Методика использования дидактических стихов на уроках биологии. Ч. 1.
Методика использования дидактических стихов на уроках биологии. Ч. 1. ПРЕДИСЛОВИЕ.
В работе, которую Вы держите сейчас в руках, отражен опыт преподавания всего курса биологии по авторской методике с использованием дидактических стихов на уроках биологии на базе 6 – 11 классов МОУ СОШ №28 п. Новые Поляны МО Апшеронский район. Содержание методики универсально и может быть адаптировано к любой программе по биологии. Система знаний, полученная в процессе работы с дидактическими стихами, может оказать учителям помощь, в совершенствовании урока и учебно-воспитательной работы, в развитии грамотной, экологически и творчески развитой личности.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЫТА.
Объективная реальность сама по себе автоматически не формирует биоэкологически развитую личность. Для этого необходимо активное освоение содержания биологической и экологической культуры каждым человеком. И чем раньше оно начнется, тем лучшего результата можно достичь.
Работа по использованию дидактических стихов была начата с 1991 года. Однако, использование их в системе, как методики преподавания предмета, началось с 2000 года.
Основной формой обучения детей является классно-урочная система.
Применение методики использования дидактических стихов позволяет разрабатывать и проводить как стандартные уроки, так и не традиционные уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-КВНы, уроки-эрудиционы, интегрированные и другие уроки. Не традиционными они названы потому, что в их основе лежат дидактические стихи.
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ СТИХОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.
В настоящее время внимание общества приковано к реформам, которые идут в области образования. В средствах массовой информации широко обсуждаются вопросы содержания образования и методы его реализации.
Вопросы теории и практики биоэкологического образования неразрывно связаны со становлением познавательного интереса к изучению предмета как части общечеловеческой культуры, а так же развитию всех сфер личности учащихся, их возможностей и ориентации на ценности гуманистического характера.
Включение дидактических стихов в биоэкологическое образование может быть рассмотрено как один из возможных путей гуманизации. Содержание школьного курса биологии характеризуется большим объемом информации, которая на уровне фактов, идей и понятий должна быть освоена учениками. Однако, не вся информация способна пробудить у них познавательный интерес. Исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что он характеризуется тремя обязательными элементами:
1.положительные эмоции по отношению к деятельности;
2.наличие познавательной стороны этих эмоций;
3.наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.
Следовательно, любая деятельность по усвоению учебной информации лишь тогда продуктивна, когда она вызывает у учащихся определенные эмоции и чувства. Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, позволяет ощутить отношение к ней и, следовательно, выработать ответную реакцию.
Рассматривая все биологическое содержимое, изучаемое школьниками, можно отметить, что слабо эмоционально окрашена информация о морфологических, анатомических и физиологических особенностях организма. Практически не вызывает эмоционального отклика информация о молекулярном строении веществ, химических реакциях, протекающих в клетках, строении клеток и тканей.
Эмоционально окрасить биологическое содержание можно различными способами, в том числе и при помощи дидактических стихов.
К дидактическим относятся стихи, которые написаны или подобраны для применения в процессе обучения и содержат учебную информацию.
Все стихотворения, используемые на уроке биологии, можно условно разделить на так называемые «первично» и «вторично» дидактические стихи. К первой группе относятся специально сочиненные стихотворения, обязательно включающие терминологию изучаемого предмета. С одной стороны они должны быть строго научны и достоверны в отношении подаваемой информации, а с другой – эмоционально-образны. Ко второй группе относятся стихи, которые изначально не были предназначены для учебных целей, поэтому они могут содержать фактические ошибки, а это и определяет специфичный характер использования их на уроке.
Все используемые мною дидактические стихи, используемые в процессе обучения биологии можно подразделить на 8 типов (таблица №1):
Таблица №1
Классификация дидактических стихотворений,
используемых в процессе обучения биологии.
