Тематический урок биологии "Питание и здоровье"; 8 класс
Тематический урок биологии "Питание и здоровье"; 8 класс
Цель урока:
Формирование умений новых способов действий : умение находить научные данные, анализировать их и применять в повседневной жизни
Формирование активной жизненной позиции, убеждение в необходимости заботиться о своем здоровье и здоровье своих близких.
Задачи:
Установка на здоровый образ жизни -
выбор учащихся продуктов, полезные для здоровья;
знакомства учащихся с вредными для человека продуктами;
знакомства с культурой питания: правила поведения перед, во время и после меню на день.
Исследовательские методы : проведение лабораторных опытов, анкетирование, анализ анкет, самостоятельные исследования
Элементы технологий:
Информационные технологии, здоровьесберегающие
Продолжительность урока: 80 минут
Подготовка к урока. Класс предварительно был разбит на группы по интересам. Каждая группа работала над своей темой.
1 группа раскрывала тему, ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕКУ НЕОБХОДИМО ЕСТЬ?
2 группа над исследовательской частью
3 группа тема А каким должно быть «ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ»?
4 группа тема МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ НАШЕ ПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНЫМ?
5 группа какова статистика заболеваний желудочно-кишечного тракта среди учащихся нашей школы?
Ход урока:
1. Организационный момент. Быстрое включение обучающихся в деловой ритм ; организация внимания всех обучающихся.
2. Мотивация:
Учитель : Все хотят быть здоровыми, больной хочет поправиться, здоровый – не заболеть. Тема эта волнует каждого, вне зависимости от того, сколько ему лет и какой он профессии. Человек, имеющий цель в жизни, не может позволить себе роскошь заболеть. Как поддержать свой организм в работоспособном состоянии, учитывая тот факт, что энергию и строительный материал для жизни мы получаем с пищей. Мы постараемся сформулировать ответ на этот вопрос в течение урока.
В течение недели каждая группа работала над определенной темой
Выступление 1группы.Слайд2 . почему человеку необходимо есть?
1 ученик . Жизнедеятельность организма человека.
В процессе жизнедеятельности организма в нем происходит, с одной стороны, разрушение (диссимиляция) веществ, входящих в состав тканей и клеток, с другой — постоянное обновление, воссоздание и перестройка ранее разрушенных веществ за счет питательных веществ, поступающих с пищей (ассимиляция).
Эти два процесса, из которых складывается обмен веществ, тесно связаны между собой, находятся во взаимозависимости и состоянии подвижного равновесия, в результате чего клетки и ткани сохраняют свой относительно постоянный состав.
При разрушении веществ в организме происходит окисление сложных органических веществ, входящих в состав тканей и выделение при этом энергии, необходимой для мышечной работы организма, поддержания на определенном уровне температуры тела и других жизненно необходимых процессов. Эта же энергия, освобождаемая во время разрушения, необходима и для обеспечения процессов воссоздания, во время которых происходит образование из простых органических соединений сложных, обладающих большим запасом энергии. Этот процесс называется обменом веществ в организме. Он является основой всех физиологических функций организма, к которым относятся дыхание, кровообращение, пищеварение, нервная деятельность и т.д. Все эти проявления деятельности организма находятся под регулирующим влиянием нервной системы. Необходимо знать, что процессы жизнедеятельности организма находятся в тесной зависимости от питания человека. Считается, что питательные вещества, такие как белки, углеводы и жиры, являются составными частями клеток и тканей организма. В состав клеток и тканей входят и другие элементы пищи — минеральные соли и витамины. При этом некоторые из витаминов являются составными частями так называемых ферментов, участвующих в процессах расщепления, перестройки и образования новых, сложных органических веществ, входящих в состав организма.
Таким образом, питание является важнейшим фактором внешней среды, воздействующим на состояние организма и его развитие. Для правильной жизнедеятельности организма необходимо, чтобы питание было рациональным, правильным, физиологически полноценным. Это означает, что как по количеству, так и по своему качественному составу пища должна отвечать физиологическим требованиям организма.
