Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок биологии "Органы цветковых растений"; 6 класс

Урок биологии "Органы цветковых растений"; 6 класс

Тема: Органы цветковых растений.

Цель:

1) обобщить знания учащихся о строении, значении и многообразии органов растительного организма;

2) развить умения учащихся пользоваться дополнительной литературой, интернетом, способствовать творческому развитию учеников;

3) воспитать бережное отношение к растениям, которые украшают и поддерживают нашу жизнь, поощрять стремление сильных учащихся помогать отстающим.

Оборудование: ребусы, заготовки «ромашек», «корзинок», мультимедийная презентация, бумажные цветы, эпиграф на доске: «И стебелек травы достоин великого мира, в котором он растет» Рабиндранат Тагор.

Подготовка к уроку: класс делиться на две равноценные команды (одинаковое количество учащихся, имеющих «5», «4» и «3» по биологии), которые должны придумать себе название и эмблему; учащиеся готовят ребусы, капитаны команд организуют поиск ответов на предложенные заранее вопросы, готовятся к «биологическому футболу».

Ход урока:

1. Организационный момент.

Члены команд садятся за свои столы. На столах находятся эмблемы, листы и ручки.

2. Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать нашу игру-путешествие давайте познакомимся (команды представляются). У каждой команды на столах есть эмблемы, которые несут в себе определенный смысл. Объясните, что означают символы ваших команд?

3. Вступление (тема, цель).

Ребята, мы с вами закончили раздел «Органы цветковых растений». Обратите внимание на эпиграф нашего урока. О чем он вам говорит? Растение – живой организм. Как и все живое – это сложная система, которая состоит из определенных компонентов – органов. Органы нужны растению, чтобы осуществлять процессы жизнедеятельности. Каждый орган имеет определенное строение и выполняет свойственные только ему функции. Если орган перестанет функционировать, погибнет все растение.

Сегодня на уроке мы еще раз вспомним об органах растений, их многообразии и значении. Многие из вас постарались проявить смекалку и художественные способности, составляя ребусы. При подготовке к уроку вам пришлось использовать интернет и дополнительную литературу, чтобы найти ответы на предложенные задания, а также самим придумать вопросы для соперников. Я думаю, итогом нашей игры будет заботливое отношение к природе.

Мы с вами будем путешествовать на цветочном трамвае (презентация). Наш трамвай будет заезжать на разные станции. Постепенно выполняя задания на станциях, мы прибудем на конечную остановку, где подсчитаем полученные вашими командами баллы и определим победителей. За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны в форме цветов. Каждый член команды собирает свои цветы, которые будут нужны для выставления отметки.

4. Игра-путешествие.

Итак, в путь! Перед вами первая станция.

1) Станция «Шифровальная».

Ребята, на этой станции органы и части органов растений зашифрованы. Я буду показывать по очереди каждой команде ребусы. Вы должны их отгадывать.

2) Станция «Путаница».

На этой станции буквы в словах перемешались. Вам необходимо привести все в порядок и написать правильные ответы.

Команда №1. Команда №2.

ОЕПБГ (побег) ДЛОП (плод)

ИКПЕТС (пестик) ТБЕЕЬСЛ (стебель) СИЛТ (лист) ОЧАКП (почка) ЬКЕРОН (корень) ОЦЕКВТ (цветок)

3) Станция «Биологический футбол».

На этой станции члены команд должны задать соперникам по три вопроса. Если ответ правильный (отбили «мяч»), балл дается соперникам. Если нет, то – нападающим.

1) Почему семена нельзя хранить в полиэтиленовых пакетах? (Потому что, находящийся там зародыш, может задохнуться).

2) Почему при пересаживании растения важно не повредить кончик корня? (Потому что кончик корня – его верхушка, которой он растет).

3) Почему в темных еловых лесах насекомоопыляемые цветы имеют белый околоцветник? (Чтобы они были заметны насекомым-опылителям).

4) Что общего между картофелем и смородиной? (Эти растения имеют плод ягоду).

