Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

План урока на тему: «Моллюски», 7 класс

План урока на тему: «Моллюски», 7 класс

Цель:

– Показать особенности строения и жизнедеятельности животных, относящихся к типу моллюски; выделить особенности их строения и приспособленность к среде обитания;

– Рассмотреть их многообразие, изучить классификацию типа на примере конкретных представителей класса Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие;

– Показать роль моллюсков в природе и практическое значение для человека.

Задачи:

– Обобщить и систематизировать знания о моллюсках;

– Развивать навыки сравнения, умения использовать информационные технологии при подготовке к уроку и на уроке, применять элементы современных образовательных технологий на уроке;

– Воспитывать чувство бережного отношения к природе, экологическое понимание аспектов природы.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Когда – то давно, еще в начале XX века, два мальчика, два брата переселились со своей большой семьей в Петербург.

Мальчики очень любили гулять вместе.

Они покупали у торговки семечки и отправлялись в Румянцевский лес. И старший – поэт и книгочей – рассказывал сочиняемые на ходу истории. Это были целые повести и романы, полные самых невероятных приключений и подвигов.

Для младшего это была школа творчества. Вскоре он и сам принялся рассказывать свои друзьям такие истории, писать стихи, читать запоем. Но не меньше, чем литература, его влекла наука.

Мальчик стал инженером – химиком, создал проект первого в России завода эфирных масел.

А старший брат стал одним из первых детских писателей страны:

Жил человек рассеянный

На улице Басеянной.

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне.

С цифрой пять на медной бляшке,

В синей форменной фуражке.

Это - Самуил Яковлевич Маршак.

Сейчас, конечно, очень сложно увидеть почтальона с толстой сумкой на ремне, потому что письма и сообщения мы все больше пишем по почте электронной.

Адрес электронной почты школы:

mailto:[email protected]">[email protected]

адрес моей почты:

mailto:[email protected]">[email protected]

Что общего в адресах:

Символ @, который мы именуем «собака», корейцы называют «веселой улиткой».

В кухне Японии существует очень интересное блюдо под названием «танцующий кальмар». Только что убитого моллюска помещают в чашу с рисом, поливают сверху соевым соусом и именно в этот момент кальмар начинает свой танец, перебирая щупальцами. Этот эффект объясняется необычным строением нервных волокон, которые даже после своей смерти реагируют на натрий, содержащийся в соусе.

Японцы же наладили промышленное производство искусственного жемчуга на специальных фермах.

А теперь немного истории.

Легенда рассказывает, что первыми открыли пурпур финикийцы, и вот каким случайным образом: собака пастуха царя Финикса (который правил городом Тиром в половине 2-го тысячелетия до нашей эры) случайно разгрызла валявшуюся на берегу раковину мурекса, и тут же ее морда стала пурпурно-кровавой. Интересно, что сама железа живого моллюска выделяет не пурпурный, а желтоватый секрет. Тот, полежав на солнце некоторое время, сам собой перекрашивается: сначала делается зеленым, затем синим, темно-красным и, наконец, красно-фиолетовым. Полученный пурпур в течение нескольких веков был самым ценным из всех красителей.

И конечно, наша родина – курский край.

Почти все из вас были в усадьбе князей Барятинских – Марьино. Основатель ее – граф Ивани Иванович Барятинский имел от двух браков 8 детей: 4 сыновей и 4 дочерей. Старший – Александр Иванович – и привез в Курскую область виноградную улитку.

Итак, вы уже догадались, что тема нашего сегодняшнего урока:

«Моллюски».

Моллю́ски, или мягкоте́лые (лат. Mollusca). Оценка общего количества видов моллюсков колеблется в разных публикациях в диапазоне от 100 до 200 тысяч. В России насчитывают около 2900 видов. Этот тип обычно делят на 9 или 10 классов, два из которых полностью вымерли. Моллюски освоили практически все среды обитания: морские и пресноводные водоёмы, почву, наземно-воздушную среду. Некоторые моллюски стали временными или постоянными паразитами других животных.

(просмотр видеофильма о моллюсках).

Чтобы побольше узнать о знакомых незнакомцах, мы проведем необычную работу.

КЕЙС

Учитель биологии Маргарита Николаевна – очень занятой человек. Поэтому ей некогда готовить презентации к каждому уроку. Таблицы в магазинах тоже не продают. Помогите Маргарите Николаевне сделать таблицу по данной теме.

Задание:

План таблицы:

1. Классификация (тип, классы).

2. Общая характеристика класса, особенности строения, жизнедеятельности.

3. Представители.

4. Интересные факты.