Теперь посмотрим, что собой представляют отдельные пищевые вещества, содержащиеся в продуктах питания.
Выступление 2 ученика.Слайд3
Белки являются одной из главных составных частей всех клеток и тканей организма. Поступая с пищей в организм, они расщепляются в пищеварительном тракте до так называемых составных аминокислот, и организм использует их для построения собственных специфических белков, клеток и тканей, а также для энергетических целей. Для удовлетворения потребности человека в аминокислотах необходимо, чтобы с пищей поступали различные белки. Часть аминокислот должна поступать в организм с определенными продуктами питания, потому что они не образуются в нем. Эти аминокислоты называются незаменимыми. Они содержатся преимущественно в белках пищевых продуктов животного происхождения — мясе, рыбе, молоке, молочных продуктах, яйцах и пр., а также в белках некоторых растительных продуктов, например — сое, фасоли, горохе, картофеле, но в меньших количествах.
Важно знать, что если в белках пищи недостает одной или нескольких незаменимых аминокислот, то невозможно образование специфических белков организма человека и возникает так называемая белковая недостаточность. Это чаще всего бывает при однообразной пище. Сколько же нужно белка для удовлетворения потребности взрослого трудоспособного человека в незаменимых аминокислотах? Немногим больше половины от полагающейся нормы потреблять за счет животных пищевых продуктов, остальное же за счет растительных. Например, если для мужчины 30—39 лет в день необходимо 88 г белка, то 48 г из них должны быть за счет продуктов животного происхождения и 40 г — растительного.
Выступление 3 ученика Слайд4-5
Жиры. С жирами поступают в организм растворимые в нем витамины (A, D, Е, К), а также незаменимые жирные кислоты и другие вещества.
Жиры обладают высокой калорийностью, превышающей примерно в 2 раза белки и углеводы. В растительных маслах содержится значительное количество незаменимых жирных кислот, без которых нормальная жизнедеятельность организма невозможна. Ими богаты рыбий жир и подсолнечное, кукурузное, соевое и другие масла. Небольшое количество их содержится в свином сале и молочном жире. Бараний и говяжий жиры их почти не содержат.
Пищевой рацион человека биологически полноценен тогда, когда в состав его входит молочный жир — сливочное масло, содержащее витамины А и D, и растительные масла. Необходимо в суточном рационе соблюдать соотношение: 1/3 растительных масел и 2/3 животных жиров. Например, если для мужчины 30—39 лет в день необходимо 99 г жира, то 33 г из них должны быть за счет растительного происхождения. Для пожилых людей 1:1.
Углеводы — это сахара. Они содержатся, главным образом, в растительных продуктах в виде простых Сахаров — глюкозы, фруктозы и сахарозы, а также сложных Сахаров — крахмала, пектина и гликогена. Все простые углеводы легко усваиваются организмом. Источниками их являются фрукты, ягоды, мед, кондитерские изделия и др. Основным источником сахарозы является обычный свекловичный сахар, а также некоторые овощи и плоды (свекла, морковь, дыня, арбузы и др.).
Крахмал — основной углевод пищи. Он составляет 70—80% всех углеводов пищи. В пшеничной муке, изделиях из нее, а также рисе, крупах содержится 55—75%, а в картофеле до 20% крахмала. Крахмал медленно расщепляется в пищеварительном тракте и медленно всасывается, этим он и ценен.
Важное значение в питании имеет клетчатка. Она содержится в растительных продуктах. Отсутствие ее в пище приводит к запорам. Клетчатка содержится преимущественно во всех овощах и фруктах. Пищевой рацион должен в среднем содержать не менее 25 г клетчатки, свекловичный сахар должен составлять одну четвертую часть от общего количества углеводов в пищевом рационе и три четверти — крахмал. Например, если для мужчины 30—39 лет в день установлена норма углеводов 365 г, то 90 из них должны быть сахара и сахаристые продукты и 275 г — крахмалистые, мучнистые продукты.
Выступление 4 ученика.Слайд6
Витамины — это сложные биологически активные вещества. Они принимают участие во всех жизненных процессах организма.
