Школьный этап олимпиады по биологии, 7 класс
Школьный этап олимпиады по биологии, 7 класс
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Сфагнум размножается:
а) семенами; б) пыльцой; в) спорами; г) семязачатками.
2. Соцветие колос характерно для:
а) ландыша; б) сирени; в) ржи; г) подорожника.
3. Корневые шишки – это сильно утолщенные:
а) придаточные корни; б) корневые волоски;
в) главные корни; г) воздушные клубни.
4. Соплодие характерно для:
а) груши; б) малины; в) банана; г) огурца.
5. Манную крупу изготовляют из:
а) пшеницы; б) проса; в) овса; г) ячменя.
6. Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является:
а) развитие из спор; б) наличие цветка;
в) развитие из семени; г) редукция спорофита.
7. Простейшие, ведущие исключительно паразитический образ жизни:
а) корненожки; б) жгутиконосцы; в) инфузории; г) споровики.
8. Муха цеце является переносчиком трипаносом, вызывающих у человека:
а) сонную болезнь; б) восточную язву; в) малярию; г) кокцидиоз.
9. Наука, изучающая развитие живой природы по отпечаткам и окаменелостям, которые находят в земной коре:
а) систематика; б) история; в) палеонтология; г) эволюция.
10. Плод у покрытосеменных образуется из:
а) тычинки, б) пестика, в) завязи пестика, г) рыльца пестика.
11. Корни, отрастающие от стебля, называют:
а) боковыми, б) стержневыми, в) главными, г) придаточными.
12. Часть луковицы, в которой откладываются запасные питательные вещества, – это: а) донце, б) почка, в) видоизмененные листья, г) сухие чешуи.
13. Среди злаков преобладают растения:
а) травянистые, б) лианы, в) кустарники, г) деревянистые.
14. Основную массу корневой системы злаков составляют корни:
а) придаточные, б) боковые, в) главные, г) воздушные.
15. В растениях вода с растворенными минеральными веществами передвигается по: а) лубяным волокнам, б) ситовидным трубкам,
в) сосудам древесины, г) волокнам древесины.
16. Голосеменные растения в отличие от папоротников:
а) живут на суше, б) имеют корень и стебель,
в) образуют плод с семенами, г) размножаются семенами.
17. Запасные вещества находятся в эндосперме у:
а) дуба, б) пшеницы, в) фасоли, г) гороха.
18. Половой процесс (конъюгация) характерен для:
а) хламидомонады; б) эвглены; в) инфузории – туфельки г) амебы.
19. Главный корень сохраняется в течение жизни у:
а) укропа, б) кукурузы, в) лопуха, г) чеснока.
20. Какая клеточная структура по своей функции напоминает таможню в
современном государстве?
а) клеточная мембрана б) цитоплазма в) вакуоль г) ядро
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Если оборвать (обрезать) кончик главного корня:
I. корень погибнет.
II. все растение погибнет.
III. рост корня в длину прекратится.
IV. растение выживет, но будет слабым.
V. начнут расти боковые и придаточные корни.
а) III, IV, V;
б) III, V;
в) I, IV, V;
г) II, IV, V.
2. Выберите несколько признаков, которые можно использовать для доказательства того факта, что клубень картофеля – это видоизмененный побег.
I. в клубне много крахмала
II. клубень снаружи покрыт корой
III. С помощью клубней осуществляется вегетативное размножение растений
IV. Глазками клубня растение можно вегетативно размножать
V. В клубне можно различить древесину и сердцевину
а) III, IV, V;
б) III, V;
в) I, IV, V;
г) II, IV, V.
- Выберите несколько признаков, которые характерны для цветковых растений:
I. Все растения, существующие на Земле, имеют цветки
II. Цветок – это орган полового размножения растений
III. Все цветки устроены одинаково
IV. Лепестки венчика цветка – это видоизмененные листья
V. Растения, у которых тычиночные и пестичные цветки развиваются на одном растении, называются однодомными
VI. Пестик – часть цветка, вырабатывающая женские гаметы.
а) III, IV, V;
б) II, V, VI,;
в) I, IV, V;
г) III, IV, V, VI
- Выберите правильные утверждения, характерные для процесса фотосинтеза:
I. В результате процесса выделяется углекислый газ.
II. Происходит во всех клетках листа.
III. Происходит круглосуточно
IV. Происходит в хлоропластах.
V. В результате процесса энергия запасается в виде органических веществ.
VI. Для процесса необходимы вода и углекислый газ.
а) III, IV, V;
б) II, V, VI,;
в) I, IV, V;
г) IV, V, VI
- Выберите несколько признаков, которые характерны для животной клетки:
I. Гетеротрофный способ питания.
II. Отсутствие хлорофилла.
III. Наличие вакуолей с клеточным соком.
IV. Отсутствие целлюлозной клеточной стенки.
V. Способность к фотосинтезу.
VI. Отсутствие ядра.
а) I, IV, V;
б) I, II, III, V;
в) I, II, IV;
г) IV, V, VI
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10.
1. Печеночные мхи – низшие растения.
2. После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.
3. Луковица – это видоизмененный корень растения.
4. Водоросли могут состоять из одной клетки.
5. Для однодольных растений характерна стержневая корневая система.
6. В клетках бактерий есть четко оформленное ядро.
7. Кожица листа относится к покровной ткани.
8. У мохообразных в коробочках созревают семена.
9. Для эвглены характерен миксотрофный способ питания.
10. Кровь – это разновидность соединительной ткани
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6 баллов. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
1.Установите соответствие между плодом и растением
1. Ягода 2. Стручок 3. Боб 4. Костянка
|
А). Земляника садовая Б) Фасоль обыкновенная В) Вишня Г) Капуста Д) Картофель Е) Слива |
2. Установите соответствие между типом тканей и организмом
1. Растение 2. Животное
|
А) Образовательная Б) Проводящая В) Нервная Г) Механическая Д) Основная Е) Эпителиальная |
Матрица ответов
Часть I. [мах. 20 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Часть II. [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Часть III. [мах. 10 баллов] ___________ баллов
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
"ДА" | ||||||||||
"нет" |
Часть IV. [мах. 6 баллов] ___________ баллов
1 задание
А | Б | В | Г | Д | Е |
2 задание
А | Б | В | Г | Д | Е |
Е. Ю. Артемьева, МОУ Кушалинская СОШ, Рамешковский район, Тверская область
Метки: Биология