Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

  • Библиотека
  • Биология
  • Дебаты по теме "Человечество погубит биосферу?", 10 класс. Тема. Человек как житель биосферы.

Дебаты по теме "Человечество погубит биосферу?", 10 класс. Тема. Человек как житель биосферы.

Дебаты по теме "Человечество погубит биосферу?", 10 класс. Тема. Человек как житель биосферы.

Цели урока:

  • расширение и обобщение знаний по теме;
  • развитие самостоятельности обучающихся в процессе познания;
  • формирование навыков работы с разными информационными источниками;
  • развитие аналитических и коммуникативных умений;
  • формирование культуры ведения коллективного спора;
  • воспитание ответственности за состояние окружающей среды;
  • моделирование экологически грамотного поведения;

Используемые педагогические технологии:

  • технология дебатов
  • икт (выступления спикеров сопровождаются показом сдайдов, иллюстрирующих слова ораторов)

Ход урока.

Учитель:

«Здравствуйте! Мы заканчиваем изучение биосферы как глобальной экосистемы. На прошлых уроках мы знакомились со структурой биосферы, разбирали механизмы ее устойчивости, говорили о том, как щла ее эволюция. Закономерным следствием развития живой материи стало появление человека. С появлением и развитием человека биосфера стала стремительно меняться. Каковы перспективы развития биосферы под влиянием человеческой деятельности? На этот счет есть разные мнения , но многие из них можно объединить следующим тезисом «Человечество погубит биосферу». (Тема записана на доске). Сегодня здесь собрались сторонники и противники этого тезиса, чтобы провести дебаты. Каждая команда состоит из пяти спикеров, задача которых — максимально убедительно изложить и аргументировать свою точку зрения. Для оценки дебатов нам необходимы эксперты. Предлагаю выступить в роли экспертов всем присутствующим. Вы получаете листы экспертной оценки спикеров, выставляете баллы по указанным критериям, затем результат просуммирует секретарь (определяем секретаря).

Правила переговоров:

  • команды утверждения и отрицания вправе заявить свой кейс понятий, аспектов, аргументов за определенное время (2-3 минуты каждому спикеру);
  • каждый участник команды может выступить один раз;
  • все участники соблюдают регламент на всех этапах дебатов;
  • выступления спикеров могут иллюстрироваться презентацией, плакатами и т.п.;
  • тайм-кипер следит за регламентом выступлений. За 0,5 минуты до окончания выступления подает сигнал выступающим и экспертам, ведет учет времени при тайм-аутах;
  • эксперты оценивают аспекты, аргументы, выступления спикеров по определенным критериям и заносят результаты в экспертные карты, (оценивается не тезис, а аргументы!);
  • в случае затруднений спикеры команд могут взять тайм-аут длительностью до 2-х минут (за все время переговоров — не более 8 минут);
  • диалог должен вестись строго по заявленной теме и в рамках этических норм;
  • команда поддержки (зрители) имеют право высказать свою позицию или задать вопрос по окончании выступлений всех спикеров, на вопросы может отвечать любой член команды.

Спикер У1

Приветствует всех присутствующих и представляет всю команду утверждения. Затем определяет тезис для защиты и заявляет кейс утверждающей команды:

«Наша команда считает, что человечество погубит биосферу. Для подтверждения тезиса мы предлагаем к обсуждению следующие аспекты:

  • уменьшение биологического разнообразия
  • загрязнение окружающей среды
  • расходование природных ресурсов
  • разрушение озонового экрана
  • нарушение природных экосистем.

(Записать на доске эти аспекты)

Спикер У1 кратко характеризует каждый аспект:" Мы знаем, что одним из главных условий устойчивости экосистемы является видовое многообразие. Уменьшение количества видов в биосфере приведет к нарушению ее устойчивости. Загрязнение окружающей среды делает эту среду непригодной для жизни, ведь организмы приспосабливались к ней тогда, когда среда не была загрязнена, к новому составу среды они не успели приспособиться, так как эволюция происходит в исторически догий срок, а воздействие человека на среду идет очень быстро. Все запасы природных ресурсов, которые накапливались миллионы лет, люди расходуют стремительно, скоро в земле не останется ни нефти, ни газа, а на земле не останется лесов, потому что их вырубают, чтобы производить спички и бумагу. Озоновый экран, благодаря которому жизнь когда-то вышла на сушу, стал дырявым и не защищает поверхность планеты от избытка ультрафиолетовых лучей. Люди уничтожают природные экосистемы, распахивают степи, вырубают леса, осушают болота, скоро на Земле не останется (или почти не останется) участков дикой природы.»

Спикер О1.

Приветствует всех присутствующих и представляет всю команду отрицания. Затем опреде-

ляет тезис отрицания для защиты и заявляет кейс команды:

«Наша команда считает, что человечество не погубит биосферу. Для подтверждения тезиса мы соглашаемся обсуждатьаспекты команды утверждения и дополняем их понятиями «экологическое право» и «современные технологии». (Записать на доске)

Далее спикер кратко характеризует с позиции отрицания все аспекты.

