Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Экологическая безопасность России. 8-9 класс

Экологическая безопасность России. 8-9 класс

Актуальность темы

заключается в том, что она ориентирована на решение таких значимых проблем (загрязнение воды и почвы, исчезновение некоторых видов флоры и фауны), устранение которых в сумме может дать максимально возможный положительный эффект экологического воспитания учащихся.

Цели урока:

Создание благоприятных условий для сохранения природы будущим поколениям, формирование заботливого отношения к окружающему нас миру, популяризация проблем экологической безопасности среди школьников, пробуждение интереса к знанию законов РФ, направленных как на защиту окружающей среды, так и на практическую деятельность.

В ходе урока необходимо:

1.Популяризировать заботливое отношение на уровне государства к редким видам животных;

2 расширять кругозор школьников в области экологии, биологии, правоведения;

3. Проводить просветительскую работу среди учащихся в вопросах сохранения здоровья и безопасности жизнедеятельности .

Задачи

Образовательная:

1.Познакомить учащихся с понятиями :«редкие виды»животных и растений :,«качество жизни», основными законами по охране природы;

2.Обозначить перспективы достижения высокого уровня жизни за счёт использования современных технологий очистки воды,

3. Применения биологических способов защиты растений, соответствующих возможностям человека , его духовным потребностям.

Развивающая :

1.Расширение и углубление знаний о факторах , влияющих на здоровье человека,

2. Изучение зависимости здоровья от состояния окружающей среды.;

3. Знание природоохранных законов Российской Федерации,

4. Создание условий для развития логического мышления школьников и монологической письменной и устной речи,

5.Самостоятельности мышления и принятия решений,

6. Развития творческих способностей

Воспитательная :

1. Воспитание бережного отношения к своему организму и к окружающей среде; 2.Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни

3.Ориентирование на следующие ценности : познание, человек, труд, общение, жизнь, истина, природа.

Прогнозируемый результат:

1.Здоровый физически, психически, нравственно и адекватно оценивающий свое место в обществе ребёнок;

2.Умение применять на практике основы экологических знаний.

Основное направление деятельности :

Информационно-просветительская работа:

1.Пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная;

2..Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций и бесед, постоянно действующих фотовыставок, и создание медиа- презентаций силами учащихся.

Формирование умений :

1. Научить предвидеть опасные ситуации для человека

2.Выбирать модель поведения в различных ситуациях

Для эффективности урока нами было организовано взаимодействие учителя и учащихся путём педагогических технологий:

– Информационные технологии (медиа презентации «Чистая планета для нашего будущего»),

– Критического мышления (работа по изучению законов РФ о защите и сохранении окружающей среды -снежного барса, белого медведя и др); анализ действий по созданию охраняемых зон и территорий ,

– Сбор материалов для портфолио ( коллекция детских рисунков редких видов животных, использование информации Из Красной Книги о состоянии растительного и животного мира РФ).

Во-первых мы попытались заинтересовать учащихся в изучении, экологических проблем человечества, повысить их мотивацию к изучению данной темы.

Во-вторых, предлагали подбирать доступный для восприятия учащимися материал для изучения в виде научно- популярной литературы, справочников, законодательных актов, а также моделирования экологической обстановки , сложившейся в Приморском районе Санкт- Петербурга, в связи со строительством скоростной дороги

С2009 года в школе проводится постоянно действующая фотовыставка работ учащихся ГБОУ школа № 581 по экологической тематике «Вода- источник жизни и красоты»,»Мой любимый уголок природа» и др. моделирования экологической обстановки , сложившейся в Приморском районе Санкт- Петербурга.

При отборе учебного материала мы учитывали возрастные возможности учащихся, так как в возрасте-15 лет у учащихся формируется чувство ответственности за свои поступки и реальные действия.

Структура данного урока основана на обобщении материала по данной теме с помощью применения коллективных способов обучения (КСО

Применялась групповая форма организации учебной деятельности:

Посредством деления классов на группы 3-5 человек

  • Группа 1 Правоведы ученики 8а 8 б классов: Веприк Анастасия, Прижимова Галина, Гайнюк Ольга, Короткова Юлия, Борякин Николай, Скорняков Дмитрий, Старкова Диана.

Группа 2 Биологи-ученики 8а 8 б классов- Пилипова Яна, Калинина Полина, Котрухова Анастасия, Искерская Анастасия;

Группа 3 Экологи - ученики 8а 8 б классов- Зайончковский Олег, Кузянина Татьяна, Горбунова Дарья, Чупаева Дарья

– группа выполняла определённые задания под руководством учителя;

– осуществлялся подбор групп переменного состава с целью эффективного участия каждого члена группы.

