Информационно-образовательный портал
e-mail: mail@infobraz.ru

Тема урока: Онтогенез. Эмбриональное развитие организмов.

Тема урока: Онтогенез. Эмбриональное развитие организмов.

Задачи:

Образовательные: сформировать знания о закономерностях индивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития животных, о взаимосвязи индивидуального и исторического развития организмов;

Развивающие: выработать умение устанавливать родство позвоночных животных, делать вывод об общности их происхождения;

Воспитательные: сформировать знания о вредном воздействии наркотиков, алкоголя и никотина на развитие зародыша человека.

Оборудование: таблицы: «Индивидуальное развитие организмов (на примере ланцетника), «Сходство эмбрионов некоторых животных на ранних стадиях развития», «Митоз», «Мейоз», мультимедийная презентация.

Ход урока:

I. Организационный этап.

II. Проверка домашнего задания:

  1. Тестирование (приложение № 1).
  2. Работа у доски:

2.1. Найти связь между изученными явлениями и понятиями, соединить стрелками, ответ обосновать:

коньюгация сперматогенез

сперматозоид мейоз

яйцеклетка обоеполые

гермафродиты яичники

2.2. Найти лишнее, пронумеровать по порядку, ответ обосновать:

Анафаза

Метафаза

Интерфаза

Телофаза

Профаза

  1. Фронтальный опрос:

3.1. Особенности половых клеток. Их строение.

3.2. Гаметогенез. Овогенез. Сперматогенез.

3.3. Сравнить два процесса: митоз и мейоз:

А) Каковы фазы деления?

Б) Есть ли коньюгация?

В) Какое число дочерних клеток образуется?

Г) Какое число хромосом получают дочерние клетки?

Д) Какое значение имеет для существования вида тот и другой способ деления?

  1. Найти ошибку в тексте: При овогенезе и сперматогенезе цитоплазма равномерно распределяется между клетками, образующимися в мейозе. Образуются четыре полноценные и жизнеспособные клетки с гаплоидным набором хромосом.

III. Изучение нового материала:

1. Сообщение темы и цели урока: изучить эмбриональный период онтогенеза, его этапы, влияние на него условий окружающей среды; научиться устанавливать родство позвоночных животных и делать вывод об общности их происхождения.

2. Демонстрация схемы:

Онтогенез (индивидуальное развитие особи от ее образования до смерти):

Эмбриональный период Постэмбриональный период

(от образования зиготы до рождения) (от рождения до смерти)

3. Рассказ учителя об этапах эмбрионального развития позвоночных животных на примере ланцетника, образовании зародышевых листков и их производных.

4. Самостоятельная работа (заполнение таблицы):

Зародышевые листки и их производные.

Зародышевые листки

Органы

1. Эктодерма

1.

2.

2. Скелет, мышцы, почки, половая система, кровеносная система.

3. Энтодерма

3.

5. Сообщение обучающихся о вредном влиянии наркотиков, алкоголя и никотина на развитие зародыша человека с демонстрацией презентации: (приложение № 2)

6. Беседа с опорой на знания эмбриологических доказательств эволюции о взаимосвязи онтогенеза и филогенеза. Биогенетический закон.

IV. Закрепление.

V. Подведение итогов. Домашнее задание: параграф 3.4, подготовиться к биологическому диктанту по основным понятиям и терминам параграфа.

Приложение № 1

1 вариант:

1. Какой тип деления клеток не сопровождается уменьшением числа хромосом:

А –митоз

Б – мейоз

2. Какое деление характерно для соматических клеток:

А –митоз

Б – мейоз

3. Какой набор хромосом получается при митотическом делении диплоидного ядра:

А – гаплоидный

Б – диплоидный

4. Сколько хроматид в хромосоме к началу профазы:

А- две

Б – одна

5. Сколько хроматид в хромосоме к концу митоза:

А – одна

Б – две

6. Сколько клеток образуется в результате митоза:

А – одна

Б – две

В – три

Г – четыре

7. Какое деление сопровождается редукцией (уменьшением)числа хромосом в клетке в два раза:

А –митоз

Б – мейоз

8. В какой фазе мейоза происходит коньюгация хромосом:

А – профаза 1

Б – метафаза 1

В – профаза 2

9. В результате какого типа деления клетки получаются четыре гаплоидные клетки:

А –митоз

Б – мейоз

10. Какой набор хромосом будет в клетке после деления, если в материнской было 6 хромосом: (при митозе и при мейозе)

А – 6

Б – 12

В – 8

Г - 4

2 вариант:

1. Для какого способа размножения характерно образование гамет:

А – бесполое

Б - вегетативное

В – половое

2. Коньюгация происходит во время:

А – профазы 1

Б – метафазы 1

В – телофазы 1

3. Во время митоза расхождение хроматид к полюсам клетки происходит:

А – в профазу

Б – в метафазу

В – в анафазу

Г – в телофазу

4. При гаметогенезе интенсивное деление клеток митозом происходит в:

А – фазе размножения

Б – фазе роста

В – фазе созревания

5. При митозе редупликация ДНК происходит в:

А – профазу

Б – метафазу

В – анафазу

Г – интефазу

6. У сперматозоида акросома находится в:

А- головке

Б – шейке

В – хвостике

7. При митозе спирализация хромосом начинается в:

А – профазу

Б – метафазу

В – анафазу

Г – интерфазу

8. Исчезновение ядрышек происходит в:

А – профазу

Б – метафазу

В – анафазу

Г – телофазу

9. Подготовка клеток к мейозу происходит в:

А- зоне размножения

Б – зоне роста

В – зоне созревания

10. Мейоз происходит в зоне:

А – деления

Б – роста

В - созревания

В. Н. Емельянова, МОУ "ООШ № 78", г. Саратов

Метки: Биология