Тема урока: Пищеварение в ротовой полости.
Тема урока: Пищеварение в ротовой полости.
Задачи:
Образовательные:
- проверить знания обучающихся о строении и функциях пищеварительной системы, о пищевых продуктах и питательных веществах;
-познакомить обучающихся со строением и функциями ротовой полости;
-дать представление о классификации зубов, их строении и функциях;
-поговорить о заболеваниях зубов и их профилактике;
-познакомить с правилами ухода за зубами.
Развивающие:
- продолжить работу по развитию логического мышления, умений работать с учебным текстом и рисунками, умений сравнивать, анализировать и обобщать, выявлять причинно-следственные связи, владение монологической речью.
Воспитательные:
-развитие познавательного интереса к предмету;
-продолжить работу по привитию навыков личной гигиены, сохранения и укрепления здоровья.
Оборудование: таблицы: «Органы пищеварения», мультимедийная презентация.
Ход урока:
I. Организационный этап.
II. Проверка домашнего задания:
1. Тестирование (приложение № 1).
2. Работа у доски (задания записаны на доске):
2.1.Установите последовательность в расположении отделов пищеварительного тракта (один обучающийся расставляет номера по порядку и отвечает на дополнительный вопрос):
- пищевод
- толстый кишечник
- ротовая полость
- двенадцатиперстная кишка
- желудок
- глотка
- тонкий кишечник.
На какие отделы делится тонкий и толстый кишечник?
2.2.Найдите ошибку в порядке расположения органов пищеварительной системы: (один обучающийся находит лишний орган и объясняет, почему он лишний. Затем показывает органы пищеварения на таблице):
рот- глотка- трахея- пищевод- желудок - тонкая кишка- толстая кишка-прямая кишка.
3. Фронтальный опрос:
3.1. Почему человек не может голодать длительное время?
3.2. Почему при дыхании человек выдыхает углекислый газ?
3.3. Назовите органы пищеварительной системы.
3.4. Какие пищеварительные железы Вы знаете?
3.5. Сколько этапов включает процесс пищеварения?
4. Изучение нового материала:
1. Сообщение темы и цели урока: сформировать понятие пищеварения в ротовой полости, рефлекторной регуляции слюноотделения.
(Тема урока записывается в тетрадь)
2. Ротовая полость: (слайд № 2)
- язык
- зубы
- твердое небо
- мягкое небо
- миндалины
Исходя из вышесказанного давайте определим, какие функции выполняет ротовая полость. (Обучающиеся дают ответы, учитель обобщает и делает вывод)
3. Функции ротовой полости: (слайд № 3)
- определение вкуса пищи, ее температуры
- механическая обработка пищи
- химическая обработка пищи
- обеззараживание пищи
- орган речи у человека
Функции ротовой полости:
- Определение вкуса пищи, ее температуры (язык)
- Механическая обработка пищи (язык, зубы)
- Обеззараживание пищи (миндалины)
- Орган речи у человека (язык, зубы, губы)
4. Опробование пищи и анализ ее пригодности осуществляется с помощью языка: (слайд № 4)
Язык состоит из поперечно-полосатой мышечной ткани, покрытой слизистой оболочкой. На нем располагаются вкусовые рецепторы.
(Запись в тетради: корень языка – горькое
кончик языка – сладкое
боковая верхняя часть – кислое
боковая нижняя часть – соленое)
5.Механическое измельчение пищи: (слайд № 6)
Зубы разрывают, размельчают и перетирают пищу благодаря движению нижней челюсти относительно неподвижной верхней. Ещё Сервантес говорил: «Рот без зубов – всё равно что мельница без жерновов».
Зубная формула:
правая часть ротовой полости | левая часть ротовой полости | |||||||
Верхняя челюсть | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 |
Нижняя челюсть | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 |
большие коренные | малые коренные | клыки | резцы | резцы | клыки | малые коренные | большие коренные |
(Запись в тетрадь зубной формулы).
