Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Методика использования дидактических стихов на уроках биологии. Ч. 1.

Методика использования дидактических стихов на уроках биологии. Ч. 1. ПРЕДИСЛОВИЕ.

В работе, которую Вы держите сейчас в руках, отражен опыт преподавания всего курса биологии по авторской методике с использованием дидактических стихов на уроках биологии на базе 6 – 11 классов МОУ СОШ №28 п. Новые Поляны МО Апшеронский район. Содержание методики универсально и может быть адаптировано к любой программе по биологии. Система знаний, полученная в процессе работы с дидактическими стихами, может оказать учителям помощь, в совершенствовании урока и учебно-воспитательной работы, в развитии грамотной, экологически и творчески развитой личности.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЫТА.

Объективная реальность сама по себе автоматически не формирует биоэкологически развитую личность. Для этого необходимо активное освоение содержания биологической и экологической культуры каждым человеком. И чем раньше оно начнется, тем лучшего результата можно достичь.

Работа по использованию дидактических стихов была начата с 1991 года. Однако, использование их в системе, как методики преподавания предмета, началось с 2000 года.

Основной формой обучения детей является классно-урочная система.

Применение методики использования дидактических стихов позволяет разрабатывать и проводить как стандартные уроки, так и не традиционные уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-КВНы, уроки-эрудиционы, интегрированные и другие уроки. Не традиционными они названы потому, что в их основе лежат дидактические стихи.

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ СТИХОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

В настоящее время внимание общества приковано к реформам, которые идут в области образования. В средствах массовой информации широко обсуждаются вопросы содержания образования и методы его реализации.

Вопросы теории и практики биоэкологического образования неразрывно связаны со становлением познавательного интереса к изучению предмета как части общечеловеческой культуры, а так же развитию всех сфер личности учащихся, их возможностей и ориентации на ценности гуманистического характера.

Включение дидактических стихов в биоэкологическое образование может быть рассмотрено как один из возможных путей гуманизации. Содержание школьного курса биологии характеризуется большим объемом информации, которая на уровне фактов, идей и понятий должна быть освоена учениками. Однако, не вся информация способна пробудить у них познавательный интерес. Исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что он характеризуется тремя обязательными элементами:

1.положительные эмоции по отношению к деятельности;

2.наличие познавательной стороны этих эмоций;

3.наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

Следовательно, любая деятельность по усвоению учебной информации лишь тогда продуктивна, когда она вызывает у учащихся определенные эмоции и чувства. Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, позволяет ощутить отношение к ней и, следовательно, выработать ответную реакцию.

Рассматривая все биологическое содержимое, изучаемое школьниками, можно отметить, что слабо эмоционально окрашена информация о морфологических, анатомических и физиологических особенностях организма. Практически не вызывает эмоционального отклика информация о молекулярном строении веществ, химических реакциях, протекающих в клетках, строении клеток и тканей.

Эмоционально окрасить биологическое содержание можно различными способами, в том числе и при помощи дидактических стихов.

К дидактическим относятся стихи, которые написаны или подобраны для применения в процессе обучения и содержат учебную информацию.

Все стихотворения, используемые на уроке биологии, можно условно разделить на так называемые «первично» и «вторично» дидактические стихи. К первой группе относятся специально сочиненные стихотворения, обязательно включающие терминологию изучаемого предмета. С одной стороны они должны быть строго научны и достоверны в отношении подаваемой информации, а с другой – эмоционально-образны. Ко второй группе относятся стихи, которые изначально не были предназначены для учебных целей, поэтому они могут содержать фактические ошибки, а это и определяет специфичный характер использования их на уроке.

Все используемые мною дидактические стихи, используемые в процессе обучения биологии можно подразделить на 8 типов (таблица №1):

Таблица №1

Классификация дидактических стихотворений,

используемых в процессе обучения биологии.

№ п/п

тип

содержание

функция

I.

скелетное

является основой урока

- Облегчает концентрацию внимания на изучаемом материале.

