Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Конспект урока биологии "Витамины"; 8 класс

Конспект урока биологии "Витамины"; 8 класс

Цель:

- осмысление и усвоение биологической роли некоторых витаминов в обмене веществ и их практическое значение для здоровья человека;

- совершенствование у учащихся приемов умственной деятельности, постановка темы и формирование учебной задачи;

- умение выбора нужной информации и соотношение ее из разных источников;

- формирование аналитического мышления, аргументирования, анализа, обобщения;

- формирование навыков работы в группе: взаимообучение в группе, выработка единых позиций, осознанное понимание того, что успех группы зависит от индивидуального вклада каждого члена группы.

Тип урока - изучение нового материала.

Форма работы - индивидуальная, групповая.

Методыэлементы деятельностного подхода, частично-поисковый, метод «пила», метод социального взаимодействия.

Оборудование учебники, дополнительные источники информации, карточки-задания, рабочие карты, тесты.

Рабочая карта

Ф.И.

задание № 1

задание № 2

зад. № 3

зад. № 4

Итог

самооценка

оценка учителя

самооценка

оценка группы

самооценка

оценка группы

самооценка

оценка учителя

самооценка

оценка группы

Перед началом работы я напоминаю вам об основных требованиях работы в группе:

- взаимодействовать в группе с любым товарищем;

- работать активно, серьезно относиться к порученному заданию;

- вежливо и доброжелательно общаться с товарищами;

- испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих товарищей, всего класса.

Главное, надо помнить – мы в одной лодке. Счастливого плавания!

ХОД УРОКА

I. Выравнивание знаний.

Тест.

1. Комплекс процессов в организме: питание, дыхание, транспорт веществ, их преобразование, выделение продуктов жизнедеятельности – это:

а) размножение;

б) рост и развитие;

в) обмен веществ;

г) регуляция деятельности органов.

2. В чем суть энергетического обмена:

а) происходит распад части поступающих в клетки органических веществ с выделением энергии;

б) происходит выделение продуктов жизнедеятельности;

в) происходит регуляция процессов жизнедеятельности.

3. Что происходит в организме за счет пластического обмена:

а) газообмен между организмом и внешней средой;

б) из менее сложных веществ образуются более сложные вещества;

в) происходит рост, развитие и деление каждой клетки.

В рабочую карту выставляем самооценку.

Поменялись работами.

Сверим с эталоном: 1 – в

2 – а

3 – в

Выставляем оценку учителя. Критерии выставления даны в рабочей карте.

II. Ориентировочно-мотивационный.

Предлагаю прослушать текст и ответить на вопросы:

1) От какого заболевания страдали путешественники?

2) Какие вещества, на ваш взгляд, содержатся в продуктах, способные предотвращать это заболевание?

Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительной болезни, если они долго находились без свежих продуктов, овощей. Десны распухали и кровоточили, лицо отекало, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтеками.

От этого заболевания погибало моряков больше, чем от морских сражений и кораблекрушений. Особенно страдали моряки в северных экспедициях.

Моряки заметили, что заболевание можно предотвратить, если есть квашеную капусту, лук, черную смородину, пить лимонный сок, настои из плодов шиповника и молодых побегов сосны.

Долгое время оставалось неизвестным какие вещества содержались в этих продуктах.

Ответьте на поставленные вопросы.

Вопросы обсуждаются в группах.

Отчет групп.

Теперь постарайтесь сформулировать тему урока.

«Витамины»

Учащиеся записывают тему урока «Витамины».

Вопрос: Что вы знаете о витаминах?

Работа в группах.

Выслушать отчет групп.

Вопрос: Считаете ли вы свои знания полными?

Ответ: Нет.

Учитель: Нет, знания не полные и мы их будем сегодня восполнять.

Зная тему урока, необходимо сформулировать учебную задачу.

Работа в группах.

Отчет групп.

III. Операционально - исполнительный этап

Записи в тетради.

Учебная задача: Изучить биологическую роль некоторых витаминов в обмене веществ и их практическое значение для здоровья человека.

Что именно мы будем изучать?

Работа в группах.

1. Группы.

2. В каких продуктах содержатся витамины.