№ п/п | тип | содержание | функция |
I. | скелетное | является основой урока | - Облегчает концентрацию внимания на изучаемом материале. - Развивает познавательный интерес. |
II. | научное | подтверждение отдельных научных фактов | - Повышает степень интереса к изучаемому материалу. - Способствует более успешному усвоению учащимися главных учебных характеристик и свойств изучаемых объектов. |
III. | проблемное | постановка проблемной задачи | - Способствует созданию проблемной ситуации на уроке. - Развивает воображение. |
IV. | контрольное | опрос изученного материала | - Снижает эмоциональное напряжение учащихся во время опроса. - |
V. | природоохранное | фактор экологического образования и воспитания | - Формирует экологические знания и умения учащихся. - Прививает бережное отношение к природе. |
VI. | эмоционально-образное | эмоциональное усиление изучаемого материала | - Эмоционально окрашивает биологическое содержание изучаемого материала. - Углубляет восприятие и ответную реакцию на биологические объекты. |
VII. | загадка | активизация познавательной деятельности учащихся | - Стимулирует развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение). - Развивает самостоятельную поисковую деятельность. |
VIII. | здоровьесберегающее | привитие укрепления здоровья и предупреждения вредных привычек | - Развивает негативное отношение к вредным привычкам. - Пропагандирует здоровый образ жизни. |
Приведу примеры некоторых дидактических стихов, апробированных мною в учебном процессе.
I - СТИХОТВОРЕНИЕ, КАК ОСНОВА УРОКА.
Используя дидактические стихи в качестве основы урока следует обратить внимание на то, что в некоторых классах при чтении слишком большого стихотворения его восприятие может быть затруднено. Чтобы этого не произошло можно несколько раз прервать чтение стихотворения (разделительная строка в первом дидактическом стихотворении) и прокомментировать отрывок самому, или, лучше всего, послушать комментарий детей.
Тема: Распространение плодов и семян.
Н.А. Ерошевская
Растения – переселенцы.
Птицы в воздухе летают,
Звери по земле гуляют,
Рыбы по воде плывут…
А растенья как живут?
С места одного не сходят
По лесам, лугам не ходят.
Только как они, мой друг,
Расселяются вокруг?
Приспособились растенья!
И, без всякого сомненья
Превосходно выживают
Семена в путь отправляют.
Коль послушаете нас,
То узнаете сейчас,
Что зеленые растенья
Знают толк в переселении.
А если очень захотеть,
То можно даже полететь.
Природа семенам дала
То парашют, то два крыла.
Вот, с тополей слетает пух
Как будто снег летит вокруг.
Осина, ива и осот
Шлют тоже семена в полет.
И одуванчик с бодяком
С таким движением знаком.
На семенах у всех пушок
Легко несет их ветерок.
С ветром дружит даже клен:
Он двукрылаткою снабжен.
Вот, с пихты семена летят
На новом месте жить хотят.
Есть крылышки у липы, ели.
Береза, ясень, вяз успели
Крылатками обзавестись
И к новым землям унеслись.
У орхидеи, у грушанки
И, конечно, у толстянки
Семена мелки, легки
Летят, как будто мотыльки.
…………………………………………………………………..
Есть растения – стрельцы
Бешенные огурцы.
Они так могут расселяться,
Что можно только удивляться.
Чуть заденешь спелый плод
Вмиг тебя он обдает
Слизью с семенами вместе
Чтоб росли на новом месте.
Стрелять и лилии умеют
«Катапультами» владеют
Только кто-то плод тряхнет –
Семена летят в полет.
Герань, фиалка и кислица
Так же могут отличиться.
Эти все артиллеристы
Называются баллисты.
……………………………………………………………
Вот, муравей домой идет
И семя на себе несет.
На семени придаток есть
Который можно просто съесть.
Но, целым остается семя.
Когда наступит его время
Увидишь ты, что там и тут
Хохлатки ранние цветут,
Фиалки зацвели, а вот
И чистотел уже растет.
Копытень и гусиный лук
Все заселили здесь вокруг.
На калину сойка села
И ее плодов поела.
