Тема урока: Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Общая характеристика
Тема урока: Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Общая характеристика
Цель: расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения класса насекомых, выявить наиболее прогрессивные признаки класса в сравнении с ракообразными и паукообразными. Слайд №2
Задачи:
- Познавательные: выявить особенности организации Насекомых, позволившие им достаточно широко освоить нашу планету, приспособиться к самым разнообразным условиям обитания; изучить внешнее строение насекомого на примере майского жука (посредством выполнения лабораторной работы).
- Развивающие: продолжить развивать навыки самостоятельности мышления, умения делать выводы и работать в парах.
- Воспитательные: продолжить воспитание у школьников любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: учительский компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, рисунки Членистоногих, таблицы «Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные», коллекции «Майский жук», «Медоносная пчела», «Тутовый шелкопряд».
Тип урока: комбинированный.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый.
Ход урока
I. Организационный момент (5 мин)
II. Проверка знаний (12 мин)
III. Изучение нового материала (15 мин)
IV. Закрепление знаний (5 мин)
V. Задание на дом, подведение итогов урока (3 мин)
План урока:
I. Организационный момент.
Учитель. Мы продолжаем знакомство с типом «Членистоногие».
Ребята, прослушав стихотворение С. Маршака, вы поймете о каком классе «Членистоногих» сегодня на уроке пойдет речь:
Бродят в траве золотые букашки.
Вся голубая, как бирюза,
Села, качаясь на венчик ромашки,
Словно цветной самолет, стрекоза.
Вот тёмно-красная божья коровка,
Спинку свою разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко
И полетела по важным делам.
Вот в одинаковых платьях, как сёстры
Бабочки сели в траву отдыхать.
То закрываются книжечкой пёстрой,
То, раскрываясь, несутся опять.
Правильно. О насекомых.
Для каждого любителя природы насекомые - это праздник души.
Малыш, начинающий делать первые шаги, и седой «юный натуралист» с одинаковым душевным трепетом относятся к этим замечательным произведениям природы, интуитивно желая быть чище, добрее, совершеннее.
Вот и мы с вами сегодня на уроке познакомимся с этими удивительными созданиями, населяющими практически все уголки нашей планеты, классом Насекомые.
Класс Насекомые относится к типу Членистоногие. Какие ещё классы относятся к данному типу? Слайд №3
Давайте вспомним характерные признаки типа Членистоногих, выполнив тест.
II. Проверка знаний.
У каждого из вас на парте имеется лист с тестовыми вопросами. Внимательно посмотрите: вам необходимо правильные ответы обвести кружочком. На выполнение задания вам даётся 10 минут. Приступаем!
(смотреть приложение №1)
Теперь обменяйтесь с соседом по парте листочком и проверьте правильность выполнения задания. Неправильные ответы перечеркните. Воспользуйтесь ключом правильных ответов (Слайд №4). На проверку вам даётся 1 минута.
1В, 2Б, 3А, 4В, 5Б, 6А, 7В, 8В, 9Б, 10А.
(критерии оценки теста: 10-9 заданий –«5», 8-7 –«4»; 6-4 заданий –«3»). (Слайд №5)
III. Изучение нового материала.
Объяснение учителя. Несмотря на сходство с другими представителями членистоногих, насекомые имеют принципиальные отличия. Эти отличия касаются как строения, так и процессов жизнедеятельности.
Насекомые – самая обширная группа не только среди членистоногих, но и среди животных вообще. Насекомые составляют 2/3 от всех организмов Земли. Слайд №6
К ним относят, например, жуков, мух, комаров, бабочек, пчел, муравьев.
В настоящее время известно 1,5- 2 миллиона видов. Но это не окончательная цифра. Ежегодно описываются тысячи новых видов.
Наука – изучающая насекомых называется энтомология. Немало ученых посвятили свою жизнь, изучению этих животных. Это К. Линней, Фабр Жан Анри, Аристотель и др.
1. История названия класса
Вопрос. За что они получили такое название?
- Свое название они получили за характерные насечки на брюшке.
2. Условия жизни.
-Насекомые освоили все среды жизни - наземную, воздушную, водную, почвенную.
Большинство насекомых занимает наземно-воздушную среду жизни (бабочки, кузнечики, жуки, мухи, стрекозы и др.). Имеются насекомые, живущие в воде (клопы - водомерки, гладыши, жуки плавунцы и др.). Бывают насекомые – паразиты человека и животных (блохи, вши, клопы и др.). Слайды № 7-9
-Насекомые устойчивы к неблагоприятным условиям среды: температурный интервал от –30 до +50 0С.
3. Типы ротового аппарата.
– Пища насекомых очень разнообразна. У видов, приспособленных к питанию определенной пищей, ротовой аппарат имеет определенное строение.
Он может быть сосущим, как у бабочек, лижущим, как у мух, грызущим, как у жуков и кузнечиков, колюще-сосущим, как у комаров и клопов. Слайд №10
4.Образ жизни представителей класса.
– Есть насекомые, предпочитающие жить в одиночку (хищные жуки, наездники и др.). Слайд №11
-Есть насекомые общественные, живущие большими семьями (муравьи, термиты, пчелы). Слайд №12
5. Строение тела насекомого.
