Конспект урока биологии "Витамины"; 8 класс
Конспект урока биологии "Витамины"; 8 класс
Цель:
- осмысление и усвоение биологической роли некоторых витаминов в обмене веществ и их практическое значение для здоровья человека;
- совершенствование у учащихся приемов умственной деятельности, постановка темы и формирование учебной задачи;
- умение выбора нужной информации и соотношение ее из разных источников;
- формирование аналитического мышления, аргументирования, анализа, обобщения;
- формирование навыков работы в группе: взаимообучение в группе, выработка единых позиций, осознанное понимание того, что успех группы зависит от индивидуального вклада каждого члена группы.
Тип урока - изучение нового материала.
Форма работы - индивидуальная, групповая.
Методы – элементы деятельностного подхода, частично-поисковый, метод «пила», метод социального взаимодействия.
Оборудование — учебники, дополнительные источники информации, карточки-задания, рабочие карты, тесты.
Рабочая карта
Ф.И. | задание № 1 | задание № 2 | зад. № 3 | зад. № 4 | Итог | |||||
самооценка | оценка учителя | самооценка | оценка группы | самооценка | оценка группы | самооценка | оценка учителя | самооценка | оценка группы | |
Перед началом работы я напоминаю вам об основных требованиях работы в группе:
- взаимодействовать в группе с любым товарищем;
- работать активно, серьезно относиться к порученному заданию;
- вежливо и доброжелательно общаться с товарищами;
- испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих товарищей, всего класса.
Главное, надо помнить – мы в одной лодке. Счастливого плавания!
ХОД УРОКА
I. Выравнивание знаний.
Тест.
1. Комплекс процессов в организме: питание, дыхание, транспорт веществ, их преобразование, выделение продуктов жизнедеятельности – это:
а) размножение;
б) рост и развитие;
в) обмен веществ;
г) регуляция деятельности органов.
2. В чем суть энергетического обмена:
а) происходит распад части поступающих в клетки органических веществ с выделением энергии;
б) происходит выделение продуктов жизнедеятельности;
в) происходит регуляция процессов жизнедеятельности.
3. Что происходит в организме за счет пластического обмена:
а) газообмен между организмом и внешней средой;
б) из менее сложных веществ образуются более сложные вещества;
в) происходит рост, развитие и деление каждой клетки.
В рабочую карту выставляем самооценку.
Поменялись работами.
Сверим с эталоном: 1 – в
2 – а
3 – в
Выставляем оценку учителя. Критерии выставления даны в рабочей карте.
II. Ориентировочно-мотивационный.
Предлагаю прослушать текст и ответить на вопросы:
1) От какого заболевания страдали путешественники?
2) Какие вещества, на ваш взгляд, содержатся в продуктах, способные предотвращать это заболевание?
Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительной болезни, если они долго находились без свежих продуктов, овощей. Десны распухали и кровоточили, лицо отекало, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтеками.
От этого заболевания погибало моряков больше, чем от морских сражений и кораблекрушений. Особенно страдали моряки в северных экспедициях.
Моряки заметили, что заболевание можно предотвратить, если есть квашеную капусту, лук, черную смородину, пить лимонный сок, настои из плодов шиповника и молодых побегов сосны.
Долгое время оставалось неизвестным какие вещества содержались в этих продуктах.
Ответьте на поставленные вопросы.
Вопросы обсуждаются в группах.
Отчет групп.
Теперь постарайтесь сформулировать тему урока.
«Витамины»
Учащиеся записывают тему урока «Витамины».
Вопрос: Что вы знаете о витаминах?
Работа в группах.
Выслушать отчет групп.
Вопрос: Считаете ли вы свои знания полными?
Ответ: Нет.
Учитель: Нет, знания не полные и мы их будем сегодня восполнять.
Зная тему урока, необходимо сформулировать учебную задачу.
Работа в группах.
Отчет групп.
III. Операционально - исполнительный этап
Записи в тетради.
Учебная задача: Изучить биологическую роль некоторых витаминов в обмене веществ и их практическое значение для здоровья человека.
Что именно мы будем изучать?
Работа в группах.
1. Группы.
2. В каких продуктах содержатся витамины.
