Тема урока: Онтогенез. Эмбриональное развитие организмов.
Тема урока: Онтогенез. Эмбриональное развитие организмов.
Задачи:
Образовательные: сформировать знания о закономерностях индивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития животных, о взаимосвязи индивидуального и исторического развития организмов;
Развивающие: выработать умение устанавливать родство позвоночных животных, делать вывод об общности их происхождения;
Воспитательные: сформировать знания о вредном воздействии наркотиков, алкоголя и никотина на развитие зародыша человека.
Оборудование: таблицы: «Индивидуальное развитие организмов (на примере ланцетника), «Сходство эмбрионов некоторых животных на ранних стадиях развития», «Митоз», «Мейоз», мультимедийная презентация.
Ход урока:
I. Организационный этап.
II. Проверка домашнего задания:
- Тестирование (приложение № 1).
- Работа у доски:
2.1. Найти связь между изученными явлениями и понятиями, соединить стрелками, ответ обосновать:
коньюгация сперматогенез
сперматозоид мейоз
яйцеклетка обоеполые
гермафродиты яичники
2.2. Найти лишнее, пронумеровать по порядку, ответ обосновать:
Анафаза
Метафаза
Интерфаза
Телофаза
Профаза
- Фронтальный опрос:
3.1. Особенности половых клеток. Их строение.
3.2. Гаметогенез. Овогенез. Сперматогенез.
3.3. Сравнить два процесса: митоз и мейоз:
А) Каковы фазы деления?
Б) Есть ли коньюгация?
В) Какое число дочерних клеток образуется?
Г) Какое число хромосом получают дочерние клетки?
Д) Какое значение имеет для существования вида тот и другой способ деления?
- Найти ошибку в тексте: При овогенезе и сперматогенезе цитоплазма равномерно распределяется между клетками, образующимися в мейозе. Образуются четыре полноценные и жизнеспособные клетки с гаплоидным набором хромосом.
III. Изучение нового материала:
1. Сообщение темы и цели урока: изучить эмбриональный период онтогенеза, его этапы, влияние на него условий окружающей среды; научиться устанавливать родство позвоночных животных и делать вывод об общности их происхождения.
2. Демонстрация схемы:
Онтогенез (индивидуальное развитие особи от ее образования до смерти):
Эмбриональный период Постэмбриональный период
(от образования зиготы до рождения) (от рождения до смерти)
3. Рассказ учителя об этапах эмбрионального развития позвоночных животных на примере ланцетника, образовании зародышевых листков и их производных.
4. Самостоятельная работа (заполнение таблицы):
Зародышевые листки и их производные.
Зародышевые листки | Органы |
1. Эктодерма
|
1. |
2. | 2. Скелет, мышцы, почки, половая система, кровеносная система. |
3. Энтодерма
|
3. |
5. Сообщение обучающихся о вредном влиянии наркотиков, алкоголя и никотина на развитие зародыша человека с демонстрацией презентации: (приложение № 2)
6. Беседа с опорой на знания эмбриологических доказательств эволюции о взаимосвязи онтогенеза и филогенеза. Биогенетический закон.
IV. Закрепление.
V. Подведение итогов. Домашнее задание: параграф 3.4, подготовиться к биологическому диктанту по основным понятиям и терминам параграфа.
Приложение № 1
1 вариант:
1. Какой тип деления клеток не сопровождается уменьшением числа хромосом:
А –митоз
Б – мейоз
2. Какое деление характерно для соматических клеток:
А –митоз
Б – мейоз
3. Какой набор хромосом получается при митотическом делении диплоидного ядра:
А – гаплоидный
Б – диплоидный
4. Сколько хроматид в хромосоме к началу профазы:
А- две
Б – одна
5. Сколько хроматид в хромосоме к концу митоза:
А – одна
Б – две
6. Сколько клеток образуется в результате митоза:
А – одна
Б – две
В – три
Г – четыре
7. Какое деление сопровождается редукцией (уменьшением)числа хромосом в клетке в два раза:
А –митоз
Б – мейоз
8. В какой фазе мейоза происходит коньюгация хромосом:
А – профаза 1
Б – метафаза 1
В – профаза 2
9. В результате какого типа деления клетки получаются четыре гаплоидные клетки:
А –митоз
Б – мейоз
10. Какой набор хромосом будет в клетке после деления, если в материнской было 6 хромосом: (при митозе и при мейозе)
А – 6
Б – 12
В – 8
Г - 4
2 вариант:
1. Для какого способа размножения характерно образование гамет:
А – бесполое
Б - вегетативное
В – половое
2. Коньюгация происходит во время:
А – профазы 1
Б – метафазы 1
В – телофазы 1
3. Во время митоза расхождение хроматид к полюсам клетки происходит:
А – в профазу
Б – в метафазу
В – в анафазу
Г – в телофазу
4. При гаметогенезе интенсивное деление клеток митозом происходит в:
А – фазе размножения
Б – фазе роста
В – фазе созревания
5. При митозе редупликация ДНК происходит в:
А – профазу
Б – метафазу
В – анафазу
Г – интефазу
6. У сперматозоида акросома находится в:
А- головке
Б – шейке
В – хвостике
7. При митозе спирализация хромосом начинается в:
А – профазу
Б – метафазу
В – анафазу
Г – интерфазу
8. Исчезновение ядрышек происходит в:
А – профазу
Б – метафазу
В – анафазу
Г – телофазу
9. Подготовка клеток к мейозу происходит в:
А- зоне размножения
Б – зоне роста
В – зоне созревания
10. Мейоз происходит в зоне:
А – деления
Б – роста
В - созревания
В. Н. Емельянова, МОУ "ООШ № 78", г. Саратов
Метки: Биология