Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Школьный тур олимпиады по биологии. 10 класс

Школьный тур олимпиады по биологии. 10 класс

1. Выберите один правильный ответ.

1) К эукариотическим относятся клетки

а) клубеньковых бактерий б) цианобактерий

в) растений г) кишечной палочки

2) В систематике животных классы объединяются в

а) типы б) роды в) семейства г) отряды

3) У позвоночных животных с постоянной температурой тела и высоким

уровнем обмена веществ клетки снабжаются кровью

а) венозной б) смешанной в) артериальной

г) насыщенной углекислым газом

4) Твёрдость кости придаёт

а) жиры и клетчатка б) белки и нуклеиновые кислоты

в) гликоген и крахмал г) минеральные соли

5) По каким признакам можно узнать голосеменные растения?

а) имеют плоды и семена б) половые клетки созревают в шишке

в) цветут весной до распускания листьев г) имеют ксилему и флоэму

2. Определите правильность суждений (да – нет).

1) Пластиды встречаются только в растительных клетках.

2) Клетка – единица строения и жизнедеятельности вируса табачной

мозаики.

3) Гормоны в организме человека образуются в печени.

4) Папоротниковидные растения размножаются спорами.

5) У птиц постоянная температура тела.

3. Установите соответствие между возможными последствиями недостатка в организме человека витамина и его видом.

Последствия

Витамин

А) Расшатывание и выпадение зубов

Б) Снижение сопротивляемости

инфекционным болезням

В) Ослабление зрения в сумерках

Г) Медленный рост в детском

возрасте.

Д) Кровоточивость десён,

изъязвление полости рта.

1) А

2) С

4. Дайте полный развёрнутый ответ на вопрос: каких насекомых нужно

охранять и почему?

5. Решите задачу.

Участок одной из цепей молекулы ДНК содержит 300 нуклеотидов с аденином (А), 100 нуклеотидов с тимином (Т), 150 нуклеотидов с гуанином (Г) и 200 нуклеотидов с цитозином (Ц). Какое число нуклеотидов А, Т, Г, и Ц содержится в двуцепочечной молекуле ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок, кодируемый этим участком ДНК? Ответ поясните.

6. Определите, что изображено на рисунке и опишите.

7. Термины.

1) Рефлекс

2) Гормоны.

3) Микроэлементы.

4) Регенерация.

5) Ткань.

8. Исключите лишнее.

1) Аппарат Гольджи, пластиды, лизосомы, эндоплазматическая сеть.

2) Глюкоза, фруктоза, галактоза, целлюлоза.

3) Амёба, гидра, инфузория – туфелька, эвглена.

4) Хвощи, плауны, папоротники, пихта.

5) Клён, липа, берёза, шиповник.

Критерии оценки. 10 класс

Задание 1. Каждый правильный ответ – 2 балла, итого 10 баллов.

Задание 2. Каждый правильный ответ – 2 балла, итого 10 баллов.

Задание 3. Каждый правильный ответ – 2 балла, итого 10 баллов.

Задание 4. 10 баллов.

Задание 5. 20 баллов.

Задание 6. 20 баллов.

Задание 7. Каждый правильный ответ 2 балла, итого 10 баллов.

Задание 8. Каждый правильный ответ 2 балла, итого 10 баллов.

Ответы.

Задание 1. 1) в, 2) а, 3) в, 4) г, 5) б.

Задание 2. 1) да, 2) нет, 3) нет, 4) да, 5) да.

Задание 3. 1ВГ, 2АБД.

Задание 4. Охранять нужно пчёл, шмелей, особенно весной, когда встречаются только их самки, безвредных бабочек – крапивниц, адмиралов, махаонов (это насекомые-опылители), божьих коровок, жужелиц, стрекоз (это насекомые-хищники, истребляют вредных насекомых).

Задание 5. По принципу комплементарности А=Т, Г=Ц. Если на одной цепи ДНК А=300, след. на второй цепи ДНК Т=300. На одной цепи ДНК Т=100, след. на второй цепи А=100. Аналогично, на одной цепи Г=150, на второй цепи Ц=150; на одной цепи Ц=200, на второй цепи Г=200.

Таким образом, в двуцепочечной молекуле ДНК содержится А-нуклеотидов 300+100=400, Т-нуклеотидов 100+300=400, Г-нуклеотидов 150+200=350 и Ц-нуклеотидов 200+150=350.

Белок кодируется геном, т. е. участком молекулы ДНК. На предложенном участке молекулы ДНК содержится 300 А-нуклеотидов, 100 Т-нуклеотидов, 150 Г-нуклеотидов и 200 Ц-нуклеотидов.

300+100+150+200=750.

Каждая аминокислота кодируется тремя нуклеотидами след. 750:3=250 аминокислот.

Ответ: В состав двуцепочечной молекулы ДНК входит 400 А-нуклеотидов, 400 Т-нуклеотидов, 350 Г-нуклеотидов и 350 Ц-нуклеотидов. Данный участок ДНК кодирует 250 аминокислот. Вторая цепь, комплементарная данному участку будет кодировать также 250 аминокислот.

Задание 6. На рисунке изображено строение клеточной мембраны, которая состоит из двух слоёв липидов, в которые погружены белки. Каждая молекула липидов образована гидрофильной головкой и гидрофобным хвостом. В клеточных мембранах молекулы липидов располагаются головками наружу, а хвостами внутрь. Двойной слой липидов обеспечивает барьерную функцию мембраны. В билипидный слой мембраны погружены многочисленные молекулы белка. Одни находятся на внешней стороне мембраны, другие – на внутренней, а третьи пронизывают всю мембрану насквозь. Белки мембраны выполняют разнообразные функции: рецепторную, транспортную, ферментативную.

Задание 7.

1) Рефлекс – ответ организма на раздражение при участии нервной системы.

2) Биологически активные вещества, вырабатываются железами внутренней секреции, выделяются в кровь и регулируют работу органов, обмен веществ в организме, его рост и развитие. Постоянство внутренней среды организма.

3) Микроэлементы – элементы, на долю которых приходится от 0,001 до

0,000001% от массы тела.

4) Регенерация – восстановление утраченных частей организма.

5. Ткань – группа клеток, сходных по строению и выполняющих общие функции.

Задание 8. 1) пластиды, 2) целлюлоза, 3) гидра, 4) пихта, 5) шиповник.

Время на выполнение работы – 1,5 часа (90 минут).

Л. Ф. Лозинская, МОУ "ТСШ № 17", г. Тирасполь, ПМР

Метки: Биология