- Развивает познавательный интерес.

II.

научное

подтверждение отдельных научных фактов

- Повышает степень интереса к изучаемому материалу.

- Способствует более успешному усвоению учащимися главных учебных характеристик и свойств изучаемых объектов.

III.

проблемное

постановка проблемной задачи

- Способствует созданию проблемной ситуации на уроке.

- Развивает воображение.

IV.

контрольное

опрос изученного материала

- Снижает эмоциональное напряжение учащихся во время опроса.

-

V.

природоохранное

фактор экологического образования и воспитания

- Формирует экологические знания и умения учащихся.

- Прививает бережное отношение к природе.

VI.

эмоционально-образное

эмоциональное усиление изучаемого материала

- Эмоционально окрашивает биологическое содержание изучаемого материала.

- Углубляет восприятие и ответную реакцию на биологические объекты.

VII.

загадка

активизация познавательной деятельности учащихся

- Стимулирует развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение).

- Развивает самостоятельную поисковую деятельность.

VIII.

здоровьесберегающее

привитие укрепления здоровья и предупреждения вредных привычек

- Развивает негативное отношение к вредным привычкам.

- Пропагандирует здоровый образ жизни.

Приведу примеры некоторых дидактических стихов, апробированных мною в учебном процессе.

I - СТИХОТВОРЕНИЕ, КАК ОСНОВА УРОКА.

Используя дидактические стихи в качестве основы урока следует обратить внимание на то, что в некоторых классах при чтении слишком большого стихотворения его восприятие может быть затруднено. Чтобы этого не произошло можно несколько раз прервать чтение стихотворения (разделительная строка в первом дидактическом стихотворении) и прокомментировать отрывок самому, или, лучше всего, послушать комментарий детей.

Тема: Распространение плодов и семян.

Н.А. Ерошевская

Растения – переселенцы.

Птицы в воздухе летают,

Звери по земле гуляют,

Рыбы по воде плывут…

А растенья как живут?

С места одного не сходят

По лесам, лугам не ходят.

Только как они, мой друг,

Расселяются вокруг?

Приспособились растенья!

И, без всякого сомненья

Превосходно выживают

Семена в путь отправляют.

Коль послушаете нас,

То узнаете сейчас,

Что зеленые растенья

Знают толк в переселении.

А если очень захотеть,

То можно даже полететь.

Природа семенам дала

То парашют, то два крыла.

Вот, с тополей слетает пух

Как будто снег летит вокруг.

Осина, ива и осот

Шлют тоже семена в полет.

И одуванчик с бодяком

С таким движением знаком.

На семенах у всех пушок

Легко несет их ветерок.

С ветром дружит даже клен:

Он двукрылаткою снабжен.

Вот, с пихты семена летят

На новом месте жить хотят.

Есть крылышки у липы, ели.

Береза, ясень, вяз успели

Крылатками обзавестись

И к новым землям унеслись.

У орхидеи, у грушанки

И, конечно, у толстянки

Семена мелки, легки

Летят, как будто мотыльки.

…………………………………………………………………..

Есть растения – стрельцы

Бешенные огурцы.

Они так могут расселяться,

Что можно только удивляться.

Чуть заденешь спелый плод

Вмиг тебя он обдает

Слизью с семенами вместе

Чтоб росли на новом месте.

Стрелять и лилии умеют

«Катапультами» владеют

Только кто-то плод тряхнет –

Семена летят в полет.

Герань, фиалка и кислица

Так же могут отличиться.

Эти все артиллеристы

Называются баллисты.

……………………………………………………………

Вот, муравей домой идет

И семя на себе несет.

На семени придаток есть

Который можно просто съесть.

Но, целым остается семя.

Когда наступит его время

Увидишь ты, что там и тут

Хохлатки ранние цветут,

Фиалки зацвели, а вот

И чистотел уже растет.

Копытень и гусиный лук

Все заселили здесь вокруг.

На калину сойка села

И ее плодов поела.