Витамины жирорастворимые — к ним относится ретинол (витамин А). Недостаток его в пище вызывает "куриную" слепоту, сухость кожи, сухость слизистых. Содержится в рыбьем жире, молоке, масле, жирном твороге, яйцах, а также в виде каротина (желтого пигмента) во многих овощах и фруктах. Кальциферолы (витамин D, D2 и D3). Недостаток в пище вызывает возникновение рахита у детей. Витамины содержатся в сыром молоке, молочных продуктах, сливочном масле. Токоферол (витамин Е) — недостаток в пище вызывает изменения в мышцах, у беременных женщин может наступить выкидыш, у кормящих матерей может нарушиться образование молока. Содержится в хлебе грубого помола, макаронных изделиях, жирном твороге, во всех растительных маслах, маргарине, немного в мясе, овощах, бахчевых, фруктах, ягодах.
Минеральные вещества. В продуктах питания содержатся также биологически важные компоненты — минеральные вещества. Без них невозможны нормальные процессы, протекающие в организме. Они участвуют в формировании новых клеток, тканей и органов, в кроветворении, образовании пищеварительных соков и пр. Очень важно широко использовать в пищу продукты, содержащие минеральные вещества. Одни минеральные вещества, такие как кальций, магний, фосфор, содержатся в тканях в относительно больших количествах. Другие — йод, медь, кобальт, марганец, фтор, хром, цинк и железо — в весьма небольших количествах. Минеральные вещества необходимы для построения и прочности скелета и зубов. Они необходимы в период роста организма, беременности. Некоторые минеральные вещества действуют на нервную систему, уменьшают спазм кровеносных сосудов, регулируют содержание воды в тканях, способствуют выделению мочи и т.д. Наоборот, другие вещества способствуют задержке воды в тканях (поваренная соль) и развитию отеков, что вредно отражается на деятельности сердечно-сосудистой системы. Поэтому следует ограничивать употребление в пищу поваренной соли и солевых продуктах.
2.Вопрос к классу : Как работает пищеварительная система? Для этого проведем лабораторную работу.
Исследовательская часть -Работа 2 группы.
Лабораторная работа №1
Цель работы: убедиться в ферментативном характере пищеварения с помощью лабораторной работы
1.Возьмите 2 пробирки. В одну налейте раствор слюны, а в другую воды ( 1-2 мл.)
2. .Добавьте в обе пробирки 1-2 мл. крахмального клейстера и оставьте на 1-2 минуты.
3.Добавьте в обе пробирки по 1 капле р-ра иода. Посмотрите как изменилась окраска р-ров?
Вывод (записывают в тетрадь):
1.В 1 пробирке цвет р-ра иода не изменился,а во 2 окрасился в синий ,значит в 1пробирке крахмал разрушился,а во 2-нет.
2.Для расщепления крахмала до глюкозы нужны ферменты слюны-амилаза и мальтаза.
Лабораторная работа №2
Условия протекания ферментативных реакций
1.В 2 пробирки поместите п о 2 мл. р-ров слюны и крахмального клейстера.
2.Одну пробирку поместите в теплую воду (37-38),а другую - в стакан с 3-4 кубиками льда.
3.Через 3-4 минуты добавьте в обе пробирки 1-2 капли р-ра йода. Как изменилась окраска р-ра? Сделайте выводы.
Вывод: 1.В 1 пробирке цвет р-ра не изменился, а во 2-окрасился в синий . Следовательно, в 1 пробирке крахмал разложился до глюкозы, а во второй – нет.
2. Для ферментативного расщепления необходима температура человеческого тела
Лабораторная работа №3
Каковы условия расщепления белков в желудке?
1. Поместите в 2пробирки по 1-2 мл.полусваренного белка яйца.В 1 пробирку добавьте 1-2 мл. желудочного сока, а во 2 - воды. Оставьте на 10 - 15 мин.В 1 пробирке хлопья белка растворились, а во 2 - нет.