От них остался лишь помет…
Но семя все-таки живет!
Рябина, бузина, черника,
Омела, ландыш, земляника
Летают с птицами и вот
Так расселение идет.
Идет животное и вдруг
На пути стоит лопух.
Зацепился он за шерсть –
Вот и транспорт уже есть!
И репешок, и череда
Прицепились, вот беда.
Ведь с крючками семя тоже
Стать путешественником может.
……………………………………………………………………………
Транспорт может быть и водный
Путь тебе везде свободный.
Несет ольху течение –
Вот это развлечение!
Чистяк, кубышка и осока
Сплавляют семена далеко.
В них с воздухом пространство есть
Не даст на дно оно осесть.
А если хочешь за моря,
Цепляйся к днищу корабля.
Иль в трюм скорее забирайся
И к новым землям отправляйся.
От нас в США подорожник попал.
«След белых» его там индеец назвал.
Стенактис, амброзия и элодея
Проникли в Европу, ничуть не робея.
Саргассум в Японии жил не, тужил
И вот, уже Англию он покорил.
От мелколепестника и галензоги
Нигде не спастись: заросли все дороги.
Вот так, потихоньку, не зная преград
Растения едут, плывут и летят.
Свои семена по Земле расселяют
И жизнь свою этим они возрождают.
Тема: Опорно-двигательная система.
Предлагаемое ниже дидактическое стихотворение можно использовать как в качестве основы при изучении нового материала, так и при контроле знаний как ботанический диктант, заменив выделенные другим шрифтом слова на пробелы (подробнее см. в разделе IV).
Н.А. Ерошевская.
Строение скелета
Скелет у всех нас есть друзья.
Нам без него прожить нельзя.
Он нам защита и он нам опора
И орган движения тоже, без спора.
Чтоб легче было скелет изучать
И новые знания нам получать.
Больше двухсот в нем костей мы найдем,
На шесть отделов их все разобьем,
В отделе первом череп есть:
В нем сросшихся костей не счесть.
Одна лишь кость подвижная –
Нижнечелюстная.
Второй отдел вам на заметку:
Позвоночник с грудной клеткой
Пар 12 ребер здесь,
И грудина тоже есть.
В позвоночнике мы тоже
Выделить отделы можем:
Шейный есть, за ним грудной,
Поясничный и крестцовый,
Копчик – рудимент хвоста.
Вот такая красота!
Позвонки имеют тело
И отростки – все для дела.
Отдел мы третий разберем
И пояс плечевой найдем:
Лопатки две, ключицы тоже.
Запомнить это нам не сложно.
Отдел четвертый самый мощный
Срослись все кости таза прочно
С крестцом соединившись сзади
И меж собою впереди.
Пятый отдел рассмотреть мы возьмем
Свободную верхнюю конечность найдем.
Плечо состоит из кости плечевой,
Предплечье – из локтевой с лучевой.
В кисти костей очень много, друзья,
Запястье и пясть не заметить нельзя.
Фаланги пальцев заметней всего:
Прожить без них людям ох как не легко.
Самую крупную кость во всем теле
Найдем мы с вами в шестом отделе.
Назвать его можно нижнею
Свободною конечностью.
Кость-великан мы увидим в бедре,
В голень же входит косточки две:
Берцовая малая – первая,
Берцовая большая – вторая.
Стопа состоит из мелких костей.
Только пяточная крупная в ней.
Предплюсну с плюсной тоже найди,
И пальцев фаланги не пропусти.
II – СТИХОТВОРЕНИЕ, КАК ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ФАКТОВ
Тема: Фотосинтез.
Г.И. Лернер
***
Я хлорофилл, всегда зеленый
Пускай прохлада или зной,
Но я тружусь, как заведенный,
И каждый раз иду, как в бой.
Лишь только солнышко проглянет,
Я первый луч его ловлю.
И сразу воздух чистым станет,
И сразу всех я накормлю.
