонкой – и снабжённое специальной косточкой для усиления и передачи возникающих колебаний.

Учитель: однако, сумев освоить сушу, земноводные всё же не порвали до конца связь с водой. Какие признаки в строении лягушки, на ваш взгляд, свидетельствует об этом?

Выслушивает предполагаемые ответы.

Учитель: Чтож, вы довольно близко подобрались к истине.

1. Тонкая нежная кожа земноводных нуждается в постоянном увлажнении, поэтому амфибии живут в сырых местах и часто навещают водоёмы.

2. У многих лягушек пальцы соединены плавательной перепонкой.

3. Через влажную кожу легко осуществляется газообмен. Многие земноводные поглощают больше кислорода через кожу, чем через лёгкие, поэтому могут долгое время оставаться под водой.

4. Икра и личинки не могут противостоять высыханию, поэтому размножение амфибий осуществляется в воде.

5. Выводы и обобщения:

Учитель: Итак, можно сделать вывод о том, что лягушка – животное, приспособленное к обитанию в воде и суше . ( вывод делают учащиеся ) У амфибий можно обнаружить черты приспособленности к каждой из сред. Это удивительные создания. Думаю, последняя моя информация снимет ваши последние сомнения.

Кожа земноводных богата железами, выделяющими слизь, которая предотвращает развитие бактерий, а иногда бывает ядовитой и защищает амфибий от более крупных врагов. В Китае издавна известно о лечебных свойствах жабьего яда. Европейским врачам жабий яд заменял обезболивающие средства. Он сохраняет свои свойства необычайно долго. Японцы готовят из лягушек препараты для лечения опухолей.

Глаза лягушек различают движущиеся предметы. Неподвижные детали различают тогда, когда начинают двигаться сами. Человек взял себе на заметку эту особенность: он сконструировал аппарат по типу лягушачьего глаза, который применяется при слежении за самолётами.

И наконец, вокальные таланты бесхвостых амфибий получили широкую известность. Они первыми создали оркестры. Например, свистящие квакши образуют дуэты, трио, квартеты и квинтеты, в которых есть свои запевалы. Голосами лягушки соперничают с птицами.

Звучит запись лягушачьего концерта.

Учитель: Так что амфибии – интересные и во многом полезные животные. Недаром гласит норвежская примета:»Кто дружен с лягушкой, тому она приносит золото».

Домашнее задание:

Параграф 24. самостоятельно ознакомиться с отрядами земноводных. Подготовить сообщение: «Пальма первенства земноводных» - об особенностях строения и образе жизни земноводных

Подведение итогов.

С. А. Жигулёва, МБОУ "Болоховская ООШ № 3", г. Болохово, Тульская область

Метки: Биология