Материал кейса: §11,12

Название «моллюск» происходит от лат. molluscus «мягкий». Наука, изучающая моллюсков, называется малакология, а наука, изучающая их раковины, — конхиология.

Моллюски распространены по всему земному шару и встречаются как на суше, так и в морях и океанах(особенно в прибрежной зоне). Сравнитель-но небольшое число видов освоило пресные и солоноватые водоёмы. Самые глубоководные моллюски обнаружены в Марианской впадине на глубине около 11 000 м, а сухопутные улитки встречаются от тундры до тропиков и от низин до верхних поясов в горах.

Наиболее общими характеристиками моллюсков можно считать отсутс-твие сегментации и билатеральную симметрию. Следует, однако, отметить, что у разных их групп тело становится асимметричным в результате смеще-ния или неравномерного роста различных органов. Особенно ярко ассимет-рия выражена у брюхоногих моллюсков. Более конкретными объединяющи-ми признаками служат наличие мантии и мантийной полости, выполняющей дыхательную и выделительную функции, а также строение нервной системы.

Тело моллюсков, как правило, состоит из трёх отделов: головы, ноги и туловища, которое подразделяется на висцеральную массу (внутренностный мешок) и мантию с мантийным комплексом органов. У представителей класса Caudofoveata нога отсутствует. Двустворчатые же моллюски вторично утрачивают голову. Туловище содержит все основные внутренние органы.

Большинство моллюсков могут передвигаться с помощью ноги. У голо-воногих моллюсков нога трансформирована в щупальца. Одна из характер-ных особенностей моллюсков — минерализированная раковина. У большин-ства головоногих раковина отсутствует. Характерным для моллюсков явля-ется особый ротовой орган — радула. У двустворчатых радула (как и вся голова) полностью редуцирована.

Жизненные циклы моллюсков также весьма разнообразны. Сухопутные моллюски и класс головоногих развиваются без промежуточных форм, а у других классов существуют личиночные формы. Многие виды моллюсков (в основном сухопутные и пресноводные) оказались перед угрозой вымирания в результате человеческой деятельности и находятся под охраной.

Продолжительность жизни у моллюсков сильно варьирует. В то время как многие виды моллюсков живут по нескольку месяцев или даже недель, среди двустворчатых встречаются представители с наибольшей продолжи-тельностью жизни среди Metazoa — свыше 400 лет. К этому классу также от-носится большая часть видов животных, чья продолжительность жизни обычно составляет до 150 лет. Так, у морской двустворки Panopea abrupta, пресноводной двустворки Margaritifera margaritifera и океанского венуса Arctica islandica максимальная продолжительность жизни составляет 163, 190 и 405 года соответственно.

Моллюски являются важным источником питания для человека, а также источником материалов, служащих сырьём для предметов роскоши, таких как перламутр, жемчуг, пурпур и виссон. Вместе с тем некоторые моллюски являются сельскохозяйственными вредителями, а некоторые могут представлять прямую угрозу для человека.

Особенности строения

Сравниваемый признак

Класс Брюхоногие

Класс Двустворчатые

Класс Головоногие

Симметрия тела

асимметричные

симметричные

симметричные

Отделы тела

Голова, туловище, нога

Туловище, нога

Голова, щупальца

Образ жизни

Морские, пресновод-ные, наземные, пере-двигаются медленно

Морские, пресновод-ные, медленно передвигаются

Морские активно передвигаются реактивным способом

Органы дыха-ния, сердце

Легкие

2-х камерное

Жабры

3-х камерное

Жабры

3-х камерное

Органы размножения

Гермафродиты

Раздельнополые

Раздельнополые

Представители

Виноградная улитка,

малый прудовик,

слизень, катушка

Беззубка, мидия, устрица

Кальмар, осьминог, каракатица

Значение моллюсков в природе и в жизни человека.

Положительное

Отрицательное

1.Цепь питания в биогеоценозе.

1.Наземные моллюски уничтожают культурные растения.

2. Человек использует в пищу.

2.Прудовик – промежуточный хозяин печеночного сосальщика.

3.Индикаторы чистоты воды, фильтруют воду.

3.Морские, закрепляются на днище корабля.

4. Образуют перламутр и жемчуг.

4.Кожные моллюски наносят вред здоровью человека.

5.Из секретов чернильного мешка каракатиц получают акварельную краску.

5.Личинки двустворчатых паразитируют на рыбах.

6.Человек использует для создания сувениров и ювелирных украшений.

