Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Экологические уроки для учеников начальных классов. Ч. 2.

Экологические уроки для учеников начальных классов. Ч. 2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УРОК

ТЕМА: «ПТИЦЫ, КОТОРЫЕ ОТ НАС УЛЕТЕЛИ»

Цель: познакомить детей с жизнью перелетных птиц, расширить кругозор детей, воспитывать доброе отношение к живой природе.

I. Проверка Д/З

А) рисунки птиц, зимующих с нами

II. Основная часть

А) Загадки о птицах.

Летом за пахарем ходит

А под зиму с криком уходит

(грач)

В синем небе голосок

будто крохотный звонок

(жаворонок)

Не ворона, не лисица,

как зовется эта птица?

Примостилась на суку –

Раздалось в лесу «ку-ку»

(кукушка)

Прилетела к нам с теплом

путь проделав длинный

лепит домик над окном

из травы и глины

(ласточка)

На шесте дворец

Во дворе певец

(скворец)

кто без нот и без свирели

лучше всех выводит трели

голосистее, нежней?

Кто же это…?

(соловей)

- Почему эти птицы не прилетят к нам на кормушку?

- Почему они улетают от нас осенью?

- Отлет птиц

Б) Рассказы детей о птицах

Материал для учителя «Где зимуют ластчоки» ж.н.ш. № 9 (93) с.65

В) «Конкурс на лучшее знание сказок», героями которых являются птицы

Назвать автора и название сказки

  1. Галчонок (Э.Успенский «дяд Федор, пес и кот»)
  2. Соловей (Андерсен «Соловей»)
  3. Гусь (С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»)
  4. Петушок (А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)
  5. Ворон (Андерсен «Снежная королева»)
  6. Сова (А. Милн «Винни – Пух и все-все-все»)
  7. ласточка (Андерсен «Дюймовочка»)
  8. Жар – птица (П.Ершов «Конек-горбунок»)
  9. Воробей ( К.Чуков. «Тарак.»)
  10. Лебедь (Андерсен «Дикие лебеди»)
  11. Утенок (Андерсен «Гадкий утенок»)

III. Итог

Птицы, как и цветы, принадлежат к тем творениям природы, которые словно и существуют для того, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом их восторга и симпатий.

Тысячелетиями мечтали люди о полете, о крыльях, дающих безраздельную власть над пространство. Но не о слабых крлышках логика; птицы подарили людям идею полета.

Ну а кто если не птицы, стали учителями музыки наших далеких предков. Мы любим птиц еще и потому, что исправно из года в год они пиносят на своих крыльях весну.

Но знают ли все люди, как тяжело нашим пернатым бороться за существование. Из всех вылупившихся птенцов доживают до следующего сезона размножения 23% зарянок, 20% овсянок, 13% синиц.

150 видов птиц исчезло с нашей планеты навсегда. Более 500 находятся на грани исчезновения. Каждый год мы теряем 3-5 видов животных ( в том числе и птиц) теряем навсегда.

Без птиц умрут наши леса, наши посевы. Сова уничтожает за год более тысячи грызунов. У кукушки необыкновенный аппетит: за час она съедает 100 гусениц. Каждая птица, поедая личинок, червяков, гусениц, спасает нас. Но и мы должны помочь им, нашим меньшим крылатым братьям.

Чем мы можем помочь зимой птицам:

  1. Сделать кормушки.
  2. Летом заготавливать, сушить семена.
  3. Подкармливать птиц постоянно, а не временами, когда вспомнить.
  4. Корм должен состоять из того, что любят птицы (говорили об этом выше)

Письмо птиц ребятам.

«Дорогие ребята!

Обращаются к вам птицы, которые живут рядом с вами, и, кторых вы порой не замечаете.

Летом вы часто приходили к нам в гости. Куда? Конечно же в лес, на луг, в поле. Но сейчас наступает зима, и совсем скоро мы прилетим к вам в гости. Извините за любопытство, а чем вы нас угостите? Где будете принимать? В лесу осталось мало корма, и без вас ребята, без вашей помощи нам не обойтись. Не забудете о ваших маленьких летающих братьях. Делайте кормушки. Готовьтесь, мы уже в пути!

Птицы»

IV. З/д написать письмо птицам.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УРОК

ТЕМА: «БЕРЁЗА»

Тема: Жизнь деревьев. Береза.

Цель: познакомить с деревьями нашей лесной зоны, расширить знания детей о березе – главном дереве России.

I. Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы говорили о лесе, о поведении в лесных уголках. Напомните пожалуйста. (Ответ детей).

А сегодня мы поговорим о деревьях, которые растут в наших лесах и, конечно, большая часть урока будет посвящена главному дереву России. Какому подумайте, ответ позже.

«Стоит Алена

платок зеленый

тонкий стан

Белый сарафан» (береза)

II. Конкурс загадок

А еще наши деревья растут в наших лесах.