«Да,мы знаем, что одним из главных условий устойчивости экосистемы является видовое многообразие. Однако, в настоящее время на Земле обитает 8,7 миллионов видов, подсчитали ученые. Однако 91% обитателей моря и вообще 86% всех наших соседей еще предстоит открыть, описать и каталогизировать.

Специалисты крупнейшего проекта по изучению Мирового океана Census of Marine Life — «Перепись морской жизни» — опубликовали последние данные подсчетов числа видов живых организмов на Земле. Самые точные подсчеты показали, что 6,6 млн видов живут на суше и еще 2,2 млн бороздят океанские глубины. Так что, видов достаточно, чтобы замещать исчезающие звенья. Загрязнение окружающей среды постепенно уменьшается, так как во всем мире принимаются соответствующие законы. Государство поддерживает предприятия, которые строят очистные сооружения, снижая им налоги. Таким образом, эта проблема вскоре должна уйти на второй план. Что касается природных ресурсов, современные технологии развиваются таким образом, чтобы найти замену нефти и газу, изобретен автомобиль, который использует водород, образовавшийся при разложении воды , в некоторых странах строят электростанции на солнечных батареях. Спички давно заменили зажигалками, а бумагу производят из макулатуры. Леса восстанавливаются. Озоновый экран разрушается по естественным причинам и когда-нибудь сам восстановится. Люди распахивают степи и осушают болота, но взамен они создают искусственные экосистемы = агроценозы, которые тоже становятся частью биосферы.»

Спикер У2.

Полно раскрывает несколько аспектов, усиливая утверждающую позицию. Приводит конкретные факты и цифры.(например, истребление таких видов, как стеллерова корова, странствующий голубь, дронт; возрастающая добыча нефти и газа, загрязнение атмосферы продуктами сгорания топлива)

Спикер О2

Подробно раскрывает аспекты, усиливая отрицающую позицию:

Приводит контраргументы(восстановление численности популяций зубра, бобра и других животных, создание заповедников, Красной книги; использование альтернативных источников энергии, автомобиль с водяным двигателем)

Спикер У3

Я хочу привести ряд фактов, доказывающих, что человечество погубит биосферу. (Например, загрязнение вод синтетическими моющими средствами, нефтью и т.п.)

Спикер О3

Трудно оспаривать предыдущего оратора, однако...( современная утилизация мусора, строительство очистных сооружений и т.п.)

Спикер У4

Как было сказано первым спикером, деятельность человека привела к разрушению озонового слоя..( о причинах разрушения озонового экрана).

Спикер О4

Мы продолжаем настаивать на том, что человечество не погубит биосферу. В доказательство своей позиции хочу сказать следующее.( новые природоохранные технологии, маркировка товаров и т.п.)

Спикер У5 подводит итог выступлениям предыдущих спикеров своей команды, усиливает подтверждающую позицию эффектным заключением.

Спикер О5 подводит итог выступлениям предыдущих спикеров своей команды, усиливает отрицающую позицию эффектным заключением, делает упор на международном природоохранном праве.

Секретарь собирает экспертные листы и подводит итог дебатов. В это время ведущий предлагает зрителям высказать свое мнение по вопросу дебатов и о выступлениях команд.

Затем секретарь оглашает результаты.

Заключительное слово учителя.

Тема, которую мы сегодня обсуждали, очень актуальна, ведь человек — житель биосферы, ее продукт. Трудно не соглашаться с теми фактами, которые сегодня привела команда утверждения. Но мы все представители вида ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ, и в наших силах остановить разрушение нашего общего дома — нашей биосферы. В.И. Вернадский писал, что под влиянием разума и преобразовательной деятельности человека биосфера переходит в новое состояние — ноосферу или сферу разума. Мне же хочется, чтобы сфера разума сочеталась в нас со сферой совести. Людям свойственно искать виноватых и кивать на других, но на самом деле начинать надо с себя, если каждый из нас будет соблюдать природоохранные законы и законы совести, то есть надежда, что человечество не погубит биосферу и себя как часть этой биосферы.

Приложение 1

ЭКСПЕРТНАЯ КАРТА

ФИО эксперта ____________________________

Крералл

У1

У2

У3

У4

У5

О1

О2

О3

О4

О5

1. Содержание

Доказательность

Рациональность аспектов

Аргументация

2. Структура

Логичность выступления

Верность заключений

Соблюдение регламента

3. Способ

Корректность

Четкая грамотная речь

Эмоциональность

4. Вопросы и ответы

Сумма

Сумма команды

ов Задача эксперта состоит в том, чтобы поставить спикеру максимум или снять определенное количество баллов: 3 — отлично; 2 — хорошо; 1 — удовлетворительно.

И. А. Никитина, МБОУ лицей №6, г. Химки, Московская область

Метки: Биология