2. В 2 пробирки поместите по 2 мл. хлопьев белка и желудочного сока.1пробирку поставьте в стакан с теплой (37-38) водой, а 2- в стакан со льдом. Оставьте на 5 мин.В 1 пробирке хлопья растворились, а во 2 нет. Сделайте выводы.
Вывод: для расщепления белков необходимы ферменты желудочного сока(пепсин), и температура тела.
Выяснив условия расщепления веществ в пищеварительной системе, сформулируйте ответ на вопрос:
Почему нельзя запивать пищу ледяными напитками, как рекомендует реклама?
(Ответ: нарушаются условия расщепления веществ, они плохо всасываются, человек не чувствует насыщения)
Работа 3 группы А каким должно быть «ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ»? слайд7(сообщения учащихся )
Правильное или рациональное питание еще не значит, что нужно есть только полезные продукты, но и необходимо соблюдать правильный режим питания, то есть нужно потреблять пищу дробно, мелкими частями. Лучше есть 4-5 раз в день понемногу, чем 1-2 раза, но очень в большом количестве.
РЕЖИМ ПИТАНИЯ
Завтрак
Чёрный хлеб, молоко, творог, йогурт, яйца, сыр, нежирное мясо, фрукты и овощи, возможен кофе, но лучше отдать предпочтение тонизирующему чаю.
Обед
В обязательную составляющую обеда входит суп. На второе что-нибудь из овощных салатов или гречневая крупа (кладезь витаминов и органических кислот), картофель, рис, макароны, хлеб из цельных злаков.
Ужин
Это должна быть легкая пища: вареная рыба или вареное нежирное белое мясо, морепродукты (кальмары, креветки, крабы, омары, мидии), тушеные или вареные овощи, нежирные кисломолочные продукты (йогурт, сыр, творог, кефир).
Ребята предлагают своим одноклассникам попробовать самим составить меню. Меню составляем в группах . Каждая из групп совместно работает над своим меню и затем презентует его. А мы выбираем самое оптимальное. И не забудьте, что еда должна быть разнообразной, вкусной и богатой витаминами и минералами, другими полезными веществами. Но вкусная еда не всегда бывает полезной. Мы имеем ввиду газировку, чипсы и все в этом роде. Пожалуйста, учитывайте и это при составлении своего меню. Для составления меню предлагаем примерный рацион ученика:
Примерный рацион питания школьника Приложение 1
Учитель. Прослушав несколько меню и обсудив, переходим к повторению к правилам поведения за столом.
В) Правила поведения за столом
перед едой
тщательно мойте перед едой руки с мылом;
во время еды
не торопитесь, тщательно пережевывайте пищу, не глотая ее целыми кусками;
не разговаривайте за столом (но если есть необходимость что-то сказать, то сначала прожуйте, а потом говорите);
если не можете достать блюдо, попросите вежливо соседа подать вам его; не шумите; не переедайте. После еды уберите посуду и помойте ее; помойте руки.
. Работа 4 группы . МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ НАШЕ ПИТАНИЕ ПРАВИЛЬНЫМ?
( группа учащихся сообщает результаты проведенных ими исследований)
ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ШКОЛЬНИКА
Цель: Выяснить реальное соотношение белков, жиров и углеводов.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА ШКОЛЬНИКА Приложение 2
РЕАЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ БЕЛКОВ, ЖИРОВ И УГЛЕВОДОВ
63 : 56 : 120
1 : 1 : 2
СУТОЧНЫЕ НОРМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ
ВОЗРАСТ | БЕЛКИ | ЖИРЫ | УГЛЕВОДЫ | ВИТАМИНЫ |
15-16 ЛЕТ | 100 | 110 | 500 | 100 МГ. |
1 : 1 : 5
Вывод:
В реальном рационе не добираются белки, жиры и углеводы.
АНКЕТИРОВАНИЕ
Цель: выяснить причины нарушения питания
вопросы анкеты
(в анкетировании приняли участие 71 человек)
1. Завтракаете ли вы регулярно?
2. Ежедневно ли вы едите первые блюда?
3. Плотно ли вы ужинаете?