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед

А меня все ж обижают

Шкуру тонкую скрывают (липа)

Что же это за девица

Не швея, не мастерица

Ничего само не шьет

А в иголках круглый год (ель)

Я из крошки - бочки вылез,

Корешки пустил и вырос

Стал высок я и могуч

Не босюь ни гроз, ни туч

Я кормлю свиней и белок

Ничего, что плод мой мелок (дуб)

Что за дерево стоит

Ветра нет, а он дрожит (осина)

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но в отличие от елки

Отпадают те иголки (лиственница)

В сенокос – горько,

А в мороз – сладка

Что за ягодка? (рябина)

У меня длинней иголки,

Чем у елкми

Очень прямо я расту в высоту

Если я не на опушке, ветки – только на макушке (сосна)

III. Рассказ о березе

А) Воспевание березы

Полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Много песен, стихов сложилось о ней.

1) стих С. Есенина «Белая береза»

2) русская народная песня «Березонька», книга «Чтение», 1 класс

3) песня «Во поле береза стояла»

Часть она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Художники увековечивали красоту берез в своих картинах.

И. Левитан, Куинджи «Березовая роща».

И .Левитан « Золотая осень»

Б) Рассказ о дереве.

Красавицей русских лесов называли люди березу. Прекрасна береза в чистом поле и на светлой лесной полянке. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов – такая кратина запоминается на всю жизнь. Когда береза появляется на свет – она не белая, а темная. Пройдет несколько лет и побелеет ствол. Это удивительно, ведь береза единственное дерево с белой корой.

А вообще березы бывают не только белыми. Есть виды с желтоватой корой, коричневой, черной. Всего на свете больше 60 видов берез. Плоды березы – очень маленькие орешки. У каждого орешка 2 широких крылышка. Ветер может унести такие летучие плоды далеко – далеко – за 1 км от матери. И почти везде, где приземляются, начинают прорастать. Богатой почвы им не надо.

В) Открытое письмо березок.

«Дорогие ребята!

Мы березки, узнали, что сегодня у вас урок, посвященный нам. Мы очень этому рады. Узнать о жизни друга – это просто замечательно. Сейчас осень, мы уже приготовились к долгому зимнему сну, но нас очень беспокоит наше пробуждение. Весной по нашим стволам побежит сок. Этот сок, словно кровь, несет к веткам питательные вещества. Они необходимы, чтобы мы проснулись, чтобы набухли наши почки и развернулись листья. Не режьте нас, не убивайте нас ради глотка сока. Мы вам верим.

До встречи. Березки»

Обсуждение письма.

Итог: раны не зарастают, дерево начинает гнить, семена с деревьев, потерявших много сока, хуже прорастают.

«Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь» - народная пословица.

Нельзя сказать, что березовый сок для человека бесполезен. Во время войны на Урале под руководством ученых добывали тысячи тонн сока. Детям давали 100-150 г, взрослым - 200, но сейчас не война.

Г) Заготовка сока.

По строгим правилам там, где через несколько лет деревья вырубят, из пней на вырубках.

Береза – символ России, олицетворение прекрасной, светлой. Великой русской земли.

И если мы к ней с ножиком не только березе, но и в самой земле будет больно и обидно.

Д) Использование берез

Почки – лекарство

Ветки – метлы, веники

Береста – туески, лукошки

Березовые дрова – лучшее топливо для печки

Из древесины – фанеры, мебель, лыжи, уксус, скипидар, древесный спирт

Гриб трутовик (чага) – лечебное свойство

Е) Берестяные грамоты (Новгород)

Это кусочки коры бересты – несколько сотен лет, нацарапаны слова, писали и крестьяне.

Кору кипятили, чтобы она приобрела прочность и эластичность, обрезали по краям и процарапывали буквы железным или костяным стержнем, который назывался писало.

Ж) Березовый лес – экологические системы.

Сок – дятел, муравьи, бабочки

Семена – тетерева

Кора – зайцы

Синицы – гаички занимают прошлогоднее дупло дятла.

IV. Д/З. Написать ответное письмо березкам.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УРОК

ТЕМА: «КОШКИ»

Тема: Животные наших домов. Кошки.

Цель: Познакомить детей с инт. Мой о жизни кошек, их особенностях, развивать речаь учащихся, воспитывать чувство доброты к окружающим животным.

I. Вступительное слово учителя или подготовка выставки учащихся.

Кошка живет с человеком не одну тысячу лет. Доп.мат. ж юн.н.№ 10(91)

Кошка живет рядом с человеком не одну тысячу лет. Но до сих пор она остается существом во многом таинственным. В разные времена в разных странах относились к ней по-разному. В Древнем Египте кошку боготворили, оказывали ей всяческие почести. Смертная казнь карала того, кто преднамеренно убьет хотя бы одного из «священных стражей» хлебных амбаров. Случайное убийство кошки каралось большим штрафом. Если же кошка умирала своей смертью, ее оплакивали, осыпали дарами – в виде высушенных мышей! Это делали потому, что египтяне верили, будто в потустороннем мире человек или животное продолжают жить.