5) Почему листья растений, которые находятся в тени, имеют меньше слоев клеток в столбчатой ткани мякоти? (Потому что в тени меньше солнечного света и меньше образуется органических веществ).

6) Почему у некоторых растений имеются луковицы? (В них накапливается вода и питательные вещества, что необходимо для выживания в засушливых местах).

4)Станция «Зарядись!»

Ребята, сейчас вы на несколько минут забудете, что у вас есть соперники.

Я буду приглашать по одному человеку из каждой команды. Один из них будет читать упражнения, которые надо выполнить. Другой будет одновременно с ним показывать совсем другие упражнения. Сначала ваша задача будет выполнять то, что вам показывают и не слушать читающего. Затем наоборот.

5) Станция «Общая буква».

Каждой команде я раздам задания, где вместо слов есть только точки, которые означают количество букв в каждом слове. Но также имеется одна общая буква, которая встречается во всех этих словах.

Команда №1. Команда №2.

«Название соцветий». «Части цветка».

. . . о . (щиток) . . . . . . . к (лепесток)

. о . . . . (зонтик) . . . . . к (венчик)

. о . . . . . . (корзинка) . . . . . к (пестик)

. о . . . (колос) . . . . . к . (тычинки)

6) Остановка «Собери ромашку».

Ребята, я предлагаю сделать небольшую остановку. Вот поляна необычных ромашек (на столе заготовки «ромашек»). Их лепестки перемешались и нам надо для каждой «ромашки» найти ее лепестки. Прошу по одному члену из каждой команды собрать свои «ромашки».

Побег: стебель, листья, почки

Виды кореней: главный, боковые, придаточный

Цветок: пестик, венчик, чашечка, тычинки

Лист: черешок, листовая пластинка, прилистники.

7) Станция «Алфавит».

Поехали дальше. Я буду читать вам вопросы, ответы на которые начинаются с определенной буквы алфавита.

Ответы на букву А.

1) Сладкий и полезный цитрус (апельсин).

Ответы на букву Б.

1) Корень, который находится на главном корне (боковой).

2) Плод гороха (боб).

Ответы на букву В.

1) Совокупность всех лепестков цветка (венчик).

Ответы на букву Г.

1) Почки клубня картофеля (глазки).

Ответы на букву Д.

1) Укороченный стебель луковицы (донце).

Ответы на букву Ж.

1) Сухой плод (желудь).

2) Пучки проводящей ткани в листьях (жилки).

Ответы на букву З.

1) Плод пшеницы (зерновка).

2) Расширенная часть пестика (завязь).

Ответы на букву К.

1) Подземный орган растения (корень).

2) Слой постоянно делящихся клеток (камбий).

Ответы на букву Л.

1) Видоизмененный побег (луковица).

Ответы на букву М.

1) Соцветие (метелка).

Ответы на букву О.

1) Часть плода (околоплодник).

Ответы на букву П.

1) Женский половой орган (пестик).

2) Зачаточный побег (почка).

Ответы на букву Р.

1) Корнеплод (редис, репа).

Ответы на букву С.

1) Группа цветков (соцветие).

2) Часть стебля, где накапливаются питательные вещества (сердцевина).

Ответы на букву Т.

1) Мужской половой орган (тычинка).

2) Сочный плод (тыквина).

Ответы на букву У.

1) Место на стебле, от которого отходит лист (узел).

Ответы на букву Ц.

1) Генеративный орган растения (цветок).

Ответы на букву Ч.

1) Часть околоцветника (чашечка).

Ответы на букву Э.

1) Запас питательных веществ в семени (эндосперм).

Ответы на букву Я.

1) Сочный плод (ягода).

8) Станция «Третий лишний».

Ребята, вам необходимо из предложенный слов убрать одно лишнее и объяснить, почему вы выбрали именно его.

Команда №1. Команда №2.

А) Корнеплод, корневище, клубень. А) Цветок, лист, корень.

Б) Цветок, лист, плод. Б) Корневые шишки, корневище, корнеплод

В) Устьица, чечевички, мякоть. В) Завязь, пыльник, рыльце.