От них остался лишь помет…

Но семя все-таки живет!

Рябина, бузина, черника,

Омела, ландыш, земляника

Летают с птицами и вот

Так расселение идет.

Идет животное и вдруг

На пути стоит лопух.

Зацепился он за шерсть –

Вот и транспорт уже есть!

И репешок, и череда

Прицепились, вот беда.

Ведь с крючками семя тоже

Стать путешественником может.

……………………………………………………………………………

Транспорт может быть и водный

Путь тебе везде свободный.

Несет ольху течение –

Вот это развлечение!

Чистяк, кубышка и осока

Сплавляют семена далеко.

В них с воздухом пространство есть

Не даст на дно оно осесть.

А если хочешь за моря,

Цепляйся к днищу корабля.

Иль в трюм скорее забирайся

И к новым землям отправляйся.

От нас в США подорожник попал.

«След белых» его там индеец назвал.

Стенактис, амброзия и элодея

Проникли в Европу, ничуть не робея.

Саргассум в Японии жил не, тужил

И вот, уже Англию он покорил.

От мелколепестника и галензоги

Нигде не спастись: заросли все дороги.

Вот так, потихоньку, не зная преград

Растения едут, плывут и летят.

Свои семена по Земле расселяют

И жизнь свою этим они возрождают.

Тема: Опорно-двигательная система.

Предлагаемое ниже дидактическое стихотворение можно использовать как в качестве основы при изучении нового материала, так и при контроле знаний как ботанический диктант, заменив выделенные другим шрифтом слова на пробелы (подробнее см. в разделе IV).

Н.А. Ерошевская.

Строение скелета

Скелет у всех нас есть друзья.

Нам без него прожить нельзя.

Он нам защита и он нам опора

И орган движения тоже, без спора.

Чтоб легче было скелет изучать

И новые знания нам получать.

Больше двухсот в нем костей мы найдем,

На шесть отделов их все разобьем,

В отделе первом череп есть:

В нем сросшихся костей не счесть.

Одна лишь кость подвижная –

Нижнечелюстная.

Второй отдел вам на заметку:

Позвоночник с грудной клеткой

Пар 12 ребер здесь,

И грудина тоже есть.

В позвоночнике мы тоже

Выделить отделы можем:

Шейный есть, за ним грудной,

Поясничный и крестцовый,

Копчик – рудимент хвоста.

Вот такая красота!

Позвонки имеют тело

И отростки – все для дела.

Отдел мы третий разберем

И пояс плечевой найдем:

Лопатки две, ключицы тоже.

Запомнить это нам не сложно.

Отдел четвертый самый мощный

Срослись все кости таза прочно

С крестцом соединившись сзади

И меж собою впереди.

Пятый отдел рассмотреть мы возьмем

Свободную верхнюю конечность найдем.

Плечо состоит из кости плечевой,

Предплечье – из локтевой с лучевой.

В кисти костей очень много, друзья,

Запястье и пясть не заметить нельзя.

Фаланги пальцев заметней всего:

Прожить без них людям ох как не легко.

Самую крупную кость во всем теле

Найдем мы с вами в шестом отделе.

Назвать его можно нижнею

Свободною конечностью.

Кость-великан мы увидим в бедре,

В голень же входит косточки две:

Берцовая малая – первая,

Берцовая большая – вторая.

Стопа состоит из мелких костей.

Только пяточная крупная в ней.

Предплюсну с плюсной тоже найди,

И пальцев фаланги не пропусти.

II – СТИХОТВОРЕНИЕ, КАК ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ФАКТОВ

Тема: Фотосинтез.

Г.И. Лернер

***

Я хлорофилл, всегда зеленый

Пускай прохлада или зной,

Но я тружусь, как заведенный,

И каждый раз иду, как в бой.

Лишь только солнышко проглянет,

Я первый луч его ловлю.

И сразу воздух чистым станет,

И сразу всех я накормлю.

