Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Разработка урока экологии "Способы добывания пищи"; 7 класс

Разработка урока экологии "Способы добывания пищи"; 7 класс

Тип урока:

комбинированный.

Задачи:

а) образовательные:

расширить знания обучающихся о питании животных;

— познакомить со способами добывания пищи.

б) развивающие:

развивать познавательный интерес к предмету;

— развивать умения обобщать, анализировать и систематизировать знания;

— развивать умение видеть зависимость между строением органа и выполняемой функцией.

Оборудование:

а) ИКТ — доска Mimio Teach, документ-камера;

б) документы — учебные таблицы, набор открыток: «Хищные живот-ные», «Животные морей и океанов», «Хищные птицы», «Копытные животные», фотографии, сделанные обучающимися: «Беззубка», «Змеед», учебные таблицы «Паразитические черви», Красная книга Волгоградской области;

в) натуральные объекты — коралловый полип, аквариумные рыбки, красноухая черепаха, волнистый попугай.

Ход урока:

I — ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Учитель приветствует обучающихся с целью достижения:

— положительного эмоционального настроя;

— мотивации на активную работу.

II — ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Учитель:

— Ребята, прежде чем мы приступим к изучению нового интересного материала, нам нужно убедиться, что вы хорошо поняли предыдущий урок. Для этого я предлагаю Алёне и Ивану поработать с тестами (обучающиеся получают индивидуальные тестовые задания).

— А остальным я предлагаю следующее:

Напомните мне, на какие же группы делятся животные в зависимости от вида пищи, которую они поедают? (учитель прикрепляет при помощи магнитов таблички с названиями групп животных в зависимости от потребляемой пищи)

Зоофаги Фитофаги Полифаги Копрофаги Сапрофаги

ПРОВЕРИМ ВАШИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ НА ПРОЧНОСТЬ.

Учитель:

А теперь проверим, правильно ли вы распределите предложенные вам изображения животных по группам (учитель раздает 3 группам обучающихся наборы открыток с изображениями различных животных питающимися разными видами корма). Один обучающийся от группы у доски быстро прикрепляет открытки к табличкам на доске.

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ.

Учитель:

— Ребята, посмотрите какие разные животные и разная пища. А как вы думаете, одинаковая ли у них будет пищеварительная система?

Какие доказательства можете привести?

Ответы, например:

Жвачные животные:

1. сложный желудок;

2. особое строение зубов.

У лошадей: длинная слепая кишка.

— Ребята, а как вы думаете, полифаги или монофаги в природе оказываются в более выгодном положении и почему? (Учитель уточняет, например: змееяд из Красной книги Волгоградской области, коала и панда);

III — ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Учитель ставит проблемный вопрос перед классом:

— Ребята, вы поняли, что разнообразие пищи на Земле огромное, так же как и животных потребляющих её. Вы знаете, что есть группы животных в зависимости от потребляемой пищи, а как по-вашему, о каком очень важном моменте связанным с питанием животных мы еще не говорили?

(О способах добывания пищи).

Это и есть тема нашего урока.

Запись темы урока на доске с помощью Mimio Teach.

Учитель:

— Предлагаю начать с животных, которые очень мало двигаются.

Через документ — камеру демонстрация беззубки и актинии.

— Наши рассуждения записываем в тетрадь: беззубка фильтрует воду, актиния — довольствует, тем что, проплывает мимо.

Учитель заполняет таблицу через документ — камеру, а обучающиеся заполняют розданные им таблицы в формате А4.

Пассивное питание:

– сидячий, малоподвижный образ жизни;

– низкий уровень обмена веществ;

– малая потребность в пище.

Вывод: такой способ называется пассивным.

ПРОВОДИТСЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Учитель:

— А теперь посмотрите на это животное.

Демонстрация через документ — камеру.

— Бычий цепень и свиной солитер — вы правы, это паразиты.

Обучающиеся вместе с учителем выясняют особенности паразити-ческого образа жизни.

Паразитическое питание:

– Приспособление для проникновения в организм;

– приспособление для удержания в теле хозяина;

– упрощение во внутреннем строении;

– …

– …

– …

Учитель:

А эти оставшиеся пустыми прямоугольники вы заполните дома, готовясь к домашнему заданию.

Учитель демонстрирует через документ — камеру фотографии тигра, леопарда, дельфина.

—Ребята, конечно же, все вы знаете, что эти животные хищники.

В ходе беседы обучающиеся самостоятельно приходят к выводу об особенностях активного способа питания животных.

Учитель через документ- камеру заполняет таблицу, а обучающиеся заполняют ее в розданных таблицах.

Активный способ:

– выслеживать

– преследовать

– маскироваться

– быстро бегать

– затаиваться

– умерщвлять

Учитель:

— Какими физиологическими особенностями должны обладать хищники?

Ответы, например:

1. Хорошее зрение;

2. Хороший слух;

3. Сильные мышцы;

4. Хорошо развитый головной мозг;

Учитель:

— Молодцы, ребята!!! Зачем в природе многообразие способов питания?

Ответы, например:

Уменьшение конкуренции и использование всего разнообразия пищевых ресурсов.

Рефлексия:

1) Учитель:

А как вы думаете, ребята, чего в природе больше - видов пищи или способов их добывания? Те, кто думает, что больше способов добывания поднимает красные карточки, а те, кто думает, что видов пищи — поднимает жёлтые карточки.

Далее учитель проводит анализ поднятых карточек и делает обобщение.

2) Обучающиеся при помощи карточек отвечают на вопрос: «У кого возникли сложности при изучении нового материала?»

Учитель делает вывод и обобщает результаты рефлексии.

Домашнее задание:

1. Заполнить таблицу до конца;

2. Дифференцированное задание: подготовить сообщения по темам:

I ряд — способы добывания пищи пресмыкающимися;

II ряд — способы добывания пищи птицами;

III ряд — способы добывания пищи млекопитающими.

Описать способы питания аквариумными рыбками, красноухой черепахой, волнисты попугаем.

Параграф № 9.

Учитель объявляет и комментирует оценки обучающихся.

Список литературы

1. Анашкина А. Н. Кроссворды для школьников. Биология — Ярославль: Академия Развития, 1997.

2. Справочник необходимых знаний / под редакцией В. Б. Тетевина — М.: Рипол Классик, 2002.

3. Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: теория и методика: учебное пособие — М.: Академия, 2004.

 

Метки: Биология