Школьный этап олимпиады по биологии, 8 класс
Школьный этап олимпиады по биологии, 8 класс
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Растительная клетка в отличие от животной имеет:
а) цитоплазматическую мембрану, б) цитоплазму,
в) клеточную стенку, г) ядро.
2. Мужские гаметы цветкового растения называют:
а) спермиями, б) сперматозоидами, в) пыльцевыми зернами,
г) пыльцой.
3. Семя имеет:
а) только запас питательных веществ, б) только зародыш,
в) зародыш с запасом питательных веществ,
г) зародышевый корешок, стебелек и почечку с листочком.
4. Общим признаком голосеменных и цветковых растений является:
а) развитие из спор б) наличие цветка в) развитие из семени г) упрощение спорофита
5. Грибы как и животные:
а) ведут прикрепленный образ жизни б) гетеротрофные организмы в) размножаются спорами д) растут в течение всей жизни
6. У насекомых тело состоит из:
а) головы и брюшка; б) головогруди;
в) головогруди и брюшка; г) головы, груди, брюшка.
7. Плаванию медуз помогает пульсирующее выбрасывание воды из мантийной полости или:
а) активное движение, б) реактивное движение,
в) пассивное движение, г) скоростное движение.
8. В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:
а) пищеварительная система; б) выделительная система;
в) кровеносная система; г) нервная система.
9. Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:
а) груди и брюшка; б) груди; в) головогруди и брюшка; г) головогруди.
10. Из перечисленных организмов наиболее прогрессивными чертами строения обладают:
а) амеба; б) дождевой червь; в) гидра; г) вольвокс.
11. Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:
а) жаба – кролик – крокодил – акула;
б) акула – лягушка – крокодил – кролик;
в) акула – крокодил – лягушка – кролик;
г) крокодил – акула – жаба – собака.
12. Пищевая цепь – это:
а) последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является пищей для следующего; б) последовательное прохождение пищи по различным разделам пищеварительного тракта; в) зависимость растений от травоядных животных, их, в свою очередь, от хищников;
г) совокупность всех пищевых связей в экосистеме.
13. Из названных организмов к надцарству прокариот относится:
а) эвглена зеленая; б) инфузория-туфелька; в) амеба; г) стафилококк.
14. Две породы собак, например, болонка и немецкая овчарка, это животные:
а) одного вида, но с разными внешними признаками; б) двух видов, одного рода и одного семейства; в) двух видов, двух родов, но одного семейства;
г) одного вида, но обитающие в разных условиях окружающей среды.
15. Первые наземные позвоночные произошли от рыб:
а) лучеперых; б) кистеперых; в) цельноголовых; г) двоякодышащих.
16. Человек в отличие от других млекопитающих:
а) не имеет когтей, б) имеет более развитые легкие,
в) способен к трудовой деятельности, г) не имеет волосяного покрова.
17. Орган, расположенный под диафрагмой с правой стороны:
а) сердце, б) поджелудочная железа, в) желудок, г) печень.
18. Красный костный мозг располагается в
а) плотном веществе кости б) губчатом веществе кости в) надкостнице г) полости кости.
19. Для свертывания крови необходимы, помимо прочего:
а) ионы железа б) ионы кальция в) аскорбиновая кислота г) ионы хлора
20. При физической работе мышцы развиваются более интенсивно, так как:
а) увеличивается нагрузка на мышцы,
б) кровь приносит к ним больше О2 и питательных веществ,
в) удлиняются мышечные волокна,
г) в мышцах накапливается больше молочной кислоты.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Хорда сохраняется в течение всей жизни у:
I. окуня. II. ската. III. акулы. IV. карпа. V. ланцетника.
а) I, II, III, IV; б) III, IV, V; в) II, III, V; г) II, IV, V.
2. Выпишите признаки, характерные для земноводных
I. внешнее оплодотворение II. два круга кровообращения III. двухкамерное сердце IV. развитие с превращением V. кожно-жаберное дыхание.
а) I, II, IV; б) I, IV, V; в) II, III, V; г) I, III, IV.
- Из перечисленных признаков выберите те, которые относятся к растениям:
I. Использование энергии света для создания органических веществ. II. Наличие целлюлозной клеточной стенки. III. Активный способ передвижения. IV. Гетеротрофный способ питания. V. Размножение спорами.
а) I, II, V; б) I, II, IV, V; в) I, III, V; г) I, IV, V.
4. Жизненную форму кустарничек имеют:
I. смородина II. черника III. брусника IV. крыжовник V. земляника.
а) I, III; б) III, IV, V; в) II, III; г) II, IV.
5. Функции кровеносной системы:
I. опорная II. транспортная III. защитная IV. обеспечение питательными веществами V. поддержание гомеостаза.
а) I, II,III, IV, V; б) II, III, IV, V; в) II, III, IV; г) II, III, V.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать - 10 (1 балл за каждый правильный ответ).
1. Водоросли – высшие растения.
2. После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.
3. Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.
4. У всех представителей класса пресмыкающихся сердце трехкамерное.
5. Всем папоротникообразным для оплодотворения нужна вода.
6. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
7. При сильном похолодании некоторые птицы могут впадать в спячку.
8. У каждого млекопитающего 7 шейных позвонков.
9. Вакцина – культура ослабленных микробов
10. Все грибы – гетеротрофы
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 9 ( по 0,5 за правильный ответ). Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
1. Установите соответствие между организмами и средами их жизни.(2 балла)
1. Водная 2. Почвенная 3. Организменная 4. Наземно-воздушная |
А) личинка майского жука Б) малярийный плазмодий В) личинка стрекозы Г) виноградная улитка |
2. Установите соответствие между названиями костей и их типами.(4 балла)
Типы костей | Названия костей |
1. Трубчатые(длинные) 2. Губчатые 3. Плоские |
А) плечевая Б) теменная В) лопатка Г) лучевая Д) кости запястья Е) бедренная Ж) ребро З) грудина |
4. Установите соответствие между основными компонентами крови и выполняемыми ими функциями.(3 балла)
Основные компоненты крови | Функции |
1. Лейкоциты 2. Эритроциты 3. Тромбоциты 4. Плазма крови |
А) свертывание крови Б) транспорт газов В) фагоцитоз Г) иммунитет Д) транспорт питательных веществ Е) Выработка антител |
Матрица ответов
Часть I. [мах. 20 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ___ бал.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Часть II. [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] __ бал.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Часть III. [мах. 10 баллов, по 1 баллу за верный ответ] _______ бал.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
"ДА" | ||||||||||
"нет" |
Часть IV. [мах. 9 баллов, по 0,5 б. за верный ответ] ________ бал.
1 задание
А | Б | В | Г |
2 задание
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
3 задание
А | Б | В | Г | Д | Е |
Е. Ю. Артемьева, МОУ Кушалинская СОШ, Рамешковский район, Тверская область
Метки: Биология