При подготовке данного урока на занятиях ОБЖ, биологии, обществознания

рассматривались вопросы по изучению воздействия организмов на земные оболочки , роль человека в сохранении видового разнообразия, знание и применение законов по охране природы

Приёмы и методы

Работа в группах

  1. Метод проблемного обучения ( анализ конкретных событий)
  2. Метод активизации работы, дискуссии, ролевые игры

Проблемные аспекты

Активное изучение экологических проблем возможно лишь в том случае, когда учащиеся осознают их важность, владеют умениями и навыками для решения этих проблем.

Конспект урока: ««Экологическая безопасность России

!

Учитель:. Среди глобальных проблем человечества приоритетной остаётся экологическая. Сохранить для следующих поколений свежий воздух, чистую воду, леса, животных и растения – это задача сложная, но необходимая. Человек – часть природы и уничтожение природы приведёт к уничтожению самого человека. Сберечь природу – наша задача. Её решать вам – молодым!

Правоведы :

Современный человек не может представить себе общественную жизнь без права. Сложнейшая гуманитарная проблема современности связана с необходимостью установления нравственных взаимоотношений между человеком и законом. Закон живёт и действует только тогда, когда он живёт в сознании человека и действует через человека. В сфере права главным является сам человек, поэтому граждане должны быть убеждены, что законы подчинены общественным интересам. Они должны защищать не только самого человека, но и всё то, что окружает его. Если мы будем выполнять законы, нам не надо будет спасать себя и окружающий мир.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды»:

Глава IX :Природные объекты, находящиеся под особой охраной гласит:

1.Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко- культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

2.Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых территориях.

3.Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко–культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно – заповедный фонд

4.Изъятие земель природно – заповедного- фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

5.Земли, в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко- культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под охраной, не подлежат приватизации.

6. В целях охраны и учёта редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждается Красная книга Российской Федерации и Красные книги субъектов Российской Федерации. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих редких видов.

В Статье 6 Конституции Российской Федерации говорится : « Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории»

Учитель. : Именно в праве , в законе выражается высшая целесообразность. Законность всегда целесообразна, а целесообразность выступает как принцип, являющийся основой законности.

Биологи - На протяжении многих сотен миллионов лет основное влияние на растительный и животный мир оказывали природные факторы: свет, тепло, влага, взаимодействие растений и животных. С появлением Человека разумного его деятельность стала оказывать всё большее влияние на окружающий мир. Особенно сильные изменения произошли вокруг городов. Росли обширные свалки мусора и отходов. Во многих водоёмах вода стала непригодной для питья. Загрязнённые воды, воздух, почвы вызвали нарушения, а иногда и гибель природных сообществ.

С нами живут и радуют нас виды растений и животных, которые исчезают по вине человека. Надо сделать всё, чтобы этого не произошло. На грани вымирания находятся и ждут нашей помощи: Характеристика исчезающих видов

Название

Ареал распространения

Количество

( экземпляры)

Перевязка, отряд Хищные, семейство Куньи. Обитает в Дагестанском заповеднике. Успешно размножается в зоопарках Санкт- Петербурга и Ростова –на Дону

Тыва, Дагестан

в зоопарках, в заповедниках, исчезнувший в природе вид

Небесный усач, отряд Жесткокрылые, семейство Усачи. Населяет широколиственные и хвойно- широколиственные леса. Охраняется в Уссурийском заповеднике. Необходимо создать в местах обитания вида особо охраняемые природные территории, ограничить рубки и сохранять части усохших и усыхающих деревьев клёна зеленокорого на юге Приморского края

Восточный Китай, Приморский край РФ, Корея

Единичные экземпляры

Красный волк –отряд Хищники, семейство Волчьи Довольно крупный зверь с длиной тела 76-103 см и хвоста 28-48 см. в его наружном облике сочетаются признаки волка, лисицы и шакала- длинная шерсть рыжей окраски, длинный пушистый хвост, узкая морда.

Дальний Восток , Средняя Азия

несколько десятков

Бельки (младше двух недель),хохлуши (старше двух недель), серки (старше месяца и до двух лет) Гренландского тюленя Мех серки ценится выше, он очень мягкий, удобный в обработке

Архангельская обл., Север РФ

встречаются редко

Амурский тигр имеет окрас шерсти в зиме время – жёлтый, живот белый. Это единственный тигр, имеющий на брюхе пятисантиметровый слой жира, защищающий от леденящего ветра при крайне низких температурах

Юго- Восток России, Хабаровск, Приморский край

несколько десятков

Уссурийский тигр

Хабаровский, Приморский край

несколько десятков

Дрофа имеет крупные размеры, пёстрое оперение. У дроф отсутствует копчиковая железа, и перья их не смазываются жиром, как у других птиц. Поэтому позднее осенью, во время продолжительных дождей перья у птиц намокают и , если сразу ударит мороз, смерзаются, и птицы летать не могут. В это время браконьеры убивают их палками.