3. Значение витаминов для организма.

4. Болезни, возникающие при недостатке витаминов.

За проделанную работу выставляем оценки за II задания (с/о, оценка группы).

Критерии оценок:

- если во время работы вы были активны и внимательны, то ставим «5»

- если во время работы вы были активны, но не всегда внимательны, то ставим «4»

- если во время работы вы не всегда были активны, и не всегда внимательны, то ставим «3».

Поднимите руку у кого «5», «4», «3».

А что необходимо сделать, чтобы решить учебную задачу?

Выслушать 2-3 ученика.

Чтобы решить учебную задачу, мы будем изучать материал в учебнике, в дополнительных источниках, составим модель содержания изученной темы в виде таблицы, сделаем вывод, и соответственно, вся работа будет проходить в группе.

На столе конверты №1 открываем и разбираем задания. Приступаем к выполнению заданий.

1. Жирорастворимые витамины А (ретинол) и витамин Д

а) значение для организма

б) где содержатся (в каких пищевых продуктах)

в) болезни, возникающие при недостатке витамина А и Д

2. Водорастворимый витамин С

а) значение для организма

б) где содержится (в каких пищевых продуктах)

в) болезни, возникающие при недостатке витамина С

3. Водорастворимые витамины группы В-В1 (тианин), В2 (рибофлавин)

а) значение для организма

б) где содержатся (в каких пищевых продуктах)

в) болезни, возникающие при недостатке витамина В1 и В2

4. Водорастворимые витамины группы В- В6 (пиродоксин), В12 (цинкобаламин), РР (никотиновая кислота)

а) значение для организма

б) где содержатся витамины В6, В12, РР

в) болезни, возникающие при недостатке витамина В6 и В12, РР

Работа в группе – индивидуально 5-7 минут.

По сигналу – переход в экспертные группы – идет обсуждение вопросов - 2-3 минуты.

Сигнал – возврат в свои группы. Начинается обучение в группе – 10 минут.

В конвертах под №2 находится буквенная модель содержания урока. В группах составьте модель. (1-2 мин.)

Сверим эталоном – 1 мин.

По модели попробуйте в группе сформулировать вывод:

Витамины – это различные органические вещества. Многие витамины входя в состав ферментов или сами являются ферментами. Поэтому недостаток витаминов вызывает нарушение обмена веществ.

В рабочую карту выставляем самооценку за задание № 3 и оценку группы.

Решена ли задача нашего урока?

Изучили роль некоторых витаминов в обмене веществ и их практическое значение для здоровья человека. Конечно, ученым известно сейчас около 80 или 20 витаминов. О роли и значении каждого мы изучить не сможем. Поэтому я приготовила вам памятки по определению в организме недостатка некоторых витаминов и место их нахождения в пище.

IV. Конкретизация знаний

А сейчас вы видите демонстрационный столик, а у меня на столе набор продуктов.

Представители от групп – разместите их в зависимости от наличия в них определенного вида витамина:

Витамин А - морковь, перец

В - овсяная крупа, молоко, грецкие орехи, яблоки

Д - рыбий жир, яйцо, молоко

С - плоды шиповника, апельсин

Проверим знания, полученные на уроках.

Тест.

1. При недостатке витамина А в организме:

а) появляется быстрая утомляемость

б) кожа темнеет, покрывается язвочками

в) возникает «куриная слепота»

2. Значения витамина С для организма заключается в :

а) обмене кальция и фосфора

б) участии в образовании гормонов надпочечников

в) регулирует образование клеток крови

г) регулирует обмен белков и углеводов

3. Витамин группы В содержится в:

а) рыбьем жире, яичном желтке, моркови, перце

б) хлебе грубого помола, дрожжах, печени, молоке, шпинате

в) ультрафиолетовых лучах, рыбьем жире

1 – в, 2 – г, 3 – б

Домашнее задание:

I уровень - учебник – стр. 166-167, вопросы 168 (устно)

II уровень – все ранее перечисленное + составить 5 контрольных тестовых вопросов

III уровень – все ранее перечисленное + сообщение о сохранении изученных витаминов в пищевых продуктах.

 

Метки: Биология