Вода по стеблям поднимаясь,

Идет к зеленому листу

И с СО2 соединяясь

Дает нам сахар на свету.

Вот так творение природы –

Волшебный, добрый хлорофилл

Способен прокормить народы

Хотя уж к вечеру без сил.

Г.И. Лернер

***

Фотосинтез идет

На свету круглый год

Из простых минеральных веществ.

Солнце свет свой прольет,

Луч на лист упадет,

Чтобы всем подарить кислород.

И никак не поймет

Наш упрямый народ

Что он дышит, ест и живет,

Потому, что с утра,

Лишь приходит пора,

Сладкий сок производит листва.

Для учащихся 6 класса тема «Фотосинтез» чаще всего вызывает затруднения. Поэтому, объяснение нового материала следует сопровождать не только опытами и чтением стихов, но и схемой, где наглядно показаны два противоположных процесса: фотосинтез и дыхание.

Тема: Тип Кишечнополостные.

Т.И. ЖуковаА

Кораллы

На глыбе крутой, ноздреватой –

Коротенький, хрупок и мал –

Цветет стерженек розоватый,

Как легкое пламя, - коралл.

Почти неприметная крошка.

Велик для него океан.

Любая малышка-рыбешка –

Ему одному великан!

Но он не стоит одиноко:

Упрямые, с разных сторон

К нему прижимаются боком

Такие малютки, как он.

Растут малыши, и над ними

С годами – огромен и густ –

Багряные ветви поднимает

Могучий коралловый куст.

И в пальмах заблудится ветер

И берегом новой земли,

И, остров однажды заметив,

Пристанут к нему корабли.

Тема: Черви.

А.А. Семенов

***

Мы обжоры-солитеры,

Пусть же твой живот болит.

Ноги ты протянешь скоро,

А мы живем как короли.

Говорят, мы паразиты,

Нам кишка – уютный дом.

Твой обед мы переварим,

И размножимся потом.

Тема: Естественный и искусственный отбор.

Н.А. Ерошевская

Отбор

Посмотри на огород.

Ах, какой же здесь осот,

Рядом галензога,

А пройдешь немного,

Видно как, то там, то тут

Злаки мощные цветут:

Свинорой, овсюг, мышей,

И, конечно же, пырей.

А амброзия, какая!

От пыльцы вся золотая!

Плети от вьюнка ползут

И стенактис тут как тут.

Кто ответит на вопрос:

Почему он весь зарос?

Потому, что человек

Не полол его вовек.

И уже здесь с давних пор

Идет естественный отбор.

Сорняки закрыли свет.

Ничего себе обед!

Культурам дали только тень

Забрали влагу; ночь и день

Все минералы отбирают

И угнетают, угнетают…

Здесь разве будет урожай?

А ну, сорняк, долой давай!

Отбор искусственный начнем:

Прополем все, и все польем.

Потом подкормим и опять

Сорняк мы будем удалять.

А в результате, что за диво!

На огороде как красиво!

Стена стоит из кукурузы,

Лежат огромные арбузы,

Все овощи на удивленье.

Зимой нам будет угощенье.

Мораль проста, и каждый знает,

Что сильный слабых угнетает.

И, чтобы выжить, с давних пор

Идет отбор, отбор, отбор…

Тема: Наследование, сцепленное с полом.

В.Г. Смелова

***

Почему не бывает трехцветных котов?

На вопрос, на такой кто ответить готов?

Не бывает трехцветных котов потому,

Что у кошки с котом – разница хромосом.

Бедняге коту не везет потому,

Что Y-хромосома досталась ему,

А окраска что кошки, что кота

Только Х-хромосомой определена.

Вот кошечка две Х-хромосомы имеет

И на два цвета претендовать смеет,

Третий, белый, тогда появляется,

Когда ген цвета отключается.

Не последнюю роль тельце Бара играет,

Оно наличие одного из цветов определяет,

Если одна Х-хромосома стала неактивной,

То и волос вырастет с окраской противной

(противоположной).

 

Метки: Биология