План- конспект открытого урока в 5 классе « Происхождение человека»
План- конспект открытого урока в 5 классе « Происхождение человека»
Цель:
обучающие:
-закрепить знания учащихся о происхождении человека;
-развивать умение анализировать, составлять причинно-следственные связи,
-развивать умения работать с учебником, видеоматериалами.
развивающие:
-развивать интерес к предмету,
-развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы,
-расширение кругозора;
-развивать мыслительные способности и речь учащихся путем активизации их деятельности на уроке (обсуждение проблемных вопросов)
-стимулировать познавательную активность и интерес к знаниям.
-развивать коммуникативные способности учащихся, умение вести дискуссию.
-воспитательные:
-развивать познавательные интересы, навыки работы с учебным материалом,
Оборудование:
-муляжи фигурок обезьяны и первобытных людей; компьютер, презентация Power Point.
Задачи урока:
- учащиеся должны узнать, кто являлся предками человека, согласно научной точки зрения, среду их обитания и образ жизни;
- должны научиться работать с муляжами, схемами, текстом учебника, извлекая из них нужную информацию;
- вызвать интерес к теме урока; создать атмосферу успеха
Ход урока
I Объявление темы урока
Вы уже знаете о том, что человек не сразу стал таким, каким мы его видим сейчас. Окружающая среда, сложные условия жизни, тысячелетия сформировали таких людей, какими являемся мы с вами. Длительное время обезьяна превращалась в человека, который в свою очередь продолжает превращаться…
В кого? Ученых давно уже интересует вопрос: как будет выглядеть человек 5-тысячного или 10-тысячного года. А вас этот вопрос интересует? Итак, сегодня наш урок будет посвящен расширению ваших знаний о происхождении человека.
II Повторение изученного
Но прежде чем приступить к этому, необходимо понять, как человек развивался в прежние времена, какие факторы повлияли на его развитие. Также необходимо понять, какие конкретно изменения в облике человека связаны с теми или иными условиями жизни.
- Как вы думаете, почему, для того чтобы представить будущее человека, нужно основательно разобраться в его прошлом?
Люди выдвигали самые различные теории происхождения человека. Некоторые думали, что их создал Бог. Другие считали, что человек- это создание инопланетян, а другие придерживались научной теории ( происхождение от обезьяны)
- А что думают по этому поводу современные ученые? От кого, по их мнению, произошел человек?
Эволюционная теория ( научная) Является наиболее распространённой в современном научном сообществе. Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов — человекоподобных существ путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.
А сейчас вспомните и расставьте, предков современного человека в нужной последовательности, начиная от самого древнего. (дриопитек, австралопитек, синантроп, питекантроп, неандерталец, кроманьонец)
Дриопитек ( древесная обезьяна). Что вы можете о нем сказать. Откройте учебник на странице 143 и найдите о нем информацию.
Одни из дриопитеков остались в лесах, от них произошли современные обезьяны.
Каких обезьян можно назвать ближайшими родственниками людей? (шимпанзе и гориллу)
Другие стали приспосабливаться к жизни на открытых пространствах - в африканских степях и саваннах.
Посмотрите на нашу схему и скажите, кто появился от дриопитеков? (австралопитеки)
Какие изменения произошли у австралопитеков в связи изменением их образа жизни? Стр. 143-144 (прямохождение и необходимость видеть дальше в условиях равнины – увеличился рост; освобождение передних конечностей -начали пользоваться палками и камнями для добывания пищи и защиты от врагов.)
Выберите на слайде признаки характеризующие австралопитека?
Естественно, что австралопитеки вымерли, но именно от них по мнению ученых произошли ближайшие предшественники людей- человек умелый ( синантроп) Что мы о нем можем сказать? ( стр. 144 , жил примерно 2млн. лет тому назад, изготавливал примитивные орудия труда ( для чего?) Поддерживал огонь, строил себе жилища).
Следующий был человек прямоходящий. Был более высоким и крупным, чем его предшественник, пользовался огнем ( что это значит?), изготавливал различные орудия труда.
Человек разумный ( неандерталец и кроманьонец). Какой из этих представителей жил во время ледников- неандерталец. В связи с этим ему приходилось свои жилища обогревать( чем?) Огонь и шкуры животных. Каким образом они добывали шкуры и какие? Это говорит о том, что они были умелыми охотниками ( мамонт, пещерный медведь)
Кроманьонец- жил примерно 30-40 тысяч лет назад. Очень похож на современного человека. Найдите в учебнике информацию о кроманьонце ( стр. 144)
III Рефлексия
На этом уроке мы с вами еще раз вспомнили о том, откуда берет свои корни человек.
И сейчас давайте с вами докажем, что мы человек- разумный и проверим, как вы усвоили материал.
1. Какие из представленных обезьян относятся к человекообразным?
2. Составьте ряд. Обезьяна-человек.
3. Установите соответствие.
4. Я буду зачитывать предложение, а вы догадайтесь, о ком я говорю:
Он появился на юге Африки и первым приспособился к жизни на открытых пространствах (австралопитек).
Новые условия жизни привели к тому, что он научился сам изготавливать для себя орудия (человек умелый).
На стенах своих пещер он оставлял удивительные рисунки, на которых изображались животные, люди и сцены охоты (кроманьонец).
Он укрывался в пещерах или строил хижины, покрытые шкурами животных. Да и сам не прочь был поносить меховые шубки (неандерталец).
Он первым догадался, что огонь может быть не только врагом, но и другом (человек прямоходящий).
Высокая трава саванн и степей мешала ему осматривать окрестности, и он встал на ноги (австралопитек).
Этот человек нашел себе замечательного помощника, ставшего самым преданным другом – собаку (кроманьонец).
Теперь мы с вами достаточно хорошо ориентируемся в причинно-следственных связях развития человека как вида. Вы уже хорошо понимаете, что изменение окружающих человека факторов может вести за собой изменения в его внешности, умственном и физическом развитии. С такими знаниями нетрудно представить себе человека будущего.
Домашнее задание: прочитать стр 142-44. Ответьте на вопросы на стр 148.
А. А. Коробченко, ГБОУСОШ № 53, Санкт-Петербург
Метки: Биология