От Пиренейского полуострова до Приморья РФ

встречаются редко

Северный олень – карибу парнокопытное млекопитающее семейства Оленевых. Люди одомашнили северных оленей, изолировав часть стада диких животных. От оленей люди получают молоко, мясо, шерсть, рога, кости, от человека оленям нужна только соль

Северная часть Евразии и Северной Америки

несколько сотен

Белуха. С 1994 года вид занесён в Красный список МСОП со статусом уязвимый (Vulnerable). По состоянию на май 1999 г. в мире насчитывалось порядка 30 стад белух. В настоящее время основная угроза белухам заключается в индустриальном освоении арктического шельфа и загрязнении среды обитания белух отходами и ядохимикатами.

Мировой океан

встречаются редко

Белый медведь –животное класса млекопитающих отряда хищных. Жители Арктики, например, эскимосы добывают белого медведя ради шкуры и мяса.

Арктика

20 000 и уменьшаются

Ибрис ( снежный барс) крупное хищное млекопитающее из семейства кошачьих, обитающее в горных массивах Центральной Азии. Ирбис отличается тонким, длинным, гибким телом, относительно короткими лапами, небольшой головой и очень длинным хвостом. Достигая вместе с хвостом длины 200—230 см, весит до 55 кг. Окраска меха светлая дымчато-серая с кольцеобразными и сплошными тёмными пятнами. В силу труднодоступности местообитания и низкой плотности вида до сих пор остаются малоисследованными многие аспекты его биологии. В настоящее время численность ирбисов катастрофически мала, в XX веке он был внесён в Красную книгу МСОП, в Красную книгу России, а также в охранные документы других стран. По состоянию на 2013 год охота на ирбисов запрещена.

Кавказ

единичные

Леопард, или барс, или пантера[3] (лат. Panthera pardus) — вид хищных млекопитающих семейства кошачьих, один из четырёх представителей рода пантера (лат. Panthera), относящегося к подсемейству больших кошек.

В XX веке был внесён в Красную книгу МСОП, в Красную книгу России, а также в охранные документы других стран.

На Кавказе полностью истреблён

В зоопарках и заповедниках

Экологи

Наряду с военной, социально- экономической, информационной безопасностью, экологическая безопасность России- важнейшая составляющая национальной безопасности. Экологическая безопасность – это состояние защищённости окружающей среды в интересах человека., общества и государства от разрушающих антропогенных процессов и явлений. Разработка подходов к реализации экологической безопасности в России обеспечивается правами каждого человека на жизнь, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.(ст2,ст.42 Конституции РФ). Одними из принципов Концепции экологической безопасности является:

  • Сохранение биологического разнообразия и равновесия биосферы;
  • Выполнение международных договоров, регламентирующих природопользование и качество жизни.

Экологическая опасность- это вероятность нарушения среды обитания человека в результате неконтролируемого развития промышленности и хозяйства в целом,, естественных и антропогенных аварий и катастроф. Следствием экологической опасности является нарушение приспособлений живых систем к условиям существования в следствии воздействия человека на природу. Это воздействие проявляется в двух формах – прямое истребление организмов того или иного вида (например , сбор букетов, охота , рыбная ловля) и уничтожение мест , пригодных для вида (загрязнение природных вод, вырубка лесов, распашка степей и т.д.). Дестабилизация окружающей среды привела к ухудшению здоровья людей, уничтожению видов растений и животных

Одной из географических оболочек является гидросфера. Вода- источник нашей жизни. Это удивительная стихия. Она успокаивает и завораживает, на неё можно смотреть бесконечно. Но вода может принести человеку много неприятностей. Особую опасность представляет загрязнение грунтовых вод. Очищать постоянно эти воды невозможно, поэтому – главное – строго следить за тем, чтобы загрязняющие вещества в них не попадали. В нашей школе ежегодно проходят фотовыставки по экологической тематике: «Мой любимый уголок природы», «Зверьё моё», «Вода- источник жизни и красоты»

Вывод: Конечно, не всё мы обсудили, не обо всём поговорили, но начало разговора состоялось, а значит – продолжение следует .Сегодня мы подняли важные проблемы, которые за короткий срок не решить. Но решать их надо! это под силу Вам, ребята!

Приложение

Презентация «Чистая планета», где представлены работы наших учащихся, которые очень любят наш край и хотят сохранить окружающую природу

 

Метки: Биология