4. Время еды до сна (вечером)?
5. Что вы едите в промежутках между основными приемами пищи?
6. Как вы считаете, соответствует ли ваше питание правилам здорового образа жизни?
Результаты анкетирования приложение3
4. 20.00 – 22.00 и позже
5. чипсы, сухарики, шоколадные батончики ,семечки, газированная вода
Работа 5 группы. какова статистика заболеваний желудочно-кишечного тракта среди учащихся нашей школы?
(сообщение результатов работы, подготовленное участниками работающими над исследовательской работой» Здоровое питание – залог здоровья» )
Выступление 1 ученика
По исследованиям, проведенным вместе с медицинским кабинетом установлено, что в настоящее время учащиеся нашей школы страдают спероугольньими заболеваниями желудочно-кишечного тракта: гастрит, дуоденит, гастродуоденит, гастроэнтерит, энтероколит, колит, панкреатит, холецистит, дискенезия желчного пузыря. На учете находится 100 учащихся, и количество их увеличивается.
Ежедневно в медицинский кабинет обращаются 10-15 человек с симптомами желудочно-кишечной недостаточности; боли в животе, тошнота, изжога, чувство тяжести в желудке, головные боли, слабость. Не все, имеющие нарушения пищеварения состоят на учете, но по числу обращений можно сделать вывод, что не менее 75 % учащихся школы страдают заболеваниями желудка и кишечника.
Если у вас появляются часто эти симптомы, а так же нерегулярный стул, запоры или поносы, головная боль, слабость, необходимо обследоваться у врача и немедленно начать лечение.
Выступление 2 ученика. слайд 8-9
Что такое вредные продукты.
К самым вредным продуктам относят: сладкие газированные напитки (кола, пепси и др.), картофельные чипсы, сухарики, сладкие шоколадные батончики, сосиски, сардельки, колбаса, паштеты, жирные сорта мяса, особенно в жареном виде, майонез, лапша быстрого приготовления, кетчуп и другое.
Во всех этих продуктах очень много химии: заменителей, красителей, растворителей. Действие этих веществ сопоставимо с ядом. Постепенно ядовитые вещества накапливаются в организме, и развивается болезнь.
Зная химический состав продукта, легко приготовить более дешевый заменитель дорогостоящего продукта. Поэтому не всегда верно, что продукты становятся дороже от химических веществ. Вы пьете дешевые растворимые сухие напитки или газированные, приготовленные на концентрате с ароматом и вкусом лимона, малины, персика. Натуральный сок в таких количествах стоит огромных денег. Антиоксиданты добавляются в жиры, молочные продукты для предотвращения прогоркания жиров. К сожалению, безвредность некоторых добавок вызывает сомнение.
Учитель: спасибо ребята . А теперь задайте себе вопрос умеете ли вы читать этикетки?
Ребята отвечают по разному. Итог подводит учитель.
(сообщение учителя)
На упаковках продуктов, которые мы покупаем, должна содержаться информация об энергетической ценности продукта, составе, а также рекомендации к употреблению. Содержится информация и о пищевых добавках. Они маркируются буквой Е и цифрами. Познакомимся с некоторыми из них и их действием на организм. Приложение 4
К – канцерогены А – аллергены ЖК – вызывают заболевания желудочно – кишечного тракта
4. Рефлексия урока
Подводя итоги урока, сформулируйте правила здорового питания:
• Питаться разнообразно
• Питаться регулярно
• Питаться правильно
5. Домашнее задание
Доведите информацию, полученную на уроке, до членов своей семьи, своих друзей, составьте для них рекомендации по правильному питанию (буклет)
Литература:
1.,,Старшеклассник без стрессов и тревог” . Учебно - методическое пособие. Авторы: Т.В.Черникова, Г.А.Сукочева.
2.Серия ,,Классное руководство”. Родительские собрания в 9 – 11 классах. Автор Л.И.Саляхова.
3. http://www.takzdorovo.ru/pitanie/zdorovoe-pitanie/
4. http://lib.rus.ec/b/165926/read
Метки: Биология