Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Разработка урока по биологии "Осторожно СПИД"; 9-10 класс

Разработка урока по биологии "Осторожно СПИД"; 9-10 класс Пояснительная записка

Данная тема урока возникла в связи с необходимостью снижения роста ВИЧ-инфицированности среди молодежи. Необходимо помочь подростку защитить свое здоровье, воспитать ответственное поведение, выработать стратегию поведения в сложных жизненных ситуациях, чтобы не заразиться ВИЧ-инфекцией.Урок может проводиться в рамках часов по биологии, ОБЖ, факультативных занятиях, элективных курсах.

ИГРА « ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ

( для учащихся 8-10классов на уроке биологии или элективных курсах, факультативных занятиях).

ЦЕЛЬ: раскрыть глобальный характер экологической проблемы сохранения человечества.

Убедить учащихся в том, что сознательная предосторожность совершенно исключает инфицирование. Нравственный выбор в личном поведении- пока единственный способ избежать перспективы инфицирования.. Формировать сознание, самопознание и мотивацию ребенка, активной жизненной позиции. Выяснить зону ближайшего действия, узнать интересы учащихся.

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

Обеспечить в ходе занятия повторение, закрепление определенных основных понятий, теорий, научных фактов по теме «ВИЧ инфекция и СПИД, профилактика инфицирования.

Отработать навыки планирования ответа в быстром темпе, умение выяснять главное, навыки контроля и самоконтроля. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

Обеспечить нравственное воспитание учащихся, таких качеств как коллективизм и наставничество. Устранять типичные недостатки в воспитании Воспитывать стремление к самообразованию и самосовершенствованию.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

Развитие интеллекта, воли, способностей школьников; развить у учащихся умение сравнивать, сообщать изучаемые факты, развивать на уроке эмоциональные удивления, радости, занимательности.

Обратить особое внимание на развитие определенных сторон их интеллекта, воли, эмоций, способностей.

ОБОРУДОВАНИЕ: глобус ,газетные материалы, брошюры, плакаты, мультимедийное учебное пособие «СПИД-чума XX века», анкеты, карточки с написанными фактами риска, табло-мишень с карточками-вопросами, тесты командам, две доски с фломастерами.

УЧАСТНИКИ: волонтеры, члены факультатива Здоровье» («Доктор» ,»Библиотекарь», жюри ), учащиеся 8-х классов

Ожидаемый результат: учащиеся получат информацию, которая поможет учащимся решить ,какой характер поведения является разумным и ответственным .Выработают умения и навыки ,необходимые для развития правильной линии поведения, при которой можно предупредить инфицирование ВИЧ-СПИД Помочь учащимся осознать угрозу данной болезни как для личности, так и для общества.

Тип урока: урок-тренинг.

:План урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. ЗНАКОМСТВО-ПРИВЕТСТВИЕ

Организация сознания участников.( рассказ о возникновении ВИЧ-инфекции, показ слайдов.

Представление участников-волонтеров, членов факультатива»Мое здоровье - мое богатство»,жюри, Доктора, библиотекаря

Размещение в зале.(по кругу)

Знакомство (имя и качество, которое помогает в жизни. Ирина -Искренняя, Саша - самостоятельный и тд.

Выбор двух племен, вождя и название племени

II. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ШТУРМ

Статистика (выступить может ученик кружка»Библиотекарь»)

1 случаи ВИЧ-инфекции и СПИДа обнаружены в Центральной Африке ,5 0-60-х годах XX века- широкое распространение в 70-х г. 2006 г.ВОЗ-50млн человек Вич-инфицированы. В России более 370 тысяч человек. В Тверской области более 4 тыс. (1998г) каждый 2 ВИЧ-инфицированный заражается половым путем, каждый день на 3-5 человек становиться больше. По ВИЧ-инфицированным Тверь на 5 месте в России после Калининграда, Краснодарского края. Ростовской обл., Московской обл. В Тверской области заражено 6 тысяч человек 78 % передача вируса половым путем.

Видеоклипы.

Результаты анкетирования среди учащихся (учащиеся волонтерской группы)

Анкета проведена заранее учеником факультатива. »Доктор» объявляет результаты.

III. ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛ РАБОТЫ ГРУПП,

Игра «Остаться в живых» значит необходимо ,чтобы выжить набрать как можно больше баллов в ходе игры, а если уходишь в «-« нет баллов, т. е. нет знаний стратегии поведения, то племени грозит опасность. .Жюри ,членыфакультатива

Ведущий объясняет правила работы группы:

1. Право говорящего

2. Правило поднятой руки

3. Конфиденциальность

4. Право ведущего

5. Право обратиться в библиотеку и к доктору.

IV. ОЦЕНКА УРОВНЯ ИНФОРМИРОВАННОСТИ

Чтобы не повторять известную информацию, ведущий выясняет что

они знают по этой теме.

1.Соревнование «Расскажи мне, расскажи...»

участники команд получают задание составить рассказ из начала

фразы.

СПИД- болезнь, которая...

ВИЧ-вирус, который...

(.. .возникает, когда вирус ВИЧ уже порядком разрушил иммунную систему, в результате чего развиваются инфекции и раковые опухоли, что приводит к смерти. Нет лекарств.

...который не видно в обычный микроскоп, ВИЧ проникнув в клетку хозяина, в иммунную клетку, разрушает их, вызывает «оппортунистическую инфекцию» туберкулез, инфекции желудочно-кишечного тракта, инфекции головного мозга, менингит.

2.ИГРА «МИФЫ»

Свободный выбор ,формирует сознание, т е знания которые он принял для руководства к своей деятельности. Работа в группе позволяет * узнать как думают другие и возможность оценить их мнение. Отвечают на вопросы теста сам, затем вместе в команде.(в конце фразы ставят «да» или «нет») Листочки с тестами проверяет жюри и объявляет результаты, если правильный ответ 1 балл, если нет отнимают баллы от предыдущего задания.

На доске появляется информация , которую записывают участники команд на своих досках и получают баллы за каждую информацию.(жюри подводит итог.)

СПИД опасен, потому что:

НЕТ вакцины

НЕТ лекарств

ЛЮБОЙ может заразиться ,даже ребенок

Почти НАВЕРНЯКА заболевшие СПИДом УМИРАЮТ

ВИЧ:

У большинства носителей ВИЧ НЕТ никаких признаков

ВИЧ не передается через воздух, воду ,пищу

Заразиться можно через кровь ,подовым яутем, грудное молоко, при

вынашивании ребенка беременной женщиной

ВИЧ не может существовать вне организма длительное время

Не переноситься животными

ТЕСТ « Что ты знаешь о СПИДе?»

1 .Люди со СПИДом всегда опасны.

2.ВИЧ можно подцепить через сиденье в туалете.

З.Дружить с ВИЧ

вполне безопасно

4Жешцины передают ВИЧ мужчинам

5.Вирус иммунодефицита человека находиться в крови, сперме,

вагинальной жидкости

б.Анализ антител может показать наличие ВИЧ в крови

7.СПИД снижает сопротивляемость организма к инфекциям

8.ВИЧ может проникать через неповрежденную кожу

9.Мать, носящая ВИЧ, может передать его своему ребенку, если будет

кормить его грудным молоком

10ВИЧ поражает клетки лимфоциты Т-хелперы

V. Актуализация проблемы

Пробудить у участников интерес к проблеме, сформировать у них мотивацию к изменению поведения, а так же для того, чтобы они осознали проблему как значимую.

После игры учащийся»Доктор» показывает слайды профилактики инфицырования и признаки болезни СПИД.

ИГРА «ЛЕГКОМЫСЛИЕ».

По кругу все ,кому пощекотали ладошку тот инфицированный,

рукопожатием руки мы показываем с кем общаемся. В конце игры

почти все ВИЧ-инфицированы (несмотря на хорошую теоретическую

подкованность)

VI. ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

У учащихся вырабатываются навыки:

1 .Коммуникативные

2.Принятия решения

З.Изменение стратегий поведения

ЗА каждый ответ получают балл, нет ответа минус балл. Игру проводит ученик факультатива.

ИГРА «Меткий стрелок»

На стене висит круг, разбитый на 4 части (красный, синий, зеленый, желтый) учащийся попадает в какой-либо цвет и получает вопрос.