- В европе в средние века кошку преследовали, так как считали, что в ней поселился дьявол. Особенно не везло черным котам: полагали, что они приносят в дом несчастье.

- В Древней Руси хозяйственные качества кошки впервые оценили церковнослужители. Они то и поставили ее под защиту церковного закона. Собака – хозяйка двора, кошка – хозяйка дома.

- А хотите узнать сколько стоила кошка? В древнерусском судебнике 16 в. Есть упоминание о том, что за украденное животное устанавливался штраф, в частности, за собаку и кошку по три гривны. Много это или мало? Судите сами: кошка приравнивалась по цене к волку. Три гривны были деньгами немалыми.

- В начале 17 в. В Японии после долгих лет гонений после долгих лет гонений императорским декретом вернули доброе имя кошке. Вот одна из старых историй, связанных с кошкой.

Владельцу небольшйо чайной лавки, чьи дела шли плохо, подарили в подарок статуэтку кошечки. Она ожила и стала работать за кассой магазина. Это стало сенсацией, и все больше людей заходили в чайную, чтобы увидеть такое чудо. Благодаря помощи маленькой кошечки торговля стала процветать. С тех пор во всех чайных Японии держат кошек.

- Но, как уже говорилось, относились к кошкам по разному. Кто-то их любил, а кто-то боялся и прогонял, считая их ведьмами или сатаной. Все это, конечно, выдумки. Кошка не богиня, но и не ведьма, а обыкновенный зверь, но с необыкновенными качествами. Какими именно?

1) У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох, который производят мыши, и тот час настораживается. В тоже время ее слух весьма своеобразен, кошка можетне обратить внимания, например на громкую музыку, которая раздается у нее над ухом.

2) Кошка очень чистоплотна и чатсо умывается. А знаете, почему? Кошка проснулась, поятнулась – ну и вылизывает себя. Поела, попила – и снова вылизывает себя с головы до лап. Но кошки постоянно вылизывают не только грязь, сколько …. Собственный запах. Все кошки и домашние, и дикие – охотники. Охотятся они из засады. Если добыча по запаху почует опасность – останешься голодным.

3) У кошки очень острое зрение. Кошачий глаз сранивают со светоотражателями машин. И действительно – у кошки в полутьме можно заметить зеленоватый отблеск в глазах. Глаза у кошки крупные, и смотрят они в одном направлении. Кошки верное определяют расстояние до предмета. Кошка спокойно ходит в темноте. Помогают ей в этом вибрисы – длинные жесткие волосики, которые мы называем усами.

4) Ходит кошка безшумно, втягивая когти и ступая мягкими подушечками, лазает ловко. И по прежнему есть много тайного в жизни кошки.

Ведущий: Мы узнали лишь о некторых особенностях этих таинственных существ. Многое интересное ждет нас впереди! А что вы можете рассказать о кошках? Всего, наверное, понемножку.

5) В хорошем расположении духа у кошки сильно сказывается потребность приласкаться. Кошка в такие минуты становится прямо, с выгнутой слегка спиной: ее шерсть ощетинивается, хвост не вытянут, но свободно и очень грациозно извивается кольцами, уши подняты, она мурлычит.

6) Память – великолепная, прекрасно находят дорогу к дому.

57 пород кошек. Делятся на гладкошерстых и длинношерстых.

Мы узнали лишь о некоторых особенностях этих таинственных существ. А что вы можете рассказать о кошках?

II. Рассказы детей о своих кошках.

III. Кроссворд.

По горизонтали:

7) эти шалунишки играют в кошки-мышки (один из героев амер.мултсериала (Джерри)

8) он – кот звезда экрана, практичен, мудр и деловой, с хоз. Планами на всю Россию знаменит (Матроскин)

9) его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно» (Леопольд)

10) им надо его бить и гнать, катить, щипать его до боли. Котом приходится играть отрицательные роли. Герой, которого били коты? (Мук)

11) герой мультфильма «Маугли» (Шерхан)

12) герой мультфильма «Маугли» (Багира)

13) как-то однажды кот стал главным в лесу. Как это вышло? Взял в жены лису. Имя этого кота? (Котовеев)

14) Герой амер. Мультсериала (Том)

15) А этот кот, который пугает и ловит синицу, которая часто ворует пшеницу, которая в темном чулане хранится, в доме, который построил …кто? (Джек)

Это интересно!

Средн.продолжительность жизни кошек – 20 лет. Чемпион-долгожитель – кошка Пусс – 36 лет.

Обычно у кошки родятся 3-5 котят, кошка по имени Колокольчик из Южной Африки родила 14 котят-близнецов.

А кошака Минни с 1927 по 1933 гг. убила 12 тыс. 480 крыс.

IV. Итог. 31д.Доп. М.Ж. «Юн.н.» № 10(91)

Рассказы о дом. птичках и рыбках.

 

Метки: Биология