Разработка урока экологии "Способы добывания пищи"; 7 класс
Разработка урока экологии "Способы добывания пищи"; 7 класс
Тип урока:
комбинированный.
Задачи:
а) образовательные:
— расширить знания обучающихся о питании животных;
— познакомить со способами добывания пищи.
б) развивающие:
— развивать познавательный интерес к предмету;
— развивать умения обобщать, анализировать и систематизировать знания;
— развивать умение видеть зависимость между строением органа и выполняемой функцией.
Оборудование:
а) ИКТ — доска Mimio Teach, документ-камера;
б) документы — учебные таблицы, набор открыток: «Хищные живот-ные», «Животные морей и океанов», «Хищные птицы», «Копытные животные», фотографии, сделанные обучающимися: «Беззубка», «Змеед», учебные таблицы «Паразитические черви», Красная книга Волгоградской области;
в) натуральные объекты — коралловый полип, аквариумные рыбки, красноухая черепаха, волнистый попугай.
Ход урока:
I — ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Учитель приветствует обучающихся с целью достижения:
— положительного эмоционального настроя;
— мотивации на активную работу.
II — ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Учитель:
— Ребята, прежде чем мы приступим к изучению нового интересного материала, нам нужно убедиться, что вы хорошо поняли предыдущий урок. Для этого я предлагаю Алёне и Ивану поработать с тестами (обучающиеся получают индивидуальные тестовые задания).
— А остальным я предлагаю следующее:
Напомните мне, на какие же группы делятся животные в зависимости от вида пищи, которую они поедают? (учитель прикрепляет при помощи магнитов таблички с названиями групп животных в зависимости от потребляемой пищи)
Зоофаги Фитофаги Полифаги Копрофаги Сапрофаги
ПРОВЕРИМ ВАШИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ НА ПРОЧНОСТЬ.
Учитель:
А теперь проверим, правильно ли вы распределите предложенные вам изображения животных по группам (учитель раздает 3 группам обучающихся наборы открыток с изображениями различных животных питающимися разными видами корма). Один обучающийся от группы у доски быстро прикрепляет открытки к табличкам на доске.
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.
Учитель:
— Ребята, посмотрите какие разные животные и разная пища. А как вы думаете, одинаковая ли у них будет пищеварительная система?
Какие доказательства можете привести?
Ответы, например:
Жвачные животные:
1. сложный желудок;
2. особое строение зубов.
У лошадей: длинная слепая кишка.
— Ребята, а как вы думаете, полифаги или монофаги в природе оказываются в более выгодном положении и почему? (Учитель уточняет, например: змееяд из Красной книги Волгоградской области, коала и панда);
III — ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель ставит проблемный вопрос перед классом:
— Ребята, вы поняли, что разнообразие пищи на Земле огромное, так же как и животных потребляющих её. Вы знаете, что есть группы животных в зависимости от потребляемой пищи, а как по-вашему, о каком очень важном моменте связанным с питанием животных мы еще не говорили?
(О способах добывания пищи).
Это и есть тема нашего урока.
Запись темы урока на доске с помощью Mimio Teach.
Учитель:
— Предлагаю начать с животных, которые очень мало двигаются.
Через документ — камеру демонстрация беззубки и актинии.
— Наши рассуждения записываем в тетрадь: беззубка фильтрует воду, актиния — довольствует, тем что, проплывает мимо.
Учитель заполняет таблицу через документ — камеру, а обучающиеся заполняют розданные им таблицы в формате А4.
Пассивное питание:
– сидячий, малоподвижный образ жизни;
– низкий уровень обмена веществ;
– малая потребность в пище.
Вывод: такой способ называется пассивным.
ПРОВОДИТСЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Учитель:
— А теперь посмотрите на это животное.
Демонстрация через документ — камеру.
— Бычий цепень и свиной солитер — вы правы, это паразиты.
Обучающиеся вместе с учителем выясняют особенности паразити-ческого образа жизни.
Паразитическое питание:
– Приспособление для проникновения в организм;
– приспособление для удержания в теле хозяина;
– упрощение во внутреннем строении;
– …
– …
– …
Учитель:
— А эти оставшиеся пустыми прямоугольники вы заполните дома, готовясь к домашнему заданию.
Учитель демонстрирует через документ — камеру фотографии тигра, леопарда, дельфина.
—Ребята, конечно же, все вы знаете, что эти животные хищники.
В ходе беседы обучающиеся самостоятельно приходят к выводу об особенностях активного способа питания животных.
Учитель через документ- камеру заполняет таблицу, а обучающиеся заполняют ее в розданных таблицах.
Активный способ:
– выслеживать
– преследовать
– маскироваться
– быстро бегать
– затаиваться
– умерщвлять
Учитель:
— Какими физиологическими особенностями должны обладать хищники?
Ответы, например:
1. Хорошее зрение;
2. Хороший слух;
3. Сильные мышцы;
4. Хорошо развитый головной мозг;
Учитель:
— Молодцы, ребята!!! Зачем в природе многообразие способов питания?
Ответы, например:
Уменьшение конкуренции и использование всего разнообразия пищевых ресурсов.
Рефлексия:
1) Учитель:
А как вы думаете, ребята, чего в природе больше - видов пищи или способов их добывания? Те, кто думает, что больше способов добывания поднимает красные карточки, а те, кто думает, что видов пищи — поднимает жёлтые карточки.
Далее учитель проводит анализ поднятых карточек и делает обобщение.
2) Обучающиеся при помощи карточек отвечают на вопрос: «У кого возникли сложности при изучении нового материала?»
Учитель делает вывод и обобщает результаты рефлексии.
Домашнее задание:
1. Заполнить таблицу до конца;
2. Дифференцированное задание: подготовить сообщения по темам:
I ряд — способы добывания пищи пресмыкающимися;
II ряд — способы добывания пищи птицами;
III ряд — способы добывания пищи млекопитающими.
Описать способы питания аквариумными рыбками, красноухой черепахой, волнисты попугаем.
Параграф № 9.
Учитель объявляет и комментирует оценки обучающихся.
Список литературы
1. Анашкина А. Н. Кроссворды для школьников. Биология — Ярославль: Академия Развития, 1997.
2. Справочник необходимых знаний / под редакцией В. Б. Тетевина — М.: Рипол Классик, 2002.
3. Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: теория и методика: учебное пособие — М.: Академия, 2004.
Метки: Биология