Экологические уроки для учеников начальных классов. Ч. 3.
Экологические уроки для учеников начальных классов. Ч. 3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УРОК
ТЕМА: «ГРИБЫ»
Тема: Грибы
Цель: Более подробно познакомить детей с грибами наших лесов, с их видами с правилами сбора.
I. Сообщение темы
1.Громко кричит,
Звонко кричит.
А что говорит –
Никому не понять
А мудрецам не узнать
(гром)
2.Утром бусы засверкали
Всю траву свою заткали
А должны искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем
(роса)
3.Раскаленная стрела
Дуб свалила у села
(молния)
4.Без крыльев летят, без ног бегут,
Без паруса плывут
(облако)
5.На черный платок
Просыпано просо
Пришел петушок
А склевать – то не просто
- Какие явления природы могут застать нас в лесу?
II. Основная часть
А) Вступление
Ученые объединили все растения в большую группу – царство растений. Всех животных в царство животных. А куда отнести в грибы?
К растениям? Но они не похожи на них, главное – не зеленые. К животным? На них тем более не похожи. Наконец, отнесли грибы к растениям. Но … постепенно выяснилось, что в теле грибов немало веществ, которых в наших растениях нет, зато есть в теле животных. Сейчас многие ученые считают, что грибы вполне достойны такой чести: грибы – это грибы.
На свете их 100 тыс. видов.
Деревтя и грибы дружат между собой. Тонкие, белые, похожие на паутину нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница становится как бы пролжением корня. Она всасывает из почвы и посылает дереву воду с раствореными в ней минеральными солями, а деревья отдают грибу питательные вещества, которые образуются в зеленых листьях.
Б) Узнай гриб
- Какие же грибы растут в наших лесах?
Под старою сосной
Где склонился пень – старик
Окружен своей семьею
Первый найден….
(боровик)
Белый гриб – мечта всех грибников. Растет в березовых рощах, в сосновых борах, в дубовых и елочных лесах. В одиночку растут редко, чаще группами. В народе белый гриб называется «цаерм грибов», а иногда «подполковником». Помнишь, в сказке: «Гриб – боровик, над грибами полковник, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать…»
Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах
Осень в лес приходит летом
Золотистые…
(лисички)
Они растут в смежных лесах. Лисички можно варить, жарить, мраиновать. Есть у них одно свойство – они не крошатся, никогда не мнутся. Очень редко встретишь червивые лисички.
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных
Издали приметных
Собирай не спешкой
Это …
(сыроежка)
Свое название они получили за то, что при засоле, очень скоро, через сутки, годны к употреблению. Сыроежки – друзья малоопытных грибников.
Нет грибов дружней чем эти
Знают взрослые и дети
На пеньках растут в лесу
Как веснушки на носу
(опята)
В роще у березки
Повстречались тезки!
(подберезовик)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту
Зовусь я….
(подосиновик)
Эти грибы можно собирать в лесу? А эти?
Он в лесу стоял
Никто его не брал
В красной шапке модной
Никуда не годный
(мухомор)
Красота гриба обманчива: яд его вызывает обмороки.
Но очень любят мухомор белки, сороки. Лоси заглатывают целиком против глистов. Если человек пинает мухоморы – значит не уважает лес, не понимает его, не любит.
Бледная погонка самая опасная из грибов. Ее яд подобен змеиному, он сохраняется даже после долгой варки. Эти грибы не едят даже черви. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки: использовали в старину для борьбы со страшной болезнью – хомрой.
В) правила сбора
§ не собирай грибы, которые не знаешь
§ не собирай те грибы, в которых хоть немного сомневаешься
§ не разрушай лесную подстилку, ее образуют лежащая на почве отмершая хвоя листьев, ветки. Подстилка влияет на рост растений, создает благоприятные условия для жизни землероек, личинкой насекомых, предохраняет корни растений от заморозков, жары.
§ Не разрывай мох, не нарушай грибницы (ей может быть 300-500 лет)
§ Гриб срезай ножом и выкручивай, ямку засыпь землей, прикрой мхом.
§ Не собирай старых грибов
§ Не сбивай ядовитые грибы
Настоящему грибнику лес радуется, как другу и грибов для него не пожалеет.
Г) Частушки
К нам в гости пришли веселые ребята грибы, они хотят спеть свой частушки.
Шоколадная папаха
Белый шелковый мундир
Посмотрев, опенок ахнул
Настоящий командир
Не играйте вы опятки
До темна с Ванюшей в прятки
Окажите Ване честь
В кузовочке место есть
Сколько лет тебе сморчок?
Ты по виду старичок
Удивил грибок меня
Возраст мой – всего два дня
Д) Мини-викторина
- Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы)
- У какого гриба много названий: дедушкин табачок, галкина баня, чертов табаочк? (Гриб-дождевик)
Г) Стих Р. Кучеренко
Встану вместе с солнышком
К лесу час ходьбы
Там в траве под листьями
Ждут меня грибы
Здравствуй, лес Березович!
Дуб и клен
А тебе боровичок
До земли поклон
Не бойтесь кланятся грибам, они того стоят. В добрый час.