Г) Колос, ягода, метелка. Г) Перистое, параллельное, пальчатое.

9) Остановка «Корзинка».

Пора сделать еще одну остановку. Приглашается по одному члену из каждой команды. Перед вами корзины, в которые одному участнику необходимо сложить названия сочных плодов, а другому – сухих. Кроме этого вы должны назвать растения, имеющие такие плоды.

Корзина №1. Корзина №2.

Ягода (смородина) Желудь (дуб)

Тыквина (кабачок) Орех (лещина)

Костянка (вишня) Семянка (подсолнечник)

Яблоко (груша) Зерновка (пшеница)

10) Станция «Загадка».

Один – в земле копается,

Другой – в свету купается;

И хотя они друзья,

Поменяться им нельзя.

(корни и листья)

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце покраснела я,

И вот теперь я спелая.

(ягода)

Растут - зеленеют,

Упадут - пожелтеют,

Полежат – почернеют.

(листья)

Вырос в поле дом –

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

И стоит новый дом

На столбе золотом.

(колосок)

Рос шар бел,

Ветер дунул – улетел.

(одуванчик)

На ветках – плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки.

(почки)

Во мне есть все:

Я должен стать красивым,

Большим зеленым, как родитель мой.

Пока – покой. И я пока счастливый,

И мир вокруг хоть тесный, но живой.

(семя)

11) Станция «Самые, самые».

Здесь я проверю, как вы справились с домашним заданием. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны как можно быстрее на них отвечать.

1. Растение, которое имеет самые большие листья. (Виктория амазонская – диаметр листьев до 2м)

2. Растение, у которого самые маленькие листья (Ряска)

3. Дерево, имеющее самый толстый ствол (Секвойя гигантская – 48м)

4. Растение, у которого самый длинный стебель (Ротанговая пальма – 300-400м)

5. Растения, у которых самые длинные корни (Пшеница, дикий инжир, верблюжья колючка)

6. Растение, которое имеет самый большой цветок (Аморфофаллус гигантский – 2,6м, 100кг).

12) Конечная станция.

Капитаны команд сначала подсчитают количество цветов, полученных каждым участником, и запишут результаты. Затем все сложите, и мы определим победителей.

5. Выставление отметок.

Те, кто проявлял большую активность и заработал для команд наибольшее количество баллов, а также те, кто, хоть и был более сдержанным, но сделал ребусы или участвовал в подготовке домашнего задания, получают «5». Остальные, набравшие по 8 и более цветов, получают «4». Отметку «3» никто не получит, так как мы только обобщали полученные вами знания по разделу «Органы цветковых растений».

6. Домашнее задание.

Подготовиться к итоговому тесту, используя вопросы в рубрике «Проверь себя!»

7. Рефлексивная минутка.

Получили ли вы удовольствие от сегодняшнего урока? Действительно ли вам он помог перед предстоящим тестом? Если да, то украсьте цветами лист зеленого цвета. Если вы чем-то недовольны, то - лист желтого цвета. Но, а если у вас остались только негативные эмоции, то - лист красного цвета.

8. Подведение итогов.

Итак, посмотрите внимательно еще раз на эпиграф нашего урока. Растение – живой организм, который имеет определенные части - органы. Есть органы, которые участвуют только в размножении (генеративные). Другие – выполняют все основные жизненно важные функции (вегетативные). Каждый орган имеет определенное строение и выполняет соответствующую функцию. Вы узнали, что органы у растений имеют различные размеры, но все они необходимы. Я надеюсь, что проходя мимо дерева, кустарника, травинки вы десять раз подумаете, прежде чем сорвать лист, цветок или сломать ветку.

Литература.

1.Пономарева И.Н., Корнилова О.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. -М.: Вентана-Граф, 2009.

2. Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. - М.: Эксмо, 2005.

3. Гекалюк М.С. Биология. 6 класс. Тесты. – Саратов: Лицей, 2012.

4. Багрова Л.А. Я познаю мир. Растения. – М: ТКО «АСТ», 1996.

 

Метки: Биология