Какие жидкости в мужской репродуктивной системе могут содержать ВИЧ? (сперма)

Какие жидкости в женской репродуктивной системе могут содержать

ВИЧ? (Менструальная кровь, жидкость влагалища)

Можно ли вылечить ВИЧ? (нет)

Что такое «опорный период? (время выработки антител)

Как расшифровать сочетание букв «СПИД»?

Почему СПИД относится к ЗППП? (передается половым путем)

Что такое иммунитет?

Какие клетки организма используют ВИЧ для размножения? (клетки

иммунной системы - т-хелперы)

Через какое время вырабатываются антитела на ВИЧ? (3-6 месяцев)

Игра «Шкала риска»

Участникам необходимо определить степень риска заражения ВИЧ-инфекцией.

РО (риск отсутствует) РН (риск небольшой) РБ(риск большой) Касание друг друга одеждой. Растирание спины -массаж .

Поездка на автобусе вместе с ВИЧ-инфицированным Использование общей бритвы для бритья ног и лица Пользование туалетом общего пользования Разрезание кожи ножом, которым пользуются другие Посещение школы вместе с ВИЧ-инфицированным Укус комара Сухой поцелуй

Уборка пролитой ВИЧ-инфицированной крови без перчаток Пользоваться общей иглой, вымытой водой Искусственное дыхание «рот в рот» Уход за больным СПИДом. Множественные половые связи Половые связи с презервативом Использование общих игл для нанесения татуировок Поцелуй в губы Купание вместе с ВИЧ-инфицированным

VII. ЭТАП ИТОГ

Какие ощущения у вас были во время игры? (напряжение)

Почему?(боязнь заразиться ВИЧ)

Почему ,как вы думаете некоторые молодые люди очень бояться ВИЧ

или СПИДа?

-их информация не очень точна

-болезнь тяжелая и смертельная

-они не знают как она передается

-возможно их поведение было связано с риском

Что можно сделать, чтобы предотвратить этот страх перед ВИЧ?

-получить более надежную и точную информацию -побеседовать со специалистом в области медицины пройти обследование на ВИЧ -знать те аспекты поведения ,которые связаны с риском

Жюри оглашают результаты , племена выжили и с каким результатом баллов.

Получение обратной связи

Задачи этого этапа:

1.ПОДВЕСТИ ИТОГИ ИГРЫ

2.ВЫЯСНИТЬ СБЫЛИСЬ ЛИ ОЖИДАНИЯ УЧАСТНИКОВ

ЗОЦЕНИТЬ ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ ИНФОРМИРОВАННОСТ......

РЕФЛЕКСИЯ

УЧАСТНИКИЗАКАНЧИВАЮТФРАЗУ

Сегодня я понял...

Меня удивило..

Я почувствовал...

Сегодня меня раздражало...

Мне очень понравилось...

Прощание команд

Если руки вверх- у меня все удалось, настроение отличное

Руки вниз - я устал, настроения нет

Руки вперед- среднее самочувствие, настроен на дальнейшую работу.

Список литературы:

1.А,В,Ляхович,А,Т,Голиусов,В,А,Полесский,ПрофилактикаВИЧ-СПИД и других инфекций, передающихся половым путем, Медицина для Вас , Москва 2003г..

2.Материалы Всероссийской научно-практической конференции» Здоровье школьников,

. Профилактика социально-значимых заболеваний.»2006год г.Тверь .Москва-Тверь Научная книга 2006г.

3.Роненсон О. Д. Щеголева С. Ф.Учебно-методический комплекс просветительская прграмма по вопросам наркомании, ВИЧ-инфекции и болезней, передаваемых половым путем. Тверь 1998г.

Сведения об авторе.

Юрикова Лариса Павловна, учитель биологии, высшей категории, Почетный работник общего образования РФ ,победитель конкурса лучших учителей РФ, серебряный призер конкурса РФ методических разработок учителей по гендерному воспитанию » Академии

«Always».Муниципальное образовательное учреждение»Средняя общеобразовательная школа №5»,г.Торжок, Тверской обл.

 

Метки: Биология