Интересные факты:

– Самым большим в мире двустворчатым моллюском является тридакна гигантская. Диаметр ее раковины может достигать двух метров, а вес – 250 килограммов. Обитает этот гигант в тропических водах и может спокойно селиться на глубинах до ста метров. Также широко распространена среди любителей аквариумов. В последнее время тридакну практически истребили, однако остается надежда, что это чудо природы выживает на глубине, где ее трудно достать.

– Самый большой моллюск в мире (он же самое крупное беспозвоночное мира) – гигантский кальмар под названием Architeuthis dux. Его длина составляет более 18 метров. Выловили этого представителя беспозвоночных в 1880 году в Новой Зеландии. Первые упоминания о них датированы 1555 годом. Кальмаров в то время называли и спрутами, и морскими змеями, и вообще люди долгое время отказывались верить в их существование. Сфотографировать впервые Architeuthis dux смогли ученые Японии.

– Не только некоторые растения могут осуществлять фотосинтез. Морской слизень Elysia chlorotica, который живет только за счет глюкозы, получает его из хлоропластов водорослей Vaucheria litorea. Этот моллюск добивается этого, ассимилируя хлоропласты прямо в клетки своего пищеварительного тракта, а после этого процесса начинается фотосинтез: геном кодирует белки, которые необходимы хлоропластам, а взамен он получает синтезируемую глюкозу.

– Во Франции, Англии в I половине 19 века устрицы считались пищей для бедняков, которые не могли себе позволить купить мясо. Однако вылов этих моллюсков без контроля привел к резкому сокращению популяции этих особей и во II половине 19 века они очень подорожали, став при этом деликатесом.

– К самым быстроходным разновидностям наземных улиток относится, по всей видимости, обычная садовая улитка (Helix aspersa). В соответствии с проведенными в США экспериментами абсолютная максимальная скорость этого вида составляет 0,05 км/ч.

– Осьминоги считаются самыми умными среди всех беспозвоночных и умнее даже некоторых позвоночных животных. Например, они могут различать геометрические фигуры, привыкают к кормящим их людям, поддаются дрессировке и даже становятся ручными. Осьминоги тщательно заботятся о чистоте своих жилищ, «подметая» их струёй воды и складывая отходы снаружи в мусорную кучу.

Представители:

Проверка кейса:

Тип Моллюски

Класс Двустворчатые

симметричные;

отделы тела – туловище, нога;

морские, пресноводные, медленно передвигаются; жабры, трехкамерное сердце,

раздельнополые

Самым большим в мире двустворчатым моллюском является тридакна гигантская. Ди-аметр ее раковины может достигать двух метров, а вес – 250 килограммов. Обитает этот гигант в тропических водах и может спокойно селиться на глубинах до ста мет-ров. Также широко распространена среди любителей аквариумов. В последнее время тридакну практически истребили, однако остается надежда, что это чудо природы выживает на глубине, где ее трудно достать.

Тип Моллюски

Класс Брюхоногие

ассимметричные;

отделы тела – голова, туловище, нога;

морские, пресноводные, наземные, медленно передвигаются;

легкие, двухкамерное сердце, гермафродиты

Не только некоторые растения могут осуществлять фотосинтез. Морской слизень Elysia chlorotica, который живет только за счет глюкозы, получает его из хлоропластов водорослей Vaucheria litorea. Этот моллюск добивается этого, ассимилируя хлоропласты прямо в клетки своего пищеварительного тракта, а после этого процесса начинается фотосинтез: геном кодирует белки, которые необходимы хлоропластам, а взамен он получает синтезируемую глюкозу.

Тип Моллюски

Класс Головоногие

симметричные;

отделы тела – голова, щупальца;

морские, активно передвигаются реактивным способом;

жабры, трехкамерное сердце,

раздельнополые

Самый большой моллюск в мире (он же самое крупное беспозвоночное мира) – гигантский кальмар под названием Architeuthis dux. Его длина составляет более 18 метров. Выловили этого представителя беспозвоночных в 1880 году в Новой Зеландии. Первые упоминания о них датированы 1555 годом. Кальмаров в то время называли и спрутами, и морскими змеями, и вообще люди долгое время отказывались верить в их существование. Сфотографировать впервые Architeuthis dux смогли ученые Японии.

Подведение итогов урока:

Ответьте на вопросы:

1. Моллюски - …..

2. Основными классами моллюсков являются …

3. Наука, изучающая моллюсков - …

4. Наука, изучающая раковины моллюсков - …

Рефлексия

Домашнее задание

§ 11, 12; ответить на вопрос: Сигнальная верёвка с тяжёлым камнем на одном конце, корзина, деревянное копьё. Кому и для чего служило такое снаряжение?

М. Н. Афанасьева, МБОУ "СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 53", г. Курск

Метки: Биология