Разработка к уроку "Плоды и их разнообразие"; 6 класс
Разработка к уроку "Плоды и их разнообразие"; 6 класс Задачи:
— обобщить знания обучающихся о строении цветка, типах соцветий, способах опыления, типах плодов и способах их распространения;
— продолжить формировать умения работать с натуральными объектами;
— развивать самостоятельность мышления;
— прививать интерес к биологическим знаниям;
— формировать чувство бережного отношения к природе.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Методы обучения:
— по источнику знаний — словесные, наглядные.
— по характеру деятельности учителя — проблемные.
— по характеру деятельности обучающихся: практические, поисковые.
Оборудование:
а) ИКТ — доска Mimio Teach, документ-камера;
б) натуральные объекты — вишня, ежевика, яблоко, груша, слива, баклажан, болгарский перец, клубника, красная смородина, огурец, томат, клубень картофеля, луковица репчатого лука, зерновки пшеницы, овса, ячменя, риса, кукурузы;
в) документы — карточки для проверки знаний обучающихся.
Ход урока
I — ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Учитель приветствует обучающихся с целью достижения:
— положительного эмоционального настроя;
— мотивации на активную работу.
Учитель сообщает о целях и задачах урока.
II — ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель:
— На прошлых уроках мы познакомились со строением цветка, с типами опыления цветков, с типами соцветий и разнообразием плодов. А как вы думаете, ребята, кто главный герой нашего урока? (цветок)
Предлагаю вам вспомнить его строение. Для этого на полученных карточках напишите что означает каждая цифра (выполняют задание)
А теперь каждый проверит свои ответы, глядя на доску (при помощи Mimio-Teach на доске показывается рисунок «Строение цветка»).
Оценка «5» - нет ошибок или 1
«4» - 2 ошибки
«3» - 3 ошибки
«2» - 4 ошибки
Каждый ученик на своей карточке поставил оценку.
Учитель:
— Ребята, поднимите руки, кто получил «5»? , «4», «3», «2»? Молодцы, все справились с заданием.
На Mimio-Teach показываются фотографии сирени и тюльпана.
— Какая разница между двумя этими изображениями растений? А какой биологический смысл существования соцветий? (в получении большего количества семян)
Через документ-камеру на доске показываются схемы простых и сложных соцветий. Один ученик показывает и рассказывает о соцветиях.
Учитель:
— А теперь, кто определит тип соцветия у наших комнатных растения колеуса и аспарагуса? Молодцы! А без какого важного процесса не возможно образование плодов? Кто нам на доске составит схему типов опыления?
Обучающийся чертит схему (анализ схемы)
Назовите приспособления у растений к различным типам опыления.
Правильно. Молодцы! А что происходит после опыления?
( образование плодов)
К доске вызываются три обучающихся, каждому предлагается разный набор натуральных плодов и семян, а также клубень картофеля и луковица репчатого лука.
Задание:
— найди лишнее на этой тарелке и объясни, почему это является лишним.
На тарелках лежат: сливы, яблоки, груши, огурец, перец, вишня, смородина, баклажан, зерновки злаков, клубни картофеля и луковицы репчатого лука. Каждый ребёнок по очереди объясняет свой ответ.
Учитель анализирует ответы.
Учитель:
— Ребята, мы с вами вспомнили типы семя и плодов. Вы нас очень порадовали своими ответами. А вот способы распространения семян и плодов, я вам предлагаю вспомнить разгадывая мои загадки.
Плывёт по речке утица,
То нырнёт, то крутится,-
От родного берега
Далеко очутится.
(распространение семян водой)
Сойка что-то в клюв схватила,
По дороге уронила,
А потеря не пропала-
Отлежалась , да и встала!
( распространение птицами)
Хоть совсем не птица,
А с крылом родится,
С веточки сорвётся-
И на крыльях вьётся.
( распространение ветром)
Плюётся, взрывается-
Плодом называется.
( бешеный» огурец», саморазбрасывание семян)
Под забором, у края степей,
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
(распространение животными)
Учитель:
— Молодцы, ребята! И с этим заданием вы успешно справились!
Рефлексия.
Комментарии учителя при выставлении отметок в журнал.
Домашнее задание: подготовить интересные сообщения на тему «Распространение плодов и семян»
Список литературы
1. Акимов С. С. Ахмалишева А. Х., Хренов А. В. Биология в таблицах схемах, рисунках — М.: Лист Нью, 2005
2. Козлова А. Т., Кучменко В. С. Биология в таблицах. 6-11 классы — М.: Дрофа, 2006.
Метки: Биология