Информационно-образовательный портал
e-mail: mail@infobraz.ru

Наука о растениях - Ботаника. Мир растений

Наука о растениях - Ботаника. Мир растений

Цель: познакомить с правилами поведения в кабинете, правилами техники безопасности. Дать представление о месте биологии в системе естественных наук, структуре науки биологии, познакомить с основными биологическими дисциплинами, дать понятие о царствах живой природы, о многообразии живых организмов. Сформировать представление об основных свойствах жизни. Дать общее представление о характерных особенностях, объединяющих растительный мир. Показать многообразие растений на Земле, их связь с окружающей средой. Дать представление о значении растений в природе и жизни человека.

Ключевые понятия и термины: биология, царство, ботаника, культурные растения, дикорастущие растения, многолетние, двулетние и однолетние растения, жизненная форма, декоративные растения, лекарственные растения

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Рассказ учителя о правилах поведения в кабинете и технике безопасности

3.Изучение нового материала

Биология—наука о живых орг-мах, их строении, жизнедеят-ти.

Термин «биология» стал использоваться с 1802г. Ввёл это понятие французский учёный Ж.Б.Ламарк.

Первые живые орг-мы появ-сь на Земле более 3,5млрд. лет назад. Они имели простое строение и представляли собой одиночные маленькие клетки, не имеющие ядра, их наз-ли доядерными или прокариотами. . Позднее возникли более сложные одноклеточные, а затем многоклеточные орг-мы. Это ядерные орг-мы, или эукариоты. Все живые сущ-ва отлич-ся по своим св-вам. В связи с этим их делят на большие группы, кот. наз-ся Царствами.

Царство—очень большая группа орг-мов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе.

Выд-ют несколько царств живых орг-мов: Животные, Растения, Грибы, Бактерии, Вирусы

Все живые орг-мы обладают св-вами: дыхание, питание, размножение, рост, развитие, раздражимость, обмен веществ, смерть. Все живые орг-мы состоят из клеток.

В 6кл вы будете изучать царства: Растения, Бактерии, Грибы.

Знакомство с биологией в школе нач-ся с изучения царства растений.

Наука, изучающая царство растений—ботаника (от греч. Ботане—трава, растение)

Основоположником ботаники считается древнегреческий учёный Теофраст, кот. собрал и объединил разрозненные знания о растениях в единое целое.

Читаем учебник стр.5 выделенный шрифт.

Культурные растения—растения, выращиваемые чел-ком для удовлетворения своих потреб-тей. Они происходят от дикорастущих растений. Рис.3 стр.6

Дикорастущие растения—растения, кот растут, развив-ся и расселяются без помощи чел-ка Рис.4 стр.6

Многолетние растения—растения, живущие много лет

Однолетние растения—растения, живущие не более 1 года

Двулетние растения—растения, живущие 2 года

Структура науки ботаники

Наука

Предмет изучения

Анатомия растений

Внутреннее строение растений

Морфология растений

Внешнее строение растений

Физиология растений

Процессы, происходящие в растении

Систематика растений

Классификация растений

Геоботаника

Строение и значение растительных сообществ

Селекция

Сорта растений и их св-ва

Цитология

Клетка

Биохимия растений

Хим-ий состав растений

Палеоботаника

Ископаемые растения

Экология растений

Связь растений с окружающей средой

Общий внешний облик растений наз-ют жизненной формой. У растений их несколько: дерево, кустарник, кустарнички, травы

Пр-ры стр.9 учебника

Читаем стр. 9 учебника выделенный шрифт

Микология—наука, изучающая царство грибов.

Микробиология—наука изучающая микроорг-мы

Большинство растений имеют зелёный цвет, сл-но, способны к фотосинтезу, т.е. способны превращать энергию солнца в энергию органич-х в-в. Они яв-ся источником пищи для всех остальных орг-мов. В процессе фотосинтезе растения поглощают СО2 и выделяют О2, необходимый для дыхания др. живых орг-мов. Кроме того растения яв-ся местообитанием и убежищем для многих животных. Животные используют растения не только как пищу, но и как лекарство от болезней.

Значение растений (самостоятельная работа) стр.10 учебника.

4.Закрепление знаний и умений.

-Что такое биология?

-На какие науки делится биология?

-Что изучает ботаника?

-Что изучает микология?

-Что изучает микробиология?

-Какие орг-мы относятся к доядреным? Как они по-другому наз-ся?

-какие орг-мы относятся к ядерным? Как они по-другому наз-ся?

5.Подведение итогов урока

Домашнее задание

Введение, §1

Найти информацию о растениях, кот. сыграли важную роль в истории стран или в судьбах людей. Подготовить доклад, оформить его и сдать

Ресурсы:

1.А.А.Калинина. Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения.

2.И.Н.Понаморева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Учебник по биологии. 6 класс

Ресурсы интернета:

Ж.Б.Ламарк http://rsa.karelia.ru/moodle/mod/glossary/view.php?id=1631

Царства живой природы

http://biologymoscow.ucoz.ru/index/carstva_zhivoj_prirody/0-553

Теофраст http://qhhq.ru/raznoe/10-bez-kategorii/1589-vyskazyvaniya-citaty-i-aforizmy-teofrasta.html

Культурные растения. http://900igr.net/fotografii/biologija/Proiskhozhdenie-kulturnykh-rastenij/001-Selektsija-kak-nauka.html

Дикорастущие растения http://www.perunica.ru/specpodgotovka/5950-pitanie-v-ekstremalnyh-usloviyah-dikorastuschie-rasteniya.html

Жизненные формы растений. http://mirbiologii.ru/category/prezentacii-6-klass/page/2

Ю.А. Косторных, МБОУ СОШ №8, г. Елец, Липецкая область

Метки: Биология