Наука о растениях - Ботаника. Мир растений
Наука о растениях - Ботаника. Мир растений
Цель: познакомить с правилами поведения в кабинете, правилами техники безопасности. Дать представление о месте биологии в системе естественных наук, структуре науки биологии, познакомить с основными биологическими дисциплинами, дать понятие о царствах живой природы, о многообразии живых организмов. Сформировать представление об основных свойствах жизни. Дать общее представление о характерных особенностях, объединяющих растительный мир. Показать многообразие растений на Земле, их связь с окружающей средой. Дать представление о значении растений в природе и жизни человека.
Ключевые понятия и термины: биология, царство, ботаника, культурные растения, дикорастущие растения, многолетние, двулетние и однолетние растения, жизненная форма, декоративные растения, лекарственные растения
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Рассказ учителя о правилах поведения в кабинете и технике безопасности
3.Изучение нового материала
Биология—наука о живых орг-мах, их строении, жизнедеят-ти.
Термин «биология» стал использоваться с 1802г. Ввёл это понятие французский учёный Ж.Б.Ламарк.
Первые живые орг-мы появ-сь на Земле более 3,5млрд. лет назад. Они имели простое строение и представляли собой одиночные маленькие клетки, не имеющие ядра, их наз-ли доядерными или прокариотами. . Позднее возникли более сложные одноклеточные, а затем многоклеточные орг-мы. Это ядерные орг-мы, или эукариоты. Все живые сущ-ва отлич-ся по своим св-вам. В связи с этим их делят на большие группы, кот. наз-ся Царствами.
Царство—очень большая группа орг-мов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе.
Выд-ют несколько царств живых орг-мов: Животные, Растения, Грибы, Бактерии, Вирусы
Все живые орг-мы обладают св-вами: дыхание, питание, размножение, рост, развитие, раздражимость, обмен веществ, смерть. Все живые орг-мы состоят из клеток.
В 6кл вы будете изучать царства: Растения, Бактерии, Грибы.
Знакомство с биологией в школе нач-ся с изучения царства растений.
Наука, изучающая царство растений—ботаника (от греч. Ботане—трава, растение)
Основоположником ботаники считается древнегреческий учёный Теофраст, кот. собрал и объединил разрозненные знания о растениях в единое целое.
Читаем учебник стр.5 выделенный шрифт.
Культурные растения—растения, выращиваемые чел-ком для удовлетворения своих потреб-тей. Они происходят от дикорастущих растений. Рис.3 стр.6
Дикорастущие растения—растения, кот растут, развив-ся и расселяются без помощи чел-ка Рис.4 стр.6
Многолетние растения—растения, живущие много лет
Однолетние растения—растения, живущие не более 1 года
Двулетние растения—растения, живущие 2 года
Структура науки ботаники
Наука | Предмет изучения |
Анатомия растений | Внутреннее строение растений |
Морфология растений | Внешнее строение растений |
Физиология растений | Процессы, происходящие в растении |
Систематика растений | Классификация растений |
Геоботаника | Строение и значение растительных сообществ |
Селекция | Сорта растений и их св-ва |
Цитология | Клетка |
Биохимия растений | Хим-ий состав растений |
Палеоботаника | Ископаемые растения |
Экология растений | Связь растений с окружающей средой |
Общий внешний облик растений наз-ют жизненной формой. У растений их несколько: дерево, кустарник, кустарнички, травы
Пр-ры стр.9 учебника
Читаем стр. 9 учебника выделенный шрифт
Микология—наука, изучающая царство грибов.
Микробиология—наука изучающая микроорг-мы
Большинство растений имеют зелёный цвет, сл-но, способны к фотосинтезу, т.е. способны превращать энергию солнца в энергию органич-х в-в. Они яв-ся источником пищи для всех остальных орг-мов. В процессе фотосинтезе растения поглощают СО2 и выделяют О2, необходимый для дыхания др. живых орг-мов. Кроме того растения яв-ся местообитанием и убежищем для многих животных. Животные используют растения не только как пищу, но и как лекарство от болезней.
Значение растений (самостоятельная работа) стр.10 учебника.
4.Закрепление знаний и умений.
-Что такое биология?
-На какие науки делится биология?
-Что изучает ботаника?
-Что изучает микология?
-Что изучает микробиология?
-Какие орг-мы относятся к доядреным? Как они по-другому наз-ся?
-какие орг-мы относятся к ядерным? Как они по-другому наз-ся?
5.Подведение итогов урока
Домашнее задание
Введение, §1
Найти информацию о растениях, кот. сыграли важную роль в истории стран или в судьбах людей. Подготовить доклад, оформить его и сдать
Ресурсы:
1.А.А.Калинина. Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения.
2.И.Н.Понаморева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Учебник по биологии. 6 класс
Ресурсы интернета:
Ж.Б.Ламарк http://rsa.karelia.ru/moodle/mod/glossary/view.php?id=1631
Царства живой природы
http://biologymoscow.ucoz.ru/index/carstva_zhivoj_prirody/0-553
Теофраст http://qhhq.ru/raznoe/10-bez-kategorii/1589-vyskazyvaniya-citaty-i-aforizmy-teofrasta.html
Культурные растения. http://900igr.net/fotografii/biologija/Proiskhozhdenie-kulturnykh-rastenij/001-Selektsija-kak-nauka.html
Дикорастущие растения http://www.perunica.ru/specpodgotovka/5950-pitanie-v-ekstremalnyh-usloviyah-dikorastuschie-rasteniya.html
Жизненные формы растений. http://mirbiologii.ru/category/prezentacii-6-klass/page/2
Ю.А. Косторных, МБОУ СОШ №8, г. Елец, Липецкая область
Метки: Биология