Рассмотрим особенности внешнего строения насекомого на примере майского жука посредством выполнения лабораторной работы, используя инструктивную карту. Слайды №13-15
(Учащиеся работают самостоятельно с инструктивной картой, делают записи в тетради в соответствии с планом, смотреть Приложение №2)
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
А теперь ребята встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
I V. Закрепление знаний.
Задание 1. (Слайд №16)
Выявите особенности насекомых, позволившие им стать процветающей группой животных.
Признак животного. |
Особенности класса насекомых |
Биологическое значение признака. |
1. Движение. |
|
Способность к полету и передвижению по различным поверхностям. |
2. Деление тела на отделы. |
Три отдела тела: голова, грудь, брюшко. |
|
3. |
Разнообразное строение ротовых органов. |
Возможность использовать разнообразной пищи. |
4. Ориентация в окружающей среде. |
|
Способность находить пищу, обнаруживать врагов. |
5. Размеры тела. |
Небольшие размеры. |
|
6. Способ дыхания. |
|
Потребление для дыхания атмосферного кислорода. |
7. |
Развитие головного мозга, наличие брюшной нервной цепочки. |
Наличие более сложных рефлексов. |
Задание 2. (Слайд №17)
Итак, давайте попробуем выделить общие признаки насекомых
– разделение тела на голову, грудь и брюшко;
– наличие одной пары усиков (сяжек), 1 пары сложных глаз,
– наличие ротового аппарата различного типа,
– наличие крыльев, трех пар конечностей,
– наличие трахейной системы.
– наличие мальпигиевых сосудов – органов выделения, развитие метаморфозом
V. Задание на дом, подведение итогов урока: параграф 15. (Слайд №18)
Оценка учащихся за работу на уроке.
Рефлексия (методика цветопись Лутошкина):
Вспомните, как мы работали. Как лично вы работали. Какие чувства испытывали.
Перед вами цветок, на котором лепестки трёх разных цветов,
каждый цвет отвечает за определённое настроение. Прикрепите божьих коровок, которые лежат у вас на столе, к лепестку того цвета, который соответствует вашему отношению к сегодняшнему уроку. (Слайд №19)
Вот и всё. Благодарю вас за работу.
До свидания!
Приложения
Приложение №1
Тест Общая характеристика членистоногих
1.Тело членистоногих покрыто
А роговой кожей
Б раковиной из углекислого кальция
В хитиновым покровом
2. У всех членистоногих имеются
А - конечности в виде параподий
Б - членистые конечности
В - ножковидные выросты тела
3. Предками всего типа членистоногих были
А - водные животные
Б - сухопутные животные
В - как почвенные обитатели, так и водные
4. Членистоногие произошли от группы
А - плоских червей
Б - моллюсков
В - кольчатых червей
5. Полость тела у членистоногих
А - первичная
Б - смешанная
В - вторичная
6. Кровеносная система у членистоногих
А - незамкнутая
Б - замкнутая
В - отсутствует
7. Органы чувств членистоногих
А - развиты плохо
Б - развито только осязание и равновесие
В -развиты хорошо
8. Членистоногие
А - преимущественно водные формы
Б - преимущественно наземно-воздушные обитатели
В - освоили все среды обитания
9. Членистоногие
А - вымирающая группа организмов
Б - самый многочисленный тип
В - имеют небольшую численность
10. Для членистоногих характерно:
А - только половое размножение
Б – бесполое размножение
В - вегетативное размножение
Ответы на тест Общая характеристика членистоногих
1. В
2. Б
3. А
4. В
5. Б
6. А
7. В
8. В
9. Б
10. А
Приложение № 2
Лабораторная работа №3
«Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих»
Цель: изучить особенности внешнего строения членистоногих на примере майского жука; познакомиться с многообразием членистоногих.
Оборудование: майский жук, ванночка, препаровальный нож, лупа или рисунки членистоногих разных классов, коллекции членистоногих.
Ход работы
I. Изучить особенности внешнего строения типа членистоногих на примере класса насекомых, майского жука.
1. Рассмотрите нерасчлененного майского жука, определите его размеры, окраску тела.
2. На расчлененном жуке найдите три отдела тела: голову, грудь, брюшко.
3. Рассмотрите голову жука, найдите на ней усики - органы осязания, обоняния, глаза — органы зрения и ротовые органы.
4. Установите особенности строения ног жука, определите, сколько их, к какому отделу тела они прикрепляются.
5. На груди жука найдите две пары крыльев: переднюю пару, или надкрылья, и заднюю пару - перепончатые крылья.
6. Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки и рассмотрите с помощью лупы дыхальца.
7. Зарисуйте майского жука
II. Знакомство с многообразием членистоногих.
1. Составьте таблицу
Особенности строения классов членистоногих.
Название класса |
Представители |
Особенности строения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Выявите признаки сходства и различий
Список литературы.
1. Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2008 - 304 с.: ил.
2. Латюшин В.В. Биология. Животные 7 класс Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшина и В.А.Шапкина «Биология. Животные»: Пособие для учителя 2-е изд.,стереотип-М.: Дрофа, 2003-193 с.
3. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл.: Метод. Пособие.- М.: Дрофа, 1996.-160с. ил.
4. И.Ф. Ишкина Биология. 7 класс. Поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина и В.А.Шапкина. Издательство «Учитель АСТ», Волгоград 2002.
5. Лутошкин А. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988.
– 128 с
Л. И. Набока, МКОУ СОШ №80 им. В. П. Кузнецова, г. Купино, Купинский район, Новосибирская область
Метки: Биология