III. Итог. З/д
Подготовить рассказ и рисунок о самом удачном для вас походе за грибами.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УРОК
ТЕМА: «СТРЕКОЗА»
Цель: Познакомить детей с жизнью стрекоз, с их видами, средой обитания.
I. Вступление
Сегодня мы говорим о насекомом, известном всем. Его имя зашифровано,а узнать его помогут названия других насекомых.
с | т | р | е | к | о | з | а | |
1.Целый день он спать не прочь
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок, музыканта звать…
(сверчок)
2.Теремок ползет,
На себе везет хозяюшка
Богатая, рогатая
(улитка)
3.В лесу у пня суетня, беготня
Народ рабочий весь день хлопочет
Себе город строят
(муравьи)
4.Волосата, зелена
В листьях прячется она
Хоть и много ножек
Бегать все равно не омжет
(гусеница)
5.Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит
Сядет и упустит
(комар)
6.Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел
Шевельнулся, встрепенулся
Взвился вверх и улетел
(бабочка)
7.Прыгает пружинка, зеленая спинка –
С травы на былинку, с ветки на тропинку
(кузнечик)
8.Модница крылатая, платье полосатое
Ростом хоть и кроха, укусит – будет плохо
(оса)
II. Основная тема
«Однажды я сидел у реки. Над зарослями стрелалиста и желтые кубышки летали стрекозы. А рядом купались ребята. Вот они выбрались из реки немного обсохли и .. начали охотиться на стрекоз. Сбивали их рубашками, ловили шапками. Я подбежал к ним: «Что вы делаете? Зачем?». Ребята удивились: «Зачем? Просто так…» наверное, многие припомнят такой случай.
А. Плешаков «Зеленые страницы»
Нередко бывает, поймав стрекозу ребята отрезают ей крылышки, голову, лапки. Зачем? Просто так.
А стрекозу надо беречь. Ведь они живые и приносят людям огромную пользу.
А) Глазастые охотники
Посмотри в глаза стрекозе, если, кончено, сможешь осторожно приблизиться к ней. Глаза огромные, круглые и гладкие, как бока глобуса, загадочные как жемчужины. Потом стрекоза взлетит и ты услышишь сухой шелест ее крыльев.
1 группа.
С мая и до осени летают стрекозы над заросшими берегами рек и речушек, прудов и озеров охотятся. Добычу они ловят ногами. Их ноги покрыты шипами и щетинками, в полете согнуты и сближены так, что получается «ловчая корзина». Стремительный, воздушный зигзаг и комар или муха в «корзинке». Комара стрекоз съедает прямо на лету,а муху. Садясь на веточку, неторопливо.
2 группа
виды стрекоз:
1) спрей-коромысло, скорость до 50 км/ч, а порой до 90 км/ч
2) но есть другие стрекозы, словно бабочки, порхающие у воды.
Красотка-девушка
Стрелка красивая
Стрелка изящная
Чудные названия
У красоток-самок – крылья желтоватые, у самцов – синие.
Стрелки мельче и необычайно тонкие, ломаются, пойманные нелегкой человеческой рукой. Лютки – самые маленькие у наших стрекоз. Все эти названия собирают насекомых, сидящих на стебельках, изредка ловят летающих.
3 группа
есть и третья группа стрекоз – подстерегатели. Разбуженные солнцем, устраиваются на веточках и ждут. Завидев добычу, срывают с листа, ловят ее молниеносно и так же быстро летят обратно. Усаживаются на свой сучок, едят и снова ждут.
Заслуги перед людьми «мошек было такое множество, что воздух казался наполненный ими» - писал один зоолог в начале нашего века. Но вот, рассказывает он, появились стрекозы. Сперва всего несколько штук, потом больше, больше. Через два дня количество их стало так велико, что ясно слышался шум в воздухе от взмахов бесчисленных крыльев. Стрекозы жадно ловили мошек. Прошло еще два дня и уже ни одной мошки нигде не было заметно.
Б) Чтение рассказа «Работяга – стрекоза» ж.Юн.н.№12(90)
- О каком виде стрекоз здесь идет речь?
В) Рождение стрекозы
А. Плешаков «Зел.стр.» с.93
Г) Стрекозы ждут помощи – открытое письмо стрекоз
«Дорогие ребята!
Мы, стрекозы, очень древние насекомые. Когда на земле еще не было ни бабочек, ни птиц, ни зверей (300 млн лет назад), ни цветов, мы уже летали. Мы были очень большие, достигали в размахе крыльев почти метра. Сейчас во всем мире 4500 видов стрекоз. Особенно много нас в жарких странах. Правда, прежние гиганты вымерли, самые большие из нас в размахе крыльев достигают 19 см.
Под натиском человека мы отступаем, загрязняются реки, около которых мы живем. Умирают наши детки – личинки, они могут жить только в чистой воде. С каждым годом нас становится все меньше и меньше.
Помогите нам!
Остановитесь тех, кто собирается помыть в речке грязный мотоцикл или машину, ведь они загрязняют воду.
Не бросайте мусор в водоемы, вспоминайте о наших детках.
Не ловите нас, а наблюдайте за нами.
До встречи Весной.
Стрекозы»
III. Итог. З/Д
Метки: Биология