Вода по стеблям поднимаясь,
Идет к зеленому листу
И с СО2 соединяясь
Дает нам сахар на свету.
Вот так творение природы –
Волшебный, добрый хлорофилл
Способен прокормить народы
Хотя уж к вечеру без сил.
Г.И. Лернер
***
Фотосинтез идет
На свету круглый год
Из простых минеральных веществ.
Солнце свет свой прольет,
Луч на лист упадет,
Чтобы всем подарить кислород.
И никак не поймет
Наш упрямый народ
Что он дышит, ест и живет,
Потому, что с утра,
Лишь приходит пора,
Сладкий сок производит листва.
Для учащихся 6 класса тема «Фотосинтез» чаще всего вызывает затруднения. Поэтому, объяснение нового материала следует сопровождать не только опытами и чтением стихов, но и схемой, где наглядно показаны два противоположных процесса: фотосинтез и дыхание.
Тема: Тип Кишечнополостные.
Т.И. ЖуковаА
Кораллы
На глыбе крутой, ноздреватой –
Коротенький, хрупок и мал –
Цветет стерженек розоватый,
Как легкое пламя, - коралл.
Почти неприметная крошка.
Велик для него океан.
Любая малышка-рыбешка –
Ему одному великан!
Но он не стоит одиноко:
Упрямые, с разных сторон
К нему прижимаются боком
Такие малютки, как он.
Растут малыши, и над ними
С годами – огромен и густ –
Багряные ветви поднимает
Могучий коралловый куст.
И в пальмах заблудится ветер
И берегом новой земли,
И, остров однажды заметив,
Пристанут к нему корабли.
Тема: Черви.
А.А. Семенов
***
Мы обжоры-солитеры,
Пусть же твой живот болит.
Ноги ты протянешь скоро,
А мы живем как короли.
Говорят, мы паразиты,
Нам кишка – уютный дом.
Твой обед мы переварим,
И размножимся потом.
Тема: Естественный и искусственный отбор.
Н.А. Ерошевская
Отбор
Посмотри на огород.
Ах, какой же здесь осот,
Рядом галензога,
А пройдешь немного,
Видно как, то там, то тут
Злаки мощные цветут:
Свинорой, овсюг, мышей,
И, конечно же, пырей.
А амброзия, какая!
От пыльцы вся золотая!
Плети от вьюнка ползут
И стенактис тут как тут.
Кто ответит на вопрос:
Почему он весь зарос?
Потому, что человек
Не полол его вовек.
И уже здесь с давних пор
Идет естественный отбор.
Сорняки закрыли свет.
Ничего себе обед!
Культурам дали только тень
Забрали влагу; ночь и день
Все минералы отбирают
И угнетают, угнетают…
Здесь разве будет урожай?
А ну, сорняк, долой давай!
Отбор искусственный начнем:
Прополем все, и все польем.
Потом подкормим и опять
Сорняк мы будем удалять.
А в результате, что за диво!
На огороде как красиво!
Стена стоит из кукурузы,
Лежат огромные арбузы,
Все овощи на удивленье.
Зимой нам будет угощенье.
Мораль проста, и каждый знает,
Что сильный слабых угнетает.
И, чтобы выжить, с давних пор
Идет отбор, отбор, отбор…
Тема: Наследование, сцепленное с полом.
В.Г. Смелова
***
Почему не бывает трехцветных котов?
На вопрос, на такой кто ответить готов?
Не бывает трехцветных котов потому,
Что у кошки с котом – разница хромосом.
Бедняге коту не везет потому,
Что Y-хромосома досталась ему,
А окраска что кошки, что кота
Только Х-хромосомой определена.
Вот кошечка две Х-хромосомы имеет
И на два цвета претендовать смеет,
Третий, белый, тогда появляется,
Когда ген цвета отключается.
Не последнюю роль тельце Бара играет,
Оно наличие одного из цветов определяет,
Если одна Х-хромосома стала неактивной,
То и волос вырастет с окраской противной
(противоположной).
Метки: Биология