- Строение и функции зубов: рис. 73, 74, (слайд № 7)
Зубы – это обнажённая часть нашего скелета, и каждый зуб – живой орган. Зуб имеет коронку, расположенную над десной, шейку и корень, находящейся внутри десны. Коронки покрыты крепкой эмалью желтовато-белого цвета. Под эмалью располагается плотное вещество – дентин. Дентиновые клетки обеспечивают жизнь зуба, их гибель означает его смерть. Внутри находится полость, заполненная мякотью – пульпой, которая пронизана кровеносными сосудами и нервными окончаниями.
7.Заболевания зубов их профилактика. Правила ухода за зубами:
(слайд № 8,9,10)
- Химическая обработка пищи: рис 72, (слайд № 11, 12)
Слюна бесцветная жидкость не имеющая запаха и вкуса, имеющая слабощелочную среду. Она может быть густой, вязкой, подобно слизи, или, наоборот, жидкой, водянистой. Консистенция слюны зависит от неодинакового содержания в ней белковых веществ, главным образом муцина, который придает слюне слизистые свойства.
Муцин, пропитывая и обволакивая пищевой комок, обеспечивает его свободное проглатывание.
В слюне содержится фермент лизоцим, обладающий бактерицидным действием. По представлению И. П. Павлова, слюна обладает лечебным действием (с этим, по-видимому, связано зализывание ран животными).
В состав слюны входят ферменты, под влиянием которых перевариваются некоторые углеводы. Фермент птиалин расщепляет крахмал до промежуточного продукта и фермент мальтаза превращает его в глюкозу.
Кроме птиалина и мальтазы в слюне человека содержатся ферменты, действующие на белковую и жирную пищу. Однако практически их переваривающее действие весьма слабо.
Общее количество выделяемой за сутки слюны у человека составляет приблизительно 1,5 - 2 л.
(Запись в тетради значения органических веществ слюны: муцина, лизоцима, ферментов: птиалина и мальтазы).
Вещество | Содержание, г/л | Вещество | Содержание, ммоль/л |
Вода | 994 | Соли натрия | 6-23 |
Белки | 1,4-6,4 | Соли калия | 14-41 |
Муцин | 0,9-6,0 | Соли кальция | 1,2-2,7 |
Холестерин | 0,02-0,50 | Соли магния | 0,1-0,5 |
Глюкоза | 0,1-0,3 | Хлориды | 5-31 |
Аммоний | 0,01-0,12 | Гидрокарбонаты | 2-13 |
Мочевая кислота | 0,005-0,030 | Мочевина | 140-750 |
- Дуга слюноотделительного рефлекса: (слайд № 13,14)
(Зарисовать в тетрадях схему слюноотделительного рефлекса).
9. Обеззараживание пищи: (слайд № 15)
Миндалины находятся в складках мягкого неба и образуют лимфоидное глоточное кольцо, которое служит защитным барьером на пути инфекции. Установлено, что в них вырабатываются защитные вещества, которые воздействуют на проникших в организм микробов, разрушая их.
Все сказанное относится лишь к здоровым небным миндалинам. Если же в них развивается хроническое воспаление (тонзиллит), то защитные функции резко снижаются. Мало того, сами небные миндалины становятся очагом инфекции и могут провоцировать заболевания других органов и систем. В первую очередь сердца, суставов, почек, печени, и отягощать течение многих хронических заболеваний. Кроме того, такие миндалины становятся причиной аллергизации организма, тонзиллогенной интоксикации, для которой характерны бледность, вялость, быстрая утомляемость, снижение аппетита, субфебрильная температура.
10. Глотание.
IV. Закрепление (беседа по вопросам):
1.Объясните, почему, если долго жевать черный хлеб, он становится сладким.
2. Почему клыки человека сравнительно мало отличаются от резцов?
3. Будет ли происходить слюноотделение, если перерезать нервы, отходящие от языка?
4. Где расположен слюноотделительный центр?
5. Миндалины - это мощная защита нашего организма. Почему же иногда их приходится удалять?
6. Почему плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы?
V. Подведение итогов. Д/з: параграф 31, подготовить сообщения о влиянии курения на состояние зубов.
В. Н. Емельянова, МОУ "ООШ № 78", г. Саратов
Метки: Биология