3. Значение витаминов для организма.
4. Болезни, возникающие при недостатке витаминов.
За проделанную работу выставляем оценки за II задания (с/о, оценка группы).
Критерии оценок:
- если во время работы вы были активны и внимательны, то ставим «5»
- если во время работы вы были активны, но не всегда внимательны, то ставим «4»
- если во время работы вы не всегда были активны, и не всегда внимательны, то ставим «3».
Поднимите руку у кого «5», «4», «3».
А что необходимо сделать, чтобы решить учебную задачу?
Выслушать 2-3 ученика.
Чтобы решить учебную задачу, мы будем изучать материал в учебнике, в дополнительных источниках, составим модель содержания изученной темы в виде таблицы, сделаем вывод, и соответственно, вся работа будет проходить в группе.
На столе конверты №1 открываем и разбираем задания. Приступаем к выполнению заданий.
1. Жирорастворимые витамины А (ретинол) и витамин Д
а) значение для организма
б) где содержатся (в каких пищевых продуктах)
в) болезни, возникающие при недостатке витамина А и Д
2. Водорастворимый витамин С
а) значение для организма
б) где содержится (в каких пищевых продуктах)
в) болезни, возникающие при недостатке витамина С
3. Водорастворимые витамины группы В-В1 (тианин), В2 (рибофлавин)
а) значение для организма
б) где содержатся (в каких пищевых продуктах)
в) болезни, возникающие при недостатке витамина В1 и В2
4. Водорастворимые витамины группы В- В6 (пиродоксин), В12 (цинкобаламин), РР (никотиновая кислота)
а) значение для организма
б) где содержатся витамины В6, В12, РР
в) болезни, возникающие при недостатке витамина В6 и В12, РР
Работа в группе – индивидуально 5-7 минут.
По сигналу – переход в экспертные группы – идет обсуждение вопросов - 2-3 минуты.
Сигнал – возврат в свои группы. Начинается обучение в группе – 10 минут.
В конвертах под №2 находится буквенная модель содержания урока. В группах составьте модель. (1-2 мин.)
Сверим эталоном – 1 мин.
По модели попробуйте в группе сформулировать вывод:
Витамины – это различные органические вещества. Многие витамины входя в состав ферментов или сами являются ферментами. Поэтому недостаток витаминов вызывает нарушение обмена веществ.
В рабочую карту выставляем самооценку за задание № 3 и оценку группы.
Решена ли задача нашего урока?
Изучили роль некоторых витаминов в обмене веществ и их практическое значение для здоровья человека. Конечно, ученым известно сейчас около 80 или 20 витаминов. О роли и значении каждого мы изучить не сможем. Поэтому я приготовила вам памятки по определению в организме недостатка некоторых витаминов и место их нахождения в пище.
IV. Конкретизация знаний
А сейчас вы видите демонстрационный столик, а у меня на столе набор продуктов.
Представители от групп – разместите их в зависимости от наличия в них определенного вида витамина:
Витамин А - морковь, перец
В - овсяная крупа, молоко, грецкие орехи, яблоки
Д - рыбий жир, яйцо, молоко
С - плоды шиповника, апельсин
Проверим знания, полученные на уроках.
Тест.
1. При недостатке витамина А в организме:
а) появляется быстрая утомляемость
б) кожа темнеет, покрывается язвочками
в) возникает «куриная слепота»
2. Значения витамина С для организма заключается в :
а) обмене кальция и фосфора
б) участии в образовании гормонов надпочечников
в) регулирует образование клеток крови
г) регулирует обмен белков и углеводов
3. Витамин группы В содержится в:
а) рыбьем жире, яичном желтке, моркови, перце
б) хлебе грубого помола, дрожжах, печени, молоке, шпинате
в) ультрафиолетовых лучах, рыбьем жире
1 – в, 2 – г, 3 – б
Домашнее задание:
I уровень - учебник – стр. 166-167, вопросы 168 (устно)
II уровень – все ранее перечисленное + составить 5 контрольных тестовых вопросов
III уровень – все ранее перечисленное + сообщение о сохранении изученных витаминов в пищевых продуктах.
Метки: Биология